Рабочая программа по русскому языку для 4 класса
методическая разработка (4 класс)
4 класс Рабочая программа с пояснительной запиской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p_zap.r.yaz_4_kl.docx | 56.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел I.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, требований образовательной программы начального общего образования
МАОУ «Средняя школа №36» в соответствии с учебным планом МАОУ «Средняя школа №36» на 2019-2020 учебный год; на основе авторской программы под редакцией В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого (Концепция и программы для начальных классов « ШКОЛА РОССИИ»;,
Программам ориентирована на работу по учебнику и методической литературе:
Учебник «Русский язык» 4класс авторы: В.П. Канакина и В. Г. Горецкий. Москва, «Просвещение», 2014 г. 1, 2 часть; поурочные разработки по русскому языку для 4 класса: Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф.2-е издание, Москва «Вако»,2017г.
При составлении программы введена корректировка примерной программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.
Общая характеристика учебного предмета.
Учебно-методический комплект по русскому языку (программа, учебник, методическое пособие) направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей русскому языку в средней школе.
В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку. Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово».
Цели обучения:
1. Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)
2. Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
3. Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
4. Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.
Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является диалог ученика и автора, диалог ученика и учителя. Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой.
Основная часть уроков по русскому языку посвящена упражнениям различного вида и форм: это упражнения, говорение, произношение слов, грамматический разбор слов, использование таблиц, схем, рисунков, материалов форзацев учебника. Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.
Задачи обучения:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
В 4 классе ведущим направлением работы по языку будет функционально-синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением (имен существительных, изменением их по падежам, склонением имен прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи — наречием. На этом этапе начинается работа над формированием сложных орфографических навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений (в ознакомительном плане), безударных личных окончаний глаголов. Развивается умение анализировать слово в единстве всех его сторон: смысловой, произносительной, словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Совершенствуются и углубляются уже приобретенные в процессе изучения основных единиц языка и речи знания, умения и навыки, формируются навыки культуры речи. Одновременно четвероклассники получают и новые сведения о речи, тексте, предложении, об однородных членах предложения, о лексическом значении слова. Продолжается работа со словарями учебника.
Технологии, используемые в образовательном процессе.
- проблемно-поисковая;
- личностно-ориентированное обучение;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно-коммуникативные технологии;
- технология уровневой дифференциации;
- игровые технологии;
- технология проектной деятельности;
- технология развивающего обучения.
Описание места предмета в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 170 часов. На изучение русского языка из обязательной части учебного плана МАОУ «Средняя школа №36» на 2019-2020 учебный год отведено 4 час, 1 час из учебного плана, формируемой участникам образовательных отношений, отведен на углубленное изучение предмета. Таким образом, на изучение русского языка отведено 5 часов в неделю.
В рабоче программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что представлено ниже в виде таблицы.
Программой предусмотрено проведение стартовой, промежуточной и итоговой диагностических работ, контрольных и проверочных работ.
Раздел II.
Учебно-тематический план.
№п/п | Содержание программного материала. | Количество часов. |
Повторение. | 11 | |
Предложение. | 9 | |
Слово в языке и речи. | 21 | |
Имя существительное. | 43 | |
Имя прилагательное. | 30 | |
Местоимение. | 7 | |
Глагол. | 34 | |
Повторение. | 15 | |
ИТОГО | 170 часов |
График контрольных и проверочных работ.
№ урока |
Виды проверки. |
Контрольные работы. | |
Входная диагностическая проверочная работа (диктант с грамматическим заданием) | |
Контрольный диктант по теме: «Повторение» | |
Проверочная работа. «Словарная работа». | |
Контрольный диктант по теме: «Предложение». | |
Контрольный диктант по темам 1 четверти. | |
Контрольный диктант по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе». | |
Контрольный диктант за 1 полугодие. | |
Контрольное списывание с грамматическим заданием. | |
Контрольное изложение. | |
Контрольное списывание с грамматическим заданием. | |
Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное». | |
Проверочная работа по теме: «Местоимение». | |
Контрольный диктант по теме: «Местоимение». | |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Глагол». | |
Проверочная работа по теме: «Глагол». | |
Итоговая диагностическая работа. | |
Проектная деятельность.(4 проекта) | |
Наши проекты. «Похвальное слово знакам препинания» | |
Наши проекты. «Говорите правильно!» | |
Наши проекты. «Пословицы русского народа» | |
Наши проекты. «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. |
Раздел III.
Содержание учебного предмета.
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи.(153 часа) Повторение изученного.(11 ч)
Язык и речь. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение (9 ч.) Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово в языке и речи.(21 ч).
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы).
Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Работа с лингвистическими словарями ( толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.
Состав слова. Значимые части слова. Различия однокоренных слов и различных Форм одного и того же слова.
Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.
Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Наречие как часть речи (общее представление),значение, вопрос.
Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения)
Имя существительное (43 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на –
мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное (30 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение (7 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (34 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Развитие речи.
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст, основная мысль, заголовок. Построение ( композиция) текста.
План. Составление плана к изложению и сочинению ( коллективно и самостоятельно).
Связь между предложениями в тексте, частями описания. Структура текста-описания, текста повествования, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказ с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях, и др.).
Изложение (подробное и сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств ( эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности,, просьбы, слова , используемые при отказе и извинении.
Повторение изученного (15 ч)
РАЗДЕЛ IV.
Результаты изучения предмета.
Планируемые результаты.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности , формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4.Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начальною общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2.Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3.Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям обшей культуры и гражданской пошипи человека.
4.Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5.Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6.Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов.. Владение умением проверять написанное.
7.Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8.Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе: об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9.Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
• становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
• осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
• восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
• понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
• развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
• понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
• развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
Познавательные УУД:
• уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
• записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
• ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
• использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
• овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
• осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Развитие речи.
Обучающийся научится:
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
- выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
- работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
- сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
- составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
- письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
- подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
- различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
- создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
- анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
- оформлять результаты исследовательской работы;
- редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные, твёрдые – мягкие; согласные глухие – звонкие, парные – непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
- различать звуки и буквы;
- классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
- знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).
Лексика
Выпускник научится:
- осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
- распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
- подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
- понимать этимологию мотивированных слов-названий;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
- работать с разными словарями;
- приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Выпускник научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
- находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
- самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
- понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
- образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
- понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
- узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
- разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Выпускник научится:
- определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
- выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
- определять грамматические признаки имён существительных – род, склонение, число, падеж;
- определять грамматические признаки имён прилагательных – род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
- определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
- распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов – время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
- определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
- распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;
- различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
- понимать роль союзов и частицы не в речи;
- подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
- сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
- различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
- склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
- различать родовые и личные окончания глагола;
- наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
- проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
- находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис.
Выпускник научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
- выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
- распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
- составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
- находить в предложении обращение;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация.
Выпускник научится:
а).применять ранее изученные правила правописания:
раздельное написание слов; сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением; сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.; перенос слов; прописная буква в начале предложения, именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные; непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные падежные окончания имён прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами; мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться; безударные личные окончания глаголов; раздельное написание предлогов с другими словами; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объёмом 80 – 90 слов;
з) писать под диктовку тексты объёмом 75 – 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а)применять правила правописания: соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);е и и в суффиксах -ек, -ик; запятая при обращении; запятая между частями в сложном предложении;
б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
РАЗДЕЛ V.
Система оценки планируемых результатов. Критерии оценивания.
Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ в соответствии с локальным актом школы - Положением о системе, критериях контроля и нормах оценки результативности обучения на уровне начального общего образования МАОУ «Средняя школа №36».
Мониторинг результатов усвоения программы.
Учебная четверть | Контрольные диктанты | Прове рочные работы | Диагностика | Словар ные диктан- ты | Контрольное списыва ние | Развитие речи | |
сочинение | изложение | ||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
2 | 1 | - | 1 | 1 | - | 2 | 2 |
3 | 3 | 3 | - | 1 | 1 | 4 | 4 |
4 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 |
Итого | 8 | 7 | 3 | 5 | 3 | 9 | 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России
Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...