Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) (вариант 2). Класс обучения: 5
методическая разработка
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) (класс: 5) может быть рекомендована для использования специалистами образовательных организаций, реализующих "Адаптировпнные основные образовательные программы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sipr_5_klass.docx | 106.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2). Класс обучения: 5
Реализуется в рамках ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) на 2024/2025 учебный год.
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на обучение и воспитание ребенка по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей со сложной структурой дефекта с учетом его особых образовательных потребностей.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана
в соответствии с нормативными документами:
Федерального закона от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Минпросвещения России от № 1026;
Приказа Минпросвещения от № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения до 1 сентября 2021 года);
Приказа Минпросвещения от № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Минобрнауки России от № 1599;
СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача России от № 28;
Учебного плана ГКОУШИ г. Поронайска;
Положения о рабочей программе ГКОУШИ г. Поронайска.
Целью СИПР является, обретение обучающимся жизненных компетенций, которые позволяют достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.
Воспитательные задачи направлены на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности обучающегося, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении обучающегося, а также воспитания положительных личностных качеств, положительной мотивации к обучению.
Коррекционно-развивающие задачи направлены на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров.
Образовательные задачи направлены на обучение обучающегося способам усвоения общественного опыта, развитие его познавательной активности, формирование всех видов (учебной, трудовой, игровой) деятельности, характерных для данного возрастного периода.
- Индивидуальный учебный план на 2024/2025 учебный год
Предметные области | Учебные предметы | Индивидуальные занятия | Индивидуальные занятия | |||
Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в год | Учитель | Учитель-логопед | Педагог-психолог | ||
Речь и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | 1 | 34 | 1 | ||
Математика | Математические представления | 1 | 34 | 1 | ||
Окружающий мир | Окружающий природный мир | 1 | 34 | 1 | ||
Окружающий социальный мир | 1 | 34 | 1 | |||
Человек | 1 | 34 | 1 | |||
Домоводство | 1 | 34 | 1 | |||
Физическая культура | Адаптивная физкультура | 1 | 34 | 1 | ||
Искусство | Музыка и движение | 1 | 34 | 1 | ||
Изобразительная деятельность | 2 | 68 | 2 | |||
Коррекционный курс | Развитие психомоторики и сенсорных процессов | 2 | 68 | 1 | 1 | |
Итого | 12 | 408 | 8 | 1 | 3 |
- Содержание образования в условиях организации и семьи
Формирование базовых учебных действий
Содержание | |
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с учителем, взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) |
взрослым;
другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса;
(пространство, материалы, расписание):
столом;
индивидуальных заданий;
игровой деятельности; |
Формирование учебного поведения |
(отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения);
двухступенчатых речевых инструкций:
материалов: бумаги; карандаша, мела;
руке;
выполняемым педагогом);
отдельные операции действия по образцу педагога);
предметами и игрушками;
изображением (по образцу);
картинок (по образцу) соотнесение одинаковых предметов (по образцу); |
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками | выполнение задания полностью (от начала до конца) (при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца), в течение определенного временного промежутка: (произвольное внимание на выполнении посильного задания 5-10 мин.) |
Коррекция проблемного поведения
Вид (виды) проблемного поведения:
- неадекватный крик
- физическое сопротивление
- невыполнение инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения
- агрессия
Причина проблемного поведения:
- избегание неприятного (нарушение привычного стереотипа; непонимание происходящего; общение в форме, некомфортной для ребёнка; занятия, непривлекательные для него; сверхсильные сенсорные стимулы; внутренний дискомфорт)
Способы коррекции стереотипий (двигательных, сенсорно-двигательных):
- замена проблемного поведения адекватными видами поведения, несовместимыми с проблемным поведением
- предотвращение утомления и психологического дискомфорта
Способы коррекции неадекватного крика:
- формирование адекватных способов получения желаемого или выхода из неприятной для ребенка ситуации
Способы коррекции неадекватного плача:
- прекращение эпизода неадекватного плача путем переключения
Способы коррекции физического сопротивления:
- предотвращение ситуаций, приводящих к физическому сопротивлению
Способы коррекции невыполнения инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения:
- поощрение выполнения инструкций
Способы коррекции агрессии:
- переключение на другие действия с одновременным эмоциональным игнорированием агрессивного поведения
- предотвращение ситуаций, ведущих к появлению агрессии
Примечание. Если применяемые педагогические способы коррекции проблемного поведения не меняют поведение ребенка, рекомендуем родителям обратиться за консультацией к врачу-психиатру.
Содержание учебных предметов
Содержание | Начало учебного года | 1 полугодие | 2 полугодие |
1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация | |||
Коммуникация | |||
Коммуникация с использованием вербальных средств. | |||
Использование слова как средства коммуникации: приветствовать собеседника (прощаться с ним) | |||
Коммуникация с использованием невербальных средств | |||
Использование жеста как средства коммуникации | |||
Использование графического изображения как средства коммуникации | |||
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации | |||
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | |||
Импрессивная речь | |||
Понимание слова, обозначающего собственное имя | |||
Понимание слов, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи, учащихся класса, педагогов | |||
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | |||
Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | |||
Понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) | |||
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) | |||
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) | |||
Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его принадлежность (я, он, мой, твой и др.) | |||
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) | |||
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.) | |||
Понимание простых предложений | |||
Понимание сложных предложений | |||
Понимание содержания текста | |||
Экспрессивная речь | |||
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов | |||
Называние собственного имени | |||
Называние членов семьи, имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) | |||
Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | |||
Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | |||
Называние (употребление) слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) | |||
Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) | |||
Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) | |||
Называние (употребление) простых предложений | |||
Ответы на вопросы по содержанию текста | |||
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации | |||
Показ графических изображений, обозначающих собственное имя | |||
Показ графических изображений, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) | |||
Показ графических изображений, обозначающих предметы и объекты (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | |||
Показ графических изображений, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) | |||
Составление простых предложений с использованием графических изображений | |||
Чтение и письмо | |||
Глобальное чтение | |||
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | |||
Начальные навыки чтения и письма | |||
Узнавание (различение) образов графем (букв) | |||
Называние буквы | |||
Чтение слога (слова) | |||
Написание буквы (слога, слова, предложения) | |||
2. Математические представления | |||
Количественные представленияя | |||
Нахождение одинаковых предметов | |||
Разъединение множества | |||
Объединение предметов в единое множество | |||
Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто» | |||
Сравнение множеств без пересчета (с пересчетом) | |||
Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание | |||
Пересчет предметов по единице | |||
Узнавание цифр | |||
Соотнесение количества предметов с числом | |||
Обозначение числа цифрой | |||
Написание цифры | |||
Представления о форме | |||
Соотнесение формы предметов с геометрическими телами | |||
Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок | |||
Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой | |||
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) | |||
Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) из 2-х (3-х, 4-х) частей | |||
Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) из счетных палочек | |||
Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) | |||
Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по шаблону (трафарету, контурной линии) | |||
Рисование геометрической фигуры: точка, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг | |||
Пространственные представления | |||
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела) | |||
Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре | |||
Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево | |||
Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол | |||
Составление предмета (изображения) из нескольких частей | |||
Временные представления | |||
Узнавание (различение) частей суток | |||
Соотнесение деятельности (события) с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно | |||
Различение времен года | |||
Сравнение людей по возрасту | |||
Представления о величине | |||
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине | |||
Различение однородных (разнородных) предметов по длине | |||
Различение однородных (разнородных) предметов по ширине | |||
Различение предметов по высоте | |||
Различение предметов по весу | |||
Различение предметов по толщине | |||
Различение предметов по глубине | |||
Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение | |||
3. Окружающий природный мир | |||
Временные представления | |||
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь) | |||
Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь) | |||
Соотнесение частей суток с видами деятельности | |||
Представление о неделе как о последовательности 7 дней | |||
Представление о годе как о последовательности 12 месяцев | |||
Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам | |||
Представление о годе как о последовательности сезонов | |||
Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер) | |||
Соотнесение явлений природы с временем года | |||
Животный мир | |||
Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши) | |||
Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака) | |||
Знание питания домашних животных | |||
Объединение животных в группу «домашние животные» | |||
Знание значения домашних животных в жизни человека | |||
Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок) | |||
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр) | |||
Знание питания диких животных | |||
Объединение диких животных в группу «дикие животные» | |||
Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок) | |||
Знание строения птицы | |||
Знание питания птиц | |||
Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк) | |||
Знание питания птиц | |||
Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы» | |||
Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок) | |||
Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова) | |||
Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль) | |||
Знание питания птиц | |||
Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры); установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни | |||
Знание питания рыб | |||
Знание строения насекомого; установление связи строения тела насекомого с его образом жизни | |||
узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка) | |||
Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки) | |||
Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.) | |||
Объекты природы | |||
Узнавание Солнца | |||
Узнавание глобуса – модели Земли | |||
Узнавание леса | |||
Соблюдение правил поведения в лесу | |||
Узнавание воды | |||
Знание свойств воды | |||
Знание значения воды в природе и жизни человека | |||
Узнавание огня | |||
Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное) | |||
Соблюдение правил обращения с огнем | |||
Растительный мир | |||
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава) | |||
Знание значения растений в природе и жизни человека | |||
Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан) | |||
Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья) | |||
Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху) | |||
Различение съедобных и несъедобных частей фрукта | |||
Знание значения фруктов в жизни человека | |||
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху) | |||
Различение съедобных и несъедобных частей овоща | |||
Знание значения овощей в жизни человека | |||
Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху) | |||
Знание значения ягод в жизни человека | |||
Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду | |||
Узнавание (различение) садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика) | |||
Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш) | |||
Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива) | |||
Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду знание | |||
4. Человек | |||
Представления о себе | |||
Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду | |||
Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки) | |||
Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка) | |||
Знание назначения частей тела | |||
Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы) | |||
Знание назначения частей лица | |||
Сообщение о состоянии своего здоровья | |||
Называние своего имени и фамилии | |||
Называние своего возраста (даты рождения) | |||
Семья | |||
Узнавание (различение) членов семьи | |||
Узнавание (различение) детей и взрослых | |||
Гигиена тела | |||
Различение вентилей с горячей и холодной водой | |||
Смешивание воды до комфортной температуры | |||
Вытирание рук полотенцем | |||
Сушка рук с помощью автоматической сушилки | |||
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук) | |||
Вытирание лица | |||
Чистка зубов | |||
Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта | |||
Расчесывание волос | |||
Вытирание ног | |||
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног (намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног) | |||
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела (ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела) | |||
Обращение с одеждой и обувью | |||
Узнавание (различение) предметов одежды (пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки)) | |||
Знание назначения предметов одежды | |||
Узнавание (различение) деталей предметов одежды (пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты)) | |||
Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки) | |||
Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок) | |||
Знание назначения головных уборов | |||
Различение сезонных головных уборов | |||
Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная) | |||
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка) | |||
Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты) | |||
Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка) | |||
Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог) | |||
Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка) | |||
Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк) | |||
Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог) | |||
Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например: надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты) | |||
Контроль своего внешнего вида | |||
Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды | |||
Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка) | |||
Выворачивание одежды | |||
Прием пищи | |||
Сообщение о желании пить | |||
Питье из кружки /стакана (захват кружки /стакана, поднесение кружки/стакана ко рту, наклон кружки/стакана, втягивание / вливание жидкости в рот, опускание кружки/стакана на стол) | |||
Наливание жидкости в кружку | |||
Сообщение о желании есть | |||
Еда ложкой (захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку) | |||
Еда вилкой (захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие с вилки губами кусочка пищи, опускание вилки в тарелку) | |||
Использование салфетки во время приема пищи | |||
Накладывание пищи в тарелку | |||
Туалет | |||
Сообщение о желании сходить в туалет | |||
Сидение на унитазе и оправление малой (большой) нужды | |||
Пользование туалетной бумагой | |||
Соблюдение последовательности действий в туалете | |||
5. Домоводство | |||
Обращение с кухонным инвентарем | |||
Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож) | |||
Различение чистой и грязной посуды | |||
Протирание посуды губкой | |||
Ополаскивание посуды | |||
Сушка посуды | |||
Покупки | |||
Планирование покупок | |||
Выбор места совершения покупок | |||
Ориентация в расположении отделов магазина, кассы, туалета и др. | |||
Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, ожидание во время пробивания кассиром товара, передача денег, карты скидок кассиру, получение чека и сдачи | |||
Приготовление пиши | |||
Продукты питания | |||
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) | |||
Узнавание напитка по упаковке | |||
Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое) | |||
Узнавание (различение) мясных продуктов, готовых к употреблению (колбаса, ветчина) и требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш) | |||
Узнавание (различение) рыбных продуктов, готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая) и требующих обработки (приготовления) (мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш) | |||
Узнавание (различение) муки и мучных изделий, готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари) и требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки) | |||
Приготовление блюда | |||
Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи | |||
Мытье продуктов | |||
Уход за вещами | |||
Стирка белья | |||
Подготовка вещей к стирке | |||
Сортировка белья по цвету (белое и цветное белье), по составу ткани (хлопчатобумажная и шерстяная ткань), по назначению (постельное, кухонное белье, одежда), по предметам одежды (майки, брюки, рубашки, носки) | |||
Определение необходимости стирки | |||
Ручная стирка | |||
Наполнение емкости водой | |||
Знание (различение) моющих средств | |||
Соблюдение последовательности действий при ручной стирке | |||
Машинная стирка | |||
Узнавание (различение) составных частей стиральной машины | |||
Глажение утюгом | |||
Узнавание (различение) составных частей утюга (подошва утюга, шнур, регулятор температуры, клавиша пульверизатора) | |||
Уход за одеждой | |||
Складывание вещей: постельного (кухонного) белья, предметов одежды | |||
Уход за обувью | |||
Определение необходимости чистки (мытья) обуви | |||
Уборка помещения и территории | |||
Уборка помещения | |||
Уборка мебели | |||
Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора | |||
Уборка пола | |||
Сметание мусора в определенное место | |||
Заметание мусора на совок | |||
Уборка стеклянных и зеркальных поверхностей | |||
Мытье стекла (зеркала) | |||
Уборка территории | |||
Уборка бытового мусора | |||
Подметание территории | |||
6. Окружающий социальный мир | |||
Школа | |||
Узнавание (различение) помещений школы | |||
Знание назначения помещений школы | |||
Знание профессий людей, работающих в школе | |||
Узнавание (различение) участков школьной территории | |||
Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы | |||
Узнавание (различение) зон класса | |||
Знание назначения зон класса | |||
Узнавание (различение) школьных принадлежностей | |||
Знание способов проявления дружеских отношений (чувств) | |||
Предметы и материалы, изготовленные человеком | |||
Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает) | |||
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол) | |||
Предметы быта | |||
Узнавание (различение) электробытовых приборов: телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер | |||
Знание назначения электроприборов | |||
Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором | |||
Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод | |||
Знание назначения предметов мебели | |||
Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож | |||
Знание назначение предметов посуды | |||
Узнавание (различение) предметов интерьера: светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи | |||
Квартира, дом, двор | |||
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол) | |||
Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного) | |||
Соблюдение правил безопасности и поведения во дворе | |||
Город | |||
Узнавание (различение), назначение зданий (кафе (ресторан), вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин | |||
Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка) | |||
Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор) | |||
Транспорт | |||
Знание назначения наземного транспорта | |||
Узнавание (различение) воздушного транспорта | |||
Узнавание (различение) водного транспорта | |||
Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте | |||
Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте | |||
Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина) | |||
Страна | |||
Знание названия государства, в котором мы живем | |||
Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн) | |||
Узнавание президента РФ (на фото, видео) | |||
Традиции, обычаи | |||
Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха) | |||
Знание школьных традиций | |||
7. Музыка и движение | |||
Слушание | |||
Различение тихого и громкого звучания музыки | |||
Узнавание знакомой песни | |||
Узнавание (различение) колыбельной песни (марша) | |||
Узнавание (различение) веселой (грустной) музыки | |||
Пение | |||
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни | |||
Подпевание отдельных звуков (слогов, слов), повторяющихся звуков (слогов, слов) | |||
Подпевание повторяющихся интонаций припева песни | |||
Движение под музыку | |||
Выполнение движений разными частями тела под музыку (топанье, хлопанье в ладоши, «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.) | |||
Начало (окончание) движения под музыку | |||
Движение под музыку разного характера: ходьба, бег, прыгание, кружение, приседание, покачивание с ноги на ногу | |||
Ритмичная ходьба под маршевую музыку | |||
Движение под танцевальную музыку (вальс, полька) | |||
Выполнение под музыку действий с предметами | |||
Передача простейших движений знакомых животных | |||
Игра на музыкальных инструментах | |||
Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд | |||
Тихая (громкая) игра на музыкальном инструменте | |||
8. Изобразительная деятельность | |||
Аппликация | |||
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. | |||
Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. | |||
Сминание бумаги | |||
Отрывание бумаги заданной формы (размера) | |||
Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали) | |||
Намазывание всей (части) поверхности клеем | |||
Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги | |||
Сборка изображения объекта из нескольких деталей | |||
Соединение деталей между собой | |||
Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации | |||
Лепка | |||
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина | |||
Разминание пластилина (теста, глины) | |||
Раскатывание теста (глины) скалкой | |||
Отрывание кусочка материала от целого куска | |||
Откручивание кусочка материала от целого куска | |||
Отщипывание кусочка материала от целого куска | |||
Отрезание кусочка материала стекой | |||
Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура) | |||
Катание колбаски на доске (в руках) | |||
Катание шарика на доске (в руках) | |||
Получение формы путем выдавливания формочкой | |||
Сгибание колбаски в кольцо | |||
Закручивание колбаски в жгутик | |||
Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами) | |||
Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием) | |||
Лепка предмета из одной (нескольких) частей | |||
Рисование | |||
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды | |||
Оставление графического следа | |||
Соблюдение последовательности действий при работе с красками | |||
Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы | |||
Выбор цвета для рисования | |||
Рисование точек | |||
Рисование (вертикальных, горизонтальных, наклонных) линий | |||
Соединение точек | |||
Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) | |||
Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура) | |||
Заполнение контура точками | |||
Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка | |||
Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению) | |||
Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета | |||
9. Адаптивная физкультура | |||
Физическая подготовка | |||
Построения и перестроения | |||
Принятие исходного положения для построения и перестроения (основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч» («ноги на ширине ступни»)) | |||
Ходьба в колонне по одному, по двое | |||
Бег в колонне | |||
Общеразвивающие и корригирующие упражнения | |||
Произвольный вдох (выдох) через рот (нос) | |||
Произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос) | |||
Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев | |||
Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке | |||
Круговые движения кистью | |||
Сгибание фаланг пальцев | |||
Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам» | |||
Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения | |||
Наклоны туловища вперед (в стороны, назад) | |||
Повороты туловища вправо (влево) | |||
Ходьба с высоким подниманием колен | |||
Приседание | |||
Ползание на четвереньках | |||
Ходьба по доске, лежащей на полу | |||
Ходьба по гимнастической скамейке | |||
Ходьба с удержанием рук на поясе (за спиной, на голове, в стороны) | |||
Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе | |||
Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе | |||
Бег с изменением темпа, направления движения | |||
Преодоление препятствий при ходьбе (беге): перешагивание, перепрыгивание, подлезание, перелезание, обход (оббегание) | |||
Прыжки | |||
Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево) | |||
Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево) | |||
Ползание, подлезание, лазание, перелезание | |||
Ползание на животе, на четвереньках | |||
Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках | |||
Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны), по наклонной гимнастической скамейке вверх (вниз), по гимнастической сетке вправо (влево), по канату | |||
Перелезание через препятствия | |||
Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза | |||
Броски среднего (маленького) мяча двумя руками (одной рукой) вверх (о пол, о стену) | |||
Ловля среднего (маленького) мяча двумя руками | |||
Броски мяча на дальность | |||
Метание в цель | |||
Коррекционные подвижные игры | |||
Подвижные игры | |||
Подвижные игры на развитие координационных способностей | |||
Соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз» | |||
Соблюдение правил игры «Болото» | |||
Подвижные игры на развитие скоростных способностей | |||
Соблюдение правил игры «Пятнашки» | |||
Соблюдение правил игры «Рыбаки и рыбки» | |||
Подвижные игры на развитие скоростно-силовых способностей | |||
Соблюдение правил игры «Бросай-ка» | |||
Соблюдение правил игры «Быстрые санки» | |||
Лыжная подготовка | |||
Узнавание (различение) лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки) | |||
Соблюдение последовательности действий при креплении ботинок к лыжам | |||
Стояние на параллельно лежащих лыжах | |||
11. Сенсорное развитие | |||
Зрительное восприятие | |||
Удержание взгляда на лице человека | |||
Удержание взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки) | |||
Удержание взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз, напротив ребенка | |||
Удержание взгляда на близко расположенном предмете, движущемся по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад) | |||
Удержание взгляда на движущемся удаленном объекте | |||
Дифференциация предметов по цвету | |||
Узнавание цвета объектов | |||
Слуховое восприятие. | |||
Слушание речевых звуков | |||
Слушание неречевых звуков (звуки природы, бытовые звуки и др.) | |||
Реакция на речь | |||
Реакция на неречевые звуки (звуки природы, бытовые звуки и др.) | |||
Нахождение местоположения близко расположенного источника звука | |||
Реакция на тихие и громкие звуки музыкальных инструментов | |||
Реакция на музыку (тихую, громкую, быструю, медленную и др.) | |||
Нахождение одинаковых по звучанию объектов | |||
Кинестетическое восприятие. | |||
Реакция на прикосновения человека | |||
Реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре (теплый, холодный), фактуре (гладкий, шероховатый, др.), влажности (сухой, влажный, мокрый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий) | |||
Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела | |||
Реакция на изменение положения тела | |||
Различение температуры (холодный, горячий), фактуры (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой) материалов | |||
Восприятие запаха | |||
Реакция на запах | |||
Узнавание объектов по запаху | |||
Восприятие вкуса | |||
Реакция на вкус продуктов, разных по вкусовым качествам (соленый, кислый, сладкий, горький) | |||
Узнавание продуктов по вкусу | |||
Различение вкусовых качеств продуктов (соленый, кислый, сладкий, горький, др.) | |||
12. Предметно-практические действия | |||
Действия с материалами | |||
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами) | |||
Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя) | |||
Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу) | |||
Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой) | |||
Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.) | |||
Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)) | |||
Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.) |
Нравственное развитие
Цель: обеспечение личностного и социокультурного развития обучающего, в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.
Задачи:
- Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (членам семьи, сверстникам, членам школьного коллектива, учителям и др.)
- Играть не ссорясь, вместе пользоваться игрушками, книгами
- Излагать свои просьбы вежливо, употребляя слова «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.
- Спокойно вести себя в помещении и на улице
- Выражать несогласие с действиями обидчика; одобрять действия того, кто поступил справедливо
- Бережно относиться к вещам, использовать их по назначению, класть на место
- Подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения
Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Цель: формирование у обучающегося стремления вести здоровый образ
жизни, бережно относиться к природе.
Содержание | |
Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды. |
|
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня. |
|
Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе. |
|
Знание правил здорового питания. |
|
Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др. |
|
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья. |
|
Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. |
|
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
Уход и присмотр обучающегося предусматривается в следующих ситуациях:
- выполнение гигиенических процедур (мытьё рук, уход за личными вещами, сопровождение ребенка в туалете);
- оказание необходимой помощи в раздевании и одевании ребенка;
- контроль внешнего вида ребенка (чистота, опрятность);
- придание правильной позы ребенку (с целью профилактики порочных состояний).
6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР
ФИО | Должность |
Сидоренко М. С., Варнавская С.В. | учитель |
Лазаренко Е. С. | учитель-логопед |
Безрукова Н. С. | педагог-психолог |
7. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося
Цель: привлечение родителей к участию в разработке и реализации СИПР, к повышению грамотности семьи в области образования и воспитания ребенка со сложной структурой дефекта.
Программа обеспечивает сопровождение специалистом семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации и проведения различных мероприятий:
Задачи | Мероприятия |
Психологическая поддержка семьи |
|
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка |
специалистами (раз в триместр и по запросу родителей);
свободного времени дома», «Реализация СИПР в домашних условиях», «Формирование предметно-практической деятельности» |
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации |
ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы; |
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения |
|
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях | привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий:
|
8. Необходимые технические средства и дидактические материал
Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками.
Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».
Конструктор «Лего», набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.
Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
Мячи большого и среднего размера, маты, кегли, теннисные мячи, шведская стенка, шариковый бассейн.
Музыкальные инструменты (маракас, бубен, бубенцы, румба, барабан, палочки, пианино, гитара, флейта), музыкальный центр, аудиозаписи.
Компьютер, презентации, сенсорная панель «Newline»
9. Система оценки достижений обучающихся с УО (ИН), ТМНР Планируемых результатов освоения АООП
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают результаты освоения СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного года.
Итоговые результаты образования оформляются в индивидуальной карте обучающегося и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:
- «выполняет действие самостоятельно»;
- «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной);
- «выполняет действие по образцу»;
- «выполняет действие с частичной физической помощью»;
- «выполняет действие со значительной физической помощью»;
- «действие не выполняет»;
- «узнает объект»;
- «не всегда узнает объект»;
- «не узнает объект».
Оценка предметных результатов
Для отслеживания предметных результатов не реже одного раза в полугодие проводится мониторинг предметных результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области характеризуют их достижения в усвоении знаний, умений, возможности их применения в практической деятельности.
Выявление представлений, умений и навыков, обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Оценка личностных результатов
Оценка личностных результатов освоения СИПР обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития осуществляется индивидуально в соответствии с учетом их психического развития и познавательных способностей.
Для отслеживания динамики предметных и личностных результатов используется следующая система оценок:
- баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
- балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
- балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
- балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
- балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
- баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальная индивидуальная программа развития 1 подготовительный класс
Программа развития на обучающегося 1 (о) класса специальной коррекционной школы....
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 1 класса (второго года обучения)
Специальная индивидуальная программа развития разработана для ХХХХ на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (в...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) вариант 1.2
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) 8 класс индивидуального обучения
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...
Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому, 8 класс, II вариант/рецензия
Специальная индивидуальная программа........