Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Начальное техническое моделирование».
рабочая программа
В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4» реализуется программа технической направленности «Начальное техническое моделирование». Она предусматривает развитие творческих способностей детей. Творческая деятельность на занятиях в объединении позволяет ребёнку приобрести чувство уверенности и успешности, социально-психологическое благополучие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachalnoe_tehnicheskoe_modelirovanie.doc | 231.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА № 4»
Принята на заседании методического совета «30» апреля 2024г. Протокол №4 | Утверждаю: Директор __________Л.И. Степкина Приказ №504 от «30» августа 2024г. |
Дополнительная
общеразвивающая программа
технической направленности
«Начальное техническое моделирование»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Автор-составитель: Таминдарова Л.М.,
педагог дополнительного образования
г.Нефтеюганск, 2024г.
Аннотация
В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4» реализуется программа технической направленности «Начальное техническое моделирование». Она предусматривает развитие творческих способностей детей. Творческая деятельность на занятиях в объединении позволяет ребёнку приобрести чувство уверенности и успешности, социально-психологическое благополучие.
Срок реализации – 9 месяцев, 72 часа.
Цель программы: создание условий для развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями через занятия техническим творчеством.
За время посещения кружка ребенок научится работать с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда, конструировать несложные модели.
Программа предназначена для учащихся 7-10 лет, которые хотят заниматься конструированием и моделированием, интересуются техникой и ручным трудом. Предварительной подготовки для освоения программы не требуется.
В результате освоения программы ребенок сможет самостоятельно построить простую модель из бумаги или картона.
Предусмотрен зачет образовательных результатов по предмету «Труд» (технология).
Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение
Дополнительная общеобразвивающая программа разработана в соответствии:
- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в ред. от 21.07.2020) Национальный проект «Образование», Федеральные проекты «Современная школа» и «Успех каждого ребенка»;
- Статьей 12 Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Концепцией развития дополнительного образования в РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.;
- Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 30 июня 2020 г. № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые);
- Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 января 2022 года N ДГ-245/06 «Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
- Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 18.06.2024 № 529 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий»; Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2023 №1255 «О Создании инновационного научно-технологического центра «ЮНИТИпарк»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р (ред. от 15.05.2023) «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р»;
- Постановление Правительства автономного округа от 30.12.2021 № 634-п «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа– Югры «Развитие образования» (приложения 41, 44),
- Распоряжение Правительства автономного округа от 03.11.2022 № 679-рп «О стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа– Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года»;
- Распоряжение заместителя Губернатора автономного округа от 12.09.2023 № 416-р «Об утверждении программы по популяризации ИТ специальностей в Ханты-Мансийском автономном округе– Югре на 2023-2025 годы»;
- Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»);
- Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 № АБ-3935/06 «О направлении методических рекомендаций по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны»;
- Приказ Департамента образования и науки автономного округа от 09.10.2024 № 10-П-2119 «Об утверждении Программы перспективного развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа– Югры».
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3628-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа Югры "Развитие образования" утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа- Югры о 10.11.2023 № 550-п
- Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре от 23.07.2018;
- Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в ХМАО-Югре» (с изменениями от 12.08.2022 № 10-П-1692, 23.08.2022 №10-П-1765, 04.07. 2023 №10-П-1649).
Требования к квалификации педагога дополнительного образования
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.
Уровень программы: базовый (создание макетов для проявления интереса и обучения).
Направленность программы: техническая
Актуальность программы
Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность материала, применение простого канцелярского инструмента (на ранних стадиях), не сложные приёмы работы с бумагой дают возможность привить этот вид моделизма у детей младшего школьного возраста. Конструирование из бумаги способствует развитию фантазии у ребёнка, моторики рук, внимательности и усидчивости. Уникальность бумажного моделирования заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой степени сложности (детализации и копийности). Овладевая навыками моделирования, учащиеся видят объект не просто на плоскости, а объёмную конструкцию (модель), что позволяет более полно оценить этот объект. Программа способствует ранней профориентации и развитию функциональной грамотности учащихся.
Новизна программы заключается в практической ориентированности изделий, в работе с разными по фактуре и структуре материалами и их сочетанием. Совершенствование мелкой моторики рук происходит наряду с развитием технического сознания. Занятия начальным техническим моделированием учат детей аккуратности, усидчивости, умению доводить начатое дело до конца, видеть изделие в перспективе, знать основы технической грамоты.
Содержание программы дополнено темами, при изучении которых учащиеся не только осваивают технологию сборки сложных моделей-копий с применением специальных навыков и инструментов, но и знакомятся с теорией движения технических объектов: как и почему плавает судно, летают самолёты и т.д. Кроме того, при построении программы введен принцип постепенного перехода от простого к сложному: учащиеся научатся работать с чертежными и измерительными инструментами, обрабатывать материалы, применяемые при изготовлении моделей.
Цель программы:
формирование начальных технических знаний, развитие творческих, познавательных и изобретательских способностей детей младшего школьного возраста через приобщение к начальному техническому моделированию.
Задачи программы
Задачи первого года обучения:
Предметные:
- ознакомить с историей развития технического моделирования;
- ознакомить с элементарными свойствами природного материала, бумаги, картона, бросового материала, применяемого в техническом моделировании;
- познакомить с историей возникновения бумаги и оригами. Обучить основам оригами и научить использовать оригами в моделировании и конструировании из бумаги определенных макетов и конструкций;
- научить работать с инструментами, применяемые в техническом творчестве;
- познакомить с первоосновами черчения (дать понятие о контуре, силуэте, шаблоне). Объяснить, что такое разметки и для чего они нужны в схемах и чертежах;
- обучить простым методам соединения деталей модели;
- научить ориентироваться в чертежах разверток простых моделей и их сборке;
- сформировать умение планировать свою работу;
- обучить приёмам и технологии изготовления несложных конструкций.
Метампредметные:
- развить мелкую моторику.
- содействие развитию у детей интереса к техническому творчеству;
- развитие смекалки, интереса к творчеству;
- пробуждение любознательности,
- развитие стремления разобраться в их конструкции и желание выполнять модели этих объектов;
- развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде
Личностные:
вовлечение детей в соревновательную и игровую деятельность;
- воспитание творческой активности;
- воспитать уважение к труду и людям труда, чувства гражданственности, самоконтроля.
Задачи второго года обучения:
Предметные:
- дать информацию о развития технического моделирования прошлого столетия;
- расширить кругозор в области свойств материала (природного бумаги, картона, бросового) применяемого в техническом моделировании;
- научить работать с инструментами (циркулем, канцелярским ножом) и приспособлениями, применяемые, в техническом творчестве;
- научить, самостоятельно делать эскиз, а затем чертеж разверток простых геометрических фигур;
- обучить техническим приемам работы с разными материалами, методами соединения деталей (щелевое соединение) модели и конструкции;
- научить ориентироваться в технике чтения элементарных схем и чертежей;
- сформировать умение планировать свою работу;
- обучить приёмам и технологии изготовления конструкций с щелевыми и шарнирными соединениями.
Метапредметные:
- содействие развитию у детей интереса к техническому творчеству;
- развитие смекалки, изобретательности и устойчивого интереса к техническому творчеству;
- пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших объектов (транспорта, тех. объектов);
- развить творческое мышление;
- развить коммуникативные навыков, умение работать в команде.
Личностные:
- воспитание творческой активности;
- воспитать уважение к труду и людям труда, чувства гражданственности, самоконтроля.
Адресат программы
Возраст детей, приступающих к освоению программы составляет 7-11 лет.
Программа составлена с учетом психолого-возрастных особенностей младших школьников: активности, информированности, коммуникабельности, способности к творчеству и предрасположенности к коллективной деятельности. Задания подобраны в соответствии с этапами развития творческого мышления.
Творческие задания, рассчитанные на детей младшего школьного возраста, связаны с развитием логического мышления. В этот возрастной период важно
сформировать у детей следующие умения: предвидеть последствия взаимодействия объектов и явлений; устанавливать логику причинно-следственных отношений; уметь формулировать правила и законы функционирования природных и социальных явлений; понимать и применять приемы образного сравнения (аналогии); использовать методы управления мышлением (формулировать исследовательские вопросы, мозговой штурм, комбинационный анализ и т.д.).
Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях игровых моментов и инсценирования. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.
Решение математических задач, связанных с логическим, образным мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Условия реализации программы
Дети зачисляются в группы по желанию и выбору родителей и самих обучающихся.
Формы реализации дополнительной общеразвивающей программы: очная с применением дистанционных образовательных технологий.
Минимальное количество учащихся в группе - 10, максимальное - 15 учащихся.
Сроки реализации программы 9 месяцев (72 ч.).
Режим занятий
Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10-минутным перерывом.
Формы занятий
Формы обучения: групповая, в паре, индивидуальная.
Минимальное количество учащихся в группе - 10 , максимальное - 15 учащихся.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- овладение способами исследовательской деятельности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Предметные результаты:
1 год обучения
Должны знать:
- Основные свойства материалов для моделирования;
- Принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов;
- Названия основных деталей и частей техники;
- Необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.
Должны уметь:
- Самостоятельно построить модель из бумаги и картона по шаблону;
- Определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия;
- Работать простейшими ручным инструментом;
- Окрашивать модель кистью.
2 год обучения
Должны знать:
- Основные свойства материалов для моделирования;
- Простейшие правила организации рабочего места;
- Принципы и технологию постройки простых объёмных моделей из бумаги и картона, способы соединения деталей из бумаги и картона;
- Названия основных деталей и частей техники.
Должны уметь:
- Самостоятельно построить простую модель из бумаги и картона;
- Выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов;
- Работать простейшими ручным инструментом;
- Окрашивать детали модели и модель кистью;
- разбираться в чертежах, составлять эскизы будущих моделей;
- самостоятельно изготовить модель от начала до конца
Метапредметные результаты:
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- умение использовать знаково-символические средства;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности
Для оценки уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством входного, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.
Входной контроль определяет готовность слушателей к обучению по конкретной программе и проводится в форме: анкетирования.
Текущий контроль выявляет степень сформированности практических умений и навыков учащихся в выбранном ими виде деятельности. Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов в форме: устного опроса, самоконтроля, самостоятельной работы.
Промежуточная аттестация проводится в конце в форме: тестирования.
Итоговая аттестация проводится по завершению всего объёма дополнительной общеобразвивающей программы в форме: защиты проекта.
Для оценки защиты проектов используются следующие критерии:
- новизна идеи проекта;
- четкость формулировки цели и задачи проекта;
- количество и полнота выполненных этапов проекта;
- функциональность и уровень готовности прототипа;
- наглядность разработанной презентации проекта;
- подробность и точность описания разработанного проекта;
- четкость ответов на поставленные в процессе защиты проекта вопросы;
- соблюдение регламента защиты проекта.
По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:
- высокий - программный материал усвоен обучающимися детьми полностью, воспитанник имеет высокие достижения;
- средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;
- ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.
Учебный план
1-й год обучения
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Основы моделирования и конструирования | 10 | 6 | 4 | |
1.1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
1.2. | Материалы и инструменты | 2 | 1 | 1 | |
1.3. | Знакомство с технической деятельностью человека | 2 | 2 | - | |
1.4. | Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений | 4 | 2 | 2 | |
2.1. | Техника «Оригами» - технология сгибания и складывания бумаги; - выполнение моделей наземного транспорта; - выполнение моделей воздушного транспорта; -выполнение моделей водного транспорта; | 16 2 4 4 6 | 2 2 - - | 14 0 4 4 6 | |
2.2. | Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей - технология работы с бумагой по шаблонам; - технология сборки плоских деталей; - выполнение моделей наземного транспорта - выполнение моделей воздушного транспорта -выполнение моделей водного транспорта | 14 4 4 2 2 2 | 2 1 1 - - - | 12 3 3 2 2 2 | |
2.3. | Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей - конструирование моделей и макетов технических объектов из готовых объёмных форм; - конструирование моделей и макетов технических объектов из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия; - конструирование моделей и макетов технических объектов из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток; - изготовление упрощённой модели автомобиля. | 16 4 4 4 4 | - - - - - | 16 4 4 4 4 | |
2.4. | Работа с наборами готовых деталей - Ознакомление с деталями набора; - Сборка макетов и моделей по образцу; - Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме; - Сборка макетов и моделей по собственному замыслу. | 8 2 2 2 2 | 1 1 - - - | 7 1 2 2 2 | |
3. | Творческие проекты -основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий выполнения проектных работ; -выполнение проектов; - оформление работ; -защита проектов -оформление итоговой выставки работы объединения. | 7 2 2 1 1 1 | 2 2 - - - - | 5 - 2 1 1 1 | |
4. | Заключительное занятие. Подведение итогов и анализ работы за год | 1 | 1 | - | |
ИТОГО: | 72 | 19 | 53 |
Содержание изучаемого курса
1-й год обучения
1. Основы моделирования и конструирования
- 1. Вводное (организационное) занятие.
Знакомство с правилами поведения в объединении. Задачи и содержание занятий по техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении.
Практическая работа.
Изготовление изделий на тему «Моя любимая поделка» с целью выявления интересов обучающихся. Игры с поделками.
1.2. Материалы и инструменты.
Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и примени. Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость.
Инструменты ручного труда и некоторые приспособления (нож, ножницы с круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, кисти и д.р.)
1.3. Знакомство с технической деятельностью человека.
Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях. Просмотр журналов и фотографий, где обучающиеся могут познакомиться с технической деятельностью человека.
1.4. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений.
Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея.
Практическая работа.
Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка по шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю – линия видимого контура. Изготовление упрощённых моделей транспорта.
2. Первые модели
2.1. Техника «Оригами»
Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с бумагой. Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на классной доске, на страницах книг и пособий. Правила сгибания и складывания.
Практическая работа.
Изготовление моделей путём сгибания бумаги: модели наземного и воздушного транспорта. Игры и соревнования.
2.2. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей.
Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки.
Практическая работа.
Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических объектов – транспорт водный, воздушный, наземный. Окраска модели.
2.3. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей.
Конструирование моделей и макетов технических объектов:
а) из готовых объёмных форм;
б) из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия;
в) из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток .
Практическая работа.
Изготовление упрощённой модели автомобиля. Окраска модели. Игры и соревнования с моделями.
2.4. Работа с наборами готовых деталей.
- Ознакомление с деталями набора. Название и назначение входящих в конструктор деталей. Способы и приёмы соединения деталей.
Практическая работа.
Выполнение соединений различных деталей конструктора.
- Сборка макетов и моделей по образцу.
Знакомство с последовательностью и технологией сборки предложенной модели.
Практическая работа.
Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по предложенному образцу.
- Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме.
Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по рисунку- схеме.
Практическая работа.
Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по рисунку- схеме.
- Сборка макетов и моделей по собственному замыслу.
Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по собственному замыслу.
Практическая работа.
Выполнение сборки макетов и модлей конструктора по собственному замыслу.
3.Творческие проекты
-основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий выполнения проектных работ;
-выполнение проектов;
- оформление работ;
-защита проектов
-оформление итоговой выставки работы объединения.
Банк проектов:
- модель «Космическая паутинка»;
- модель «Робот»;
- модель «Автомобиль моей мечты»;
- модель «Многоэтажный дом»;
- модель «Жираф»;
- модель «Человечек»;
- модель «Гусеница»;
- модель «Гусеничный трактор"
4.Заключительное занятие
Подведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения.
2-й год обучения
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Основы конструирования | 6 | 4 | 2 |
1.1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
1.2. | Первоначальные графические знания и умения. Умение пользования чертёжным инструментом. | 4 | 2 | 2 |
2.1. | Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей - технология работы изготовления модели из плоских деталей; - изготовление модели «Космонавт»; - изготовление модели «Грузовик»; - изготовление модели «Вертолёт»; | 8 2 2 2 2 | 2 2 - - - | 6 - 2 2 2 |
2.2. | Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам - технология изготовления моделей из бумаги и картона - изготовление сложных геометрических фигур из бумаги - построение выкроек деталей - сборка отдельных узлов и деталей в единое целое - изготовление и установка деталировки - окраска и отделка деталей модели - сборка модели - Изготовление коллективной модели «Танковое сражение» | 20 2 2 2 2 2 2 2 6 | 2 1 1 - - - - - | 18 1 1 2 2 2 2 2 6 |
2.3. | Постройка сложных объёмных моделей -изготовление моделей из готовых геометрических форм; - постройка моделей наземного транспорта -постройка моделей воздушного транспорта -изготовление модели движущегося человечка; - изготовление моделей домашней мебели; - изготовление моделей художественных образов. | 25 6 4 4 4 4 3 | 9 2 2 2 2 1 - | 16 4 4 4 4 3 3 |
3. | Изготовление моделей из деталей конструктора. - постройка моделей наземного транспорта; -постройка моделей воздушного транспорта; - постройка моделей водного транспорта; | 6 2 2 2 | 3 - - - | 17 2 2 2 |
4. | Творческие проекты -выбор идей, выбор тематики, формирование творческих групп для выполнения коллективных проектов и индивидуальное выполнение проектов; - выполнение проекта; - защита проекта; -оформление итоговой выставки работы объединения | 6 2 2 1 1 | 1 1 - - - | 5 1 2 1 1 |
4. | Заключительное занятие Подведение итогов и анализ работы за год | 1 | 1 | - |
ИТОГО: | 72 | 22 | 50 |
Календарный учебный график
N п/п | Число/ Месяц | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
I.Вводное занятие | |||||||
1.1 | 01.09 | - | групповая | 2 | Вводное занятие. | Уч. кабинет | Опрос |
II…………………………………. | |||||||
2.1 | 03.09 | - | групповая | 2 | ……… | Уч. кабинет | Тестирование |
2.1 | 06.09 | - | групповая | 2 | ……… | Уч. кабинет | Игра |
III.Аттестация | |||||||
3.1 | 25.12 | - | групповая | 2 | Промежуточная аттестация | Уч. кабинет | Практическое задание |
3.2 | 27.05 | - | групповая | 2 | Итоговая аттестация | Актовый зал | Концертное выступление |
IV. Итоговое занятие | |||||||
4.1 | 31.05 | - | групповая | 2 | Итоговое занятие | Уч. кабинет | Зачет |
Содержание деятельности
2-й год обучения
1.Основы конструирования
1.1.Вводное (организационное) занятие.
Знакомство с правилами поведения в объединении. Анализ работ выполненных летом. Знакомство с планом работы. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении.
1.2.Первоначальные графические знания и умения. Умение пользоваться чертёжным инструментом.
Закрепление и расширение знаний о некоторых чертёжных инструментах и принадлежностях: линейка, угольник, циркуль, карандаш, чертёжная ученическая доска. Их назначение, правила пользования и правила безопасной работы. Способы и приёмы построения параллельных и перпендикулярных линий с помощью двух угольников и линейки. Приёмы работы с циркулем и измерителем. Условные обозначения на графическом изображении такие, как линия невидимого контура, осевая или центровая линия, сплошная тонкая, (вспомогательная, размерная) линия, диаметр, радиус. Расширение и закрепление знаний об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы. Увеличение и уменьшение изображений плоских деталей при помощи клеток разной площади.
Практическая работа.
Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона самолётов, кораблей, автомобилей с применением знаний об осевой симметрии, уменьшении увеличении выкройки по клеткам.
2.Постройка моделей
2.1.Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей.
Технология работы изготовления модели из плоских деталей. Изготовление моделей: «Космонавт», «Грузовик», «Вертолёт».
Практическая работа.
Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона самолётов, кораблей, автомобилей с применением знаний об осевой симметрии, уменьшении увеличении выкройки по клеткам.
2.2.Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам.
Знакомство с технологией изготовления моделей из бумаги и картона.
Изготовление сложных геометрических фигур из бумаги, построение выкроек деталей, сборка отдельных узлов и деталей в единое целое.
Изготовление и установка деталировки. Окраска и отделка деталей модели.
Сборка модели.
Изготовление коллективной модели «Танковое сражение»
2.3. Постройка сложных объёмных моделей
Изготовление моделей из готовых геометрических форм.
Постройка моделей наземного и воздушного транспорта.
Изготовление моделей художественных образов.
3. Изготовление моделей из деталей конструктора.
Беседа о возможностях и разнообразии конструкторов (метталический, деревянный, магнитный, конструктор из многоугольников, пластмассовый: «Лего», «Брики».)
Практическая работа.
- Сборка макетов и моделей по образцу.
- Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме.
- Сборка макетов и моделей наземного, воздушного и водного транспорта по собственному замыслу.
3. Творческие проекты
-выбор идей, выбор тематики, формирование творческих групп для выполнения коллективных проектов и индивидуальное выполнение проектов;
- выполнение проекта;
- защита проекта.
5.Заключительное занятие
Подведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения.
Воспитание
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- Развитие общей культуры обучающихся через традиционные мероприятия объединения, выявление и работа с одаренными детьми;
- формирование и развитие личностного отношения детей к техническому творчеству, к собственным нравственным позициям и этике поведения в объединении;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе объединения, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- воспитание интереса к технической деятельности, истории техники в России и мире, к достижениям российской и мировой технической мысли;
- понимание значения техники в жизни российского общества;
- интерес к личностям конструкторов, организаторов производства;
- формирование ценностей авторства и участия в техническом творчестве; навыков определения достоверности и этики технических идей; отношения к влиянию технических процессов на природу; ценностей технической безопасности и контроля; отношения к угрозам технического прогресса, к проблемам связей технологического развития России и своего региона;
- воспитание уважения к достижениям в технике своих земляков;
- развитие воли, упорства, дисциплинированности в реализации проектов;
- формирование опыта участия в технических проектах и их оценки.
2. Формы и методы воспитания
Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации.
Ключевой формой воспитания детей при реализации программы является организация их взаимодействий в объединении, в подготовке и проведении мероприятий с участием родителей (законных представителей) (посещение различных выставок технического творчества, посещение различных встреч с художниками, дизайнерами, архитекторами), организация выставок, мастер-классов для учащихся центра дополнительного образования, родителей (подготовка к конкурсам, выставкам, участие в дискуссиях, в коллективных творческих делах, играх, участие в проектах и исследованиях). Итоговые мероприятия: выставки проектов, презентации проектов и исследований.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего/среднего/старшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
3.Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных.
Календарный план воспитательной работы
№ | Название события, мероприятия | Сроки | Форма проведения | Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
1 | «Город мастеров» | Январь 2025 | Игра | Умение применять полученные знания в реальной жизни |
2 | «Шаг в будущее | Февраль 2025 | Экскурсия | Знакомство с моделями (самолеты, вертолеты) |
3 | «Летающие модели и игрушки» | Май 2025 | Конкурс | Создание летающих моделей |
Методическое обеспечение
- Технологии, методы и приемы.
Используемые педагогические технологии:
Программа реализуется с использованием современных педагогических технологий: модульной технологии, технологии проектной деятельности, технологии организационно-деятельностных и имитационных игр (тре- нингов), технологии личностно-ориентированного обучения.
- Модульная технология обучения: учебный материал разбит на модули; каждый модуль объединен общим содержание и практической задачей или группой практических задач; изучение учебного материала имеет логическое начала – проблему и логическое завершение – решение проблемы (или группы проблем, освоение способа решения подобного рода проблем.
- В основе технологии организационно-деятельностных и имитационных игр для подросткового возраста лежит деятельностный подход, широкое использование социальных практик и проб как способ приобретения образовательных результатов и широкое использование возможностей детско- взрослой общности (А.Н. Прутченков, Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова).
- Технология проектной деятельности (Е.С. Полат, В.Д. Симоненко) ценна прежде всего тем, что ориентирует обучающихся на создание практического продукта, то есть они индивидуально или в группах за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую работу на заданную тему.
- Личностно-ориентированное обучение в рамках реализации программы предполагает включение каждого в самостоятельную познавательную деятельность, с учетом адекватной нагрузки и индивидуальной траектории; создание условий для самореализации каждого во внеурочной деятельности.
Основные виды деятельности: построение чертежей, создание моделей
Формы работы, используемые на занятиях:
№ п/п | Тема | Форма занятия | Приемы и методы | Дидактический материал и техническое оснащение | Форма подведения итогов | ||||||||
1 | Вводные основы конструирования | ||||||||||||
1.1 | Вводное занятие | Беседа | Словесные, наглядные, практические | Диагностические тесты, инструкция по технике безопасности, работы воспитанников предыдущих лет обучения | Стартовая диагностическая методика | ||||||||
1.2 | Материалы и инструменты | Объяснение | Словесные, наглядные, практические | Ножницы, различные виды бумаги, ластик, карандаши, клей, нож, циркуль | Опрос, беседа | ||||||||
1.3 | Знакомство с технической деятельностью человека | Рассказ, Беседа, | Словесные, наглядные, практические | Электронная презентация, слайдовые фильмы, мультимедийный проектор | Опрос, беседа | ||||||||
1.4 | Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений | Объяснение | Словесные, наглядные, практические | Образцы графических изображений, чертежей | Опрос, беседа | ||||||||
2 | Конструирование | ||||||||||||
2.1 | Конструирование поделок путём сгибания бумаги | Групповая, индивидуальная | Словесные, наглядные, практические | Шаблоны, чертежи, образцы моделей Чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент | Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей | ||||||||
2.2 | Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей | Групповая, индивидуальная | Словесные, наглядные, практические | Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти | Оценка качества изготовления, чувствование в соревнованиях. | ||||||||
2.3 | Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей | Групповая, индивидуальная | Словесные, наглядные, практические | Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти | Оценка качества изготовления, чувствование в соревнованиях. | ||||||||
2.4 | Работа с наборами готовых деталей | Индивидуальная | Словесные, наглядные, практические | Технологические схемы, образцы Материалы: фанера (готовый набор), краска Инструмент: режущий инструмент, наждачная бумага, кисти | Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей | ||||||||
3 | Творческие проекты | Индивидуальная, групповая | практические | Эскизы, образцы моделей, Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска готовый набор деталей. Инструмент: чертёжный инструмент, режущий инструмент, кисти | Защита проектов | ||||||||
4 | Заключительное занятие. Подведение итогов и анализ работы за год | Беседа | Словесные, наглядные, практические | Диагностическая методика Тест | Итоговая диагностическая методика выставка лучших моделей |
Методические рекомендации по проведению занятий: приложение 1, приложение 2.
- Дидактическое обеспечение.
Теоретический материал:
Горский В.А. «Техническое творчество школьников» Москва «Просвещение», 2008г.
Журавлева А.П., Болотина Л.А. «Начальное техническое моделирование».Москва «Просвещение», 2001г.
Костенко В.И., Столяров Ю.С. «Модель и машина». Москва «Просвещение», 2002г.
Кудрявцева Т.В. «Развитие технического мышления учащихся». Москва «Просвещение», 2001г.
Куревина О.А., Лутцева Е.А. «Технология 1,2,3,4 классы»,2011г.
Парамонова Л.А. «Детское творческое конструирование». Москва « Просвещение», 2005г.
Перевертель Г.И. «Техническое творчество в начальных классах». Москва «Просвещение», 2006г.
Дидактический материал:
Оценочные материалы:
Темы для проектных работ:
- модель «Автобус»;
- модель «Грузовик»;
- модель автомобиль «Жигули»;
- модель «Танк»;
- модель «Ракета»;
- модель «Паровоз»;
- модель «Космический корабль»;
- модель «Гусеничный трактор"
- коллективный проект «Автопарк»;
- коллективный проект «Космическая станция»;
- коллективный проект « Виды спорта».
Критерии качества выполнения практической работы
- организация рабочего места
«Высокий» уровень (3 балла) способен самостоятельно готовить свое рабочее место «Средний» уровень (2 балла) – готовит рабочее место при помощи педагога
«Низкий» уровень (1 балл) – испытывает затруднения при подготовке рабочего места
- соблюдение правил ТБ
«Высокий» уровень (3 балла) – знает и соблюдает правила ТБ
«Средний» уровень (2 балла) – знает, но не всегда соблюдает
«Низкий» уровень (1балл) – не знает и не соблюдает
- соблюдение последовательности технологических операций
«Высокий» уровень (3балла) – выполняет последовательно все операции
«Средний» уровень (2 балла) – возникают сомнения в выборе последовательности, требуется небольшая помощь педагога
«Низкий» уровень (1 балл) – работа выполнена под контролем педагога, с постоянными консультациями.
- качество и аккуратность выполнения изделия
«Высокий» уровень (3 балла) – работа выполнена по образцу, аккуратно
«Средний» уровень (2 балла) – работа выполнена с небольшими замечаниями «Низкий» уровень (1 балл) – сборка отдельных элементов не соответствует образцу
- умение творчески оформить изделие
«Высокий» уровень (3 балла) – изделие выполнено по собственному замыслу, воплощены новые идеи
«Средний» уровень (2 балла) – изделие выполнено на основе образца, но внесено что-то свое
«Низкий» уровень (1 балл) – изделие выполнено на основе образца, ничего нового не внесено
Высокий уровень усвоения программы предполагает участие в выставках и конкурсах.
3. Техническое обеспечение.
- ноутбуки – 10,
- мультимедийный проектор -1,
- экран 1,
- принтер -1,
- набор картона, бумаги- 15,
- клей- 15,
- краски-15;
- кисти-15;
- карандаши-15,
- ножницы- 15,
-чертежные инструменты – 15,
-чертежи изготовления технических объектов,
-технологические карты,
-образцы готовых изделий
Обеспечение образовательного процесса программами.
- антивирусная программа;
- программа-архиватор;
- интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- звуковой редактор;
- программа Microsoft Office PowerPoin
Интернет-ресурсы
1. http://www.edu.ru
4. festival.1september.ru
5. wikipedia.ru
9. http://www.liveinternet.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа кружка "НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ"
Авторская программа дополнительного образования по НТМ на один год обучения....
Программа кружка «Начальное техническое моделирование»
«Начальное техническое моделирование»СодержаниеЦели и задачи программыПояснительная запискаФормы и методы обучения Коллективно-творческие дела Содержание программы Список литературыЦел...
Рабочая программа кружка "Начальное техническое моделирование"
Пояснительная записка и тематическое планирование....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО НАЧАЛЬНОМУ ТЕХНИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ «МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС»
Программа имеет научно-техническую и художественную направленность, носит общеразвивающий, личностно-ориентированный характер, удовлетворяет интересы детей, увлекающихся конструированием и моделирован...
Дополнительная общеразвивающая программа "Начальное техническое моделирование"
Дополнительная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» имеет научно-техническую направленность с элементами спортивно-технической направленности. Программа ориентир...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««Начальное техническое моделирование» разработана в соответствии с «Законом об образовании...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Начально – техническое моделирование»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начально - техническое моделирование» предусматривает развитие творческих способностей детей и реализует техническую направлен...