Роль внеурочной деятельности в формировании системы ценностей младшего школьника
статья по теме
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы формирования нравственных качеств младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
- Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
- В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
- Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»
- Вооружения нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младших школьников о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствия данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Шутова Н.Г.
БОУ города Омска«Гимназия №43»
Роль внеурочной деятельности в формировании системы ценностей младшего школьника
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребёнка и гражданина своей страны.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств.
Ожегов С. И. писал: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами»
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю. К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях.
Формирование морального облика протекает в процессе всей многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках. Существенным признаком гражданского и духовно-нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня задач и заканчивается более высоким. Для достижения цели используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся. Одна из задач нравственного развития – правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения формируют гражданскую позицию ребёнка.
Все эти задачи решаются комплексно, постоянно, на всех уроках и внеурочное время, изменяются только акценты в зависимости от основных целей.
Младший школьник существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Ребенок полон экспрессии – его чувства быстро и ярко вспыхивают.
Центральное место в воспитательной системе школы должно занимать формирование гражданского сознания: ответственного отношения к природе, к себе, как составной части природы и общества, к окружающему нас вещественному миру, к живым существам вокруг нас.
Поэтому мы с родителями на первых собраниях определяем план работы на учебный год, делимся на группы, которые отвечают за определённое мероприятие и работаем по следующим направлениям: оздоровительно – туристическое, экологическое, краеведческое, патриотическое, семейное, духовно-нравственное. Каждое направление деятельности организуют родители под руководством классного руководителя. В группе распределены обязанности: одни пишут сценарий, другие шьют костюмы, кто-то помогает сопровождать на экскурсиях. Группы сменные: один год группа родителей курирует спортивные мероприятия, на другой - эта группа отвечает за патриотическое направление. Таким образом, за время обучения детей в начальной школе все родители участвуют в школьной жизни ребёнка по разным направлениям.
1)Оздоровительно – туристическое. Где родители проводят следующие мероприятия: «Мама, папа, я – спортивная семья», конкурсы «Мальчишки и девчонки» - посвящённые 23 февраля и 8 марта, поход в лес, где проводим конкурс «Тропа туриста», посещаем с экскурсией омский скалодром, выезжаем за город на базы отдыха.
2)Экологическое. Проводим акции «Помоги птицам» (вывешиваем кормушки, изготавливаем листовки-призывы помощи пернатым друзьям), ходим на экскурсии в ботанический сад, на станцию юннатов, посещаем дендропарк в селе Подгородка, выезжаем на ипподром с посещением конюшен, изучаем подводный мир экзотических рыб в морском аквариуме города Омска.
3)Краеведческое. Посещаем в краеведческом музее «Школу мамонта», где изучаем русские народные праздники, историю родного города и страны, музей аэродрома самолётов и вертолётов в лётно-техническом колледже, знакомимся с историей возникновения пожарной охраны в Омске. А также проводим экскурсии об истории города «Омская крепость», знакомимся с производствами в нашем городе: молочное (ВНИМИ), фабрикой деревянных изделий (с. Подгородка), кондитерские производства («Карамелька» и «Новинка»), с производством минеральной и газированной воды.
4)Патриотическое. Проводим смотры песни и строя к 23 февраля, с приглашением офицеров российской армии, к 9 мая проводим конкурс инсценированной песни, с приглашением ветеранов и посещением Музея Воинской славы омичей с экскурсией в Парк Победы. Готовим беседы и классные часы на темы: «Символы России», «Моя родина- Россия», «Моя малая родина-Омск», «Защитники Родины в моей семье», где ребята приносят личные вещи, письма, фотографии, медали членов своей семьи и готовят о них рассказы, легенды, передающие от поколения к поколению. Родители принимают активное участие в подготовке этих мероприятий: шьют костюмы, рассказывают о родственниках, воевавших в армии, и приносят их медали, личные вещи, также посещаем с экскурсией музей космонавтики нашего города.
Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности, а любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам. Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. В. А. Сухомлинский в своей книге «Как воспитать человека» писал: «смысл патриотического становления заключается в том, что этот уголок на всю жизнь входит в душу, волнует как первый животворный источник, с которого каждый из нас начался…». Для каждого человека Родина начинается с чего-то малого и неприметного и до последнего дыхания остается с нами. Это наш родной уголок, воплощающий в себе живой образ нашего Отечества.
5)Семейное. Проводим классные часы, где родители рассказывают о своей профессии и если есть возможность, то посещаем предприятие, где работают родители. Так в прошлом году, посвящённому году семьи, мы с ребятами посетили с экскурсиями Кадетский корпус и Омский государственный педагогический университет, где работают родители ребят. И дети с огромным удовольствием и с чувством гордости за своих родителей посещали эти мероприятия.
6) Духовно-нравственное. Обязательно посещаем с экскурсией Свято-Никольский мужской монастырь в Большекулачинском монастыре или Ачаирский монастырь с посещением Святого источника. В этом направлении проводим посвящение в гимназисты, родители шьют специальные накидки, изготавливают головные уборы, ребята разучивают гимн гимназии, на празднике и ребята и родители дают клятву, также мы с родителями готовим посвящение в первоклассники, новогодние праздники, дни именинника, капустники, КВН. Очень интересно проходит праздник Масленица, где дети вместе с родителями делают масленицу, пекут блины, разучивают русские народные игры, песни и всем классом на внутреннем дворе школы провожаем зиму.
Таким образом, цель гражданского и духовно-нравственного воспитания - подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизнедеятельности в гражданском обществе демократического правового государства, через создание условий для формирования гражданской компетентности личности, владеющей системой ценностей, которая определяет ее поведение, интересы и поступки и позволяет ей активно и ответственно реализовывать свои гражданские права и обязанности, мы вместе с родителями решаем через внеклассные мероприятия, на которых стараемся прививать детям уважительное отношение к своей семье, друг к другу, к своему государству, правильные нравственные ориентиры, сформировать систему истинных духовных ценностей, в которой важнейшее место занимают любовь к Родине и чувство долга маленьких граждан нашей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровой деятельности в формировании познавательной активности младших школьников сельской школы
Презентация к проекту исследовательской работы по теме "Активизация познавательной активности младших школьников сельской школы"...
Роль внеурочной деятельности в развитии познавательной активности младших школьников.
Внеурочная деятельность учащихся стала сегодня частью основного образования. Она нацелена на расширение образовательного пространства ребенка, освоение им новых видов учебной деятельности. Именно во в...
Роль внеурочной деятельности в развитии познавательной активности младших школьников.
Внеурочная деятельность учащихся стала сегодня частью основного образования. Она нацелена на расширение образовательного пространства ребенка, освоение им новых видов учебной деятельности. Именно во в...
СТАТЬЯ «Роль театральной деятельности в формировании коммуникативных УУД младших школьников»
Дошкольное и начальное воспитание в условиях современной системы инновационного образования : сборник статей / составители: Т. Г. Анисимова, Е.А. Любимова – Саранск: МРИО, 2018. – 84с. Ста...
Возможности внеурочной деятельности по формированию информационной компетенции младших школьников
Мы живем в информационном обществе, и каждому из нас ежедневно приходится воспринимать и перерабатывать гигантские потоки информации. При этом современный человек должен не только обладать неким объем...
«Внеурочная деятельность и формирование познавательных способностей младших школьников»
Одной из форм развития познавательных способностей младших школьников является внеурочная деятельность...
Презентация «Внеурочная деятельность и формирование познавательных способностей младших школьников»
Одной из форм развития познавательных способностей младших школьников является внеурочная деятельность...