Конспект занятия "Животные".
план-конспект занятия (3 класс)
Данное занятие, на котором дети выполняли животных в технике макраме, используя для работы различные материалы и приспособления. В конспекте представлен позновательный материал о животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_zhivotnye.odt | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детско-юношеский творческий Центр «Васильевский остров» Санкт-Петербурга
Конспект занятия
«Животные»
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Знакомлюсь с удивительным плетением»
возраст детей: 8-10 лет
II год обучения
педагог дополнительного образования
Стрельцова Ирина Викторовна
2017
Пояснительная записка
Данное занятие реализуется в рамках образовательной программы «Знакомлюсь с удивительным плетением». Программа рассчитана на 3 года обучения. Возраст детей, участвующих в реализации программы: 8 - 10 лет.
Занятие «Животные» является итоговым занятием в разделе образовательной программы «Зверодизайн в технике макраме» и целесообразно для обобщения и систематизации теоретических знаний, практических умений и навыков по данному разделу программы. Формой организации данного занятия детей и их родителей является творческая мастерская.
Цель: Обобщить и систематизировать теоретические знания, практические умения и навыки учащихся по разделу образовательной программы «Зверодизайн в технике макраме».
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать углублению теоретических знаний учащихся по технике плетения макраме.
- Закрепить практические умения и навыки плетения ажурных цепочек и узелковых узоров техники макраме.
- Научить родителей выполнять узлы в технике макраме: «капуцин», петельный, узелковая цепочка, «фриволите».
- Выполнить животное в технике макраме.
Развивающие:
- Содействовать развитию познавательного интереса к технике плетения макраме.
- Развивать логическое мышление, творческие способности, воображение и фантазию ребят.
Воспитательные:
- Содействовать воспитанию коммуникативных качеств личности (культуры общения, умения сотрудничать и взаимодействовать в коллективе).
- Формировать навыки совместной деятельности и общения детей и их родителей.
- Воспитывать аккуратность в работе.
- Воспитывать эстетический вкус ребят студии.
Средства обучения:
Инструменты и материалы:
Рабочая подушка из поролона, булавки, пенал с принадлежностями, двойной скотч, проволока, ножницы, картон, клеевой пистолет, коробочки из-под киндер-сюрпризов, разноцветные нити для плетения, бусины, пластмассовые палочки и кольца, зажимы полиэтиленовых пакетов, пуговицы-глаза,кожа. 8
Оборудование:
Мел, доска, ноутбук.
Дидактический материал:
- Фотографии животных: белка, слон, жираф, осьминог, сова, морской удильщик, бабочка.
- Персонажи мультфильма «38 попугаев», сказки «Три поросёнка», бабочка, сова, осьминог, выполненные в технике макраме.
- Схемы плетения узлов: «Фриволите», «Капуцин», петельные узлы и узелковая цепочка.
- Мультфильм «Слонёнок».
- DVD диски «Слонёнок Эбу» и «Жираф Джордж» из серии «Твои весёлые друзья ЗВЕРЯТА». BBC Worldwide Limited, 2009.
Литература для педагога:
- Кузьмина М.А. Макраме. // М.: «Орбита-М» при участии издательства «Культура и традиции», 1996
- Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Книга для учителя. - 3-е изд., перераб., и доп. // М.: Просвещение, 1992
Литература для учащихся:
- Кузьмина М.А. Макраме. // М.: «Орбита-М» при участии издательства Культура и традиции», 1996
- Кузьмина М.А. Азбука плетения, второе издание. // М.: Легпромбытиздат, 1992
Методы обучения:
Объяснение, демонстрация схем плетения, познавательный рассказ с элементами беседы, творческие задания, практические упражнения, метод «мозгового штурма», методы контроля и оценки (оценочные суждения), обсуждение творческих работ.
Технологии:
Технология творческих мастерских, использование электронных образовательных ресурсов.
9
Содержание занятия:
- Подготовительный этап:
1. Организационный момент
(Педагог встречает участников занятия и предлагает им распределиться в творческие группы по 2 - 3 человека, мотивирует воспитанников к познанию и творчеству).
На этом совместном занятии дети научат своих родителей плести некоторые узлы техники макраме и каждая группа выполнит творческую работу.
Давайте вместе получать удовольствие от новых впечатлений, знаний и общения.
- Подготовительный момент
(Педагог читает стихотворение про лес и вводит участников в тему. Ребята внимательно слушают стихотворение и по вопросу педагога определяют тему занятия).
Тему нашего занятия Вы определите сами, прослушав стихотворение и ответив на мой вопрос.
Внимание!
- Давайте представим, что мы отправились в лес, но только не а грибами и ягодами, а за чудесами!!!
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «Почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое - пчелою забралось в цветок,
А третье — лягушкою скок в ручеёк.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «Отчего» на зелёном листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезла на пень...
Вопрос за вопросом, и так - целый день.
- С кем же в лесу могут происходить чудеса? ( чудеса в лесу могут происходить с животными).
Правильно. Тема нашего занятия «Животные» и мы поговорим о некоторых из них, рассмотрим, подметив их характерные особенности, чтобы точнее воспроизвести в технике макраме. Затем Вы определитесь с выбором животного, отберёте для работы нужные приспособления и материалы, все вместе вспомним технику безопасности при работе с инструментами и приступим к выполнению животного.
- Основной этап:
1. Познавательный рассказ с элементами беседы
(Наступает время познавательного рассказа с элементами беседы, во время которого каждая творческая группа должна будет определиться с выбором животного для исполнения в технике макраме). 10
- На лесных тропинках что ни шаг, то новое чудо. Хоть в лукошко собирай! Протянул руку к листку, а он... вспорхнул и полетел. Оказывается, бабочка притворилась листком. ( Педагог показывает бабочку, выполненную в технике макраме ).
- А вот белка. Крыльев нет, а с дерева на дерево перелетает. Чудный хвост ей в этом помогает. В лесу, куда ни глянь, повсюду чудеса... ( Педагог показывает фотографию белки ).
- Отгадайте загадку. О каком лесном жителе в ней говорится? ( Сова ).
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
Знаете ли Вы, что... у совы - удивительное зрение. Большие глаза хорошо видят в темноте, а вот солнечный свет вредит им. Выручает сову и острый слух. На слух она определяет направление и расстояние до добычи. А ещё по ночам совы очень громко кричат: плачут или хохочут.( Педагог показывает сову, выполненную в технике макраме ).
- Вообразим погружение в бездну морскую. Странные существа обитают в ней. Отгадайте по описанию, кто они?
« Ноги у них растут прямо из головы. Учёные их называют головоногие. Восемь ног - это руки или щупальца с присосками, которыми удобно хватать добычу. ( Осьминоги ).
Знаете ли Вы, что... осьминог может плыть очень быстро в случае опасности. Сложит ноги вместе - и мчится. У него есть реактивный двигатель - специальный водяной мешок, куда он набирает воду, а потом с силой её выталкивает и от этого быстро плывёт в противоположную сторону. ( Педагог показывает осьминога, выполненного в технике макраме).
- Есть в море и такое чудо:
Морской удильщик имеет фонарик, который висит на гибкой «удочке» перед его пастью. Это фонарик - приманка. Добыча плывёт на свет - и в пасть удильщика. ( Педагог показывает фотографию морского удильщика ).
- С животными, которые живут в Африке тоже случались всякие чудеса. Вот слон. ( Педагог показывает персонажа мультфильма « 38 попугаев»). Откуда хобот у слона? А может быть, это крокодил во всём виноват, как в сказке про слонёнка. ( Просмотр отрывка из мультфильма «Слонёнок»).
Крокодил схватил слонёнка за нос-коротышку и тянул до тех пор, пока он не стал длинным-предлинным. Но это сказка. На самом деле было так! Миллионы лет назад на Земле жили предки слонов. Вместо хобота они имели нос-губу - это сросшийся чуть вытянутый нос с верхней губой. Выживал тот, у кого нос-губа был длиннее, чем у остальных, так как ему
11
доставалось чуть больше пищи. Проходили века и постепенно такой нос превратился сначала в хобот-коротышку, а потом в длинный, гибкий, сильный хобот. ( Рассказ педагога сопровождается просмотром отрывка из научно-популярной видео программы про слонёнка Эбу ).
- Какое животное самое высокое на Земле? ( Жираф - самое
высокое животное на Земле ).
Живут жирафы в Африке на открытых пространствах среди высоких трав и в небольших рощицах. Питаются листьями деревьев. Длинная шея позволяет доставать листья с верхушек деревьев. В листве деревьев пятнистая шкурка жирафа совсем незаметна. Зато сам он с высоты видит очень далеко. Заметит опасность и помчится на своих длинных ножищах. А встретит хищника - копыта пускает в ход. ( Рассказ педагога сопровождается просмотром отрывка из научно-популярной видео программы про жирафа Джорджа ).
- Вот как интересно путешествовать по Земле за бесконечными чудесами!!!
2. Материалы, приспособления и инструменты для работы
( Педагог демонстрирует персонажей мультфильма « 38 попугаев», сказки «Три поросёнка», выполненные в технике макраме и проводит беседу о материалах, приспособлениях и инструментах, с помощью которых они были выполнены).
- Какие материалы и приспособления были использованы при выполнении этих работ? ( Коробочки из-под киндер-сюрпризов, картон, проволока, зажимы полиэтиленовых пакетов, пластмассовые палочки, разноцветные нити для плетения, бусины... Ребята произносят вслух по одному материалу или приспособлению и обосновывают свой ответ, называя предмет, в котором они были использованы ).
- Назовите инструменты, которые мы будем использовать в работе? (Ножницы и булавки с головками).
( Педагог проводит инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и булавками).
Давайте вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами и булавками.
- Где должны находиться булавки с головками? (Они должны находиться только в рабочей подушке из поролона. После каждого их использования они вставляются обратно в подушку, но не оставляются на столе).
- Какие правила работы с ножницами Вы знаете? ( Режем ножницами на столе, не поворачиваясь друг к другу; передавать ножницы необходимо только кольцами вперёд; после каждого использования нужно ставить ножницы в стакан остриём вниз).
3. Практическая деятельность творческих групп
( Педагог предлагает произвести отбор материалов и приспособлений для 12 выполнения выбранного животного. Затем ребята и их родители приступают к его конструированию из деталей, после чего дети показывают своим родителям приём «наклеивания» нитей на основу и обучают плетению узлов, состоящих из обычных петель: петельные узлы, «Фриволите», «Капуцин», узелковая цепочка. Педагог помогает и контролирует процесс творческой работы. Соединение всех выполненных деталей при помощи клеевого пистолета).
Предлагаю Вам произвести отбор материалов, приспособлений и приступить к выполнению своей работы. Ребята Вам покажут приём «наклеивания» нитей на основу и научат выполнять в технике макраме некоторые узлы, схемы которых лежат перед Вами на столе. Не забудьте использовать проволоку и по окончании работы можете декорировать животное деталями из цветных кусочков кожи. Соединять все детали будем при помощи двойного скотча и клеевого пистолета.
- Подведение итогов:
( Подведение итогов практической работы проходит в форме обсуждения творческой работы - выполненного животного с использованием метода оценки творческих проектов).
Подошло время подвести итоги практической работы. Давайте все вместе подойдём поближе и рассмотрим получившиеся творческие работы.
- Какое животное Вам понравилась больше и почему?
( Ребята высказывают свои мнения, дают оценку работам, объясняя выбор).
- Какие детали из кожи для украшения животного были наиболее оригинальными? ( шляпка, сумочка...)
- Заключительный этап:
( Подведение итогов занятия проходит в форме беседы педагога с ребятами. Метод беседы побуждает учащихся к рассуждениям и умозаключениям, к самостоятельному открытию выводов и обобщений. Целью подведения итогов является рефлексия или осознание всеми учащимися того, что было сделано на занятии и какое оно имеет значение для обучающихся).
Предлагаю подвести итоги всего занятия:
- Что понравилось на занятии больше всего?
- Какие узлы техники макраме мы сегодня повторили?
- Перечислите материалы и приспособления, которые были использованы для конструирования животных?
- Что в занятии показалось вам наиболее трудным?
- Что понравилось больше всего в работе ваших товарищей?
- Что можно было сделать лучше на этом занятии?
Итак, наше совместное занятие подошло к концу. В творческом общении родились новые интересные идеи и решения конструирования животных. Вы научили своих родителей выполнять в макраме узлы и сами их повторили. Будем ждать новой встречи для воплощения наших фантазий и до встречи. 13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...