Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Начально – техническое моделирование»
рабочая программа (2 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начально - техническое моделирование» предусматривает развитие творческих способностей детей и реализует техническую направленность.Уровень освоения – базовый.Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста от 6,5 до 8 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopobrazovanie_nachalnoe_tehnicheskoe_modelirovanie_polevoy.docx | 102.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Кирсановского района
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа»
в поселке Полевой Кирсановского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована к Утверждаю
Утверждению Методическим советом Директор МБОУ «Уваровщинская сош»
МБОУ «Уваровщинская сош» __________________ Е.Н. Хохлова
Протокол № 1__________________ Приказ № 225 от 28.08.2018 г.
28.08. 2018 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Начально – техническое моделирование»
(базовый уровень)
Возраст детей – 6,5-8 лет
Срок реализации: 2 года
Автор - составитель:
Агальцова Наталия Александровна,
учитель начальных классов
Кирсановский район, п. Полевой
2018 г.
Информационная карта программы
1. Учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа» Кирсановского района Тамбовской области |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Начально – техническое моделирование» |
3. Сведения об авторе | |
3.1. Ф.И.О., должность | Агальцова Наталия Александровна, учитель начальных классов |
4. Сведения о программе | |
4.1. Нормативная база: | 1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ 2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2018г. №196) 3. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р) 4. Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41 г.Москва Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» |
4.2.Область применения | техническое творчество, дополнительное образование |
4.3. Направленность | техническая |
4.4. Тип программы | общеразвивающая |
4.5. Вид программы | модернизированная |
4.6. Возраст учащихся по программе | 6,5-8 лет |
4.7.Продолжительность обучения | 2 года |
5. Рецензенты и авторы отзывов | |
6.Заключение методического совета | Протокол заседания от 28.08. 2018 г. |
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начально - техническое моделирование» предусматривает развитие творческих способностей детей и реализует техническую направленность.
Уровень освоения – базовый.
Актуальность программы заключается в том, что в новых социально-экономических условиях развитие технического творчества рассматривается как возможность ускорения социально-экономического развития страны. Начальное техническое моделирование – одно из направлений детского технического творчества. Моделирование может рассматриваться в различных плоскостях, в зависимости от вида модели, её масштаба и функционального назначения. В настоящее среди детей угасает интерес к техническому моделированию и конструированию моделей из разных материалов, поэтому остается востребованным техническое творчество. Изготовление интересных моделей предполагает значительные возможности для развития способностей детей не только в технической направленности, но и общих способностей, которые обеспечивают успешность любого вида деятельности.
Актуальность программы заключается так же в ее практической значимости. Занимаясь техническим моделированием, младшие школьники знакомятся с большим количеством материалов и инструментов для технического творчества, приобретая, таким образом, полезные в жизни практические навыки.
Начальное техническое моделирование – это своеобразный компас на дороге технического творчества, который не определяет конечную цель, не говорит, куда и как идти, он указывает только направление движения, задает правильный вектор.
Дополнительное образование технической направленности детей имеет значительные образовательные возможности, обеспечение доступности этой направленности для детей с разным уровнем материального обеспечения.
Творческая деятельность на занятиях в кружке позволяет ребенку приобрести чувство уверенности и успешности, социально-психологическое благополучие.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она предоставляет широкую возможность не только для адаптации школьника к условиям социальной среды, но и содействует развитию потребности активно преобразовывать окружающую среду в соответствии со своими интересами. Занятия техническим моделированием решают проблему занятости детей, развивают у них такие черты характера, как: терпение, аккуратность, силу воли, упорство в достижении поставленной цели, трудолюбие.
Техническое творчество способствует также расширению политехнического кругозора школьников, что предполагает получение информации о технических новинках и способах решения технических задач из разных источников – специальной литературы, консультации специалистов, электронных источников и т.д.
Отличительные особенности программы. Данная программа является модифицированной, она составлена на основе следующих программ:
1. «Начально- техническое моделирование» Онегина Е.Б. (г. Костанай)
2. «Начально - техническое моделирование» Минниханова Е. А. ( г. Заинск).
Адресат программы. Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста от 6,5 до 8 лет. При разработке программы учитывались возрастные особенности учащихся.
Возраст с 6,5 до 8 лет определяется как младший школьный возраст. Характерная особенность детей этого возрастного периода- ярко выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Как правило, дети этого возраста отличаются бодростью, жизнерадостностью. Восприятие на этом уровне развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка - значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его.
Условия набора учащихся. Дети принимаются без предварительного отбора, все желающие, достигшие возраста 6,5 лет.
Количество учащихся. В группе 1-го года обучения – до 15 человек; в группе 2-го года – до12 человек.
Объём и срок реализации программы. Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Объём программы – 144 часа (1 год обучения – 72 ч., 2 год обучения – 72 ч.).
Формы и режим занятий - очная, фронтальные и групповые занятия. Программа рассчитана на 2 занятия в неделю с учетом каникулярного времени. Продолжительность одного занятия – 45 минут.
Состав группы постоянный.
- Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей средствами технической деятельности.
Задачи программы
Первый год обучения
Обучающие:
1.Познакомить учащихся с различными материалами, используемыми в начальном техническом моделировании;
2.Обучить приемам и навыкам технического моделирования;
3.Сформировать устойчивый интерес к техническому творчеству;
Развивающие:
1.Развивать у детей элементы изобретательности художественного воображения, технического мышления и творческой инициативы;
2.Развивать глазомер, творческую смекалку, быстроту реакции;
Воспитательные:
1.Воспитывать у детей чувство гражданственности, стремление к здоровому образу жизни;
2.Способствовать воспитанию высокой культуры общения.
Второй год обучения
Обучающие:
1.Ознакомить учащихся с приёмами графического построения плоских и объёмных предметов;
2.Обучить навыкам работы с металлическим конструктором.
Развивающие:
1.Развивать интерес к исследовательской деятельности в моделировании;
2.Развивать стремление самостоятельно планировать и выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3.Развивать творческое мышление;
4.Развивать конструкторские способности;
5.Развивать способность к эффективному сотрудничеству в разных видах деятельности.
Воспитательные:
1.Воспитывать инициативность, ответственность, уважительное отношение к общественно полезному труду;
2.Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, доброжелательности и взаимопонимания.
1.3. Содержание программы
Учебный план
Первый год обучения
№п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | Собеседование | |
2 | Материалы и инструменты | 2 | 1 | 1 | Защита мини-проектов |
3 | Первоначальные графические знания и умения. | 3 | 0,5 | 2,5 | Анкетирование |
4 | НТМ с элементами художественного конструирования | 10 | 3 | 7 | Самостоятельная работа репродуктивного характера |
5 | Конструирование из плоских деталей | 6 | 2 | 4 | Конкурс на лучшую модель |
6 | Конструирование из объёмных деталей | 10 | 3 | 7 | Игра- соревнование |
7 | Основы архитектурного дизайна | 11 | 2,5 | 8,5 | Защита мини - проектов |
8 | Макетирование и театрализация кукольных спектаклей | 12 | 4 | 8 | Кукольный спектакль |
9 | Изготовление игрушек – сувениров | 8 | 2 | 6 | Зачёт |
10 | Техническое моделирование на свободную тему | 6 | 1 | 5 | Самостоятельная работа, соревнование |
11 | Экскурсии | 2 | 1 | 1 | Обсуждение |
12 | Итоговое занятие | 1 | 1 | Итоговая выставка | |
Итого: | 72 | 22 | 50 |
Второй год обучения
№п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | Собеседование | |
2 | Материалы, инструменты, приспособления и оборудование | 2 | 1 | 1 | Письменный опрос |
3 | Первоначальные технические и технологические понятия | 3 | 0,5 | 2,5 | Игра - соревнование с моделями «Кто быстрее». |
4 | Конструирование макетов и моделей технических игрушек из плоских деталей | 10 | 3 | 7 | Самостоятельная работа репродуктивного характера |
5 | Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей | 6 | 2 | 4 | Выставка работ |
6 | Основы архитектурного дизайна | 10 | 3 | 7 | Творческая работа |
7 | Транспорт | 10 | 4 | 6 | Зачёт |
8 | Изготовление игрушек и сувениров из различных материалов | 12 | 4 | 8 | Фестиваль игрушек |
9 | Конструкторское моделирование. Сборка моделей из деталей металлического конструктора. | 9 | 2 | 7 | Тестирование |
10 | Техническое моделирование на свободную тему | 6 | 1 | 5 | Конкурс на лучшую модель |
11 | Экскурсии | 2 | 1 | 1 | Обсуждение |
12 | Итоговое занятие | 1 | 1 | Итоговая выставка | |
Итого: | 72 | 23,5 | 48,5 |
Содержание учебного плана
Первый год обучения
1.Вводное занятие
Теория
Значение техники в жизни людей.
Режим работы творческого объединения. Ознакомление с планом работы. Показ готовых, ранее выполненных поделок.
Практическая работа
Выполнение поделок из бумаги и картона на свободную тему.
2.Инструменты, материалы.
Теория
Инструменты и приспособления, применяемые в работе: (ножницы, ножи, молотки, плоскогубцы, шило, кисти для красок, различные виды клея и мн. др.), правила пользования ими. Организация рабочего места. Правила безопасности труда при использовании колющих и режущих предметов. Элементарные понятия о производстве бумаги и картона, их сортах, свойствах, применении. Понятие о древесине, металле, пластмассах и др. материалах, используемых в промышленности и техническом моделировании. Способы изготовления отдельных деталей из бумаги, картона и др. материалов. Художественное оформление и способы сборки поделок.
Практическая работа
Изготовление из плотной бумаги самолёта, кораблика.
3.Графическая подготовка
Теория
Понятие о чертёжных инструментах и принадлежностях: линейке, угольнике, циркуле, карандаше, кульмане, ученической доске. Их назначение и правила пользования. Знакомство с линиями чертежа: линия видимого контура, линия невидимого контура, линия сгиба (осевая), сплошная тонкая и толстая. Расширение понятий об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы. Закрепление знаний и умений об условных обозначениях диаметра, радиуса. Деление окружности на 3, 4, 6, 8 частей. Масштаб увеличения и уменьшение изображений плоских деталей по клеткам. Графическое изображение простейших электрических схем.
Практическая работа
Упражнения в проведении параллельных и перпендикулярных линий в процессе изготовления таблиц, расписания занятий, часового циферблата со стрелками, игольниц в виде 4, 6, 8 и 12 лепестковых цветков. Изготовление моделей парашюта. Изготовление шаблонов и выкроек для простейших изделий с увеличением и уменьшением размеров изображений этих изделий с помощью масштаба или по клеткам. Составление эскизов простейших объектов и их отдельных деталей с применением условных обозначений. Выполнение наглядных изображений простейших игрушек (наброски).
4.Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования
Теория
Элементарные понятия о техническом моделировании. Начальное техническое моделирование по созданию технических поделок. Простейшие условные графические обозначения. Изготовление макетов, моделей и игрушек из плоских и объёмных деталей. Начальные понятия о художественном конструировании и его отличие от технического моделирования. Знакомство с элементами художественного конструирования и художественное оформление изделий. Начальные основы композиции и формообразования. Форма, цвет, пропорциональность – характерные показатели художественного конструирования. Элементарные понятия о ритме, гармоничности цветовых сочетаний. Оригинальность конструктивного строения, закономерность и некоторые средства художественной выразительности (линия, цвет, форма). Особенности декоративно – художественного оформления в зависимости от формы, назначения и конструкции поделки. Понятие о контуре и силуэте.
Практическая работа
Изготовление из бумаги, картона, тарных коробочек простейших моделей летательных аппаратов, автомобилей на колёсах и игрушек (модели и макеты самолётов, ракет, вертолётов, лодок, яхт, пароходов и различных машин). Изготовление упаковочных коробок оригинальной формы и конструкции с элементами декоративного оформления, разработка и изготовление по собственному замыслу ёлочных украшений, праздничных открыток и сувениров с применением декоративно – художественного оформления.
5.Конструирование из плоских деталей
Теория
Ознакомление детей с разнообразием предметов и технических объектов, части которых имеют форму геометрических фигур (прямоугольник, круг и т.д.). Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: прямоугольник, треугольник, круг, половина круга и т.д. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и др. технических объектов с геометрическими фигурами. Разметка и изготовление плоских деталей по шаблонам. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: при помощи клея, щелевидных соединений в «замок». Понятие о зависимости формы (внешних контуров) модели от её назначения. Рациональность форм в живой природе.
Практическая работа
Вырезание из бумаги четырёхугольника и круга по шаблонам. Деление четырёхугольника и круга на две равные части путём сгибания и разрезания. Составление из двух равных половин целого круга. Изготовление из бумаги и картона игрушек и сувениров. Создание силуэтов птиц и животных из кружочков и прямоугольников с добавлением дополнительных элементов, необходимых для конкретного образа. Создание силуэтов технических объектов путём манипулирования геометрическими фигурами различной величины. Игры и соревнования с поделками.
6.Конструирование из объёмных деталей
Теория
Знакомство с формами предметов быта, игрушек и технических объектов. Сравнение формы технических объектов с формой тарных коробочек прямоугольной формы. Соединение объёмных деталей (тарных коробочек) между собой путём склеивания. Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: куб, параллелепипед, цилиндр, конус. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Геометрические тела как объёмная основа предметов и технических объектов. Анализ формы технических объектов и сопоставление с геометрическими телами. Элементарные понятия о развёртках, выкройках простых геометрических тел.
Практическая работа
Разработка и изготовление макетов и моделей технических объектов на основе манипулирования готовыми формами. Создание художественных образов из объёмных форм.
7.Основы архитектурного дизайна
Теория
Разработка (по рисункам из книг и по воображению) проектов бумажных и картонных домиков для сказочных персонажей. Вырезание, склеивание раскрашивание домиков «Вини-Пуха», «Чебурашки», «Трёх поросят» и др. Вырезание и раскрашивание силуэтов деревьев, кустарников. Картонные домики для кукол. Макеты жилых домов – одноэтажных и многоэтажных (упрощённых, без архитектурных деталей), хозяйственных построек.
Практическая работа
Изготовление игровых домиков для сказочных персонажей и кукол. Изготовление домов и др. построек для комплексных макетов: «Сельская улица», «Городской перекрёсток» (для изучения правил дорожного движения).
8.Макетирование и театрализация кукольных спектаклей
Теория
История развития театра. Разработка сценария и подготовка декораций для спектакля.
Практическая работа
Выпиливание лобзиком из гофрированного картона кукол для спектакля и элементов декоративного оформления.
9.Изготовление игрушек – сувениров
Теория
Способы разметки деталей простой формы на разных материалах. Разметка по шаблону на бумаге, ткани. Приёмы и способы выполнения некоторых сувениров и игрушек из разных материалов (пластилин, бумага, ткань, природный материал).
Способы соединения деталей из разных материалов (при помощи клея, ниток и др.) Способы, приёмы отделочных работ. Правила безопасной работы.
Практическая работа
Изготовление ёлочных игрушек, открыток и др. поделок к праздникам из бумаги, ткани, природного материала, глины, готовых форм (тарных коробочек).
10.Техническое моделирование на свободную тему
Теория
Выбор модели для конструирования
Практическая работа
Примерные темы для свободного конструирования: транспорт (автомобиль будущего), дома будущего, создать модель игрушки, которую ещё никто не видел, техника будущего и т.д.
11.Экскурсии
Знакомство с техникой и принципами работы наиболее распространённых машин, устройств и приспособлений (лифт, пылесос, мясорубка, транспортные машины и т.д.).
Практическая работа.
Обсуждение.
12.Итоговое занятие
Подведение итогов работы за учебный год. Беседа: «Чему мы научились на технических занятиях».
Итоговая выставка
Второй год обучения
1.Вводное занятие
Теория
Знакомство с учебно-тематическим планом второго года обучения. Элементарные понятия о сущности технического прогресса, замене ручного труда «машинным». Сущность технических занятий: от технической игрушки – к действующей модели.
2. Материалы, инструменты, приспособления и оборудование
Теория
Обзор основных видов материалов, применяемых в начальном техническом моделировании (бумага, картон, древесина, жесть, проволока, пластмасса, пенопласт и др.). Приёмы и способы их обработки. Расширение знаний об инструментах и приспособлениях ручного труда (рубанок, ножовка, гаечный ключ, дрель, слесарные тиски, напильники и т.д.). Применение их в быту и на производстве. Способы и приёмы работы с ними. Правила безопасной работы.
Практическая работа
Изготовление циферблата для часов из различных материалов (картон, пластмасса, жесть).
3. Первоначальные технические и технологические понятия
Теория
Углубление знаний о свойствах различных материалов и их использовании. Природные и искусственные материалы. Материалы – изоляторы, материалы – проводники. Расширение знаний о рабочих инструментах и приспособлениях в быту и на производстве. Основные (ручные) инструменты в сравнении с аналогичными по назначению машинами (молоток – электрический молот, дрель – сверлильный станок, напильники – токарный и шлифовальный станки и т.д.). Профессии людей, работающих этими инструментами (на этих машинах). Первоначальные понятия о машинах – двигателях и машинах – орудиях и их назначении. Машины – двигатели, использующие энергию воды, ветра, топлива, солнца, а также электрическую энергию. Машины – орудия: обрабатывающие, транспортные, грузоподъёмные. Первоначальные понятия о технических сооружениях (мостах, переправах, башнях, опорах, линиях электропередачи). Углубление понятий о технологических процессах в быту и на производстве.
Практическая работа
Изготовление моделей машин и технических устройств с использованием готовых конструкций. Упрощённые модели машин и механизмов (колёсный трактор, тягач). Транспортные машины. Проведение игр и соревнований с моделями.
4. Конструирование макетов и моделей технических игрушек из плоских деталей
Теория
Понятие о контуре и силуэте. Расширение и углубление первоначальных понятий о геометрических фигурах (различные прямоугольники, треугольники, круг, половина круга, сектор круга и др.). Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и др. технических объектов с геометрическими фигурами.
Практическая работа
Изготовление из плотной бумаги или тонкого картона «Геометрического конструктора» (геометрические фигуры, различные по форме, размеру и цвету). Создание силуэтов моделей (корабля, грузовика, подъёмного крана , самолёта и т.д.) из элементов « Геометрического конструктора» способом манипулирования . Изготовление из плотной бумаги, картона и тонкой фанеры макетов якоря, различных ракет, а также плоских движущихся игрушек – плясунов и игрушек с подвижными частями. Игры и соревнования.
5. Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей
Теория
Простейшие сведения и некоторые первоначальные элементарные понятия о геометрических телах (куб, шар, призма, цилиндр, конус). Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и др. технических объектов с геометрическими телами. Простейшие способы изготовления развёрток (выкроек) геометрических тел.
Практическая работа
Разработка и изготовление макетов и моделей технических объектов на основе манипулирования объёмными формами тарными коробочками разнообразной формы с добавлением некоторых деталей, необходимых в каждом конкретном случае (трубочки, коробочки строго определённых размеров, а если это игрушки – образы зверей и птиц, то хвостики, лапки, ушки и т.д.). Изготовление на базе тележек упрощённых макетов автомобилей с кузовами различного назначения. Изготовление ракет, корпусом которых является цилиндр, головной частью – конус. Проведение игр и соревнований с моделями.
6. Основы архитектурного дизайна
Теория
Знакомство с архитектурой города. Интерьер современного жилого дома (квартиры). Ремонт в квартире своими силами. Бытовая техника. Её безопасная эксплуатация. Цветы в доме.
Практическая работа
Изготовление моделей мебели из картона , жести (стол, стул, кресло – качалка, шкаф и т.д.). Оформление комнаты.
7. Транспорт
Теория
Общее представление о транспорте, его видах и значении. Наблюдение за различными видами транспорта. Машины, их назначение, внешнее оформление (цветовая окраска, знаки на машинах). Назначение городского транспорта. Автомобиль. Его части: кузов (пассажирский салон, моторное о багажное отделение), рама с колёсами. Назначение грузовых машин. Современные грузовые машины, их марки. Значение морского и речного флота. Виды судов, их назначение: пассажирские, грузовые, спортивные, исследовательские. Виды самолётов, их назначение: пассажирские, транспортные, военные, спортивные. Космические летательные аппараты: ракеты, корабли, автоматические межпланетные станции, искусственные спутники Земли. Ракета – средство достижения космической скорости. Основные части ракеты: корпус, головная часть, стабилизаторы.
Практическая работа
Изготовление моделей легковых автомобилей и грузовых машин по шаблонам. Опыты и наблюдения за плаванием различных предметов в воде. Изготовление лодочки. Моделирование плотика и парусника с использованием различных материалов: пенопласта, бумаги. Моделирование самолётов из бумаги. Проведение соревнований. Изготовление простейших моделей ракет.
8. Изготовление игрушек и сувениров из различных материалов
Теория
Ознакомление с готовыми образцами различных поделок и сувениров из разных материалов. Способы изготовления поделок с применением деревянных заготовок, проволоки, фольги и природных материалов. Приёмы и способы выполнения отдельных сувениров и игрушек из разных материалов. Способы и приёмы отделочных работ, элементы художественного оформления изделий.
Практическая работа
Изготовление поделок и сувениров к различным праздникам и знаменательным датам. Фестиваль игрушек.
9. Конструкторское моделирование. Сборка моделей из деталей металлического конструктора.
Теория
Ознакомительное занятие. Знакомство с деталями и инструментами, способом крепления. Чтение схем. Конструирование по схеме.
Практическая работа
Конструирование из металлического конструктора по схеме «Автомобиль», «Мебель».
Сборка макетов и моделей по образцу. Сборка макетов и моделей по собственному замыслу.
10.Техническое моделирование на свободную тему
Теория
Выбор и обсуждение тем для технического моделирования. Придумывание новых моделей машин в процессе игры, способствующей развитию творческого мышления детей.
Практическая работа
Изготовление технических моделей по собственному замыслу. Конкурс на лучшую модель.
11.Экскурсии
Теория
Знакомство с техникой и трудом человека на производстве.
Практическая работа
Экскурсия в фермерское хозяйство. Обсуждение.
12. Итоговое занятие
Анализ проделанной работы за год. Коллективное обсуждение качества выполненных макетов, моделей технических объектов и игрушек, отбор лучших поделок на итоговую выставку. Подведение итогов.
Итоговая выставка.
1.4. Планируемые результаты
К концу первого года занятий учащийся должен знать:
1. Первоначальные графические понятия.
2. Технико-технологические свойства бумаги и картона;
3. Способы и приемы измерений.
4. Способы и приемы изготовления изделий из разных материалов (бумага, картон, ткань).
5. Технику безопасной работы по начальному техническому моделированию.
Должен уметь:
1. Составлять простейшие эскизы.
2. Качественно выполнять сгибы картона и бумаги.
3.Выполнять разметку деталей на разных материалах карандашом или мелом;
4. Вырезать детали различных конфигураций из разных материалов (бумага, картон, ткань).
5.Выполнять отверстия на поверхности деталей разными инструментами (ножницы, шило, игла).
6.Склеивать бумагу и картон различными способами с использованием разных клеящих материалов.
7. Выполнять окрашивание деталей изделия красящими материалами (гуашь, акварель, цветные карандаши).
8.Обрабатывать поверхность и края ткани простыми ручными швами: «вперед иголку», «строчка», «двойной шов», «вперед иголку», «через край», «тамбурный», «стебельчатый».
9.Содержать в порядке рабочее место.
К концу второго года занятий учащийся должен знать:
1.Терминологию при чтении специальной литературы.
2.Свойства различных материалов.
3.Виды соединения и способы их крепления.
4.Возможности разных инструментов при изготовлении изделий из различных материалов.
5.Технику безопасности.
Должен уметь:
1.Использовать в практической деятельности по техническому моделированию грамотную терминологию.
2.Пользоваться специализированной литературой.
3.Самостоятельно осуществлять выбор модели и планировать её изготовление.
4.Самостоятельно выполнять изготовление отдельных деталей модели и их монтаж.
5.Устранять недостатки в изделии.
6.Использовать знания, полученные на других занятиях, в практической деятельности по техническому моделированию.
Универсальными компетенциями обучающихся в результате занятий по программе являются:
1.Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.
2.Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
3.Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
4.Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.
5.Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности.
6.Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
1.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
2.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
4.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
5.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
6.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4.Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
7.Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы»
- Календарный учебный график
Первый год обучения
№ п/п | Месяц | Форма занятий | Кол-во ч | Тема занятий | Место проведения | Форма контроля |
1 | Беседа, практическая работа | 1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности и противопожарной безопасности. Выполнение поделок из бумаги и картона на свободную тему. | Кабинет начальных классов | Собеседование | |
Материалы и инструменты – 2 ч. | ||||||
2 | Рассказ | 1 | Материалы (бумага, картон, древесина, пластмассе и др.), их свойства и применение. Природные и искусственные материалы. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
3 | Комбинированная | 1 | Инструменты и способы обработки материала. | Кабинет начальных классов | Защита мини-проектов | |
Графическая подготовка – 3 ч. | ||||||
4 | Комбинированная | 1 | Чертёжные инструменты и принадлежности. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
5 | Комбинированная | 1 | Разметка с использованием линий чертежа. Выполнение бумажных моделей (парашют, игольница, модель циферблата и др.). | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
6 | Комбинированная | 1 | Графическое изображение простейших электрических схем. Выполнение наглядных изображений простейших игрушек (наброски). | Кабинет начальных классов | Анкетирование | |
НТМ с элементами художественного конструирования – 10 ч. | ||||||
7 | Комбинированная | 1 | Элементарные понятия о техническом моделировании. Начальное техническое моделирование по созданию технических поделок. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
8 | Комбинированная | 1 | Простейшие условные графические обозначения. Изготовление макетов, моделей и игрушек из плоских и объёмных деталей. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
9 | Комбинированная | 1 | Начальные понятия о художественном конструировании и его отличие от технического моделирования. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
10 | Комбинированная | 1 | Знакомство с элементами художественного конструирования и художественное оформление изделий. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
11 | Комбинированная | 1 | Начальные основы композиции и формообразования. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
12 | Комбинированная | 1 | Форма, цвет, пропорциональность – характерные показатели художественного конструирования. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
13 | Комбинированная | 1 | Элементарные понятия о ритме, гармоничности цветовых сочетаний. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
14 | Комбинированная | 1 | Оригинальность конструктивного строения, закономерность и некоторые средства художественной выразительности (линия, цвет, форма). | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
15 | Комбинированная | 1 | Особенности декоративно – художественного оформления в зависимости от формы, назначения и конструкции поделки. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
16 | Комбинированная | 1 | Понятие о контуре и силуэте. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
Конструирование из плоских деталей – 6 ч. | ||||||
17 | Комбинированная | 1 | Ознакомление детей с разнообразием предметов и технических объектов, части которых имеют форму геометрических фигур (прямоугольник, круг и т.д.). | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
18 | Комбинированная | 1 | Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: прямоугольник, треугольник, круг, половина круга и т.д. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и др. технических объектов с геометрическими фигурами. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
19 | Практическая работа | 1 | Разметка и изготовление плоских деталей по шаблонам. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
20 | Практическая работа | 1 | Соединение (сборка) плоских деталей между собой: при помощи клея, щелевидных соединений в «замок». | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
21 | Комбинированная | 1 | Понятие о зависимости формы (внешних контуров) модели от её назначения. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
22 | Комбинированная | 1 | Рациональность форм в живой природе. | Кабинет начальных классов | Конкурс на лучшую модель | |
Конструирование из объёмных моделей – 10 ч. | ||||||
23 24 | Комбинированная Практическая работа | 2 | Знакомство с формами предметов быта, игрушек и технических объектов. Сравнение формы технических объектов с формой тарных коробочек прямоугольной формы. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
25 26 | Комбинированная Практическая работа | 2 | Соединение объёмных деталей (тарных коробочек) между собой путём склеивания. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
27 28 | Комбинированная Практическая работа | 2 | Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: куб, параллелепипед, цилиндр, конус. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
29 30 | Комбинированная Практическая работа | 2 | Геометрические тела как объёмная основа предметов и технических объектов. | Кабинет начальных классов | Устный опрос Устный опрос | |
31 32 | Комбинированная Практическая работа | 2 | Анализ формы технических объектов и сопоставление с геометрическими телами. Элементарные понятия о развёртках, выкройках простых геометрических тел. | Кабинет начальных классов | Устный опрос Игра- соревнование | |
Основы архитектурного дизайна – 11 ч. | ||||||
33 | Комбинированная | 1 | Разработка (по рисункам из книг и по воображению) проектов бумажных и картонных домиков для сказочных персонажей. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
34 35 | Комбинированная Практическая работа | 2 | Вырезание, склеивание раскрашивание домиков «Винни-Пуха», «Чебурашки», «Трёх поросят» и др. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
36 37 | Комбинированная Практическая работа | 2 | Вырезание и раскрашивание силуэтов деревьев, кустарников. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
38 39 40 | Практическая работа Практическая работа Практическая работа | 3 | Картонные домики для кукол. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
41 42 43 | Практическая работа Практическая работа Практическая работа | 3 | Макеты жилых домов – одноэтажных и многоэтажных (упрощённых, без архитектурных деталей), хозяйственных построек. | Кабинет начальных классов | Защита мини - проектов | |
Макетирование и театрализация кукольных спектаклей – 12 ч. | ||||||
44 | Беседа | 1 | История развития театра. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
45 46 47 | Комбинированная Комбинированная Комбинированная | 3 | Разработка сценария. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
48-55 55 | Практическая работа | 8 | Подготовка декораций для спектакля. | Кабинет начальных классов | Кукольный спектакль | |
Изготовление игрушек – сувениров – 8 ч. | ||||||
56 | Комбинированная | 1 | Способы разметки деталей простой формы на разных материалах. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
57 | Практическая работа | 1 | Разметка по шаблону на бумаге, ткани. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
58 59 | Комбинированная Практическая работа | 2 | Приёмы и способы выполнения некоторых сувениров и игрушек из разных материалов (пластилин, бумага, ткань, природный материал). | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
60 61 | Комбинированная Практическая работа | 2 | Способы соединения деталей из разных материалов (при помощи клея, ниток и др.) | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
62 63 | Комбинированная Практическая работа | 2 | Способы, приёмы отделочных работ. Правила безопасной работы. | Кабинет начальных классов | Зачёт | |
Техническое моделирование на свободную тему – 6 ч. | ||||||
64- 69 | Беседа, практическая работа | 6 | Выбор модели для конструирования: транспорт: автомобиль будущего, дома будущего, создать модель игрушки, которую ещё никто не видел, техника будущего и т.д. | Кабинет начальных классов | Самостоятельная работа, соревнование | |
Экскурсии – 2 ч. | ||||||
70 | Беседа | 1 | Знакомство с техникой и принципами работы наиболее распространённых машин, устройств и приспособлений (лифт, пылесос, мясорубка, транспортные машины и т.д.). | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
71 | Экскурсия | 1 | Экскурсия в автопарк. | Территория автопарка | Обсуждение | |
Заключительное занятие – 1 ч. | ||||||
72 | Комбинированная | 1 | Подведение итогов работы за учебный год. Беседа: «Чему мы научились на технических занятиях». | Кабинет начальных классов | Итоговая выставка | |
Итого: 72 часа |
Второй год обучения
№ п/п | Месяц | Форма занятий | Кол-во ч | Тема занятий | Место проведения | Форма контроля |
1 | Беседа | 1 | Вводное занятие. | Кабинет начальных классов | Собеседование | |
Материалы, инструменты, приспособления и оборудование – 2 ч. | ||||||
2 | Комбинированная | 1 | Обзор основных видов материалов, применяемых в начальном техническом моделировании (бумага, картон, древесина, жесть, проволока, пластмасса, пенопласт и др.). Приёмы и способы их обработки. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
3 | Комбинированная | 1 | Расширение знаний об инструментах и приспособлениях ручного труда (рубанок, ножовка, гаечный ключ, дрель, слесарные тиски, напильники и т.д.). Применение их в быту и на производстве. Способы и приёмы работы с ними. Правила безопасной работы. | Кабинет начальных классов | Письменный опрос | |
Первоначальные технические и технологические понятия – 3 ч. | ||||||
4 | Комбинированная | 1 | Углубление знаний о свойствах различных материалов и их использовании. Природные и искусственные материалы. Материалы – изоляторы, материалы – проводники. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
5 | Комбинированная | 1 | Расширение знаний о рабочих инструментах и приспособлениях в быту и на производстве. Профессии людей, работающих этими инструментами (на этих машинах). | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
6 | Комбинированная | 1 | Первоначальные понятия о машинах – двигателях и машинах – орудиях и их назначении и о технических сооружениях (мостах, переправах, башнях, опорах, линиях электропередачи). | Кабинет начальных классов | Игра - соревнование с моделями «Кто быстрее». | |
Конструирование макетов и моделей технических игрушек из плоских деталей – 10 ч. | ||||||
7 8 | Беседа | 2 | Понятие о контуре и силуэте. Создание силуэтов моделей (корабля, грузовика, подъёмного крана , самолёта и т.д.) из элементов « Геометрического конструктора» способом манипулирования . | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
9 | Беседа | 1 | Расширение и углубление первоначальных понятий о геометрических фигурах (различные прямоугольники, треугольники, круг, половина круга, сектор круга и др.). | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
10 11 | Практическая работа Практическая работа | 2 | Изготовление из плотной бумаги или тонкого картона «Геометрического конструктора» (геометрические фигуры, различные по форме, размеру и цвету). | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
12 | Беседа | 1 | Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и др. технических объектов с геометрическими фигурами. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
13 14 15 | Практическая работа Практическая работа Практическая работа | 3 | Изготовление из плотной бумаги, картона и тонкой фанеры макетов якоря, различных ракет, а также плоских движущихся игрушек – плясунов и игрушек с подвижными частями. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
16 | Практическая работа | 1 | Игры и соревнования. | Кабинет начальных классов | Самостоятельная работа репродуктивного характера | |
Конструирование макетов и моделей технических игрушек из объёмных деталей – 6 ч. | ||||||
17 | Беседа | 1 | Простейшие сведения и некоторые первоначальные элементарные понятия о геометрических телах (куб, шар, призма, цилиндр, конус). Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и др. технических объектов с геометрическими телами. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
18 | Беседа | 1 | Разработка и изготовление макетов и моделей технических объектов на основе манипулирования объёмными формами тарными коробочками разнообразной формы с добавлением некоторых деталей, необходимых в каждом конкретном случае (трубочки, коробочки строго определённых размеров, а если это игрушки – образы зверей и птиц, то хвостики, лапки, ушки и т.д.). | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
19 | Практическая работа | 1 | Простейшие способы изготовления развёрток (выкроек) геометрических тел. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
20 | Практическая работа | 1 | Изготовление на базе тележек упрощённых макетов автомобилей с кузовами различного назначения. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
21 | Практическая работа | 1 | Изготовление ракет, корпусом которых является цилиндр, головной частью – конус. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
22 | Практическая работа | 1 | Проведение игр и соревнований с моделями. | Кабинет начальных классов | Выставка работ | |
Основы архитектурного дизайна – 10 ч. | ||||||
23 | Беседа | 1 | Знакомство с архитектурой города. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
24 | Беседа | 1 | Интерьер современного жилого дома (квартиры). Ремонт в квартире своими силами. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
25 26 27 28 | Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа | 4 | Изготовление моделей мебели из картона, жести (стол, стул, кресло – качалка, шкаф и т.д.). | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
29 | Беседа | 1 | Бытовая техника. Её безопасная эксплуатация. Цветы в доме. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
30 31 32 | Практическая работа Практическая работа Практическая работа | 3 | Оформление комнаты. | Кабинет начальных классов | Творческая работа | |
Транспорт – 10 ч. | ||||||
33 | Беседа | 1 | Общее представление о транспорте, его видах и значении. Наблюдение за различными видами транспорта. Автомобиль. Его части: кузов (пассажирский салон, моторное о багажное отделение), рама с колёсами. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
34 35 | Практическая работа Практическая работа | 2 | Изготовление моделей легковых автомобилей и грузовых машин по шаблонам. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
36 | Беседа | 1 | Значение морского и речного флота. Виды судов, их назначение: пассажирские, грузовые, спортивные, исследовательские. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
37 | Комбинированная | 1 | Опыты и наблюдения за плаванием различных предметов в воде. Изготовление лодочки. Моделирование плотика и парусника с использованием различных материалов: пенопласта, бумаги. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
38 | Беседа | 1 | Виды самолётов, их назначение: пассажирские, транспортные, военные, спортивные. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
39 40 | Практическая работа Практическая работа | 2 | Моделирование самолётов из бумаги. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
41 | Беседа | 1 | Космические летательные аппараты: ракеты, корабли, автоматические межпланетные станции, искусственные спутники Земли. Ракета – средство достижения космической скорости. Основные части ракеты: корпус, головная часть, стабилизаторы. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
42 | Практическая работа | 1 | Изготовление простейших моделей ракет. | Кабинет начальных классов | Зачёт | |
Изготовление игрушек и сувениров из различных материалов – 12 ч. | ||||||
43 | Беседа | 1 | Ознакомление с готовыми образцами различных поделок и сувениров из разных материалов. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
44 | Беседа | 1 | Способы изготовления поделок с применением деревянных заготовок, проволоки, фольги и природных материалов. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
45 | Беседа | 1 | Приёмы и способы выполнения отдельных сувениров и игрушек из разных материалов. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
46 | Беседа | 1 | Способы и приёмы отделочных работ, элементы художественного оформления изделий. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
47- 54 | Практическая работа | 8 | Изготовление поделок и сувениров к различным праздникам и знаменательным датам. | Кабинет начальных классов | Устный опрос, фестиваль игрушек | |
Конструкторское моделирование. Сборка моделей из деталей металлического конструктора – 9 ч. | ||||||
55 | Беседа | 1 | Ознакомительное занятие. Знакомство с деталями и инструментами, способом крепления. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
56 | Беседа | 1 | Чтение схем. Конструирование по схеме. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
57 58 59 | Практическая работа Практическая работа Практическая работа | 3 | Конструирование из металлического конструктора по схеме «Автомобиль», «Мебель». | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
60 61 | Практическая работа Практическая работа | 2 | Сборка макетов и моделей по образцу. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
62 63 | Практическая работа Практическая работа | 2 | Сборка макетов и моделей по собственному замыслу. | Кабинет начальных классов | Устный опрос Тестирование | |
Техническое моделирование на свободную тему- 6 ч. | ||||||
64 | Беседа | 1 | Выбор и обсуждение тем для технического моделирования. Придумывание новых моделей машин в процессе игры, способствующей развитию творческого мышления детей. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
65- 69 | Практическая работа | 5 | Изготовление технических моделей по собственному замыслу. | Кабинет начальных классов | Устный опрос, конкурс на лучшую модель | |
Экскурсии – 2 ч. | ||||||
70 | Беседа | 1 | Знакомство с техникой и трудом человека на производстве. | Кабинет начальных классов | Устный опрос | |
71 | Экскурсия | 1 | Экскурсия в фермерское хозяйство. | Фермерское хозяйство | Обсуждение | |
Заключительное занятие – 1 ч. | ||||||
72 | Беседа | 1 | Анализ проделанной работы за год. Коллективное обсуждение качества выполненных макетов, моделей технических объектов и игрушек, отбор лучших поделок на итоговую выставку. Подведение итогов. | Кабинет начальных классов | Итоговая выставка | |
Итого:72 ч. |
- Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
1.Кабинет для занятий (учебная доска, столы, стулья);
2.Подсобные помещения (для хранения эскизов, образцов моделей, материалов и инструментов).
3.Персональный компьютер (укомплектованный выделенным каналом выхода в Интернет, необходимым программным обеспечением).
4.Мультимедийный проектор.
5.Мультимедийная доска.
6.Принтер.
7. Цифровой фотоаппарат.
8 . Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска, ткань, жесть, природный материал, фанера, глина.
10.Инструменты: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти, лобзик, шило.
11.Набор «Конструктор» (металлический).
Методическое обеспечение программы
1.Наглядные пособия: плакаты, таблицы, эскизы, наборы чертежей, образцы моделей, шаблоны для изготовления различных моделей , набор геометрических фигур и тел.
2. Медиапособия: учебные фильмы, мультимедиапрезентации, фото и видеоматериалы.
3. Специализированная литература по истории судостроения, развитию авиации, космонавтики и автомобилестроения, подборка журналов («Левша», «Юный техник», «Моделист-конструктор»).
4.Раздаточный материал по темам занятий: рисунки, схемы, технологические карты изготовления моделей.
Кадровое обеспечение
Реализацию программы обеспечивает учитель начальных классов.
- Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости; портфолио учащихся; карты оценки результатов освоения программы, материал анкетирования и тестирования.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: участие в конкурсах различного уровня, самостоятельная работа репродуктивного характера, выставка готовых изделий, соревнование, опрос, защита мини-проектов, анкетирование, конкурс на лучшую модель, игра – соревнование, зачёт, спектакль, фестиваль игрушек, обсуждение; итоговая выставка.
- Оценочные материалы
Методика определения уровня развития компетентностей обучающихся по результатам освоения образовательной программы, разработанная на основе методики «Восемь уровней компетенций и критерии их оценки» Сергеева И.С., Блинова В.И.
- Методические материалы.
Первый год обучения
№ | Название раздела, темы | Форма занятий | Приёмы и методы проведения занятий | Дидактический материал и ТСО | Форма подведения итогов |
1 | Вводное занятие. | Беседа | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. | Инструкция по ТБ, программа, образцы готовых работ | Собеседование |
2 | Материалы и инструменты | Рассказ | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. | Бумага, картон, ножницы, линейки, карандаши, природный материал, шило, компьютерная презентация «Материалы и инструменты» | Защита мини-проектов |
3 | Первоначальные графические знания и умения. | Рассказ. Беседа.. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный | Бумага, карандаши, линейки, циркули, клей, кисточки, чертежи, эскизы | Анкетирование |
4 | НТМ с элементами художественного конструирования | Комбинированная. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. | Бумага, карандаши, линейки, картон, кисточки | Самостоятельная работа репродуктивного характера |
5 | Конструирование из плоских деталей | Комбинированная. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. | Бумага, карандаши, линейки, картон, кисточки, шаблоны, клей | Конкурс на лучшую модель |
6 | Конструирование из объёмных деталей | Комбинированная. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. | Бумага, карандаши, линейки, картон, кисточки, шаблоны, клей, циркули, ножницы, развёртки | Игра- соревнование |
7 | Основы архитектурного дизайна | Комбинированная. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. | Бумага, карандаши, линейки, картон, кисточки, клей, ножницы, рисунки из книг Презентация «Основы архитектурного дизайна» | Защита мини - проектов |
8 | Макетирование и театрализация кукольных спектаклей | Комбинированная. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. | Лобзик, гофрированный картон, шаблоны | Кукольный спектакль |
9 | Изготовление игрушек – сувениров | Комбинированная. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. | пластилин, бумага, ткань, природный материал, клей, нитки, циркуль, карандаши, линейки | Зачёт |
10 | Техническое моделирование на свободную тему | Комбинированная. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. | Бросовый материал, клей, нитки, линейки, карандаши, клей, ножницы, шаблоны, компьютер | Самостоятельная работа, соревнование |
11 | Экскурсии | Комбинированная. | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
| Фотоаппарат, карандаши, тетради | Обсуждение |
12 | Заключительное занятие | Комбинированная. | Частично-поисковый, репродуктивный, объяснительно – иллюстративный. | Готовые работы | Итоговая выставка |
Второй год обучения
№ | Название раздела, темы | Форма занятий | Приёмы и методы проведения занятий | Дидактический материал и ТСО | Форма подведения итогов |
1 | Вводное занятие. | Беседа | Частично-поисковый, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный. | Программа, образцы готовых работ | Собеседование |
2 | Материалы, инструменты, приспособления и оборудование | Рассказ | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. | Бумага, картон, ножницы, линейки, карандаши, компьютер | Опрос |
3 | Первоначальные технические и технологические понятия | Рассказ. Беседа. | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый. | Бумага, карандаши, линейки, циркули, клей, кисточки, чертежи, эскизы | Игра - соревнование с моделями «Кто быстрее». |
4 | Конструирование макетов и моделей технических игрушек из плоских деталей | Комбинированная. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. | Бумага, карандаши, линейки, картон, кисточки | Самостоятельная работа репродуктивного характера |
5 | Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей | Комбинированная. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. | Бумага, карандаши, линейки, картон, кисточки, шаблоны геометрических фигур, клей, ножницы | Выставка работ |
6 | Основы архитектурного дизайна | Комбинированная. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский | Карандаши, линейки, картон, ножницы, жесть, компьютер | Творческая работа |
7 | Транспорт | Комбинированная. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. | Бумага, карандаши, линейки, кисточки, клей, ножницы, компьютер | Зачёт |
8 | Изготовление игрушек и сувениров из различных материалов | Комбинированная. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. | Деревянные заготовки, проволока, фольга, природные материалы, готовые образцы | Фестиваль игрушек |
9 | Конструкторское моделирование. Сборка моделей из деталей металлического конструктора. | Комбинированная. | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный. | Наборы металлического конструктора, | Тестирование |
10 | Техническое моделирование на свободную тему | Комбинированная. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. | Бросовый материал, клей, нитки, линейки, карандаши, клей, ножницы, шаблоны, компьютер | Конкурс на лучшую модель |
11 | Экскурсии | Комбинированная. | Объяснительно-иллюстративный
| Фотоаппарат, карандаши, тетради | Обсуждение |
12 | Заключительное занятие | Комбинированная. | Частично-поисковый. | Готовые работы | Итоговая выставка |
- Список литературы
Для детей
1. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация. – Санкт-Петербург: Кристалл, 2009.
2. Барнби, Р. Как сделать и запустить бумажную модель самолета. /Р.Барнби. - М.: Центрополиграф, 2002.
3.Горбенко К.С. Самолеты строим сами. – М.; Машиностроение,2005. 4.Глушакова И. Сделай сам.- Конструирование из бумаги – М.: Просвещение,2008.
5.Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение, 2009.
6.Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. – М.: Просвещение, 2010.
7.Перевертень Г.И. Техническое творчество школьников в начальных классах. - М.: Просвещение, 2006.
8.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Самара: Корпорация «Федоров», 2011
9.Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ - Пресс, 2007.
Для педагога
1.Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование.
2. Журавлева А.П. Что нам стоит флот построить. - М.: Патриот, 2009.
3. Кружок «Умелые руки». - СПб: Кристалл, Валерии СПб,2010.
4.Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. - М.: Просвещение, 2008.
5.Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2009.
6. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и программам летних оздоровительных смен (методические рекомендации) / сост.: С.В. Бесперстова; ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества». – Тамбов, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Программа “Юные экологи” естественнонаучной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Са...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАРМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР...
Программа внеурочной деятельности обучающихся технической направленности «Начальное техническое моделирование»
С самого раннего детства ребенок сталкивается с миром техники. Уже в двухлетнем возрасте малыши увлеченно катают механические игрушки, дети постарше управляют радио - и электрифицированными игрушками....
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажное чудо»
Адаптированная общеобразовательная программа «Бумажное чудо» адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индиви...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Арт-студия»
Программа предполагает погружение детей в мир искусства для формирования умения создавать творческие художественные работы в разных видах художественно – продуктивной деятельности. Постепенное в...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская».
Содержание программы построено на выполнении художественно-творческих проектов, в ходе которых ребята учатся строить свою деятельность, искать нужные способы выполнения проекта, материалы, осваи...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные экологи» МБУ ДО «Дом детского...