Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Лего-конструирование» для детей 3-7 лет
рабочая программа
Вашему вниманию представлена общеразвивающая программа технической направленности "Лего-конструирование" детей 3-7 лет.
Цель программы: развитие конструкторских способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
- формировать познавательную и исследовательскую активность стремление к умственной деятельности;
- приобщать к миру технического изобретательства;
- развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
В программе отражены такие разделы, как:
-Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы по возростам.
-Содержательный раздел.
-Календарно-тематическое планирование по возрастам.
-Методы, средства, формы организации обучения.
-Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (формы работы, проектная деятельность).
-Мониторинг.
-Обеспеченность методическими материалами и средствами воспитания.
-Список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по лего-конструированию для детей 3-7 лет | 103.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка-детский сад №3»
Рассмотрена на заседании Утверждаю:
Педагогического совета № ___ Заведующий МБДОУ «ЦРР- д/с №3»
Протокол № ___ ___________ С.А. Протопопова
От «____» ________20___г. «____» ____________20___г.
Дополнительная
общеразвивающая программа
технической направленности
«Лего-конструирование» для детей 3-7 лет
Разработчик программы:
Смолобочкина Наталья Александровна
воспитатель 1 квалификационной категории
г. Сергиев Посад
2021г.
«Конструируя, ребенок действует,
как зодчий, возводящий здание
собственного потенциала»
Ж. Пиаже
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXI веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать актуальные проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше - в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности.
В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности, как лего-конструирование.
Лего-конструирование — это новая педагогическая технология, представляющая самые передовые направления науки и техники, являющаяся относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей.Конструкторы ЛЕГО — это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.
Лего-технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДОО), потому что:
- позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».);
- дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;
- формировать познавательные действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.
Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО-конструирование» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Программа нацелена на создание условий для самовыражения личности ребёнка. Каждый ребёнок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребёнка возможности творить самому.
LEGO-конструктор открывает ребёнку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества. У дошкольников формируются умения слушать, принимать умственную задачу и находить способ её решения; ребёнок анализирует свои действия, выделяя их существенные звенья, сознательно изменяет и перестраивает их в зависимости от получаемого результата. Повышается самооценка через осознание «я умею, я могу», происходит настрой на позитивный лад, снимается эмоциональное и мышечное напряжение; учится управлять своим психическими процессами.
Педагогическая целесообразностьпрограммы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всесторонне развития личности. Оно объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Так же, для обучения в школе, конструктивная деятельность ценна ещё и тем, что в ней развивается умение тесно связывать приобретённые знания с их использованием, понимание того, что для успеха в деятельности знания просто необходимы.
Цель программы:развитие конструкторских способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
- формировать познавательную и исследовательскую активность стремление к умственной деятельности;
- приобщать к миру технического изобретательства;
- развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
Значимые для разработки программы характеристики
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предметов эталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработаннымсредствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинаютотделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики.Развиваются ловкость, координация движений.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание:дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление.Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?»,большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей.Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится вне ситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца.Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжаю совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства, применение в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этомдети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
Младший дошкольный возраст
Первое полугодие:
-называют детали лего-конструктора «Дупло» (кирпичик большой, поменьше, маленький, клювик, горка, мостик и др.);
-анализирует простейшую постройку (выделяет форму, величину, цвет деталей);
-выполняет простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями (ворота для машин);
-сравнивает предметы по длине и ширине;
-обогащает речь словосочетаниями (дорожка красного цвета длинная (широкая);
-конструирует по образцу и условиям;
-различает цвет и форму;
-развита зрительно-моторная координация при соединении деталей конструктора, добивается точности в процессе операционных действий;
Второе полугодие:
-знаком с новыми деталями лего-конструктора «Дупло» (основа машины, полукруг, овал);
-воспроизводит в постройке знакомый предмет, находит его конструктивное решение;
-оформляет свой замысел путём предварительного называния будущей постройки;
-развивает и поддерживает замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности, помогает его осуществлять;
-умеет использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу.
Средний дошкольный возраст
Первое полугодие:
-расширился и обогатился практический опыт детей в процессе конструирования;
-ребёнок использует специальные способы и приёмы с помощью наглядных моделей и схем;
-научился определять изображённый на схеме предмет, указывает его функцию;
-сформировано представление, что схема несёт информацию не только о том, какой материал необходим для создания конструкции по схеме, а также о способе пространственного расположения деталей и их соединения;
-ребёнок сравнивает графические модели, находит в них сходства и различия;
-сформировано умение строить по схеме;
-сооружает постройки с перекрытиями, делает постройку прочной, точно соединяет детали между собой;
-конструирует по замыслу, заранее обдумывает содержание будущей постройки, называет её тему, даёт её общее описание;
-развита творческая инициатива и самостоятельность;
Второе полугодие:
-закрепляет умение анализировать конструктивную и графическую модели;
-сооружает постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она предназначается;
-правильно называет детали лего-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик с колёсами и др.);
-заранее обдумывают назначение будущей постройки, намечают цели деятельности;
-сравнивают полученную постройку с задуманной;
-развита способность к контролю за качеством и результатом работы.
Старший дошкольный возраст
Первое полугодие:
-закрепил приобретённые в средней группе умения;
-развита наблюдательность, уточняет представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различия и сходства;
-развито воображение, самостоятельность, смекалка, умеет работать сосредоточенно;
-сооружает красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей;
-познакомился с новыми деталями;
-рассуждает вслух при решении конструктивной задачи;
-заранее обдумывает замысел будущей постройки, представляет её общее конструктивное решение, соотносит свой замысел с имеющимся строительным материалом;
-познакомился с лего-конструктором «Дакта».
Второе полугодие:
-работает с мелкими деталями;
-создаёт более сложные постройки;
-работает вместе, не мешает друг другу, создаёт коллективные постройки;
-учит рассказывать о постройке других воспитанников;
-самостоятельно распределяет обязанности;
-помогает товарищам в трудную минуту;
-возводит конструкцию по чертежам без опоры на образец;
-умеет преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями;
-направляет детское воображение на создание новых оригинальных конструкций.
Подготовительная к школе группа
Первое - второе полугодие:
-закрепил навыки, полученные в старшей группе;
-конструирует по графической модели;
-строит по замыслу, развито воображение, умеет заранее обдумывать предметное сооружение, назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможности размещения конструкции в пространстве;
-работает в группе (внимательно относятся друг к другу, договариваются о совместной работе, распределяет обязанности, планирует общую работу, действует согласно договору, плану, конструирует в соответствии с общим решением).
2. Содержательный раздел
Срок реализации программы
4 года (1-й год – 2-ая младшая группа – 36часов, 2-й год – средняя группа – 36 часов, 3-й год – старшая группа – 36 часов, 4-й год – подготовительная группа – 36 часов).
Форма обучения:
- индивидуальная;
- групповая;
- подгрупповая.
Режим занятий
Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятий:
- 2-ая младшая группа – 15 минут
- средняя группа – 20 минут
- старшая группа - 25 минут
- подготовительная группа – 30 минут
Условия реализации программы
Систематическое проведение занятий.
Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Сотрудничество педагога с семьей.
2.1. Описание воспитательной деятельности в интеграции с содержанием образовательных областей
Календарно-тематическое планирование младший дошкольный возраст
Месяц | Тема | Цели | Основные формы работы |
сентябрь | Знакомство с LEGO-конструктором | Познакомить с LEGO-конструктором(кирпичик, лапка, клювик).Закреплять знания цвета и формы. | Беседа. Практическая работа. |
Огород. Ворота для заборчика. | Учить выполнять простейшую конструкцию-ворота, устанавливать опоры и класть на них перекладину. | Беседа. Практическая работа. | |
Грибы. | Формировать представление детей о грибах. Учить строить грибы. | Беседа. Практическая работа. | |
Башенка. | Учить строить простейшие постройки.Формировать бережное отношение к конструктору. | Беседа. Практическая работа. | |
октябрь | Здравствуй, лес! Осеннее дерево. | Познакомить с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу, научить различать деревья. | Беседа. Практическая работа. |
Яблоня. | Развивать способность выделять в предметах их функциональные части,учить анализировать образец. | Беседа. Практическая работа. | |
Печка. | Познакомить с русской печкой. Развивать воображение, фантазию. Учить строить печку из конструктора. | Беседа. Практическая работа. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа. Практическая работа. | |
ноябрь | Домашние животные. Построим загон для коров. | Познакомить детей с домашними животными. Закреплять понятия «высокий», «низкий».Учить выполнять задания по условиям. Развивать творчество, воображение, фантазию. | Беседа. Практическая работа. |
Домик фермера | Формировать обобщенные представления о домах. Учить сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными.Развивать умение выделять части:стены, пол, крыша, окно, дверь.Познакомить с понятием «фундамент». | Беседа. Практическая работа. | |
Мельница | Рассказать о мельнице. Развивать воображение, фантазию. | Беседа. Практическая работа. | |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа. Практическая работа. | |
декабрь | Продукты питания. Морковка. | Рассказать об овощах.Учить строить морковку из конструктора. | Беседа. Практическая работа. |
Грузовая машина. | Учить строить грузовую машину. Выделять основные части и детали. | Беседа. Практическая работа. | |
Пожарная машина | Познакомить с профессией пожарного.Учить строить пожарную машину. | Беседа. Практическая работа. | |
Мебель для кухни. | Научить детей строить мебель, запомнить название предметов мебели. | Беседа. Практическая работа. | |
январь | Зайчонок. | Познакомить детей с диким животным-зайцем. Учить строить зайца из конструктора. | Беседа. Практическая работа. |
Животные Севера. Белый медведь. | Познакомить детей с животным Севера-белыми медведями. | Беседа. Практическая работа. | |
Детская площадка. | Показать детскую площадку. Построить песочницу, лесенки, горку | Беседа. Практическая работа. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки.Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа. Практическая работа. | |
февраль | Животные в зоопарке. | Рассказать о зоопарке.Учить строить утку, слона. | Беседа. Практическая работа. |
Вольер для тигров и львов. | Учить всем вместе строить одну поделку. | Беседа. коллективная практическая работа. | |
День защитника Отечества. Пушка. | Формировать представление детей о празднике День защитника Отечества. Учить строить военную технику-пушку. | Беседа. Практическая работа. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа. Практическая работа. | |
март | Праздник мам. Цветочек для мамочки. | Формировать представление детей о празднике 8 Марта. Учить строить цветок, подарок для мамы. | Беседа. Практическая работа. |
Мостик через речку | Учить строить мостик, точно соединять строительные детали. | Беседа. Практическая работа. | |
Кораблик | Рассказать о кораблях. Учить строить более сложную постройку.Развивать внимание, навыки конструирования. | Беседа. Практическая работа. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа. Практическая работа. | |
апрель | Утята в озере. | Познакомить детей со стихотворением А. Барто «Ути-ути». Учить строить из конструктора утят. | Беседа. Практическая работа. |
День космонавтики. Космонавт. | Познакомить детей с космосом. Учить строить космонавта. | Беседа. Практическая работа. | |
Ракета. | Продолжать знакомить с космосом. Учить строить ракету. | Беседа. Практическая работа. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа. Практическая работа. | |
май | Насекомые. Гусеница. | Формировать представление детей о насекомом-гусенице. Учить строить гусеницу. | Беседа. Практическая работа. |
Разные домики. | Учить строить дом из лего-конструктора. | Беседа. Практическая работа. | |
Все работы хороши. | Познакомить с разными профессиями (врач, полицейский, дворник). Учить отличать их по внешнему виду. Воспитывать уважение к труду взрослых. | Беседа. Практическая работа. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа. Практическая работа. |
Календарно-тематическое планирование средний дошкольный возраст
Месяц | Тема | Цели | Основные формы работы |
сентябрь | Конструирование по замыслу | Закреплять навыки, полученные в младшей группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа Практическая работа |
Осенний урожай. Овощи. | Учить строить овощи из конструктора по схеме и образцу. Закреплять умение точно соединять детали, правильно называть, определять по цвету. | Беседа Практическая работа | |
ПДД. Знакомство со светофором. | Учить слушать сказку. Рассказывать о светофоре. Закреплять навыки конструирования. Воспитывать культуру поведения на дороге. | Беседа Практическая работа | |
Строим осенний лес. | Закреплять умение строить осенние деревья. Учить различать деревья друг от друга. Закреплять название деталей, цвет. Воспитывать бережное отношение к природе. | Беседа Практическая работа | |
октябрь | Весёлые утята. | Разучивать стихотворение про утят. Учить строить утят, используя различные детали. Учить строить из лего-конструктора по образцу и схеме. Воспитывать отзывчивое отношение к домашней птице. | Беседа Практическая работа |
Знакомство с профессией учёного. Робот. | Познакомить с игрушкой робот. Познакомить с профессией учёного.Учить анализировать образец. | Беседа Практическая работа | |
Мебель | Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец. | Беседа Практическая работа | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа Практическая работа | |
ноябрь | Дом фермера. | Учить строить большой дом для фермера. Развивать фантазию, творчество. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать чувство уважения к труду фермера, трудолюбие. | Беседа Практическая работа |
Загон для коров и лошадей. | Учить строить загон по условию. Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику рук. | Беседа Практическая работа | |
Посуда. Чашка. | Учить строить посуду, используя детали лего-конструктора. Развивать фантазию, самостоятельность. Учить строить из лего-конструктора по схеме. Воспитывать культуру поведения за столом, обращение с посудой. | Беседа Практическая работа | |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа Практическая работа | |
декабрь | Зимний лес. | Учить строить ели, запорошенные снегом из лего-конструктора, создавать композицию, обыгрывать постройку. Воспитывать бережное отношение к природе, учить видеть её красоту. | Беседа Практическая работа |
Продукты питания. Витамины (груша). | Закреплять знание детей о витаминах, их пользе. Учить делать фрукты из лего-конструктора. Закреплять умение называть детали, соединять их друг с другом. Воспитывать культуру здорового питания. | Беседа Практическая работа | |
Новый год. Ёлка. | Учить строить Новогоднюю ёлку. Развивать фантазию, творчество. Учить создавать композицию. Привить интерес к русским традициям. | Беседа Практическая работа | |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа Практическая работа | |
январь | Дикие животные зимой. Лось. | Учить строить лису. Закреплять знания детей о жизни диких животных зимой. Учить строить из лего-конструктора по образцу и схеме. Воспитывать доброту, интерес к миру диких животных. | Беседа Практическая работа |
Снежинки. | Учить строить снежинки. Развивать фантазию, воображение, интерес к неживой природе. | Беседа Практическая работа | |
Животные севера. Пингвин. | Учить строить пингвина. Закреплять умение называть детали, соединять их друг с другом. Формировать представление детей о животных севера. Учить создавать композицию. Воспитывать доброту, интерес к миру животных севера. | Беседа Практическая работа | |
Игрушки. Поезд. | Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными частями поезда. Развивать фантазию, воображение. | Беседа Практическая работа | |
февраль | Животные жарких стран. Жираф. | Учить строить жирафа. Закреплять умение называть детали, соединять их друг с другом. Формировать представление детей о животных жарких стран. Воспитывать отзывчивость, доброту. | Беседа Практическая работа |
Мы едем в зоопарк. | Учить отличать хищников от травоядных животных. Познакомить с обитателями зоопарка. Учить создавать коллективную постройку и её обыгрывать.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | Беседа Коллективная практическая работа | |
Деньзащитника Отечества. Самолёт. | Познакомить с праздником 23 февраля – День защитника Отечества. Рассказать о профессии лётчика. Учить строить самолёт, выделяя функциональные части. Развивать интерес и творчество. Воспитывать чувство гордости, уважения к профессии военнослужащего. | Беседа Практическая работа | |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа Практическая работа | |
март | 8 Марта. Цветок-тюльпан для мамы. | Формировать представление детей о празднике мам, бабушек – 8 Марта. Учить строить цветок-тюльпан из лего-конструктора. Учить строить из лего-конструктора по схеме и образцу. Воспитывать любовь, желание заботиться о самых близких и родных людях. | Беседа Практическая работа |
Признаки весны. Мостик. | Закрепить знания детей о признаках весны. Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга. | Беседа Практическая работа | |
Транспорт. Грузовая машина с прицепом. | Формировать представление детей о транспорте. Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить её элементы с частями предмета. Воспитывать уважение к профессии водителя. | Беседа Практическая работа | |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа Практическая работа | |
апрель | День космонавтики. Ракета. | Формировать представление детей о празднике – День космонавтики. Рассказать о космических ракетах и космонавтах. Учить строить ракету. Воспитывать чувство гордости, уважения к профессии космонавта. | Беседа Практическая работа |
Прилёт птиц весной. Скворечник. | Формировать представление детей о перелётных птицах. Учить строить скворечник для птиц. Учить строить из лего-конструктора по схеме и образцу. Воспитывать доброту, отзывчивость. | Беседа Практическая работа | |
Насекомые. Улитка. | Формировать представление детей о насекомых. Учить строить улитку. Развивать память, мышление, внимание. Воспитывать доброе отношение к живой природе. | Беседа Практическая работа | |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа Практическая работа | |
май | День Победы. Танк. | Формировать представление детей о празднике – День Победы. Учить делать коллективную работу. Воспитывать чувство патриотизма, уважение к подвигу ветеранов. | Беседа Практическая работа |
Разные профессии. | Формировать представление детей о некоторых профессиях (фермер, водитель, работник зоопарка, космонавт, лётчик, пожарный, строитель, моряк, машинист, автомеханик). Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу, самостоятельность. Воспитывать чувство уважения к труду взрослых. | Беседа Практическая работа | |
Красивые рыбки. | Формировать представление детей об аквариумных рыбках. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Учить строить рыбок. Воспитывать доброе отношение к живой природе. | Беседа Практическая работа | |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа Практическая работа |
Календарно-тематическое планирование старший дошкольный возраст
Месяц | Тема | Цели | Основные формы работы |
сентябрь | Конструирование по замыслу | Закреплять навыки, полученные в средней группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа Практическая работа |
Избушка на курьих ножках | Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу | Беседа коллективная практическая работа | |
Светофор, регулировщик | Закреплять знания о светофоре. | Беседа Практическая работа | |
Мостик через речку | Познакомить с лего-конструктором «Дакта». Показать новые детали. Учить строить мостик. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Учить доводить дело до конца, развивать терпение. | Беседа Практическая работа | |
октябрь | Знакомство с профессией строитель. Разные дома. | Учить строить дома разной величины и длины. | Беседа практическая работа |
Детский сад | Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу | Беседа Коллективная практическая работа | |
Человек (дети) | Учить строить мальчика, девочку. Учить рассказывать о постройке. | Беседа Практическая работа | |
Конструирование по замыслу «Дом, в котором я живу» | Закреплять полученные навыки в средней группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа практическая работа (Открытое занятие) | |
ноябрь | Дом фермера. | Учить находить материалы для постройки | Беседа Практическая работа |
Домашние животные. Кошка. | Учить строить кошку. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. | Беседа Практическая работа | |
Посуда. Чайник. | Учить строить посуду, используя детали лего-конструктора. Развивать фантазию, самостоятельность. Учить строить из лего-конструктора по схеме. Воспитывать культуру поведения за столом, обращение с посудой. | Беседа Практическая работа | |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа Практическая работа | |
декабрь | Зимний лес. | Учить строить ели, запорошенные снегом из лего-конструктора, создавать композицию, обыгрывать постройку. Воспитывать бережное отношение к природе, учить видеть её красоту. | Беседа Практическая работа |
Продукты питания. Витамины (яблоко). | Закреплять знание детей о витаминах, их пользе. Учить делать фрукты из лего-конструктора. Закреплять умение называть детали, соединять их друг с другом. Воспитывать культуру здорового питания. | Беседа Практическая работа | |
Мебель для комнаты. | Учить строить мебель, выделять в предметах их функциональные части. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа Практическая работа | |
Новый год. Ёлка. | Учить строить Новогоднюю ёлку. Развивать фантазию, творчество. Учить создавать композицию. Привить интерес к русским традициям. | Беседа Практическая работа | |
январь | Дикие животные зимой. Лиса. | Учить строить лису. Закреплять знания детей о жизни диких животных зимой. Учить строить из лего-конструктора по образцу и схеме. Воспитывать доброту, интерес к миру диких животных. | Беседа Практическая работа |
Снеговик. | Учить строить снеговика. Развивать фантазию, воображение, интерес к неживой природе. | Беседа Практическая работа | |
Животные севера. | Учить строить пингвина. Закреплять умение называть детали, соединять их друг с другом. Формировать представление детей о животных севера. Учить создавать композицию. Воспитывать доброту, интерес к миру животных севера. | Беседа Коллективная практическая работа | |
Игрушки. Лабиринт. | Познакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, мышление, наблюдательность, мелкую моторику рук. | Беседа Практическая работа | |
февраль | Животные жарких стран. Слон. | Учить строить слона из лего-конструктора «Дакта». Развивать творческие навыки, терпение. | Беседа Практическая работа |
Зоопарк. Верблюд. | Закреплять представление о многообразии животного мира. Учить строить верблюда. | Беседа Практическая работа | |
День защитника Отечества. Танк. | Познакомить с праздником 23 февраля – День защитника Отечества. Рассказать о профессии танкиста. Учить строить танк, выделяя функциональные части. Развивать интерес и творчество. Воспитывать чувство гордости, уважения к профессии военнослужащего. | Беседа Практическая работа | |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа Практическая работа | |
март | 8 Марта. Ваза с цветами. | Формировать представление детей о празднике мам, бабушек – 8 Марта. Учить строить вазу с цветами. Учить строить из лего-конструктора по схеме и образцу. Воспитывать любовь, желание заботиться о самых близких и родных людях. | Беседа Практическая работа |
Транспорт. Плывут корабли. | Формировать представление детей о водном транспорте. Учить строить корабли.Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук. | Беседа Практическая работа | |
Катер. | Учить выделять в постройке её функциональные части (борт, корма, нос, капитанский мостик, трубы). Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части. Обогащать речь обобщающими словами: водный, речной, морской транспорт. | Беседа Практическая работа | |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа Практическая работа | |
апрель | День космонавтики. Ракета, космонавты. | Формировать представление детей о празднике – День космонавтики. Рассказать о космических ракетах и космонавтах. Учить строить ракету из лего-конструктора «Дакта». Воспитывать чувство гордости, уважения к профессии космонавта. | Беседа Практическая работа |
Прилёт птиц весной. Скворечник. | Формировать представление детей о перелётных птицах. Учить строить скворечник для птиц. Учить строить из лего-конструктора по схеме и образцу. Воспитывать доброту, отзывчивость. | Беседа Практическая работа | |
Насекомые. Бабочка. | Формировать представление детей о понятии симметрия в процессе моделирования и конструирования. Воспитывать доброе отношение к живой природе. Учиться работать в паре. | Беседа коллективная практическая работа | |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа Практическая работа | |
май | День Победы. Танк. | Формировать представление детей о празднике – День Победы. Учить строить танк. Воспитывать чувство патриотизма, уважение к подвигу ветеранов. | Беседа Практическая работа |
Разные профессии. Пожарная часть. | Формировать представление детей о профессии «пожарный». Учить строить коллективную постройку и её обыгрывать. Воспитывать чувство уважения к труду взрослых. | Беседа коллективная практическая работа | |
Аквариум. | Учить строить аквариум, познакомить с обитателями аквариума. Воспитывать доброе отношение к живой природе. | Беседа Практическая работа | |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа Практическая работа |
Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе
Месяц | Тема | Цели | Основные формы работы |
сентябрь | Конструирование по замыслу | Закреплять навыки, полученные в старшей группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа Практическая работа |
Красивый мост | Закреплять навыки, полученные в старшей группе. Учить строить мост по карточке. | Беседа практическая работа | |
Светофор. Знакомство с дорожными знаками. | Закреплять знания о светофоре. Познакомить с дорожными знаками. Учить строить дорожные знаки на плате. | Беседа Практическая работа | |
Избушка Бабы Яги | Закреплять умение строить по карточке. Учить строить сказочный дом Бабы Яги. | Беседа Практическая работа | |
октябрь | Многоэтажные дома | Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать обобщённые представления о домах. | Беседа Коллективная практическая работа |
«Дом будущего» | Учить строить дом будущего. Учить рассказывать о постройке. | Беседа Практическая работа | |
Магазины | Закреплять название магазинов, их виды. | Беседа Практическая работа | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки в средней группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа практическая работа | |
ноябрь | Дом фермера. | Закреплять навыки строить по схемам.Учить строить двухэтажный дом фермера из лего-конструктора «Дакта». | Беседа Практическая работа |
Животные на ферме. Овечка. | Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека. Вызвать положительные эмоции от стихотворений о животных В. Степанова.Учит строить животных. | Беседа Практическая работа | |
Посуда. | Учить строить посуду, используя детали лего-конструктора. Развивать фантазию, самостоятельность. Учить строить из лего-конструктора по схеме. Воспитывать культуру поведения за столом, обращение с посудой. | Беседа Практическая работа | |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа Практическая работа | |
декабрь | Конструирование предметов мебели для квартиры. | Учить строить предметы мебели, создавать интерьер комнаты, обыгрывать постройку. | Беседа коллективная практическая работа |
Продукты питания. Витамины. | Закреплять знание детей о витаминах, их пользе. Учить делать фрукты из лего-конструктора. Закреплять умение называть детали, соединять их друг с другом. Воспитывать культуру здорового питания. | Беседа Практическая работа | |
Новогодняя игрушка. | Учить строить Новогоднюю игрушку. Развивать фантазию, творчество. Привить интерес к русским традициям. | Беседа Практическая работа | |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа Практическая работа | |
январь | Дикие животные. Носорог. | Учить строить носорога. Закреплять знания детей о жизни диких животных. Учить строить из лего-конструктора по образцу и схеме. Воспитывать доброту, интерес к миру диких животных. | Беседа Практическая работа |
Снеговик. | Учить строить снеговика. Развивать фантазию, воображение, интерес к неживой природе. | Беседа Практическая работа | |
Крайний севера. Полярник. | Познакомить с профессией «полярник». Учить строитьполярника. | Беседа Коллективная практическая работа | |
Игрушки.Динозавр. | Познакомить детей с доисторическими животными. Учить строить динозавра. | Беседа Практическая работа | |
февраль | Животные жарких стран. Лев. | Учить строитьльва из лего-конструктора «Дакта». Развивать творческие навыки, терпение. | Беседа Практическая работа |
Зоопарк.Страус. | Закреплять представление о многообразии животного мира. Учить строить страуса. | Беседа Практическая работа | |
День защитника Отечества. Подводная лодка. | Познакомить с праздником 23 февраля – День защитника Отечества. Рассказать о профессии подводника. Учить строить подводную лодку, выделяя функциональные части. Воспитывать чувство гордости, уважения к профессии военнослужащего. | Беседа Практическая работа | |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа Практическая работа | |
март | 8 Марта. Подарок для мамы. | Формировать представление детей о празднике мам, бабушек – 8 Марта. Учить строить из лего-конструктора по схеме и образцу. Воспитывать любовь, желание заботиться о самых близких и родных людях. | Беседа Практическая работа |
Городской транспорт. | Формировать представление детей о городском транспорте. Учить строить автобус.Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук. | Беседа Практическая работа | |
Станция. Паровоз везёт товары. | Продолжать знакомить с железной дорогой. Учить строить станцию для паровозов. Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными частями поезда. | Беседа коллективная практическая работа | |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа Практическая работа | |
апрель | День космонавтики.Луноход. | Формировать представление детей о празднике – День космонавтики. Рассказать о луноходе. Воспитывать чувство гордости, уважения к профессии космонавта. | Беседа Практическая работа |
Разные профессии. Аэропорт. | Формировать представление детей о профессии «летчик», «пилот», «диспетчер», «бортпроводник». Учить строить коллективную постройку и её обыгрывать. Воспитывать чувство уважения к труду взрослых. | Беседа Практическая работа | |
Детская площадка.Качели, карусели, горка, беседка. | Учить строить сложную постройку из лего-конструктора.Учить определять состав деталей, особенности их формы, размера и расположения. | Беседа коллективная практическая работа | |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа Практическая работа | |
май | День Победы. Вечный огонь. | Формировать представление детей о празднике – День Победы. Учить строить вечный огонь. Воспитывать чувство патриотизма, уважение к подвигу ветеранов. | Беседа коллективная практическая работа |
Мир насекомых. | Формировать представление детей о мире насекомых. Учить строить различных насекомых. | Беседа коллективная практическая работа | |
Буквы. | Учить строить буквы алфавита. Развивать интерес к азбуке, чтению. | Беседа Практическая работа | |
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Беседа Практическая работа |
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных особенностей
Методы и приемы:
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно- рецептивный | Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов(зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности. Форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу. |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
Формы организации обучения дошкольников конструированию
№ | Формы | Содержание |
1. | Конструирование по образцу | Детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительных материалов и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Данная форма обучения способствует переходу детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. |
2. | Конструирование по модели | Детям в качестве образца предъявляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельныхеё элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющего у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определённую задачу, но не дают способа решения. Достаточно эффективное средство активизации их мышления. Усложнённая разновидность конструирования по образцу. |
3. | Конструирование по условиям | Не давая детям образца постройки, рисунков и способов её возведения, определяют лишь условия, которым стройка должна соответствовать и которые, подчёркивают практическое её назначение. Задачи конструирования выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. |
4. | Конструирование по чертежам и наглядным схемам | Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создаёт возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности. |
5. | Конструирование по замыслу | Обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма обучения позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. |
6. | Конструирование по теме | Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма обучения близка конструированию по замыслу, но отличается лишь тем, что замыслы детей ограничиваются темой. Цель конструирования по заданной теме-актуализация и закрепление знаний и умений. |
Основные формы занятий и приемы работы с обучающимися.
- Беседа
- Познавательная игра
- Задание по образцу, условиям, замыслу, схеме
- Творческое моделирование
- Проектная деятельность
Деятельность детей первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ.
Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.Проведение каждого занятия осуществляется строго по алгоритму.
Алгоритм работы с конструктором:
- Рассматривание образца, схемы, чертежа, рисунка, картинки.
- Поиск-выбор необходимых деталей из общего набора.
- Сборка частей модели.
- Последовательное соединение всех собранных частей в одну целую модель.
- Сравнение своей собранной модели с образцом, схемой, чертежом, рисунком, картинкой (или анализ собранной конструкции).
Занятия проводятся в соответствии с планированием, которое включает в себя формы организации обучения и решает задачи основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Все занятия проходят в группах с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Педагог подходит к каждому ребенку, разъясняет непонятное. В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы. Так же необходимо уделять время для обыгрывания построек, поощряя стремление детей к совместной игре, помогая в объединении построек в общий сюжет.
Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук. В середине занятия проводится физминутка для снятия локального и общего утомления. Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.
На занятиях по замыслу детей нужно учить обдумывать тему будущей постройки, намечать цель деятельности, давать общее описание будущего продукта, осваивать план разработки замысла, сравнивать полученную постройку с задуманной.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Формы работы с родителями
Родительские собрания.
Лекторий для родителей.
Открытый показ занятий с детьми.
Совместное выполнение творческих заданий и проектов.
Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр.
Проектная образовательная деятельность педагогов, детей и родителей
Младшая группа
Наименование проекта:«Ферма»
Тип проекта: познавательно-творческий.
Срок проведения: ноябрь.
План организации и проведения проекта:
1. Рассматривание фотографий домашних животных.
2. Рассматривание иллюстраций, дидактических картинок.
3. Беседы о домашних животных, разгадывание загадок.
4.Чтение художественной литературы:русские народные сказки «Курочка Рябя», «Волк и козлята» (обр. А.Н. Толстого), «Бычок –чёрный бочок, белые копытца» (обр. М. Булатова), «Кот, петух и лиса» (в обр. М. Боголюбской).
5. Разучивание русских народных потешек, песенок «Кисонька-мурысенька», «Тили-бом! Тили-бом!...», «Жили у бабуси…», стихотворений А. Барто «Лошадка», «Бычок».
5. Слушание аудиозаписи голосов животных.
6. Просмотр мультфильмов о домашних животных.
7.Сотворчество родителей и детей: конкурс поделок «Домашние животные».
8. НОД по рисованию, аппликации, лепке.
9. НОД по лего-конструированию: «Построим загон для коров», «Домик фермера», «Мельница», «Ферма» (коллективная работа).
10.Индивидуальная работа по лего-конструированию: «Собачка», «Лошадка».
11. Фотовыставка «В деревне у бабушки».
12. Создание в группе мини-музея «Ферма».
Средняя группа
Наименование проекта:«Зоопарк»
Тип проекта: познавательно-творческий.
Срок проведения: февраль.
План организации и проведения проекта:
1. Рассматривание фотографий животных в зоопарке.
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Беседы о животных зоопарка, разгадывание загадок.
4. Чтение художественной литературы:русские народные сказки о животных,
«Лисичка сестричка и волк» (обр. М. Булатова), «Зимовье зверей», С. Маршак «Детки в клетке», Б. Житков «Про слона», «Обезьянка», «Как слон спас хозяина от тигра», К. Чуковский «Айболит», «Краденое солнце», «Тараканище».
5. Слушание аудиозаписи голосов животных.
6. Просмотр мультфильмов о животных зоопарка.
7.Сотворчество родителей и детей: конкурс поделок «Кого я видел в зоопарке».
8. НОД по рисованию, аппликации, лепке.
9. НОД по лего-конструированию: «Строим вольеры для животных», «Дикие животные зимой. Лиса», «Животные жарких стран. Обезьяна», Животные севера. Пингвин», «Мы едем в зоопарк» (коллективная работа).
10.Индивидуальная работа по лего-конструированию: «Жираф», «Слон», «Крокодил».
11. Фотовыставка «Я с семьёй в зоопарке».
12. Создание в группе мини-музея «Мы в зоопарке».
Старшая группа
Наименование проекта:«Удивительные дома»
Тип проекта: познавательно-творческий.
Срок проведения: октябрь.
План организации и проведения проекта:
1. Рассматривание фотографий, дидактических картинок «Виды домов».
2. Рассматривание материалов для строительства дома.
3. Беседы: «Дома в России», «Дом, в котором я живу!».
4. Чтение художественной литературы:русские народные сказки «Теремок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Зимовье зверей», «Три поросёнка», басня И. Крылова «Муравей и стрекоза».
5. Разучивание стихотворений Лукашева Т., Тактаева Л. «Мой дом», Демьянов И. «Новый дом».
6. Просмотр презентации «Этот удивительный мир» (знакомство с жилищами разных стран).
7. Просмотр мультфильмом «Кошкин дом», «Домики», «Песенка мышонка».
8.Сотворчество родителей и детей: создание макетов домов разных стран «Иглу», «Вигвам», «Трейлер», «Небоскрёб», «Русская изба».
9. НОД по рисованию «Избушка на курьих ножках», ручной труд «Жилище первобытного человека» (коллективная работа из природного материала).
10. НОД по лего-конструированию: «Дом лесника», «Разные домики», «Многоэтажные дома», «Избушка Бабы Яги» (коллективная работа).
11.Индивидуальная работа по лего-конструированию «Строим по схемам различные дома».
12. Фотовыставка «Дома разных стран», «Семейные традиции».
13. Выставка творческих работ «Сказочные дома» (сотворчество родителей и детей).
14. Создание картотеки моделей домов из лего-конструкторов.
15. Создание в группе мини-музея «Нет места милее родного дома».
Подготовительная группа
Наименование проекта:«Город»
Тип проекта: познавательно-творческий.
Срок проведения: февраль.
План организации и проведения проекта:
1. Просмотр презентации «Мой город Сергиев Посад».
2. Беседы «Наша улица».
3. НОД по рисованию «Улица, на которой я живу».
4.Сотворчество родителей и детей: фотоотчёт «Путешествие по знаменательным местам нашего города».
5.НОД по лего-конструированию: «Светофор. Дорожные знаки», «Дом, в котором я живу», «Городской транспорт», «Детская площадка» (коллективная работа), «Храм», «Детский сад»(коллективная работа).
6.Индивидуальная работа по лего-конструированию: «Горка», «Магазин», «Кафе», «Больница».
7. Создание в группе мини-музея «Город, в котором я живу!».
2.4. Мониторинг по ЛЕГО-конструированию детей дошкольного возраста
Изучение результативности работы педагога строится на основе входной и итоговой педагогической диагностики развития каждого воспитанника.
В диагностике используются специальные таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка, и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей.
(Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «ЛЕГО-конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2019 г.).
Педагогический мониторинг проводится в форме наблюдений и заносится в таблицу (Приложение 1, 2, 3, 4).
Критерии оценок результативности определяются на основании содержания программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами в каждом дошкольном возрасте.
Итоговый мониторинг результатов – это индивидуальная творческая работа (создание, презентация собственной модели).
Приложение 1
Мониторинговая картавторой младшей группыв _________ уч. г.
№ п/п | Фамилия имя ребёнка | Называет цвет деталей | Называет детали | Скрепляет детали конструктора «Дупло» | Строит элементарные постройки по творческому замыслу | Строит по образцу | Точность скрепления и скорость выполнения | ||||||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г |
Приложение 2
Мониторинговая карта средней группыв _________ уч. г.
№ п/п | Ф.И. ребёнка | Называет детали | Называет форму | Умеет скреплять детали конструктора «Дупло» | Строит элементарные постройки по творческому замыслу | Строит по образцу | Строит по схеме со 2 полугодия | Называет детали, изображё-нные на карточке | Умение рассказы- вать о постройке |
1. |
Приложение 3
Мониторинговая карта старшей группыв _________ уч. г.
№ п/п | Ф. И. ребёнка | Называет детали конструк-тора «Дупло» | Называет детали конструк-тора «Дакта» | Работает по схемам | Строит сложные постройки | Строит по творчес-кому замыслу | Строит под- группами | Строит по образцу | Строит по инструк- ции | Расска- зывает о постройке |
Приложение 4
Мониторинговая карта подготовительной группыв _______ уч. г.
№ п/п | Ф.И. ребёнка | Называет все детали конструк-тора «Дупло», «Дакта» | Строит более сложные постройки | Строит по образцу | Строит по инструк-ции педагога | Строит по творческому замыслу | Работает в команде | Использует предметы заместители | Работа над проектами |
Высокий уровень: ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Средний уровень: ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания.
Низкий уровень: ребенок не может выполнить все предложенные задания, только с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания.
3. Организационный раздел
3.1.Обеспеченность методическими материалами и средствами воспитания
Учебно-методические средства обучения
1. Учебно-наглядные пособия:
- схемы, образцы и модели;
- иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов;
- мультимедийное сопровождение по темам.
2. Оборудование:
- компьютер;
- интерактивная доска.
- тематические наборы конструктора LEGO:
LEGO Education PreSchool Duplo
«Лотосживотными»;
«Набор для творчества»;
«Строительные пластины»;
«Моя первая история»;
«Космос и аэропорт»;
«Городская жизнь»;
«Набор дикие животные»;
«Декорации»;
«Транспорт», «Дорожные знаки»;
«Большой набор DUPLO»;
Конструктор CLassic
Список литературы
1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
2. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013. – 56 с.
3. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду. Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2019. - 101 с.
4. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001. - 32 с.
5. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. - 49 с.
6. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 104 с.
7. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
8. Конструируем: играем и учимся LegoDacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
9. Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели. Презентации в электронном приложении/О.В. Мельникова. -Изд.2-е, испр.-Волгоград: Учитель. -51с.
10.«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Инновационная программа дошкольного образования / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. —Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Техническое творчество»
Пояснительная записка Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию ...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Лего-конструирование» (стартовый уровень)
В век активной компьютеризации, информатизации и роботостроения благодаря разработкам компании ЛЕГО появилась возможность уже в младшем возрасте знакомить детей с основами строения технических объекто...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «КУБОРО»
Актуальность общеразвивающей программы дополнительного образования «Куборо» заключается в том, что в период обновления образования значительно возрастает роль активной познавательной позиц...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «УльтраКонструирование и моделирование» (базовый уровень)
Конструирование и моделирование - это первые шаги детей в самостоятельности по созданию макетов и моделей технических объектов, это познавательный процесс формирования у учащихся базовых ...
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Бумажная фабрика 3D»
Программа направлена на развитие творческого потенциала учащихся в процессе овладения ими разнообразными знаниями и умениями в сфере технического творчества.Реализуется в рамках пришкольной досуговой ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «УльтраКонструирование» (базовый уровень)
Актуальность программы обусловлена интегрированным подходом к получению теоретических знаний в процессе практической работы. Дополнительная общеразвивающая программа «УльтраКонструирование»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «ЛЕГО - МИР»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности на 2023 - 2024 учебный год «ЛЕГО - МИР» (для детей 3-7 лет)...