Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Чудеса из бумажного листа»
календарно-тематическое планирование (1, 2 класс)
Программа кружка " Чудеса из бумажного листа " вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение- не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_chudesa_iz_bumazhnogo_lista_kadyrovskaya_sosh.doc | 251.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
МКУ «Управление образования Исполнительного комитета
Заинского муниципального района» РТ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» ЗМР РТ
Информационная карта образовательной программы
1. | Образовательная организация | МБУДО «Дом детского творчества» Заинского МР РТ |
2. | Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса из бумажного листа» |
3. | Направленность программы | техническая |
4. | Сведения о разработчиках | |
4.1 | ФИО, должность | Султанова Лариса Михайловна, учитель начальных классов |
4.2 | ФИО, должность | |
5. | Сведения о программе: | |
5.1 | Срок реализации | 1 год |
5.2 | Возраст обучающихся | 7-10 лет |
5.3 | Характеристика программы: - тип программы - вид программы - принцип проектирования программы - форма организации содержания и учебного процесса | -дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающая -техническое творчество -принципы:поэтапности, динамичности, сравнения, выбора -групповая, объединение технического творчества |
5.4 | Цель программы | Создание условий для максимально эффективного, целостного развития личности ребенка, то есть создание условий для раскрытия и развития таланта. Совершенствование умений и навыков в работе с разными материалами; повышение мастерства; развитие творческого мастерства детей посредством технического ручного труда из различных материалов. |
5.5 | Образовательные модули (в соответствии с уровнями сложности содержания и материала программы) |
Стартовый уровень |
6. | Формы и методы образовательной деятельности | Формы работы:
Методы: Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
|
7. | Формы мониторинга результативности | Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их вразличных выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио, изготовлении и дарении результатов труда родным (родителям и т.д.), ветеранам, младшим школьникам и т.д. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий. Выставки: -однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; -постоянные - проводятся в специальном помещении, где хранятся работы детей; -тематические - по итогом изучения разделов, тем; - итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей. Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов обучающихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п. |
8. | Результат реализации программы | Получение знаний: - о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; - о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека; - о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись, резьба и.т.п.); - о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства - о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома) сочетание аппликации с вышивкой; - о плетении из бумажных трубочек; - о проектной деятельности. Умений: Уметь проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус. |
9. | Дата утверждения и последней корректировки программы | |
10. | Рецензенты |
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Чудеса из бумажного листа» Основополагающими при проектировании и составлении программы стали следующие документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - статья 2 пункты 9, 10, 14; статья 10, пункт 7; статья 12 пункты 1, 2, 4; статья 23 пункты 3, 4; статья 28 пункт 2; статья 48 пункт 1; 75 пункты 1-5; 76
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р)
- План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 №729-р)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён Приказом Министерства образования и науки России от 29.08.2013 №1008)
- СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 №41)
- «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодёжной политики, применяемых при расчёте объёма субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением» (утверждены пунктом 4.1 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2015 №1040)
- «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей МО и Н РФ от 11.12.2006 №06-1844)
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
- «Экспертиза программ дополнительного образования детей, внеурочной деятельности и элективных курсов» (приложение к журналу «Внешкольник» - Бюллетень «Региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи» № 4, 2014 г.)
- Приказ МОиН РТ № 1465/14 от 20 марта 2014 г. «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования в новой реакции»
- Приказ МОиН РТ № 2529/14 от 6 мая 2014 г. «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в общеобразовательных организациях».
- «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (направлены письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242)
- «Методические рекомендации по проектированию современных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые) направлены Республиканским центром внешкольной работы Республики Татарстан, г.Казань, 2017 г.
Актуальность программы
Программа кружка " Чудеса из бумажного листа " вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение- не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Основные идеи программы
Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы.
Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Нравственное воспитание учащихся осуществляется в процессе общения, взаимопомощи и организации совместной работы. Процесс создания изделий ручного труда способствует формированию у детей таких волевых качеств, как целеустремленность, ответственность, сосредоточенность, потребность доводить начатое дело до конца.
Актуальность программы в том, что она знакомит детей с традициями творчества предыдущих поколений. Она помогает освоению различных приемов и техник творческой деятельности, способствует развитию свободы творческого мышления учащихся.
Цель - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи
Обучающие:
* закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
* продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
* совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
* приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
* осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
* воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
* добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
Развивающие:
* пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
* развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
* формирование творческих способностей, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
* развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
* развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Образовательная программа «Чудеса из бумажного листа» разработана на один год обучения (144 часа). Программой предусмотрено изучение необходимых теоретических сведений, их содержание согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На практическую часть отводится не менее 70% общего объема времени.
Темпы освоения программы и практические результаты каждого учащегося зависят от первичной подготовки и уровня творческого потенциала, поэтому являются индивидуальными показателями.
Чередование различных техник творчества помогает самоопределению ребенка в том или ином виде деятельности, способствуя наилучшей реализации в одном (или нескольких) из них. Разнообразие видов рукоделия помогает расширить круг творческих интересов ребенка. Освоив различные техники, учащиеся получат возможность комбинировать их, создавая уникальные продукты творчества.
Вариативность практических занятий позволяет учащимся проявить творческие способности также в процессе репродуктивной деятельности. Интерес учащихся поддерживается возможностью практического применения умений и навыков (создание сувениров, подарков к праздникам и т.д.)
Организация учебного процесса:
Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа и составляют 144 часа в год.
Программа рассчитана на обучение детей 7-10 лет.
Основные формы и методы организации учебного процесса
Процесс освоения каждой техники творчества состоит из нескольких этапов.
На первом этапе происходит знакомство с техникой, необходимыми материалами и инструментами, а также с фотографиями и образцами готовых работ. Под руководством учителя учащиеся анализируют и сравнивают различные приемы, композиционные решения, представленные на образцах.
На втором этапе учащиеся осваивают и отрабатывают основные приемы данной техники, выполняя работу по заданному образцу. В процессе этой работы они учатся сочетанию элементов данной техники, вырабатывают навыки работы с инструментами и материалами. Основной вид деятельности учащихся на данном этапе – репродуктивный.
На третьем этапе у детей появляется возможность проявить свои творческие способности в данном виде деятельности. Они самостоятельно разрабатывают эскизы, продумывают композиционные и цветовые решения, осуществляют подбор материалов. Заключительной частью данного этапа является выставка готовых работ учащихся.
Планируемые результаты освоения программы представляют собой:
Освоение детьми программы кружка «Чудеса из бумажного листа» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- учебно – познавательного интерес к творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные рузультаты
Регулятивные
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные
- различать изученные виды искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
Коммуникативные
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Формы подведения итогов реализации программы :
творческие работы и проекты, выставки, конкурсы, фестивали художественно-прикладного творчества, отчетные выставки
Ожидаемые результаты
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
* познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
* познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
* овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
* научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
* научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
* познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, папье-маше, объемное конструирование);
* научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ в кружке «Чудеса из бумажного листа»
№ темы | Название раздела, тема | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||
теория | практика | всего | ||||
1 | Плоскостные композиции из бумаги | 6 | 43 | 49 | Практическое занятие, беседа | Опрос, игра, наблюдение, практическая работа, взаимооценивание, итоговая выставка, методы мотивации и стимулирования |
а) аппликация | 3 | 18 | 21 | |||
б) художественное вырезание | 1 | 7 | 8 | |||
в) мозаика из бумаги | 2 | 18 | 20 | |||
2 | Изонить | 2 | 33 | 35 | Практическое занятие, беседа | Опрос, игра, наблюдение, практическая работа, взаимооценивание, итоговая выставка, методы мотивации и стимулирования |
3 | Оригами | 4 | 26 | 30 | Практическое занятие, беседа | Опрос, игра, наблюдение, практическая работа, взаимооценивание, итоговая выставка, методы мотивации и стимулирования |
4 | Бумагопластика (объёмное моделирование) | 2 | 9 | 11 | Практическое занятие, беседа | Опрос, игра, наблюдение, практическая работа, взаимооценивание, итоговая выставка, методы мотивации и стимулирования |
5 | Модульное оригами | 1 | 18 | 19 | ||
Заключительное занятие (выставка поделок) | - | 2 | 2 | |||
Итого | 15 | 129 | 144 |
Содержание программы курса
Плоскостные композиции из бумаги (49 ч)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Симметричное вырезание. Выполнение работы по теме «Бабочки». Выполнение работы по теме «Листопад». Аппликация из кругов. Выполнение работы по теме «Снеговик». Выполнение работы по теме «Медвежонок». Геометрическая аппликация. Выполнение работы по теме «Игрушки». Обрывная аппликация. Выполнение работы по теме «Лес». Выполнение работы по теме «Котенок». Мозаика. Выполнение работы по теме «Сказочная птица». Выполнение работы по теме «Чашка». Сюжетная аппликация на свободную тему. Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
Изонить (35 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с техникой «Изонить». Последовательность выполнения углов. Выполнение работы по теме «Закладка». Изображение окружности. Выполнение работы по теме «Космос». Выполнение работы по теме «Одуванчик на лугу». Другие виды швов. Выполнение работы по теме «Открытка для мамы». Знакомство с направлением Сринг-Арт. Выполнение работы по теме «Панно-ключница». Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
Оригами (30 часов)
Знакомство с оригами. Квадрат – основная форма оригами. Базовая форма: «Треугольник». Базовая форма: «Воздушный змей». Базовая форма: «Двойной треугольник». Базовая форма: «Двойной квадрат». Базовая форма «Конверт». Выполнение работы по теме «Праздничная открытка». Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
Бумагопластика (объёмное моделирование) (11 часов)
Знакомство с бумагопластикой. Подготовка инструментов и материалов. Гармошка. Выполнение работы по теме «Аквариум». Петля. Выполнение работы по теме «Котенок». Выполнение работы по теме «Букет». Подкручивание. Выполнение работы по теме «Сказочная птица». Многослойная аппликация. Выполнение работы по теме «Горы». Выполнение работы по теме «Морской пейзаж». Выполнение работы по теме «Объемная открытка». Выполнение объемной аппликации на свободную тему. Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
Модульное оригами (19 часов)
Знакомство с техникой «Модульное оригами». Заготовка треугольных модулей. Изготовление простой фоторамки из модулей (объемная). Моделирование елочных игрушек. Объемная елочная игрушка. Моделирование. Изделие «Объемная снежинка». Моделирование. Выполнение работы по теме «Лебедь». Валентинки из оригами (объемное изделие). Моделирование. Выполнение работы по теме «Карандашница». Букет для мамы ко Дню Матери. Работа с креповой бумагой, изготовление цветов. Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Основные виды деятельности учащихся | Дата проведения | ||||
план | факт | ||||||||
Плоскостные композиции из бумаги (49ч) | |||||||||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Подготовка материалов и инструментов. | Теория: Знакомство с техникой «Аппликация». Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Выбор материалов для практической работы. | 02.09 | ||||
2 | Симметричное вырезание. Выполнение работы по теме «Бабочки» | 1 | Знакомство с техникой «Симметричное вырезание». Основные приемы | Теория: Знакомство с техникой «Симметричное вырезание». Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Выбор материалов для практической работы. Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. | 02.09 | ||||
3 4 | Выполнение работы по теме «Листопад» | 2 | Знакомство с техникой. Основные приемы | Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. | 06.09 06.09 | ||||
5 6 | Аппликация из кругов. Выполнение работы по теме «Снеговик» | 2 | Знакомство с техникой «Аппликация из кругов». Основные приемы | Теория: Знакомство с техникой «Аппликация из кругов». Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Выбор материалов для практической работы. Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. | 09.09 09.09 | ||||
7 8 | Аппликация «Осенний калейдоскоп» | 2 | Практическая работа. Выполнение работы по теме «Осенний калейдоскоп» | Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. | 13.09 13.09 | ||||
9 10 | Геометрическая аппликация. Выполнение работы по теме «Игрушки» | 2 | Знакомство с техникой «Геометрическая аппликация». Основные приемы | Теория: Знакомство с техникой «Геометрическая аппликация». Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Выбор материалов для практической работы. Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. | 16.09 16.09 | ||||
11 12 | Обрывная аппликация. Выполнение работы по теме «Лес» | 2 | Знакомство с техникой «Обрывная аппликация». Основные приемы | Теория: Знакомство с техникой «Обрывная аппликация». Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Выбор материалов для практической работы. Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. | 20.09 20.09 | ||||
13 14 | Выполнение работы по теме «Котенок» | 2 | Практическая работа. Выполнение работы по теме «Котенок» | Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. | 23.09 23.09 | ||||
15 16 | Мозаика. Выполнение работы по теме «Сказочная птица» | 2 | Знакомство с техникой «Мозаика». Основные приемы | Теория: Знакомство с техникой «Мозаика». Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Выбор материалов для практической работы. Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. | 27.09 27.09 | ||||
17 18 | Выполнение работы по теме «Чашка» | 2 | Практическая работа. Выполнение работы по теме «Чашка» | Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. | 30.09 30.09 | ||||
19 20 | Сюжетная аппликация на свободную тему | 2 | Выполнение аппликации на свободную тему в любой технике по выбору учащихся | Практика: Разработка эскиза. Подготовка деталей. Изготовление аппликации. | 04.10 04.10 | ||||
21 22 | Аппликация «Весёлый автомобиль» (Аппликация из старых ярких журналов) | 2 | Практическая работа. Выполнение работы по теме «Весёлый автомобиль» | Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. | 07.10 07.10 | ||||
23 24 | Аппликация «На морском дне» ( с использованием природного материала) | 2 | Практическая работа. Выполнение работы по теме «На морском дне» | Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. | 11.10 11.10 | ||||
25 26 27 28 | Аппликация «Мир насекомых» | 4 | Практическая работа. Выполнение работы по теме «Мир насекомых» | Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. | 14.10 14.10 18.10 18.10 | ||||
29 30 31 32 33 34 35 36 | Художественное вырезание «Золотая рыбка», »Бабочка на цветке», «Ажурные сердечки», «Рождественский ангел» ( обведение шаблонов, вырезание) | 8 | Практическая работа. Выполнение работы по темам | Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. | 21.10 21.10 25.10 25.10 28.10 28.10 01.11 01.11 | ||||
37 38 39 40 | Мозаика из бумаги. Обрывная мозаика | 4 | Индивидуальная самостоятельная мастерская | Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление | 08.11 08.11 11.11 11.11 | ||||
41 42 43 44 | Мозаика из бумаги. Изготовление ёлочки-коробочки для сувениров. Украшение её. | 4 | Индивидуальная самостоятельная мастерская | Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление | 15.11 15.11 18.11 18.11 | ||||
45 46 47 48 | Мозаика из бумаги. Изготовление новогодней открытки «Снеговик», «Часы» | 4 | Практическая работа. Выполнение работы по теме | Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление | 22.11 22.11 25.11 25.11 | ||||
49 | Подведение итогов. Выставка готовых изделий | 1 | Выставка готовых работ учащихся. | Теория: Обмен опытом между учащимися. Сравнение техник и цветовых решений в работах, выполненных по одному эскизу. Практика: Создание новых эскизов для самостоятельного выполнения. | 29.11 |
Изонить (35 часов) | ||||||
50 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с техникой «Изонить» | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Подготовка материалов и инструментов. | Теория: Знакомство с техникой «Изонить». Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Знакомство с основными элементами (угол, круг, завиток). Выбор материалов для практической работы. | 29.11 | |
51 52 | Последовательность выполнения углов | 2 | Последовательность выполнения углов (острый, тупой, прямой). | Теория: Последовательность выполнения углов (острый, тупой, прямой). Практика: Отработка выполнения различных углов на образце | 02.12 02.12 | |
53 54 | Выполнение работы по теме «Закладка» | 2 | Выполнение закладки с узором из различных углов | Практика: Выбор эскиза. Подготовка основы для вышивки. Освоение приемов заполнения угла. Изготовление закладки. | 06.12 06.12 | |
55 56 | Изображение окружности | 2 | Изображение окружности. Способы заполнения окружности | Теория: Последовательность выполнения окружностей (зависимость толщины заполнения окружности от «шага» стежка). Практика: Отработка выполнения окружностей на образце | 09.12 09.12 | |
57 58 | Выполнение работы по теме «Космос» | 2 | Выполнение работы по теме «Космос». | Практика: Выбор эскиза. Подготовка основы для вышивки. Освоение приемов заполнения окружности. Изготовление картинки | 13.12 13.12 | |
59 60 61 62 | Выполнение работы по теме «Одуванчик на лугу» | 4 | Узор из углов и окружности. | Практика: Выбор эскиза. Подготовка основы для вышивки. Выполнение работы | 16.12 16.12 20.12 20.12 | |
63 64 | Другие виды швов | 2 | Другие виды швов (строчка, крест, восьмерка и др.) | Теория: Знакомство с основными приемами создания эскиза. Другие виды швов (строчка, крест, восьмерка и др.) Практика: Отработка швов на образце | 23.12 23.12 | |
65 66 67 68 | Выполнение работы по теме «Открытка для мамы» | 4 | Создание рисунка с использованием различных элементов. | Практика: Разработка эскиза. Разметка. Подготовка основы для вышивки. Изготовление открытки | 27.12 27.12 30.12 30.12 | |
69 70 71 72 | Знакомство с направлением Сринг-Арт | 4 | Знакомство с направлением Сринг-Арт. Инструктаж по технике безопасности. Подготовка материалов и инструментов. | Теория: Знакомство с техникой «Изонить». Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Выбор материалов для практической работы. | 10.01 10.01 13.01 13.01 | |
73 74 75 76 77 78 | Выполнение работы по теме «Панно-ключница» | 6 | Объемная нитяная графика. | Практика: Разработка эскиза. Разметка. Подготовка основы для изображения. Изготовление ключницы | 17.01 17.01 20.01 20.01 24.01 24.01 | |
79 80 81 82 83 | Выполнение работы по самостоятельной теме | 5 | Объемная нитяная графика. | Практика: Разработка эскиза. Разметка. Подготовка основы для изображения. Изготовление ключницы | 27.01 27.01 31.01 31.01 03.02 | |
84 | Подведение итогов. Выставка готовых изделий. | 1 | Выставка готовых работ учащихся. | Теория: Обмен опытом между учащимися. Сравнение техник и цветовых решений в работах, выполненных по одному эскизу. Практика: Создание новых эскизов для самостоятельного выполнения. | 03.02 |
Оригами (30 часов) | ||||||
85 86 | Знакомство с оригами. Квадрат – основная форма оригами | 2 | Знакомство с оригами. Квадрат – основная форма оригами | Теория: Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Знакомство с понятием «базовые формы». Практика. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания | 07.02 07.02 | |
87 88 89 90 91 92 | Базовая форма: «Треугольник» | 6 | Стилизованный цветок. Лисёнок и собачка. Яхта и пароход. Стаканчик. Синица и снегирь. | Практика: Складывание фигур на основе базовой формы «Треугольник» | 10.02 10.02 14.02 14.02 17.02 17.02 | |
93 94 95 96 | Базовая форма: «Воздушный змей» | 4 | Кролик и щенок. Курочка и петушок. Сова. Сказочные птицы | Практика: Складывание фигур на основе базовой формы «Воздушный змей» | 21.02 21.02 24.02 24.02 | |
97 98 | Базовая форма: «Двойной треугольник» | 2 | Рыбка и бабочка. Головастик и жук. Лилия. | Практика: Складывание фигур на основе базовой формы «Двойной треугольник» | 28.02 28.02 | |
99 100 101 | Базовая форма: «Двойной квадрат» | 3 | Жаба. Яхта | Практика: Складывание фигур на основе базовой формы «Двойной квадрат» | 02.03 02.03 06.03 | |
102 103 | Базовая форма «Конверт» | 2 | Пароход и подводная лодка. | Практика: Складывание фигур на основе базовой формы «Конверт» | 06.03 09.03 | |
104 105 | Выполнение работы по теме «Праздничная открытка» | 2 | Выполнение работы с использованием различных базовых форм | Практика: Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. | 09.03 13.03 | |
106 107 108 109 110 | Оригами. Жираф. Собачка. Посуда. Головные уборы. Чтение схем, выполнение работы, оформление | 5 | Выполнение работы с использованием различных базовых форм | Практика: Складывание фигур на основе базовой формы | 13.03 16.03 16.03 20.03 20.03 | |
111 112 113 | Ори гамии. Бабочки над цветами. Коллективная работа | 3 | Выполнение работы с использованием различных базовых форм | Практика: Складывание фигур на основе базовой формы | 23.03 23.03 27.03 | |
114 | Подведение итогов. Выставка готовых изделий | 1 | Выставка готовых работ учащихся. | Теория: Обмен опытом между учащимися. | 27.03 | |
Бумагопластика (объёмное моделирование) (11 часов) | ||||||
115 | Знакомство с бумагопластикой. Подготовка инструментов и материалов | 1 | Бумагопластика – объемная аппликация из бумаги | Теория: Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Знакомство с основными способами придания деталям объема (гармошка, петля, подкручивание, многослойная аппликация и др.). Выбор материалов для практической работы. | 30.03 | |
116 | Гармошка. Выполнение работы по теме «Аквариум» | 1 | Техника складывания деталей «гармошкой» | Практика: Подготовка эскиза. Освоение техники складывания деталей «гармошкой». Изготовление работы | 30.03 | |
117 | Петля. Выполнение работы по теме «Котенок» | 1 | Техника сворачивания деталей в «петлю» | Практика: Подготовка эскиза. Освоение техники сворачивания деталей в «петлю». Изготовление работы | 03.04 | |
118 | Выполнение работы по теме «Букет» | 1 | Техника сворачивания деталей в «петлю» | Практика: Подготовка эскиза. Освоение техники сворачивания деталей в «петлю». Изготовление работы | 03.04 | |
119 120 | Подкручивание. Выполнение работы по теме «Сказочная птица» | 2 | Придание деталям объема с помощью подкручивания | Практика: Подготовка эскиза. Освоение техники подкручивания. Изготовление работы | 06.04 06.04 | |
121 122 | Многослойная аппликация. Выполнение работы по теме «Горы» | 2 | Придание плоским деталям объема с помощью многослойности и утолщения | Практика: Подготовка эскиза. Освоение приема многослойности и утолщения с помощью подложки из толстого картона. Изготовление работы | 10.04 10.04 | |
123 124 | Выполнение работы по теме «Морской пейзаж» | 2 | Придание деталям объема с помощью подкручивания | Практика: Подготовка эскиза. Освоение техники подкручивания. Изготовление работы | 13.04 13.04 | |
125 | Подведение итогов. Выставка готовых изделий. | 1 | Выставка готовых работ учащихся. | Теория: Обмен опытом между учащимися. Сравнение техник и цветовых решений в работах, выполненных по одному эскизу. Практика: Создание новых эскизов для самостоятельного выполнения. | 17.04 |
Модульное оригами (19 часов) | ||||||
126 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с техникой «Модульное оригами» | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Подготовка материалов и инструментов. | Теория: Знакомство с техникой «Модульное оригами». Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Выбор материалов для практической работы. | 17.04 | |
127 128 | Заготовка треугольных модулей | 2 | Заготовка треугольных модулей разных цветов | Теория: Изучение приемов складывания и соединения треугольных модулей Практика: Изготовление треугольных модулей для сбора моделей | 20.04 20.04 | |
129 130 | Изготовление простой фоторамки из модулей (объемная) | 2 | Изготовление фоторамки из модулей | Практика: Отработка и закрепление умений изготавливать модули и способов их соединения на примере изготовления фоторамки | 24.04 24.04 | |
131 132 | Моделирование Елочных игрушек. Объемная елочная игрушка | 2 | Знакомство с технологией промышленного изготовления елочных украшений. Составление эскиза елочной игрушки, цветовой дизайн. | Теория: Составление схемы изготовления елочной игрушки «шар». Практика: Заготовка модулей выбранных цветов. Сборка игрушек | 27.04 27.04 | |
133 134 | Моделирование. Изделие «Объемная снежинка» | 2 | Изготовление объемной снежинки | Теория: Знакомство с инструкционными картами для складывания формы снежинки, образцами изделий. Практика: Заготовка белых модулей. Изготовление фона для коллективной работы, оформление панно. | 04.05 04.05 | |
135 136 137 | Моделирование. Выполнение работы по теме «Лебедь» | 3 | Беседа по теме: «Птицы нашего края». Выполнение работы по теме «Лебедь» | Теория: Знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей птиц. Практика: Работа с инструкционными картами для изготовления моделей птиц. Заготовка модулей. Изготовление лебедя | 08.05 08.05 11.05 | |
138 139 | Валентинки из оригами. (объемное изделие) | 2 | Практическая работа - «Валентинки-сердечки» | Теория: Знакомство с инструкционными картами. Практика: Закрепление приемов соединения модулей. Складывание боковых сторон к диагональной линии. | 11.05 15.05 | |
140 141 | Моделирование. Выполнение работы по теме «Карандашница» | 2 | Практическая работа | Теория: Знакомство с основными приемами разработки цветовой схемы сборки моделей. Практика: Разработка цветовой схемы сборки карандашницы. Заготовка модулей выбранных цветов. Сборка изделий | 15.05 18.05 | |
142 143 | Букет для мамы | 2 | Практическая работа | Теория: Знакомство с инструкционными картами для изготовления цветов (роза, гвоздика, гиацинты) Практика: Заготовка разноцветных модулей. Сборка цветов | 18.05 22.05 | |
144 | Подведение итогов. Выставка готовых изделий. | 1 | Выставка готовых работ учащихся. | Теория: Обмен опытом между учащимися. Сравнение цветовых решений в работах, выполненных по одной инструкционной карте. | 22.05 |
Комплекс организационно-педагогических условий
Учебно-практическое оборудование: персональный компьютер, проектор, школьные парты, стулья
Формы аттестации /контроля – Формой подведения итогов считать:выставки на школьных праздниках,торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собрания.
Оценочные материалы – критерии уровня подготовки учащихся к освоению программы, критерии уровня освоения обучающимися данной программы для итоговой аттестации, критерии качества освоения ребенком художественного и ручного труда, технического творчества.
Критерии уровня подготовки учащихся к освоению программы
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
-нет задатков к художественному творчеству -отсутствие навыка произвольного внимания -необходимость многократного повторения материала -быстрая утомляемость | -наличие интереса к обучению при отсутствии специальных способностей -существует первоначальный навык произвольного внимания -постепенное усвоение материала -средняя утомляемость | -есть задатки к художественному творчеству и интерес к занятиям -устойчивый навык произвольного внимания -инициативность, активность в выполнении заданий -работоспособность, увлечённость |
Критерии уровня освоения обучающимися данной программы для итоговой аттестации
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
-устойчивая мотивации только в некоторой части занятия -отсутствие увлечённости в выполнении некоторых заданий -отказывается выполнять некоторые самостоятельные задания -иногда отказывается работать в группе с некоторыми детьми | -положительная мотивация к занятию вообще -увлечённость при выполнении упражнений -испытывает затруднения при выполнении самостоятельных заданий -не активен в работе малых групп -испытывает стеснение при работе в группе с некоторыми детьми | -устойчивая мотивация именно к художественному творчеству -активность и увлечённость в выполнении заданий -умеет конструктивно работать в малой группе любого состава -творческий подход к выполнению всех упражнений |
Критерии качества освоения ребенком художественного и ручного труда, технического творчества
- Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
- Владеет приемами работы с различными материалами.
- Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
- Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
- Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
- Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
- Выполняет работу по замыслу.
- Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
- Показывает уровень воображения и фантазии, использует в работе разные способы ручного труда, технического творчества
Список литературы:
- С. Афонькин «Игрушки из бумаги». Издательство «Литера» Санкт-Петербург 1998г.
- Г.Корнеева «Бумага» Азбука творчества; Играем, вырезаем, клеим. Издательский дом «Кристалл»; 2001г.
- Г.И. Долженко. «100 оригами». Детское творческое конструирование.
- Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.
- Бобнева Н.П. Детская энциклопедия: Всё о загадочном лесе.
- Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги. Умелые руки.
- Беляков Н.Д., Цейтлин Н.Е. Внеклассные занятия по труду с младшими школьниками. Пособие для учителей начальных классов.
- Выгонов В.В. Начальная школа: Трудовое обучение: Композиции, подарки, модели: Книга для учителя. – М.: Издательство.
- Выгонов В.В. Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки: Книга для учителя. – М.: Издательство.
Методические материалы:
- словарь специальных терминов с пояснениями;
- контрольные вопросы;
- готовые изделия, образцы;
- условия прослушивания;
- описание занятий;
- технологические карты;
- материалы тестирования;
- условия набора в коллектив;
- памятки для родителей и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Занимательная информатика"
Программа технической направленности "Занимательная информатика"...
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Техническое творчество»
Пояснительная записка Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Начально – техническое моделирование»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начально - техническое моделирование» предусматривает развитие творческих способностей детей и реализует техническую направлен...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Лего-конструирование» для детей 3-7 лет
Вашему вниманию представлена общеразвивающая программа технической направленности "Лего-конструирование" детей 3-7 лет.Цель программы: развитие конструкторских способностей у детей дошк...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Лего-конструирование» (стартовый уровень)
В век активной компьютеризации, информатизации и роботостроения благодаря разработкам компании ЛЕГО появилась возможность уже в младшем возрасте знакомить детей с основами строения технических объекто...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «КУБОРО»
Актуальность общеразвивающей программы дополнительного образования «Куборо» заключается в том, что в период обновления образования значительно возрастает роль активной познавательной позиц...
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Бумажная фабрика 3D»
Программа направлена на развитие творческого потенциала учащихся в процессе овладения ими разнообразными знаниями и умениями в сфере технического творчества.Реализуется в рамках пришкольной досуговой ...