СИПР на ученика 3 класса
рабочая программа (3 класс)

Моргунова Лилия Александровна

Разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr_zhdanova.docx106.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бутурлинвская основная общеобразовательная школа № 7

«Утверждаю

директор _______________/______./

приказ № ______ от  _____________2019г.»

Специальная индивидуальная программа развития для  Жданова Дмитрия Александровича, ученика 3 класса «А» на 2019-2020 учебный год

Составитель: Моргунова Л.А.

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ 3  КЛАССА «А»

  на 2019-2020уч. год

  1. Структура СИПР.

Содержание

Стр.

1. Индивидуальные сведения о ребёнке

2

2. Психолого-педагогическая характеристика февраль 2019

3-4

3. Индивидуальный учебный план

5-6

4. Содержание образования:

7-8

4.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

9-54

4.2. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

55

4.3 . Нравственное развитие

55

4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

56

5. Внеурочная деятельность (направление, мероприятие, участие)

56-57

6. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

58-59

7. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

58

8. Специалисты, участвующие в реализации программы

59

1.  Индивидуальные сведения о ребёнке.

ФИО ребенка:  Жданов Дмитрий Александрович

Возраст ребенка:  20.10.2009г (10 лет)

Место жительства:  Воронежская область, г. Бутурлиновка, ул. Красная,218

Мать:  Артемьева Надежда Михайловна, лишена родительских прав, в семье не проживает.

Отец: Жданов Александр Михайлович, инвалид 2 группы.

Бабушка: Жданова Валентина Федоровна- опекун

Год обучения в МКОУ  Бутурлиновская ООШ № 7:  1

Класс:3

Характеристика обучающегося февраль 2019 год 

Заключение ПМПК:  нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.  Рекомендовано:  - обучение в образовательной организации по АООП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2) с полным включением в образовательный процесс.  

- в специальных технически средствах обучения коллективного и индивидуального пользования не нуждается.

  - соблюдение охранительного педагогического режима.

  -устное изложение материала необходимо сочетать с наглядными и практическими занятиями

 - подача учебного материала осуществляется небольшими, логически законченными дозами

 -вариативное повторение.

 Занятия с логопедом по формированию устой и письменной речи. Занятия с дефектологом по формированию необходимых для усвоения программного материала умений и навыков . Занятия с психологом по коррекции познавательных процессов. Занятия с педагогом дополнительного образования по программе дополнительного образования социально-бытовой направленности.

2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.

1.Краткие анамнестические данные: ребёнок от 1 беременности, протекавшей на фоне гестоза, токсикоза, анемии. Родился в срок 39-40 недель., путём кесарево сечения, с массой тела 3700 гр..09.12.2009 Д/з  синдром пирамидальной недостаточности, вследствие перинатального поражения ЦНС.28.05.11г. Д/з нарушение психического развития, синдром гиперактивности.28.08.2013 г.-Д/з Регидуально-органическое поражение ЦНС, ЗПРР.

 Соматическое состояние среднее в виду основного заболевания. Психическое состояние: умственная отсталость умеренная.

  Понимает обращенную речь в пределах быта. Инструкции не понимает. Интерес к методикам не проявляет. Цвета не называет. Правильно соотносит только красный. Фигуры треугольник, круг, квадрат соотносит, но не называет. Пирамидку собрал без учета размера. Большой- маленький путает.

 Разрезную картинку из 3 частей, после показа способа выполнения собрал. Из 9 изображений узнал-1. Из 10 слов – 0. Из частей тела показывает только  голову и руки. Пословицы не понимает. В серии картинок сюжет не просматривает. Недостающие части не определяет. Работоспособность не  сформирована. Эмоциональная сфера незрелая. Волевые качества не сформированы.

 У Дмитрия системное недоразвитие речи средней степени, обусловленное умственной отсталостью. Выход из моторной алалии.

 Буквы не знает. Не копирует, не соотносит,. по точкам линии не соединяет. Межстрочное пространство не различает. Трехпальцевый захват развит очень плохо. Цифры не знает. Не пишет. Не соотносит. геометрические фигуры обводит по трафарету. Счёт предметов до 3х.

Требуется постоянный контроль и помощь. Для успешной педагогической работы необходима периодическая помощь врачей-специалистов.

Приоритетные учебные предметы, коррекционные курсы и коррекционно-развивающие занятия:

  1. речь и альтернативная коммуникация;
  2. математические представления;
  3. окружающий природный мир;
  4. окружающий социальный мир;
  5. к/к «Сенсорное развитие».

3. Индивидуальный учебный план.

 

Предмет, коррекционный курс

Груп-повые занятия

Индивидуальные занятия

Учитель

Воспитатель/Тьютор

Учитель-логопед

Учитель физкультуры

Учитель-дефектолог

Учитель музыки/ИЗО

Педагог-психолог

Речь и альтернативная (доп.) коммуникация

2

Математические представления

2

Окружающий природный мир

2

Окружающий социальный мир

2

Человек

2

Адаптивная физкультура

2

Музыка и движение

2

Изобразительная деятельность

3

Домоводство

3

Профильный труд

Коррекционно-развивающие занятия

2

Сенсорное развитие

3

Предметно-практич. действия

3

Двигательное развитие

2

Альтернативная коммуникация

2

Всего:

7

15

0

2

2

3

3

Внеурочная деятельность:

2

  1. Содержание образования.

3.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

адаптированной основной общеобразовательной программы

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.  

1. Язык и речевая практика

1.1. Речь и альтернативная коммуникация.

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
  • Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными[1].

  • Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
  • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
  • использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
  • пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
  • общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

  • Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
  • Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

  • Узнавание и различение образов графем (букв).
  • Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
  • Начальные навыки чтения и письма.

При обучении чтению и письму можно использовать содержание соответствующих предметов АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1).

4.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.

  1. Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация

Импрессивная речь.

Установление контакта 

  • установление зрительного контакта
  •  приветствие собеседника в ответ на его приветствие:
  • словом (привет, доброе утро)
  • фразой (Олеся, привет и др.)

Поддержание контакта 

  • поддержание зрительного контакта
  •  выражение своих желаний:
  • словом  предложением
  • выражение согласия:
  • жестом (кивок головы) словом «Да»

Завершение контакта 

  • прощание с собеседником
  • словом (пока, до свидания)
  • фразой (Олеся, пока и др.)

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.

 Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.

        

 Развитие речи

Импрессивная речь

  • Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
  • Реагирование на собственное имя.

Узнавание (различение)

  • имён членов семьи,
  • учащихся класса,
  • педагогов.

Понимание слов, обозначающих предмет

  • посуда,
  • мебель,
  • игрушки,
  • одежда,
  • обувь,
  • животные,
  • овощи,
  • фрукты,
  • бытовые приборы,
  • школьные принадлежности,
  • продукты,
  • транспорт,
  • птицы

Понимание слов, обозначающих действия предмета

  • пить,
  • есть,
  • сидеть,
  • стоять,
  • бегать,
  • спать,
  • рисовать,
  • играть,
  • гулять

Понимание слов, обозначающих признак предмета

  • цвет,
  • величина,
  • форма

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние

  • громко,
  • тихо,
  • быстро,
  • медленно,
  • хорошо,
  • плохо,
  • весело,
  • грустно

 Понимание слов, указывающих на предмет, его признак

  • я,
  • он,
  • мой,
  • твой
  • Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).

 Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении

  • в,
  • на,
  • под,
  • из,
  • из-за
  • и
  • Понимание простых предложений.
  • Понимание сложных предложений.
  • Понимание содержания текста.

Экспрессивная речь 

  • Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,  звуковых комплексов
  • . Называние (употребление)  простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)
  • Называние собственного имени.

Называние имён

  • членов семьи
  • учащихся класса,
  • педагогов класса

Называние (употребление) слов, обозначающих предмет

  • посуда,
  • мебель,
  • игрушки,
  • одежда,
  • обувь,
  • животные,
  • овощи,
  • фрукты,
  • бытовые приборы,
  • школьные принадлежности,
  • продукты,
  • транспорт,
  • птицы

Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета

  • пить,
  • есть,
  • сидеть,
  • стоять,
  • бегать,
  • спать,
  • рисовать,
  • играть,
  • гулять

Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета

  • цвет,
  • величина,
  • форма

Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние

  • громко,
  • тихо,
  • быстро,
  • медленно,
  • хорошо,
  • плохо,
  • весело,
  • грустно

Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак

  • я,
  • он,
  • мой,
  • твой
  • Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).

Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении

  • в,
  • на,
  • под,
  • из,
  • из-за
  • Называние (употребление) простых предложений.
  • Называние (употребление) сложных предложений.
  • Ответы на вопросы по содержанию текста.
  • Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.
  • Составление рассказа по одной сюжетной картинке.
  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
  • Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях.
  • Составление рассказа о себе.
  • Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

  • Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства).
  • Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства).
  • Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
  • Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
  • Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.).
  • Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
  • Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
  • Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
  • Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.).
  • Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства).
  • Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства).
  • Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства).
  • Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства).
  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства).
  • Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).
  • Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).

Чтение и письмо

Глобальное чтение.

  • Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.
  • Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

  • Узнавание (различение) образов графем (букв).

 Графические действия с использованием элементов графем:

  • обводка,
  • штриховка,
  • печатание букв (слов).

Начальные навыки чтения и письма.

  • Узнавание звука в слоге (слове).
  • Соотнесение звука с буквой.
  • Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове).
  • Называние буквы.
  • Чтение слога (слова).

Написание буквы

  • слога,
  • слова,
  • предложения

Математические представления

Количественные представления

  • Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств.
  • Объединение предметов в единое множество.

 Различение множеств:

  • «один»,
  • «много»,
  • «мало»,
  • «пусто»

 Сравнение множеств:

  • без пересчета,
  • с пересчетом

Преобразование множеств:

  • увеличение,
  • уменьшение,
  • уравнивание множеств
  • Пересчет предметов по единице.
  • Знание отрезка числового ряда 0 – 10
  • Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду.
  • Счет в прямой (обратной) последовательности.

Состав числа

  • 2 из двух слагаемых
  • 3 из двух слагаемых
  • 4 из двух слагаемых
  • 5 из двух слагаемых
  • 6 из двух слагаемых
  • 7 из двух слагаемых
  • 8 из двух слагаемых
  • 9 из двух слагаемых
  • 10 из двух слагаемых.
  • Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10).
  • Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10).
  • Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10).
  • Запись решения задачи в виде арифметического примера.
  • Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10).
  • Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости.

Представления о величине.

  • Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине.

Сравнение двух предметов по величине способом:

  • приложения (приставления),
  • «на глаз»,
  • наложения.
  • Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов.
  • Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию).
  • Различение однородных (разнородных ) предметов по длине.
  • Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине.
  •  Сравнение предметов по ширине.
  • Различение предметов по высоте.
  • Сравнение предметов по высоте.
  • Различение предметов по весу.
  • Сравнение предметов по весу.
  • Узнавание весов, частей весов; их назначение.
  • Различение предметов по толщине.
  • Сравнение предметов по толщине.
  • Различение предметов по глубине.
  • Сравнение предметов по глубине.
  • Измерение с помощью мерки.
  • Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение.
  •  Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.

Представление о форме.

  • Соотнесение формы предмета с геометрическими телами.  фигурой.

Узнавание (различение) геометрических фигур:

  • треугольник,
  • квадрат,
  • круг,
  • прямоугольник,
  • точка,
  • линия (прямая, ломаная),
  • отрезок.
  • Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой.
  • Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).

Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник)

  • из 2-х частей.
  • из 3-х, частей.
  • из 4-х частей.
  • Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).
  • Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии).
  • Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам.
  • Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг).
  • Измерение отрезка.

Пространственные представления.

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении):

  • верх (вверху),
  • низ (внизу),
  • перед (спереди),
  • зад (сзади),
  • правая (левая) рука (нога, сторона тела).

Определение месторасположения предметов в пространстве:

  • близко (около, рядом, здесь),
  • далеко (там),
  • сверху (вверху),
  • снизу (внизу),
  • впереди,
  • сзади,
  • справа,
  • слева,
  • на,
  • в,
  • внутри,
  • перед,
  • за,
  • над,
  • под,
  • напротив,
  • между,
  • в середине,
  • в центре.

Перемещение в пространстве в заданном направлении:

  • вверх,
  • вниз,
  • вперёд,
  • назад,
  • вправо,
  • влево.

Ориентация на плоскости:

  • вверху (верх),
  • внизу (низ),
  • в середине (центре),
  • справа,
  • слева,
  • верхний (нижний, правый, левый) край листа,
  • верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа,
  • верхний (нижний) правый (левый) угол.
  •  Составление предмета (изображения) из нескольких  частей.

Составление ряда из предметов (изображений):

  • слева направо,
  • снизу вверх,
  • сверху вниз.

Определение отношения порядка следования: первый,

  • последний,
  • крайний,
  • перед,
  • после,
  • за,
  • следующий за,
  • следом,
  • между.
  • определение, месторасположения предметов в ряду.

Временные представления.

  • Узнавание (различение) частей суток.
  • Знание порядка следования частей суток.
  • Узнавание (различение) дней недели.
  • Знание последовательности дней недели.
  • Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра.

Соотнесение деятельности с временным промежутком:

  • сейчас,
  • потом,
  • вчера,
  • сегодня,
  • завтра,
  • на следующий день,
  • позавчера,
  • послезавтра,
  • давно,
  • недавно.
  • Различение времен года.
  • Знание порядка следования сезонов в году.
  • Узнавание (различение) месяцев.
  • Знание последовательности месяцев в году.

Окружающий природный мир

Растительный мир.

  • Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава).
  • Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).
  • Знание значения частей растения

 Узнавание (различение) деревьев

  • берёза,
  • дуб,
  • клён,
  • ель,
  • осина,
  • сосна,
  • ива

 Знание строения дерева

  • ствол,
  • корень,
  • ветки,
  • листья

Узнавание (различение) плодовых деревьев

  • вишня,
  • яблоня,
  • груша,
  • слива
  • Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев.
  • Знание значения деревьев в природе и жизни человека.

Узнавание (различение) кустарников

  • орешник,
  • шиповник,
  • крыжовник,
  • смородина,
  • боярышник
  • Знание особенностей внешнего строения кустарника.

Узнавание (различение) фруктов по внешнему виду (вкусу, запаху).

  • яблоко,  
  • банан,
  • лимон,
  • апельсин,
  • груша,
  • мандарин,
  • персик,
  • абрикос,
  • киви
  • Различение съедобных и несъедобных частей фрукта.
  • Знание значения фруктов в жизни человека.
  • Знание способов переработки фруктов.

Узнавание (различение) овощей по внешнему виду (вкусу, запаху).

  • лук,
  • картофель,
  • морковь,
  • свекла,
  • репа,
  • редис,
  • тыква,
  • кабачок,
  • перец.

Узнавание (различение) ягод по внешнему виду (вкусу, запаху).

  • смородина,
  • клубника,
  • малина,
  • крыжовник,
  • земляника,
  • черника,
  • ежевика,
  • голубика,
  • брусника,
  • клюква

Узнавание (различение) грибов по внешнему виду.

  • белый гриб,
  • мухомор,
  • подберёзовик,
  • лисичка,
  • подосиновик,
  • опенок,
  • поганка,
  • Знание строения гриба (ножка, шляпка).
  •  Различение съедобных и несъедобных грибов.

Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений

  • астра,
  • гладиолус,
  • георгин,
  • тюльпан,
  • нарцисс,
  • роза,
  • лилия,
  • пион,
  • гвоздика

Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений

  • ромашка,
  • фиалка,
  • колокольчик,
  • лютик,
  • василек,
  • подснежник,
  • ландыш
  • знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок).

Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений

  • петрушка,
  • укроп,
  • базилик,
  • кориандр,
  • мята,
  • одуванчик,
  • подорожник,
  • крапива
  • Знание значения трав в жизни человека.

Узнавание (различение) лекарственных

растений

  • зверобой,
  • ромашка,
  • календула
  • знание значения лекарственных растений в жизни человека.

 Узнавание (различение) комнатных растений

  • герань,
  • кактус,
  • фиалка,
  • фикус
  • знание строения растения.
  • знание особенностей ухода за комнатными растениями.

Узнавание (различение) зерновых культур по внешнему виду.

  • пшеница,
  • просо,
  • ячмень,
  • рожь,
  • кукуруза,
  • горох,
  • фасоль,
  • бобы
  • знание значения зерновых культур в жизни человека.

Животный мир.

  • Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши).
  • Знание основных признаков животного.
  • Установление связи строения тела животного с его образом жизни.
  • Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака).
  • Знание питания домашних животных.
  • Объединение животных в группу «домашние животные».
  • Знание значения домашних животных в жизни человека.
  • Уход за домашними животными.
  •  Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).
  • Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр).
  • Знание питания диких животных.
  • Объединение диких животных в группу «дикие животные».
  • Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).
  • Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж).
  • .Знание строения птицы.
  • Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни.
  • Знание питания птиц.
  • Узнавание (различение) домашних птиц (курица(петух), утка, гусь, индюк).
  • Знание особенностей внешнего вида птиц.
  • Знание питания птиц.
  • Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы».
  • Знание значения домашних птиц в жизни человека.
  • Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок).
  • Узнавание (различение)зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова).
  • Узнавание (различение)перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль).
  • Знание питания птиц.
  • Объединение перелетных  птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы».
  • Узнавание (различение)водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан).
  • Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры).
  •  Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни.
  • Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука).
  • Узнавание (различение)речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан).
  • Знание способов передвижения насекомых.
  • Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка).
  • Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки).
  • Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).

Объекты природы

  • Узнавание Солнца.
  • Знание значения солнца в жизни человека и в природе.
  • Узнавание Луны.
  • Знание знаменитых космонавтов
  • Узнавание изображения Земли из космоса.
  • Узнавание глобуса – модели Земли.
  • Знание значения воздуха в природе и жизни человека.
  • Различение земли, неба.
  • Определение месторасположения земли и неба.
  • Определение месторасположения объектов на земле и небе.
  • Узнавание (различение) форм земной поверхности.
  • Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса.
  • Знание значения леса в природе и жизни человека.
  • Различение растений (животных) леса.
  • Соблюдение правил поведения в лесу.
  • Узнавание луга.
  • Узнавание луговых цветов.
  • Узнавание воды.
  • Знание свойств воды.
  • Знание значения воды в природе и жизни человека.
  • Узнавание реки.
  • Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека.
  • Соблюдение правил поведения на реке.
  • Соблюдение правил поведения на озере (пруду).
  • Узнавание огня.
  • Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное).
  • Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.

Временные представления.

  • Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь).
  • Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь).
  • Соотнесение частей суток с видами деятельности.
  • Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней.
  • Различение выходных и рабочих дней.
  • Узнавание (различение) месяцев.
  • Представление о годе как о последовательности 12 месяцев.
  • Соотнесение месяцев с временами года.
  • Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам.
  • Представление о годе как о последовательности сезонов.
  • Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года.
  • Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года.
  • Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года.
  • Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер).
  • Соотнесение явлений природы с временем года.

Человек

Представления о себе.

  • Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки).
  • Узнавание (различение) частей тела (голова ,волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка).
  • Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы).
  • Знание назначения частей лица.
  • Называние своего имени и фамилии.
  • Называние своего возраста (даты рождения).
  • Сообщение сведений о себе.
  • Рассказ о себе

Гигиена тела.

  • Регулирование напора струи воды.
  • Вытирание рук полотенцем.

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук:

  • открывание крана,
  • регулирование напора струи и температуры воды,
  • намачивание рук,
  • намыливание рук,
  • смывание мыла с рук,
  • закрывание крана, вытирание рук
  • подстригание ногтей ножницами.
  • вытирание лица.

 Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица:

  • открывание крана,
  • регулирование напора струи и температуры воды,
  • набирание воды в руки,
  • выливание воды на лицо,
  • протирание лица,
  • закрывание крана,
  • вытирание лица.
  • Чистка зубов.
  • Полоскание полости рта

Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта:

  • открывание тюбика с зубной пастой,
  • намачивание  щетки,
  • выдавливание зубной пасты на зубную щетку,
  • чистка зубов,
  • полоскание рта,
  • мытье щетки,
  • закрывание тюбика с зубной пастой.
  • Расчесывание волос.  

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос:

  • намачивание волос,
  • намыливание волос,
  • смывание шампуня с волос,
  • вытирание волос.
  • расчесывание волос.
  • Мытье ушей.
  • Чистка ушей.
  • Вытирание ног.

 Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног,

  • намыливание ног,
  • смывание мыла,
  • вытирание ног.

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой,

  • намыливание частей тела,
  • смывание мыла,
  • вытирание тела.
  • гигиена  интимной зоны.

Обращение с одеждой и обувью.

Узнавание (различение) предметов одежды:

  • пальто (куртка, шуба, плащ),
  • шапка, шарф, варежки (перчатки),
  • свитер (джемпер, кофта),
  • рубашка (блузка, футболка),
  • майка,
  • трусы,
  • юбка (платье),
  • брюки (джинсы, шорты),
  • носки (колготки).
  • Знание назначения предметов одежды.

Узнавание (различение) деталей предметов одежды:

  • пуговицы (молнии, заклепки),
  • рукав (воротник, манжеты).
  • Знание назначения деталей предметов одежды.

 Узнавание (различение) предметов обуви:

  • сапоги (валенки),
  • Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая).
  • Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная).
  • Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок).
  • Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов).
  • Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий.
  • Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная).
  • Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия.
  • Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).
  • Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка).
  • Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог).
  •  Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка).
  • Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например: надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты).
  •  Контроль своего внешнего вида.
  • Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды.
  • Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка).
  • Выворачивание одежды.

Туалет.

  • Сообщение  о желании сходить в туалет.
  •  Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды.
  • Пользование туалетной бумагой.
  • Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.

П             Прием пищи.

  • Сообщение о желании пить.
  • Питье через соломинку.
  • Питье из кружки (стакана)
  • Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть.
  • Еда руками.
  • Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи,
  • Использование ножа и вилки во время приема пищи:
  • Использование салфетки во время приема пищи.
  • Накладывание пищи в тарелку.

Семья.

  • Узнавание (различение) членов семьи
  • Узнавание (различение) детей и взрослых.
  • Определение своей социальной роли в семье.
  • Различение  социальных ролей членов семьи.
  • Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи.
  • Представление о профессиональной деятельности членов семьи.
  • Рассказ о своей семье.

Домоводство

Покупки.

  • Планирование покупок.
  • Выбор места совершения покупок.
  • Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др.
  • Нахождение нужного товара в магазине.
  • Складывание покупок в сумку.
  • Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту,
  • ожидание во время пробивания кассиром товара,
  • оплата товара,
  • предъявление карты скидок кассиру, получение чека и сдачи,
  • складывание покупок в сумку.
  • Раскладывание продуктов в места хранения.

Обращение с кухонным инвентарем.

Обращение с посудой.

Различение предметов посуды для сервировки стола

  • тарелка,
  • стакан,
  • кружка,
  • ложка,
  • вилка,
  • нож

для приготовления пищи

  • кастрюля,
  • сковорода
  • чайник,
  • половник,
  • нож

Узнавание (различение) кухонных принадлежностей

  • терка,
  • венчик,
  • овощечистка,
  • разделочная доска,
  • шумовка,
  • дуршлаг,
  • половник,
  • лопаточка,
  • пресс для чеснока,
  • открывалка

Различение чистой и грязной посуды.

  • Очищение остатков пищи с посуды.
  • Замачивание посуды.
  • Протирание посуды губкой.
  • Чистка посуды.
  • Ополаскивание посуды.
  • Сушка посуды.
  • Соблюдение последовательности действий при мытье  и сушке посуды:
  • очищение посуды от остатков пищи,
  • замачивание посуды,
  • намыливание посуды моющим средством,
  • чистка посуды,
  • ополаскивание,
  • сушка.

Обращение с бытовыми приборами.

Различение бытовых приборов по назначению

  • миксер,
  • электрический чайник,
  • холодильник

Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.

  • Соблюдение последовательности действий при пользовании электробытовым прибором.
  • Мытье бытовых приборов.
  • Хранение посуды и бытовых приборов.
  • Накрывание на стол. 
  • Выбор посуды и столовых приборов.
  • Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола.

Соблюдение последовательности действий при сервировке стола:

  •  накрывание стола скатертью,
  • расставление посуды,
  • раскладывание столовых приборов,
  • раскладывание салфеток,
  • расставление солонок и ваз,
  • расставление блюд.

Приготовление пищи.

Приготовление блюда.

Подготовка к приготовлению блюда.

  • Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи.
  • Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда.
  • Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда.
  • Обработка продуктов.
  • Мытье продуктов.
  • Чистка овощей.
  • Перемешивание продуктов
  • Ложкой
  • миксером,

Уход за вещами

Ручная стирка.

Соблюдение последовательности действий при ручной стирке:

  • Наполнение емкости водой.
  • Выбор моющего средства.
  • Отмеривание необходимого количества моющего средства.
  • Замачивание белья.
  • Застирывание белья.
  • Полоскание белья.
  • Выжимание белья.
  • Вывешивание белья на просушку.

 Складывание белья и одежды.

  • Вывешивание одежды на «плечики».
  • Чистка одежды.
  • Уход за обувью.

 Соблюдение последовательности действий при мытье обуви:

  • намачивание и отжимание тряпки,
  • протирание обуви влажной тряпкой,
  • протирание обуви сухой тряпкой.
  • Просушивание обуви.

Соблюдение последовательности действий при чистке обуви:

  • открывание тюбика с кремом,
  • нанесение крема на ботинок,
  • распределение крема по всей поверхности ботинка,
  • натирание поверхности ботинка,
  • закрывание тюбика с кремом.

Уборка помещения.

Уборка мебели.

  • Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора.
  • Вытирание поверхности мебели.

 Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели:

  • наполнение таза водой,
  • приготовление тряпок,
  • добавление моющего средства в воду,
  • уборка предметов с поверхности,
  • вытирание поверхности,
  • вытирание предметов интерьера,
  • раскладывание предметов интерьера по местам,
  • выливание использованной воды.

Уборка пола.

Соблюдение последовательности действий при подметании пола:

  • сметание мусора в определенное место,
  • заметание мусора на совок,
  • высыпание мусора в урну.

 

Соблюдение последовательности действий при мытье пола:

  • наполнение емкости для мытья пола водой,
  • добавление моющего средства в воду
  • намачивание и отжимание тряпки,
  • мытье пола, выливание использованной воды,
  • просушивание мокрых тряпок

Уборка территории.

Уборка бытового мусора.

  • Подметание территории.
  • Сгребание травы и листьев.

Уборка снега:

  • сгребание,
  • перебрасывание снега.
  • Уход за уборочным инвентарем.

Окружающий социальный мир

Школа.

  • Узнавание (различение) помещений школы.
  • Знание назначения помещений школы.
  • Нахождение помещений школы.
  • Знание профессий людей, работающих в школе.
  • Соотнесение работника школы с его профессией.
  • Узнавание (различение) участков школьной территории.
  • Знание назначения участков школьной территории.
  • Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы.
  • Узнавание (различение) зон класса.
  • Знание назначения зон класса.
  • Знание (соблюдение) распорядка школьного дня.
  • Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования.
  • Знание назначения школьных принадлежностей.
  • Представление о себе как члене коллектива класса.
  • Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду.
  • Знание положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств).
  • Умение выражать свой интерес к другому человеку.

Квартира, дом, двор.

  • Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
  • Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом.
  • Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка,).
  • Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон).
  • Знание функционального назначения помещений квартиры.
  • Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного).
  • Написание своего домашнего адреса. Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон).
  • Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе.
  • Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме.
  • Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме.
  •  Представление о вреде, который приносят вредные насекомые.
  • Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник.
  • Узнавание (различение) часов (механические (наручные, настенные), электронные (наручные, настенные).

Предметы быта.

  • Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, блендер, электрический чайник, фен,).
  • Знание назначения электроприборов.
  • Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.
  • Узнавание (различение) предметов мебели(стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).
  • Знание назначения предметов мебели.
  • Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).
  • Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).
  • Знание назначение предметов посуды.
  • Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка).
  • Знание назначение кухонного инвентаря.
  • Узнавание (различении) предметов интерьера(светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи).
  • Знание назначения предметов интерьера.
  • Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы).

Продукты питания.

  • Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус.  
  • Узнавание упаковок с напитком.
  • Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус.
  • Узнавание упаковок с молочным продуктом.
  •  Знание правил хранения молочных продуктов.
  •  Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш).
  • Узнавание (различение)рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш.
  • Знание правил хранения рыбных продуктов.
  • Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки,  сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки).
  • Знание правил хранения мучных изделий.
  • Узнавание (различение)круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые).
  • . Знание правил хранения круп и бобовых.
  • Узнавание (различение)кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад).
  • Знание правил хранения кондитерских изделий.

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

  • Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает).  

Узнавание (различение) видов бумаги

  • по плотности (альбомный лист, картон ),
  • по фактуре (глянцевая, бархатная и др.).
  • Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга ).
  • Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит).
  • Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор).
  • Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость).
  • Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.).
  • Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость).
  • Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.).
  • Знание свойств металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде).
  • Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.).
  • Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся).
  • Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.).
  • Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла).
  • Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость).
  • Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).

Город.

  • Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), жилой дом.
  • Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон).
  • Знание особенностей деятельности людей разных профессий.
  • Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах.
  • Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар).
  • Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор).
  • Знание (соблюдение) правил перехода улицы.
  • Знание (соблюдение) правил поведения на улице.

Транспорт.

  • Знание назначения наземного транспорта.
  • Узнавание (различение) составных частей наземного транспортного средства.
  • Узнавание (различение) воздушного транспорта.
  • Знание назначения воздушного транспорта.
  • Узнавание (различение) водного транспорта. Знание назначения водного транспорта.
  • Узнавание (различение) космического транспорта.
  • Знание назначения космического транспорта.
  • Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте.
  • Узнавание (различение) общественного транспорта.
  • Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте.
  • Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина).
  • Знание назначения специального транспорта.
  • Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте.
  • Соотнесение деятельности с профессией.
  • Знание места посадки и высадки из автобуса.
  • Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.).

Традиции, обычаи.

Знание традиций и атрибутов праздников

  • Новый Год,
  • День Победы,
  • 8 марта,
  • Масленица,
  • 23 февраля,
  • Пасха
  • Знание школьных традиций.

Знание символики и атрибутов православной церкви

  • храм,
  • икона,
  • крест,
  • Библия,
  • свеча,
  • ангел
  • Знание нравственных традиций, принятых в православии.

Страна.

  • Знание названия государства, в котором мы живем.
  • Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн).
  • Узнавание президента РФ (на фото, видео).
  • Знание государственных праздников. Знание названия столицы России.
  • Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь, ) на фото, видео.
  • Знание названий городов России
  • Знание (различение) документов, удостоверяющих личность гражданина России (паспорт, свидетельство о рождении).
  • Знание выдающихся людей России.

Музыка и движение

Слушание

Слушание (различение)

  • тихого и громкого звучания музыки.
  • Определение начала и конца звучания музыки.

Слушание (различение)

  • быстрой,
  • умеренной,
  • медленной музыки.

Слушание (различение)

  • колыбельной песни
  • марша.

Слушание (различение)

  • веселой и грустной  музыки.
  • Узнавание  знакомой песни.
  • Определение характера музыки.
  • Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах.

Слушание (различение)

  • сольного и хорового исполнения произведения.
  • Слушание (узнавание) оркестра (народных инструментов, симфонических и др.), в исполнении которого звучит музыкальное произведение.

Пение.

  • Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни.
  • Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов.
  • Подпевание повторяющихся интонаций припева песни.
  • Пение слов песни
  • Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков.
  • Пение в хоре.

Различение

  • запева,
  • припева
  • вступления к песне.

Игра на музыкальных инструментах.

Слушание (различение)

  • контрастных по звучанию музыкальных инструментов,
  • сходных по звучанию музыкальных инструментов.
  • Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд.
  • Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте.
  • Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте.
  • Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте.
  • Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте.
  • Игра в ансамбле.

Движение под музыку.

  • Топанье под музыку.
  • Хлопки в ладоши под музыку.
  • Покачивание с одной ноги на другую.
  • Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании.
  • Движения: ходьба,  бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного характера.

 Выполнение под музыку действия с предметами:

  • наклоны предмета в разные стороны,
  • опускание/поднимание предмета,
  • подбрасывание/ловля предмета,
  • взмахивание  предметом

Выполнение движений разными частями тела под музыку:

  • «фонарики»,
  • «пружинка»,
  • наклоны головы
  • Соблюдение последовательности  простейших танцевальных движений.
  • Имитация  движений  животных.
  • Выполнение движений, соответствующих словам песни.
  • Движение в хороводе.
  • Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе.
  • Ритмичная ходьба под музыку.

Изменение движения

  • при изменении метроритма произведения,
  • при чередовании запева и припева песни,
  • при изменении силы звучания.
  • Выполнение танцевальных  движений в паре с другим танцором.
  • Имитация (исполнение) игры на музыкальных инструментах.

Изобразительная деятельность

Лепка.

Узнавание (различение) пластичных материалов:

  • пластилин,
  • тесто,
  • глина.

 Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами:

  • стека,
  • нож,
  • скалка,
  • форма,
  • штамп.
  • Разминание пластилина (теста, глины).
  • Раскатывание теста (глины) скалкой.
  • Отрывание  кусочка  материала от целого куска.
  • Откручивание  кусочка материала от целого куска.
  • Отщипывание кусочка материала от целого куска.
  • Отрезание кусочка материала стекой.
  • Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура)
  • .Катание колбаски на доске (в руках).
  • Катание  шарика на доске (в руках).
  • получение формы путем выдавливания формочкой.
  • Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом.).
  • Сгибание колбаски в кольцо.
  • Закручивание колбаски в жгутик.
  • Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок.
  • Проделывание отверстия в детали.
  • Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами).
  • Скручивание колбаски (лепешки, полоски).
  • Защипывание краев детали.
  • Соединение деталей  изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием).
  • Лепка предмета из одной (нескольких) частей.
  • Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.).
  • Нанесение декоративного материала на изделие.
  • Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка.
  • Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента.

Аппликация.

Узнавание (различение) разных видов бумаги:

  • цветная бумага,
  • картон, фольга,
  • салфетка

 Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации:

  • ножницы,
  • трафарет,
  • дырокол
  • Сминание бумаги.
  • Отрывание бумаги заданной формы (размера).
  • Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали).
  • Скручивание листа бумаги.
  • Намазывание всей (части) поверхности клеем.

 Разрезание бумаги ножницами:

  • выполнение надреза,
  • разрезание листа бумаги.
  • Вырезание по контуру
  • Сборка изображения объекта из нескольких деталей.
  • Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой.
  • Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.

 Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации:

  • заготовка деталей,
  • сборка орнамента способом чередования объектов,
  • намазывание деталей клеем,
  • приклеивание деталей к фону.

Рисование.

Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования:

  • краски,
  • мелки,
  • карандаши,
  • фломастеры,
  • палитра,
  • мольберт,
  • кисти,
  • емкость для воды.

 Соблюдение последовательности действий при работе с красками:

  • опускание кисти в баночку с водой,
  • снятие лишней воды с кисти,
  • обмакивание ворса кисти в краску,
  • снятие лишней краски о край баночки,
  • рисование на листе бумаги,
  • опускание кисти в воду

Освоение приемов рисования кистью:

  • прием касания,
  • прием примакивания,
  • прием наращивания массы.
  • Выбор цвета для рисования.
  • Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.
  • Рисование точек.
  • Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий.
  • Соединение точек.

 Рисование геометрической фигуры

  • Круг
  • Овал
  • Квадрат
  • Прямоугольник
  • Треугольник
  • Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура).
  • Заполнение контура точками.
  • Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка.

 Рисование контура предмета

  • по контурным линиям
  • по опорным точкам,
  • по трафарету,
  • по шаблону,
  • по представлению
  • Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета.
  • Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента.
  • Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами.
  • Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате).
  • Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу.
  • Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка.
  • Рисование приближенного и удаленного объекта.
  • Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка.
  • Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению).

Рисование с использованием нетрадиционных техник:

  • монотипии, «по - сырому»,
  • рисования с солью,

Адаптивная физкультура

Физическая подготовка

Лыжная подготовка.

  • Узнавание (различение) лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки).
  • Транспортировка лыжного инвентаря.

 Соблюдение последовательности действий при креплении ботинок к лыжам:

  • удержание лыжи,
  • поднесение носка лыжного ботинка к краю крепления,
  • вставление носка лыжного ботинка в крепление,
  • подъем пятки.
  • Чистка лыж от снега.
  • Стояние на параллельно лежащих лыжах.

Выполнение ступающего шага:

  • шаговые движения на месте,
  • продвижение вперед приставным шагом,
  • продвижение в сторону приставным шагом.

 Соблюдение последовательности действий при подъеме после падения из положения «лежа на боку»:

  • приставление одной ноги к другой,
  • переход в положение «сидя на боку» (опора на левую руку),
  • сгибание правой ноги в колене,
  • постановка левой ноги с опорой на поверхность, подъем в положение «стоя» с опорой на левую руку.
  • Выполнение поворотов, стоя на лыжах: вокруг пяток лыж (носков лыж), махом.
  • Выполнение скользящего шага без палок: одно (несколько) скольжений.
  • Выполнение попеременного двухшажного хода.
  • Выполнение бесшажного хода. Преодоление подъемов ступающим шагом («лесенкой», «полуелочкой», «елочкой»).
  • Выполнение торможения при спуске со склона нажимом палок («полуплугом», «плугом», падением).

Построения и перестроения.

Принятие исходного положения для построения и перестроения:

  • основная стойка,
  • стойка «ноги на ширине плеч»
  • «ноги на ширине ступни».
  • Построение в колонну по одному,
  • в одну шеренгу,
  • перестроение из шеренги в круг
  • .Размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед.
  • Повороты на месте в разные стороны.
  • Ходьба в колонне по одному, по двое.
  • Бег в колонне.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения. 

Дыхательные упражнения:

  • произвольный вдох (выдох) через рот (нос),
  • произвольный вдох через нос (рот),
  • выдох через рот(нос).
  • Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев.
  • Противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя руками),
  • пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно).
  • Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке.
  • Круговые движения кистью.
  • Сгибание фаланг пальцев.

Одновременные (поочередные) движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя», «лежа» на боку, на спине, на животе:

  • вперед,
  • назад,
  • в стороны,
  • вверх,
  • вниз,
  • круговые движения.
  • Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам».
  • Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз).
  • Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения.
  • Поднимание головы в положении «лежа на животе».
  • Наклоны туловища вперед (в стороны, назад).
  • Повороты туловища вправо (влево).
  • Круговые движения прямыми руками вперед (назад).
  • Наклоны туловища в сочетании с поворотами.
  • Стояние на коленях.
  • Ходьба с высоким подниманием колен.
  • Хлопки в ладони под поднятой прямой ногой.

Движения стопами:

  • поднимание,
  • опускание,
  • наклоны,
  • круговые движения.
  • приседание.
  • ползание на четвереньках.

 Поочередные (одновременные) движения ногами:

  • поднимание (отведение) прямых (согнутых) ног,
  • круговые движения.
  • Переход из положения «лежа» в положение «сидя» (из положения «сидя» в положение «лежа»).
  • Ходьба по доске, лежащей на полу.

Ходьба по гимнастической скамейке:

  • широкой (узкой) поверхности гимнастической скамейки,
  • ровной (наклонной) поверхности гимнастической скамейки,
  • движущейся поверхности, с предметами (препятствиями).
  • Прыжки на двух ногах (с одной ноги на другую).
  • Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке.

Движение руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости:

  • отведение рук в стороны,
  • поднимание вверх и возвращение в исходное положение,
  • поочередное поднимание ног вперед, отведение в стороны.
  • Отход от стены с сохранением правильной осанки. 

Ходьба и бег.

  • Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в стороны).
  • Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем вверх.
  • Ходьба ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, приседе.
  • Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе.
  • Ходьба с изменением темпа, направления движения.
  • Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе.
  • Бег с изменением темпа и направления движения.
  • Преодоление препятствий при ходьбе (беге).
  • Бег с высоким подниманием бедра (захлестыванием голени, приставным шагом).

Прыжки.

Прыжки:

  • на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук),
  • прыжки с продвижением вперед (назад, вправо, влево).
  • прыжки на одной ноге на месте,
  • прыжки с продвижением вперед (назад, вправо, влево).
  • перепрыгивание с одной ноги на другую на месте,
  • прыжки с продвижением вперед.
  • прыжки в длину с места,
  • прыжки с разбега.
  • прыжки в высоту,

Ползание, подлезание, лазание, перелезание.

  • Ползание на животе, на четвереньках.
  • Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках.
  • Лазание по гимнастической стенке
  • вверх (вниз, в стороны),
  • по наклонной гимнастической скамейке вверх (вниз),
  • через препятствия, по гимнастической сетке вправо (влево),
  • Перелезание через препятствия.

Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза.

  • Передача предметов в шеренге (по кругу, в колонне).
  • Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку).
  • Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками.
  • Бросание мяча на дальность.
  • Сбивание предметов большим (малым) мячом.
  • Броски (ловля) мяча в ходьбе (беге).
  • Метание в цель (на дальность).
  • Перенос груза.

Предметно-практические действия

Действия с материалами

- разминание материала

- сминание материала (бумага)

- разрывание материала (бумага)

- размазывание материала

- переливание материала (вода) двумя руками из одной емкости в другую

- пересыпание материала (крупа) двумя руками из одной емкости в другую

- наматывание нити на клубок (шпагата, шерстяной нити)

Действия с предметами

- сжимание предмета:

  • мокрая губка
  • прищепка
  • пинцет

- нанизывание предметов на нить

- вставление предметов (мелких деталей мозаики в отверстия)

- вращение предмета (открывание и закрывание пластиковых бутылок)

- закрывание предмета:

  • коробок
  • банок (с капроновыми крышками)

4.2. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

Учитель начальных классов – ____________

Учитель музыки, изо ____________________

Учитель физкультуры, психолог – _________________

4.3. Нравственное развитие.

  • Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения.
  • Умение выражать свои желания, делая выбор.
  • Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре.

  1.  Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.

  • Выбрасывать мусор в урну или контейнер для мусора
  • Не включать без разрешения газ, электроприборы, бытовую технику
  • Не расходовать воду понапрасну, своевременно закрывай кран с водой
  • Поливать комнатные растения, ухаживай за домашними животными
  • Экономить электроэнергию, выключать своевременно свет
  • Во время прогулки не вставать в обуви на скамейку, где сидят другие люди
  • Не подбирать чужие вещи, которые лежат на тротуаре, в траве, на скамейке

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.

Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе.

Знание правил здорового питания.

Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.

Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.

Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

5. Внеурочная деятельность.

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка

Участие ребенка в мероприятии

День знаний

присутствие на торжественной линейке

День здоровья

коллективные игры на свежем воздухе

Мы-против террора

изготовление рисунка

«Праздник Осени»

подготовка к мероприятию:

участие в празднике

День учителя

изготовление поздравительных открыток, короткий стих, песня, танец

Культура питания – основа правильного воспитания

подготовка к мероприятию: изготовление открытки

Новогодний праздник

подготовка к мероприятию: изготовление вместе с мамой елки из бросового материала , участие в новогоднем празднике

«Масленица»

8 марта

подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, приготовление поздравительной открытки для мамы

День воды

подготовка к мероприятию, изготовление украшений, оформление холла

«Веселые старты»

участие в спортивных эстафетах

Игра

игры с мячом, настольные дидактические игры «Лото», «Домино», игры в сенсорной комнате, подвижные игры в спортивном зале

Прогулки на улице

игры с мячом подвижные игры, экскурсия в лес, парк

Последний учебный день

присутствие на торжественной линейке, праздничном завтраке, участие в работе станций

6. Необходимые технические средства и

 дидактические материалы.

  • Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями.
  • Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам:  «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».
  • Набор пиктограмм;
  • «Нумикон», «Колорама», конструктор «Лего», логические блоки Дьенеша, «Почтовый ящик», набор предметов для группировки по цвету, форме и  величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.
  • Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик  «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
  • Гимнастические мячи большого и среднего размера, маты, кегли, теннисные мячи, футбольный мяч, баскетбольный мяч, трехколесный велосипед, лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки, батут, шведская стенка, шариковый бассейн, подвесные качели.
  • Музыкальные инструменты (маракас, бубен, бубенцы, румба, барабан, палочки, пианино, гитара, флейта), музыкальный центр, аудиозаписи.
  • Компьютер, проектор, презентации, видеозаписи, экран для проектора.

7. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Условные обозначения

Уровни самостоятельности при выполнении заданий

- не выполняет задание

-

- выполняет задание со значительной помощью

зп

- выполняет задание с частичной помощью

чп

- выполняет задание по подражанию

п

- выполняет задание по образцу

о

- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки

сш

- выполняет задание самостоятельно (без ошибок)

+

Реакция на воздействия  

- негативная реакция

нг

- нейтральная реакция

нр

- положительная реакция

пр

8. Участники образовательного процесса:

Учитель индивидуального обучения _______________________

Учитель музыки, изо ____________________

Учитель физкультуры, психолог ______________________

Родители: ___________________________________


[1]Навыки пользования средствами альтернативной коммуникации формируются в рамках коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)

В соответствии с учебным планом специальных (  коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, с отклонениями в развитии ( для детей с ограниченными возможностями здоровья) реализуется...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)

Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Адаптированная раб...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)

Данная программа разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающегося с расстройствами аутистического спе...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 2 КЛАССА

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 2 КЛАССА (ОВЗ)...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 3 КЛАССА

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР)ОБУЧАЮЩЕГОСЯ   3   КЛАССА...

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) обучающегося 2 класса

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  на ос...

математика 3 класс "Школа России" тема «Приёмы письменных вычислений»При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников класса, все учащиеся которого имеют положительную мо

урок математики в 3 классе по теме "Приемы письменных вычислений".При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности...