Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Начальное техническое моделирование».
рабочая программа

Таминдарова Линиза Мадисовна

В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4» реализуется программа технической направленности «Начальное техническое моделирование». Она предусматривает развитие творческих способностей детей. Творческая деятельность на занятиях в объединении позволяет ребёнку приобрести чувство уверенности и успешности, социально-психологическое благополучие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nachalnoe_tehnicheskoe_modelirovanie.doc231.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА № 4»

Принята на заседании

методического совета

«30» апреля 2024г.

Протокол №4

Утверждаю:

Директор __________Л.И. Степкина

         Приказ №504 от «30» августа 2024г.

Дополнительная

 общеразвивающая программа

технической  направленности

«Начальное техническое моделирование»

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 9 месяцев

Автор-составитель: Таминдарова Л.М.,

педагог дополнительного образования

г.Нефтеюганск, 2024г.

Аннотация

В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4» реализуется программа технической направленности «Начальное техническое моделирование». Она предусматривает развитие творческих способностей детей. Творческая деятельность на занятиях в объединении позволяет ребёнку приобрести чувство уверенности и успешности, социально-психологическое благополучие.

Срок реализации – 9 месяцев, 72 часа.

Цель программы: создание условий для развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями через занятия техническим творчеством.

За время посещения кружка ребенок научится работать с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда, конструировать несложные модели.

Программа предназначена для учащихся 7-10 лет, которые хотят заниматься конструированием и моделированием, интересуются техникой и ручным трудом. Предварительной подготовки для освоения программы не требуется.

В результате освоения программы ребенок сможет самостоятельно построить простую модель из бумаги или картона.

Предусмотрен зачет образовательных результатов по предмету «Труд» (технология).

Пояснительная записка

Нормативно-правовое обеспечение

Дополнительная общеобразвивающая программа разработана в соответствии:

-  Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в ред. от 21.07.2020) Национальный проект «Образование», Федеральные проекты «Современная школа» и «Успех каждого ребенка»;

- Статьей 12 Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 - Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

- Концепцией развития дополнительного образования в РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);

- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.;

- Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 30 июня 2020 г. № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;

- Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые);

- Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации  от 31 января 2022 года N ДГ-245/06 «Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

- Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;

- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»;

- Указ Президента Российской Федерации от 18.06.2024 № 529 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий»; Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2023 №1255 «О Создании инновационного научно-технологического центра «ЮНИТИпарк»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р (ред. от 15.05.2023) «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р»;

- Постановление Правительства автономного округа от 30.12.2021 № 634-п «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа– Югры «Развитие образования» (приложения 41, 44),

- Распоряжение Правительства автономного округа от 03.11.2022 № 679-рп «О стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа– Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года»;

- Распоряжение заместителя Губернатора автономного округа от 12.09.2023 № 416-р «Об утверждении программы по популяризации ИТ специальностей в Ханты-Мансийском автономном округе– Югре на 2023-2025 годы»;

-  Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»);

- Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 № АБ-3935/06 «О направлении методических рекомендаций по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны»;

- Приказ Департамента образования и науки автономного округа от 09.10.2024 № 10-П-2119 «Об утверждении Программы перспективного развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа– Югры».

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3628-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

         - Государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа Югры "Развитие образования" утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа- Югры о 10.11.2023 № 550-п

- Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре от 23.07.2018;

- Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в ХМАО-Югре» (с изменениями от 12.08.2022 № 10-П-1692, 23.08.2022 №10-П-1765, 04.07. 2023 №10-П-1649).

Требования к квалификации педагога дополнительного образования

        Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.

Уровень программы: базовый (создание макетов для проявления интереса и обучения).

Направленность программы: техническая

 Актуальность программы

Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность материала, применение простого канцелярского инструмента (на ранних стадиях), не сложные приёмы работы с бумагой  дают возможность привить этот вид моделизма у детей младшего школьного возраста. Конструирование из бумаги способствует развитию фантазии у ребёнка, моторики рук, внимательности и усидчивости. Уникальность бумажного моделирования заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой степени сложности (детализации и копийности).  Овладевая навыками моделирования, учащиеся видят объект  не просто на плоскости, а объёмную конструкцию (модель), что позволяет более полно оценить этот объект. Программа способствует ранней профориентации и развитию функциональной грамотности учащихся.

Новизна программы заключается в практической ориентированности изделий, в работе с разными по фактуре и структуре материалами и их сочетанием. Совершенствование мелкой моторики рук происходит наряду с развитием технического сознания. Занятия начальным техническим моделированием учат детей аккуратности, усидчивости, умению доводить начатое дело до конца, видеть изделие в перспективе, знать основы технической грамоты.

Содержание программы дополнено темами, при изучении которых учащиеся не только осваивают технологию  сборки сложных моделей-копий с применением специальных навыков и инструментов, но и знакомятся с теорией движения технических объектов:  как и почему плавает судно, летают самолёты и т.д. Кроме того, при построении программы введен принцип постепенного перехода от простого к сложному: учащиеся научатся работать с чертежными и  измерительными инструментами, обрабатывать материалы,  применяемые при изготовлении моделей.

Цель программы:

формирование начальных технических знаний, развитие творческих, познавательных и изобретательских способностей детей младшего школьного возраста через приобщение к начальному техническому моделированию.

Задачи программы

Задачи первого года обучения:

Предметные:

  • ознакомить с историей развития технического моделирования;
  • ознакомить с элементарными свойствами природного материала, бумаги, картона, бросового материала, применяемого в техническом моделировании;
  • познакомить с историей возникновения бумаги и оригами. Обучить основам оригами и научить использовать оригами в моделировании и конструировании из бумаги определенных макетов и конструкций;
  • научить работать с инструментами, применяемые в техническом творчестве;
  • познакомить с первоосновами черчения (дать понятие о контуре, силуэте, шаблоне). Объяснить, что такое разметки и для чего они нужны в схемах и чертежах;
  • обучить простым методам соединения деталей модели;
  • научить ориентироваться в чертежах разверток простых моделей и их сборке;
  • сформировать умение планировать свою работу;
  • обучить приёмам и технологии изготовления несложных конструкций.

Метампредметные:

  • развить мелкую моторику.
  • содействие развитию у детей интереса к техническому творчеству;
  • развитие смекалки, интереса к творчеству;
  • пробуждение любознательности,
  • развитие стремления разобраться в их конструкции и желание выполнять модели этих объектов;
  • развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде

Личностные:

вовлечение детей в соревновательную и игровую деятельность;

  • воспитание творческой активности;
  • воспитать уважение к труду и людям труда, чувства гражданственности, самоконтроля.

Задачи второго года обучения:

Предметные:

  • дать информацию о развития технического моделирования прошлого столетия;
  • расширить кругозор в области свойств материала (природного бумаги, картона, бросового) применяемого в техническом моделировании;
  • научить работать с инструментами (циркулем, канцелярским ножом) и приспособлениями, применяемые, в техническом творчестве;
  • научить, самостоятельно делать эскиз, а затем чертеж разверток простых геометрических фигур;
  • обучить техническим приемам работы с разными материалами, методами соединения деталей (щелевое соединение) модели и конструкции;
  • научить ориентироваться в технике чтения элементарных схем и чертежей;
  • сформировать умение планировать свою работу;
  • обучить приёмам и технологии изготовления конструкций с щелевыми и шарнирными соединениями.

Метапредметные:

  • содействие развитию у детей интереса к техническому творчеству;
  • развитие смекалки, изобретательности и устойчивого интереса к техническому творчеству;
  • пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших объектов (транспорта, тех. объектов);
  • развить творческое мышление;
  • развить коммуникативные навыков, умение работать в команде.

Личностные:

  • воспитание творческой активности;
  • воспитать уважение к труду и людям труда, чувства гражданственности, самоконтроля.

Адресат программы 

Возраст детей, приступающих к освоению программы составляет 7-11 лет.

Программа составлена с учетом психолого-возрастных особенностей младших школьников: активности, информированности, коммуникабельности, способности к творчеству и предрасположенности к коллективной деятельности. Задания подобраны в соответствии с этапами развития творческого мышления.

Творческие задания, рассчитанные на детей младшего школьного возраста, связаны с развитием логического мышления. В этот возрастной период важно

сформировать у детей следующие умения: предвидеть последствия взаимодействия объектов и явлений; устанавливать логику причинно-следственных отношений; уметь формулировать правила и законы функционирования природных и социальных явлений; понимать и применять приемы образного сравнения (аналогии); использовать методы управления мышлением (формулировать исследовательские вопросы, мозговой штурм, комбинационный анализ и т.д.).

Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях игровых моментов и инсценирования. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.

Решение математических задач, связанных с логическим, образным мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Условия реализации программы

Дети зачисляются в группы по желанию и выбору родителей и самих обучающихся.

Формы реализации дополнительной общеразвивающей программы: очная с применением дистанционных образовательных технологий.

Минимальное количество учащихся в группе - 10, максимальное - 15 учащихся.

Сроки реализации программы 9 месяцев (72 ч.).

Режим занятий

Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10-минутным перерывом.

Формы занятий

Формы обучения: групповая, в паре, индивидуальная.

Минимальное количество учащихся в группе - 10  , максимальное -  15 учащихся.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • овладение способами исследовательской деятельности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Предметные результаты:

1 год обучения

Должны знать:

  • Основные свойства материалов для моделирования;
  • Принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов;
  • Названия основных деталей и частей техники;
  • Необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.

Должны уметь:

  • Самостоятельно построить модель из бумаги и картона по шаблону;
  • Определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия;
  • Работать простейшими ручным инструментом;
  • Окрашивать модель кистью.

2 год обучения

Должны знать:

  • Основные свойства материалов для моделирования;
  • Простейшие правила организации рабочего места;
  • Принципы и технологию постройки простых объёмных моделей из бумаги и картона, способы соединения деталей из бумаги и картона;
  • Названия основных деталей и частей техники.

Должны уметь:

  • Самостоятельно построить простую модель из бумаги и картона;
  • Выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов;
  • Работать простейшими ручным инструментом;
  • Окрашивать детали модели и модель кистью;
  • разбираться в чертежах, составлять эскизы будущих моделей;
  • самостоятельно изготовить модель от начала до конца

Метапредметные результаты:

  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • умение использовать знаково-символические средства;
  • умение формулировать собственное мнение и позицию.

Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности

Для оценки уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством входного, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.

Входной контроль определяет готовность слушателей к обучению по конкретной программе и проводится в форме: анкетирования.

Текущий контроль выявляет степень сформированности практических умений и навыков учащихся в выбранном ими виде деятельности. Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов в форме: устного опроса, самоконтроля, самостоятельной работы.

Промежуточная аттестация проводится в конце в форме: тестирования.

Итоговая аттестация проводится по завершению всего объёма дополнительной общеобразвивающей программы в форме: защиты проекта.

Для оценки защиты проектов используются следующие критерии:

- новизна идеи проекта;

- четкость формулировки цели и задачи проекта;

- количество и полнота выполненных этапов проекта;

- функциональность и уровень готовности прототипа;

- наглядность разработанной презентации проекта;

- подробность и точность описания разработанного проекта;

- четкость ответов на поставленные в процессе защиты проекта вопросы;

- соблюдение регламента защиты проекта.

По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

- высокий - программный материал усвоен обучающимися детьми полностью, воспитанник имеет высокие достижения;

- средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;

- ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.

Учебный план

1-й год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Основы моделирования и конструирования

10

6

4

1.1.

Вводное занятие

2

1

1

1.2.

Материалы и инструменты

2

1

1

1.3.

Знакомство с технической деятельностью человека

2

2

-

1.4.

Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений

4

2

2

2.1.

Техника «Оригами»

- технология сгибания и складывания бумаги;

- выполнение моделей наземного транспорта;

- выполнение моделей воздушного транспорта;

-выполнение моделей водного транспорта;

16

2

4

4

6

2

2

-

-

14

0

4

4

6

2.2.

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей

- технология работы с бумагой по шаблонам;

- технология сборки плоских деталей;

- выполнение моделей наземного транспорта

- выполнение моделей воздушного транспорта

-выполнение моделей водного транспорта

14

4

4

2

2

2

2

1

1

-

-

-

12

3

3

2

2

2

2.3.

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей

- конструирование моделей и макетов технических объектов из готовых объёмных форм;

- конструирование моделей и макетов технических объектов из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия;

- конструирование моделей и макетов технических объектов из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток;

- изготовление упрощённой модели автомобиля.

16

4

4

4

4

-

-

-

-

-

16

4

4

4

4

2.4.

Работа с наборами готовых деталей

- Ознакомление с деталями набора;

- Сборка макетов и моделей по образцу;

- Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме;

- Сборка макетов и моделей по собственному замыслу.

8

2

2

2

2

1

1

-

-

-

7

1

2

2

2

3.

Творческие проекты

-основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий выполнения проектных работ;

-выполнение проектов;

- оформление работ;

-защита проектов

-оформление итоговой выставки  работы объединения.

7

2

2

1

1

1

2

2

-

-

-

-

5

-

2

1

1

1

4.

Заключительное занятие.

Подведение итогов и анализ работы за год

1

1

-

ИТОГО:

72

19

53

Содержание изучаемого курса

1-й год обучения

1. Основы моделирования и конструирования

  1. 1. Вводное (организационное) занятие.

Знакомство с правилами поведения в объединении. Задачи и  содержание занятий по техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении.

Практическая работа.

Изготовление изделий на тему «Моя любимая поделка» с целью выявления интересов обучающихся. Игры с поделками.

1.2. Материалы и инструменты.

Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и примени. Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость.

Инструменты ручного труда и некоторые приспособления (нож, ножницы с круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, кисти и д.р.)

1.3. Знакомство с технической деятельностью человека.

Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях. Просмотр журналов и фотографий, где обучающиеся могут познакомиться с технической деятельностью человека.

1.4. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических   изображений.

Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея.

Практическая работа.

Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка по шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю – линия видимого контура. Изготовление упрощённых моделей транспорта.

2. Первые модели

2.1.  Техника «Оригами»

Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с бумагой. Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на классной доске, на страницах книг и пособий. Правила сгибания и складывания.

Практическая работа.

Изготовление моделей путём сгибания бумаги: модели наземного и воздушного транспорта. Игры и соревнования.

2.2. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских  деталей.

Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки.

Практическая работа.

Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических объектов – транспорт водный, воздушный, наземный. Окраска модели.

2.3. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей.

Конструирование моделей и макетов технических объектов:

 а) из готовых объёмных форм;

б) из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия;

в) из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток .

Практическая работа.

Изготовление упрощённой модели автомобиля. Окраска модели. Игры и соревнования с моделями.

2.4. Работа с наборами готовых деталей.

- Ознакомление с деталями набора. Название и назначение входящих в конструктор деталей. Способы и приёмы соединения деталей.

Практическая работа.

Выполнение соединений различных деталей конструктора.

- Сборка макетов и моделей по образцу.

Знакомство с последовательностью и технологией сборки предложенной модели.

Практическая работа.

Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по предложенному образцу.

- Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме.

Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по рисунку- схеме.

Практическая работа.

Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по рисунку- схеме.

- Сборка макетов и моделей по собственному замыслу.

Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по собственному замыслу.

Практическая работа.

Выполнение сборки макетов и модлей конструктора по собственному замыслу.

3.Творческие проекты

-основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий выполнения проектных работ;

-выполнение проектов;

- оформление работ;

-защита проектов

-оформление итоговой выставки  работы объединения.

Банк проектов:

- модель «Космическая паутинка»;

- модель «Робот»;

- модель «Автомобиль моей мечты»;

- модель «Многоэтажный дом»;

- модель «Жираф»;

- модель «Человечек»;

- модель «Гусеница»;

- модель «Гусеничный трактор"

4.Заключительное занятие

Подведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения.

2-й год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Основы конструирования

6

4

2

1.1.

Вводное занятие

2

2

-

1.2.

Первоначальные графические знания и умения. Умение пользования  чертёжным инструментом.

4

2

2

2.1.

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей

- технология работы изготовления модели из плоских деталей;

 - изготовление модели «Космонавт»;

- изготовление модели «Грузовик»;

- изготовление модели «Вертолёт»;

8

2

2

2

2

2

2

-

-

-

6

-

2

2

2

2.2.

Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам

- технология изготовления моделей из бумаги и картона

- изготовление сложных геометрических фигур из бумаги

- построение выкроек деталей

- сборка отдельных узлов и деталей в единое целое

- изготовление и установка деталировки

- окраска и отделка деталей модели

- сборка модели

- Изготовление коллективной модели «Танковое сражение»

20

2

2

2

2

2

2

2

6

2

1

1

-

-

-

-

-

18

1

1

2

2

2

2

2

6

2.3.

Постройка сложных объёмных моделей

-изготовление моделей из готовых геометрических форм;

- постройка моделей наземного транспорта

-постройка моделей воздушного транспорта

-изготовление модели движущегося человечка;

- изготовление моделей домашней мебели;

- изготовление моделей художественных образов.

25

6

4

4

4

4

3

9

2

2

2

2

1

-

16

4

4

4

4

3

3

3.

Изготовление моделей из деталей конструктора.

- постройка моделей наземного транспорта;

-постройка моделей воздушного транспорта;

- постройка моделей водного транспорта;

6

2

2

2

3

-

-

-

17

2

2

2

4.

Творческие проекты

-выбор идей, выбор тематики, формирование творческих групп для выполнения коллективных проектов и индивидуальное выполнение проектов;

- выполнение проекта;

- защита проекта;

-оформление итоговой выставки работы объединения

6

2

2

1

1

1

1

-

-

-

5

1

2

1

1

4.

Заключительное занятие

Подведение итогов и анализ работы за год

1

1

-

ИТОГО:

72

22

50

Календарный учебный график

N п/п

Число/ Месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

I.Вводное занятие

1.1

01.09

-

групповая

2

Вводное занятие.

Уч. кабинет

Опрос

II………………………………….

2.1

03.09

-

групповая

2

………

Уч. кабинет

Тестирование

2.1

06.09

-

групповая

2

………

Уч. кабинет

Игра

III.Аттестация

3.1

25.12

-

групповая

2

Промежуточная аттестация

Уч. кабинет

Практическое задание

3.2

27.05

-

групповая

2

Итоговая аттестация

Актовый зал

Концертное выступление

IV. Итоговое занятие

4.1

31.05

-

групповая

2

Итоговое занятие

Уч. кабинет

Зачет

Содержание деятельности

2-й год обучения

1.Основы конструирования

1.1.Вводное (организационное) занятие.

Знакомство с правилами поведения в объединении. Анализ работ выполненных летом. Знакомство с планом работы. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении.

1.2.Первоначальные графические знания и умения. Умение пользоваться чертёжным инструментом.

           Закрепление и расширение знаний о некоторых чертёжных инструментах и принадлежностях: линейка, угольник, циркуль, карандаш, чертёжная ученическая доска. Их назначение, правила пользования и правила безопасной работы. Способы и приёмы построения параллельных и перпендикулярных линий с помощью двух угольников и линейки. Приёмы работы с циркулем и измерителем. Условные обозначения на графическом изображении такие, как линия невидимого контура, осевая или центровая линия, сплошная тонкая, (вспомогательная, размерная) линия, диаметр, радиус. Расширение и закрепление знаний об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы. Увеличение и уменьшение изображений плоских деталей при помощи клеток разной площади.

Практическая работа.

Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона самолётов, кораблей, автомобилей с применением знаний об осевой симметрии, уменьшении увеличении выкройки по клеткам.

2.Постройка моделей

2.1.Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей.

Технология работы изготовления модели из плоских деталей. Изготовление моделей: «Космонавт», «Грузовик», «Вертолёт».

Практическая работа.

Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона самолётов, кораблей, автомобилей с применением знаний об осевой симметрии, уменьшении увеличении выкройки по клеткам.

2.2.Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам.

Знакомство с технологией изготовления моделей из бумаги и картона.

Изготовление сложных геометрических фигур из бумаги, построение выкроек деталей, сборка отдельных узлов и деталей в единое целое.

Изготовление и установка деталировки. Окраска и отделка деталей модели.

Сборка модели.

Изготовление коллективной модели «Танковое сражение»

2.3. Постройка сложных объёмных моделей

Изготовление моделей из готовых геометрических форм.

Постройка моделей наземного и воздушного транспорта.

Изготовление моделей художественных образов.

3. Изготовление моделей из деталей конструктора.

Беседа о возможностях и разнообразии конструкторов (метталический, деревянный, магнитный, конструктор из многоугольников, пластмассовый: «Лего», «Брики».)

Практическая работа.

- Сборка макетов и моделей по образцу.

- Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме.

- Сборка макетов и моделей наземного, воздушного и водного транспорта по собственному замыслу.

3. Творческие проекты

-выбор идей, выбор тематики, формирование творческих групп для выполнения коллективных проектов и индивидуальное выполнение проектов;

- выполнение проекта;

- защита проекта.

5.Заключительное занятие

Подведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения.

Воспитание

  1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей

Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).

Задачами воспитания по программе являются:

  • Развитие общей культуры обучающихся через традиционные мероприятия объединения, выявление и работа с одаренными детьми;
  • формирование и развитие личностного отношения детей к техническому творчеству, к собственным нравственным позициям и этике поведения в объединении;
  • приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе объединения, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы.

Целевые ориентиры воспитания детей по программе:

  • воспитание интереса к технической деятельности, истории техники в России и мире, к достижениям российской и мировой технической мысли;
  • понимание значения техники в жизни российского общества;
  • интерес к личностям конструкторов, организаторов производства;
  • формирование ценностей авторства и участия в техническом творчестве; навыков определения достоверности и этики технических идей; отношения к влиянию технических процессов на природу; ценностей технической безопасности и контроля; отношения к угрозам технического прогресса, к проблемам связей технологического развития России и своего региона;
  • воспитание уважения к достижениям в технике своих земляков;
  • развитие воли, упорства, дисциплинированности в реализации проектов;
  • формирование опыта участия в технических проектах и их оценки.

2. Формы и методы воспитания

Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации.

Ключевой формой воспитания детей при реализации программы является организация их взаимодействий в объединении, в подготовке и проведении мероприятий с участием родителей (законных представителей) (посещение различных выставок технического творчества, посещение различных встреч с художниками, дизайнерами, архитекторами), организация выставок, мастер-классов для учащихся центра дополнительного образования, родителей (подготовка к конкурсам, выставкам, участие в дискуссиях, в коллективных творческих делах, играх, участие в проектах и исследованиях). Итоговые мероприятия: выставки проектов, презентации проектов и исследований.

В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего/среднего/старшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.

3.Условия воспитания, анализ результатов

Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.

Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год).

Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных.

  1. Календарный план воспитательной работы

Название события, мероприятия

Сроки

Форма проведения

Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события

1

«Город мастеров»

Январь 2025

Игра

Умение применять полученные знания в реальной жизни

2

«Шаг в будущее

Февраль 2025

Экскурсия

Знакомство с моделями (самолеты, вертолеты)

3

«Летающие модели и игрушки»

Май 2025

Конкурс

Создание летающих моделей

Методическое обеспечение

  1. Технологии, методы и приемы.

Используемые педагогические технологии:

Программа реализуется с использованием современных педагогических технологий: модульной технологии, технологии проектной деятельности, технологии организационно-деятельностных и имитационных игр (тре- нингов), технологии личностно-ориентированного обучения.

  1. Модульная технология обучения: учебный материал разбит на модули; каждый модуль объединен общим содержание и практической задачей или группой практических задач; изучение учебного материала имеет логическое начала – проблему и логическое завершение – решение проблемы (или группы проблем, освоение способа решения подобного рода проблем.
  2. В основе технологии организационно-деятельностных и имитационных игр для подросткового возраста лежит деятельностный подход, широкое использование социальных практик и проб как способ приобретения образовательных результатов и широкое использование возможностей детско- взрослой общности (А.Н. Прутченков, Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова).
  3. Технология проектной деятельности (Е.С. Полат, В.Д. Симоненко) ценна прежде всего тем, что ориентирует обучающихся на создание практического продукта, то есть они индивидуально или в группах за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую работу на заданную тему.
  4. Личностно-ориентированное обучение в рамках реализации программы предполагает включение каждого в самостоятельную познавательную деятельность, с учетом адекватной нагрузки и индивидуальной траектории; создание условий для самореализации каждого во внеурочной деятельности.

Основные виды деятельности: построение чертежей, создание моделей

Формы работы, используемые на занятиях:

№ п/п

Тема

Форма занятия

Приемы и методы

Дидактический материал и

техническое оснащение

Форма подведения итогов

1

Вводные основы конструирования

1.1

Вводное занятие

Беседа

Словесные, наглядные, практические

Диагностические тесты, инструкция по технике безопасности, работы воспитанников предыдущих лет обучения

Стартовая диагностическая методика

1.2

Материалы и инструменты

Объяснение

Словесные, наглядные, практические

Ножницы, различные виды бумаги, ластик, карандаши, клей, нож, циркуль

Опрос, беседа

1.3

Знакомство с технической деятельностью человека

Рассказ, Беседа,

Словесные, наглядные, практические

Электронная презентация, слайдовые фильмы, мультимедийный проектор

Опрос, беседа

1.4

Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений

Объяснение

Словесные, наглядные, практические

Образцы графических изображений, чертежей

Опрос, беседа

2

Конструирование

2.1

Конструирование поделок путём сгибания бумаги

Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Шаблоны, чертежи, образцы моделей

Чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент

Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей

2.2

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей

Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти

Оценка качества изготовления, чувствование  в соревнованиях.

2.3

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей

Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти

Оценка качества изготовления, чувствование  в соревнованиях.

2.4

Работа с наборами готовых деталей

Индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Технологические схемы, образцы

Материалы: фанера (готовый набор), краска

Инструмент: режущий инструмент, наждачная бумага, кисти

Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей

3

Творческие проекты

Индивидуальная, групповая

практические

Эскизы, образцы моделей,

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска готовый набор деталей. Инструмент: чертёжный инструмент,  режущий инструмент, кисти

Защита проектов

4

Заключительное занятие.

Подведение итогов и анализ работы за год

Беседа

Словесные, наглядные, практические

Диагностическая методика

Тест

Итоговая диагностическая методика выставка лучших моделей

Методические рекомендации по проведению занятий: приложение 1, приложение 2.

  1. Дидактическое обеспечение.

Теоретический материал:

Горский В.А. «Техническое творчество школьников» Москва «Просвещение», 2008г.

Журавлева А.П., Болотина Л.А. «Начальное техническое моделирование».Москва «Просвещение», 2001г.

Костенко В.И., Столяров Ю.С. «Модель и машина». Москва «Просвещение», 2002г.

Кудрявцева Т.В. «Развитие технического мышления учащихся». Москва «Просвещение», 2001г.

Куревина О.А., Лутцева Е.А. «Технология 1,2,3,4 классы»,2011г.

Парамонова Л.А. «Детское творческое конструирование». Москва « Просвещение», 2005г.

Перевертель Г.И. «Техническое творчество в начальных классах». Москва «Просвещение», 2006г.

Дидактический материал:

Оценочные материалы:

Темы для проектных работ:

- модель «Автобус»;

- модель «Грузовик»;

- модель автомобиль «Жигули»;

- модель «Танк»;

- модель «Ракета»;

- модель «Паровоз»;

- модель «Космический корабль»;

- модель «Гусеничный трактор"

- коллективный проект «Автопарк»;

- коллективный проект «Космическая станция»;

- коллективный проект « Виды спорта».

Критерии качества выполнения практической работы

 - организация рабочего места

 «Высокий» уровень (3 балла) способен самостоятельно готовить свое рабочее место «Средний» уровень (2 балла) – готовит рабочее место при помощи педагога

«Низкий» уровень (1 балл) – испытывает затруднения при подготовке рабочего места

 - соблюдение правил ТБ

 «Высокий» уровень (3 балла) – знает и соблюдает правила ТБ

«Средний» уровень (2 балла) – знает, но не всегда соблюдает

«Низкий» уровень (1балл) – не знает и не соблюдает

 - соблюдение последовательности технологических операций

 «Высокий» уровень (3балла) – выполняет последовательно все операции

 «Средний» уровень (2 балла) – возникают сомнения в выборе последовательности, требуется небольшая помощь педагога

 «Низкий» уровень (1 балл) – работа выполнена под контролем педагога, с постоянными консультациями.

 - качество и аккуратность выполнения изделия

 «Высокий» уровень (3 балла) – работа выполнена по образцу, аккуратно

 «Средний» уровень (2 балла) – работа выполнена с небольшими замечаниями «Низкий» уровень (1 балл) – сборка отдельных элементов не соответствует образцу

 - умение творчески оформить изделие

 «Высокий» уровень (3 балла) – изделие выполнено по собственному замыслу, воплощены новые идеи

 «Средний» уровень (2 балла) – изделие выполнено на основе образца, но внесено что-то свое

«Низкий» уровень (1 балл) – изделие выполнено на основе образца, ничего нового не внесено

Высокий уровень усвоения программы предполагает участие в выставках и конкурсах.

3. Техническое обеспечение. 

- ноутбуки – 10,

- мультимедийный проектор -1,

- экран 1,

- принтер -1,

- набор картона, бумаги- 15,

- клей- 15,

- краски-15;

- кисти-15;

- карандаши-15,

- ножницы- 15,

-чертежные инструменты – 15,

-чертежи изготовления технических объектов,

-технологические карты,

-образцы готовых изделий

Обеспечение образовательного процесса программами.

  • антивирусная программа;
  • программа-архиватор;
  • интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • звуковой редактор;
  • программа Microsoft Office PowerPoin

Интернет-ресурсы

1. http://www.edu.ru

2. www.prazdnik.by 

3. www.liveinternet.ru

4. festival.1september.ru

5. wikipedia.ru

6. www.telemark-team.ru

7. http://www.openclass.ru 

8. http://stranamasterov.ru/ 

9. http://www.liveinternet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка "НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ"

Авторская программа дополнительного образования по НТМ на один год обучения....

Программа кружка «Начальное техническое моделирование»

«Начальное техническое моделирование»СодержаниеЦели и задачи программыПояснительная запискаФормы и методы обучения Коллективно-творческие дела Содержание программы  Список литературыЦел...

Рабочая программа кружка "Начальное техническое моделирование"

Пояснительная записка и тематическое планирование....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО НАЧАЛЬНОМУ ТЕХНИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ «МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС»

Программа имеет научно-техническую и художественную направленность, носит общеразвивающий, личностно-ориентированный характер, удовлетворяет интересы детей, увлекающихся конструированием и моделирован...

Дополнительная общеразвивающая программа "Начальное техническое моделирование"

Дополнительная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» имеет научно-техническую направленность с элементами спортивно-технической направленности. Программа ориентир...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа ««Начальное техническое моделирование»  разработана в соответствии с «Законом об образовании...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Начально – техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начально - техническое моделирование» предусматривает развитие творческих способностей детей и реализует техническую направлен...