Развивающая программа «Интеллектуальный интенсив».Методическая разработка.
методическая разработка (2 класс)

В статье приводится программа для коррекционно-развивающих занятий, в основе которых лежит метод "braingym" Пола Дениссона. Программа составлена в ключе нейропсихологической концепции и направлена на развитие высших психических функций младших школьников, испытывающих затруднения при освоении общеобразовательной программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа43.66 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Интеллект - это способность человека успешно применять приобретенные знания и опыт в практической деятельности, в частности ставить перед собой задачи, вытекающие из реальной действительности, и успешно решать их. Исследования специалистов показывают: у современных детей наблюдается тенденция роста нарушений процесса развития высших психических функций, к которым относят внимание, память и мышление, выявлен рост количества родовых, черепно-мозговых травм и   сердечно-сосудистых заболеваний, которые могут оказывать негативное влияние  на общее соматическое состояние здоровья ребенка. Никогда раньше мы не сталкивались с таким обилием разнообразием негативных феноменов, какие наблюдаются сегодня. Обращает на себя внимание тот факт, что степень выраженности некоторых заболеваний или состояний (парциальных дисфункций) часто бывает незначительной и поэтому может выпадать из поля зрения специалистов (в первую очередь педиатров и неврологов). Поэтому своеобразным “дебютом” имеющихся проблем является начало обучения ребенка в школе. В начале обучения эти дети могут ничем не отличаться от своих сверстников. Однако, по мере увеличения учебной нагрузки, пусть даже и незначительной, они начинают “выпадать” из общего процесса, им трудно сконцентрировать свое внимание на задании даже в течение короткого времени, они утомляемы, нуждаются в дополнительной стимуляции со стороны педагога (без помощи не может найти задание в учебнике).  У таких детей них снижается успеваемость, а процесс освоения учебной программы становится затруднительным. В свою очередь, это безусловно негативно сказывается и на самооценке ребенка и на формировании его отношений в классе с другими детьми. Однако, при детальной диагностике,  данных за наличие у таких детей нарушения психомоторного развития (по старой классификации – ЗПР) не выявляется.

        Создание  коррекционно-развивающей, нейропсихологической программы в общеобразовательной начальной школе явилось актуальным решением проблемы. Нейропсихологический анализ проблем отклоняющего развития, активно развивающий в нашей стране с начала 1980-х годов, сразу зарекомендовал себя как наиболее надежный и продуктивный. Это закономерно, поскольку в его основе лежит мощная методологическая и научно-практическая база, разработанная в общей нейропсихологии, нейропсихологии детского возраста, теории нейропсихологической реабилитации. Широко известны и активно внедряются в практику коррекционно - абилитационные методы, разработанные Л.С. Цветковой и ее ученикам (Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой, и Ю.В.Микадзе). Валидность и эффективность нейропсихологических технологий признаются сегодня всеми специалистами, работающими над проблемой психолого-педагогического сопровождения процессов развития.  
     Как диагностическая, так и коррекционная модели представляют собой трехуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга (ФБМ). 1-й ФБМ- блок регуляции тонуса и бодрствования, 2-й ФБМ- блок приема, переработки и хранения информации, 3-й ФБМ- блок программирования, регуляции и контроля. 

Цель программы:

 создание условий для развития:

- личностных УУД (мотивация учения);

- регулятивных УУД (планирование, оценка);

- познавательных УУД (общеучебные, логические);

- коммуникативных УУД (планирование, постановка, вопросов, реализация намеченного плана).

Задачи программы:

 - развитие высших психических функций, способствующих оптимизации процесса формирования УУД у учащихся.

- актуализация знаний и умений учащихся через участие во фронтальной работе;

- организация групповой работы учащихся в развивающих играх;

- организовать работу индивидуальную работу учащихся с раздаточным материалом.

- организовать самооценку учащихся своей деятельности.

Программа  рассчитана на 1 год обучения.   Данная программа предназначена для воспитанников в возрасте от 8 до 10 лет.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

-способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы;

-создание ситуации успешности у ребёнка, повышение самооценки.

- развитие произвольного внимания и саморегуляции; 

-формирование сенсомоторного контроля.

Коррекционные - развивающие:

-оптимизировать мышечный тонус;

-развивать межполушарное взаимодействие;

-развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие;

-создание ситуации успешности у ребёнка, повышение самооценки.

развитие произвольного внимания и саморегуляции; 

-формирование сенсомоторного контроля. 

Метапредметные

Познавательные:

- формирование умения умеют создавать способы решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения структурировать знания, включая моделирование (общеучебные);

- формирование умения проводить логический анализ объектов с целью выделения ведущих признаков.

Регулятивные:

- формирование умения составлять план действий для достижения учебной задачи;

- формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью, и, если нужно, исправлять ошибки с помощью психолога (педагога);

- формирование умения осознанно определять качество и уровень усвоенного ими материала. актуализировать знания и умения учащихся в групповой работе и в работе со стимульным материалом;

- формирование умения анализа и обработки информации.

Коммуникативные:

- формирование умения анализ осуществлять инициативное сотрудничество в процессе работы в группе;

- формирование умения контролировать и корректировать работу внутри группы, адекватно оценивать работу партнеров в группе.

Предметные: 

-оптимизировать мышечный тонус;

-развивать межполушарное взаимодействие;

-развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие;

-развивать общую и мелкую моторику, расширять репертуар движений;

-развивать способность удерживать инструкцию и следовать ей;

-развивать память, внимание и речь;

-расширять зрительные поля.

Средства коррекционно – развивающей деятельности

1). Раздаточный стимульный материал.

2). Цветные карандаши и ручки.

3) Методическая и учебная литература:

-С.В.Сунцова, А.В.Курдюкова “Развиваем внимание” М.,;Эксмо» 2010г.;

-А.В.Сунцова, С.В.Курдюкова “Изучаем пространство” М., «Эксмо»2010г.

Организационные формы обучения:

1). Фронтальная

2). Групповая

Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Формы занятий – аудиторные. Длительность программы – 33 часа. Группы формируются по 8 - 10 человек, в зависимости от года обучения.

Учебно-тематический план программы

№ п/п

Тема

Рабочая программа

     

1

Раздел:“Стабилизация и активация энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции.”       

11

2

Раздел:“Формирование операционального обеспечения психических процессов. Оптимизация и коррекция сенсомоторных взаимодействий.

 Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции ”

11

3

Раздел:”Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции. Развитие ВПФ”.

11

Всего:

33

Содержание

(разделы,темы)

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Дата проведения по плану

Перечень УУД обучающихся

1)

2)

3)

4

5)

6)

7)

8)

9)

10)

11)

12)

13)

14

15)

16)

17)

18)

19

20)

21)

22)

23)

24)

25)

26)

27)

28)

29)

30)

31)

32)

33)

Раздел1. . Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции.
Тема:Знакомство

Раздел1. . Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции.

Тема:Мы такие похожие и такие разные.

Раздел1. . Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции

Тема: Если бы ты попал в пустыню….

Раздел1. . Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции

Тема:что значит-быть в тонусе?

Раздел1. . Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции

Тема:что такое-уметь расслабляться и как это делать правильно?

Раздел1. . Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции

Тема:дрессированная муха

Раздел1. . Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции

Тема: помогаем пчелке заготовить самый вкусный мед. 

Раздел1. . Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции

Тема: что делать, если робот сломался?

Раздел1. . Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции

Тема: Будь внимателен! Запретное число!

Раздел1. . Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции

Тема: Что может влезть в волшебную коробку?

Раздел1. . Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции

Тема: волшебный мешочек

 

Раздел2.

Формирование сенсомоторных взаимодействий.

Развитие целостного

образа тела.

Тема:        от меньшего к большему.

Раздел2.

Формирование сенсомоторных взаимодействий.

Развитие целостного

образа тела.

Тема: учимся точно ориентироваться в пространстве.

Раздел2.

Формирование сенсомоторных взаимодействий.

Развитие целостного

образа тела.

Тема: Как научиться быть самым внимательным?

Раздел2.

Формирование сенсомоторных взаимодействий.

Развитие целостного

образа тела.

Тема: как раскрасит пространство?

Раздел2.

Формирование сенсомоторных взаимодействий.

Развитие целостного

образа тела.

Тема: что должен уметь разведчик?

Раздел2.

Формирование сенсомоторных взаимодействий.

Развитие целостного

образа тела.

Тема: путешествие во времени.

Раздел2.

Формирование сенсомоторных взаимодействий.

Развитие целостного

образа тела.

Тема: почувствуй себя художником.

Раздел2.

Формирование сенсомоторных взаимодействий.

Развитие целостного

образа тела.

Тема: танцуем “цыганочку”

Раздел2.

Формирование сенсомоторных взаимодействий.

Развитие целостного

образа тела.

Тема: навигатор.

Раздел2.

Формирование сенсомоторных взаимодействий.

Развитие целостного

образа тела.

Тема: расстановка знаков

Раздел3.

Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции. Развитие ВПФ

Тема: На что похожи окружающие нас предметы?

Раздел3.

Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции. Развитие ВПФ

Тема: учимся правильно делить на группы.

Раздел3.

Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции. Развитие ВПФ

Тема: зачем учиться запоминать?

Раздел3.

Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции. Развитие ВПФ

Тема:что такое пословицы?

Раздел3.

Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции. Развитие ВПФ

Тема: загадки.

Раздел3.

Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции. Развитие ВПФ

Тема:легко ли самому придумывать загадки?

Раздел3.

Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции. Развитие ВПФ

Тема: учимся сравнивать и исследовать.

Раздел3.

Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции. Развитие ВПФ

Тема: ищем эрудитов.

Раздел3.

Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции. Развитие ВПФ

Тема: я умею сочинять…

Раздел3.

Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции. Развитие ВПФ

Тема: можно ли начинать с конца?

Раздел3.

Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции. Развитие ВПФ

Тема: ориентируюсь с закрытыми глазами.

Раздел3.

Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции. Развитие ВПФ

Тема: рефлексия курса.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Знакомство с ведущими, обсуждение правил и ритуалов во время занятий.

Приветствие "Здороваемся глазами",одеваем”Умную шляпу”.

Звукодыхательное упражнение "Распевка".

"Дирижер и оркестр"

Пальчиковая гимнастика

Глазодвигательный репертуар”Крест”.

Развитие пространственных представлений

Упражнение "Право - лево"

"Игра с цифрами"

Освоение внешнего пространства

"Рисунок своей находки"

Ритуал прощания”Башенка”.

Приветствие "Здороваемся рукопожатиями",одеваем”Умную шляпу”

Звукодыхательное упражнение "Распевка"

"Дирижер и оркестр"

Пальчиковая гимнастика.

Глазодвигательный репертуар-упражнение”Крест”

Развитие пространственных представлений

Упражнение "Путаница"

Освоение вннешнего пространства.

 Упражнение "Пустыня".

Ритуал прощания”Башенка”

Приветствие "Здороваемся рукопожатиями", одеваем”Умную шляпу”. Звукодыхательное упражнение "Распевка". "Дирижер и оркестр".

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Природный массаж".

Глазодвигательный репертуар.Упражнение”Крест”

Развитие пространственных представлений

Упражнение "Сосед слева - сосед справа".

Освоение внешнего пространства.

Упражнение”Собираемся в поход”

Ритуал прощания”Башенка”.

Приветствие "Здороваемся рукопожатиями"., одеваем “Умную шляпу”

Звукодыхательное упражнение”Как кричат индейцы?”

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Природный массаж".

Глазодвигательный репертуар “Крест”

Развитие пространственных представлений

Упражнение "Двигаемся по команде".

Упражнение "Четыре стихии"

Освоение внешнего пространства.

Упражнение”Нарисуй план острова сокровищ”.

Релаксация "Напряжение - расслабление"

Ритуал прощания”Башенка”.

Приветствие "Здороваемся рукопожатиями"., одеваем “Умную шляпу”

Звукодыхательное упражнение”Кто дольше?”

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Самомассаж".

Глазодвигательный репертуар “Крест” (с присоединением языка).

Развитие пространственных представлений

Упражнение”Рисование фигур на спине

Упражнение”Повтори движение”

.

Упражнение”Найди отличия”

Игра”Муха”.

Релаксация "Напряжение - расслабление"

Ритуал прощания”Башенка”.

Приветствие "Здороваемся рукопожатиями"., одеваем “Умную шляпу”

Звукодыхательное упражнение”33 Егорки

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Самомассаж".

Глазодвигательный репертуар “Крест” (с присоединением языка).

Упражнение “Кулак-ребро ладонь”

Развитие пространственных представлений

Упражнение”Запомни и покажи”,

Упражнение”Зеркало”

Освоение внешнего пространства

Игра “Пчелка в цветочном лабиринте” 

Релаксация "Напряжение - расслабление"

Ритуал прощания”Башенка”.

Приветствие "Здороваемся рукопожатиями"., одеваем “Умную шляпу”

Звукодыхательное упражнение”Дует ветер

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Самомассаж".

Глазодвигательный репертуар “Крест” (с присоединением языка).

Упражнение “Кулак-ребро ладонь”

Развитие пространственных представлений

Упражнение”Комментатор”

Упражнение”Слушая в оба уха”

Освоение внешнего пространства

Игра”Непослушный робот”

Игра “Уборка цифр”

Релаксация "Напряжение - расслабление"

Ритуал прощания”Башенка”.

Звукодыхательное упражнение”Задуваем свечу

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Самомассаж".

Глазодвигательный репертуар “Крест” (с присоединением языка).

Упражнение “Кулак-ребро ладонь”

Развитие пространственных представлений

Игра”Конкурс котят”

Игра “Считалка в разные стороны”

Игра”Рисуем двумя руками”

Освоение внешнего пространства

Игра”Запретное число”

Релаксация "Напряжение - расслабление"

Ритуал прощания”Башенка”. 

Дыхательное

упражнение”Дутибол

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Самомассаж".

Глазодвигательный репертуар “Крест” (с присоединением языка).

Упражнение “Кулак-ребро ладонь”

Развитие пространственных представлений

Игра”Рисунки из Зазеркалья

Игра”Левой-правой”.

Рисование двумя руками Освоение внешнего пространства

Игра”Волшебная коробка”

Игра”Запретное число”.

Релаксация "Напряжение - расслабление"

Ритуал прощания”Башенка”. 

Дыхательное

упражнение”Вдох-выдох

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Самомассаж".

Глазодвигательный репертуар “Крест” (с присоединением языка).

Упражнение “Кулак-ребро ладонь”

Развитие пространственных представлений

Игра”Разрешенные буквы”

Письмо двумя руками.

Игра”Что наверху, а что внизу?”

Освоение внешнего пространства

Игра”Волшебный мешочек”

Игра “Запретное число” Релаксация "Напряжение - расслабление"

Ритуал прощания”Башенка”. 

Дыхательное

упражнение”Вдох через нос, выдох через рот

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Самомассаж".

Глазодвигательный репертуар “Крест” (с присоединением языка).

Упражнение “Кулак-ребро ладонь

Развитие пространственных представлений

Игра “Секрет Золушки”

Игра “Встань рядом”

Письмо двумя руками 

Освоение внешнего пространства

Игра “От меньшего к большему”

Игра “Запретное число”. Релаксация "Напряжение - расслабление"

Ритуал прощания”За что я могу себя похвалить сегодня ?Ч ем мне помогли другие ребята?”

 Дыхательное

упражнение”Вдох через нос, выдох через рот

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Самомассаж".

Глазодвигательный репертуар “Крест” (с присоединением языка ,держания карандаша и согнутого локтя).

Упражнение “Кулак-ребро ладонь 

Развитие пространственных представлений

Рисование в воздухе геометрических фигур двумя руками.

Двуручное письмо. 

Освоение внешнего пространства

Рисование фигур”над-перед-слева-справа”

Игра “Запретное число”. Релаксация "Напряжение - расслабление"

Ритуал прощания”За что я могу себя похвалить сегодня ?Ч ем мне помогли другие ребята?”

Дыхательное

упражнение”Крик каманчей”

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Самомассаж".

Глазодвигательный репертуар “Крест” (с присоединением языка ,держания карандаша и согнутого локтя).

Упражнение “Кулак-ребро ладонь

Развитие пространственных представлений

Тренировка реакции выбора”Я постучу один раз, а ты три…” 

Двуручное письмо. 

Освоение внешнего пространства

Стратегия копирования сложных фигур.

Игра “Поменяйся местами…”

Игра “Запретное число” Релаксация "Напряжение - расслабление"

Ритуал прощания”За что я могу себя похвалить сегодня ?Ч ем мне помогли другие ребята?” 

Дыхательное

упражнение”Кошачий хор”

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Самомассаж".

Глазодвигательный репертуар “Крест” (с присоединением языка ,держания карандаша и согнутого локтя).

Упражнение “Кулак-ребро ладонь

Развитие пространственных представлений

Игра “Расскажи стишок руками”

Двуручное письмо. 

Освоение внешнего пространства

Игра”Пространственные раскраски”

Игра “Запретное число” Релаксация "Напряжение - расслабление"

Ритуал прощания”За что я могу себя похвалить сегодня ?Ч ем мне помогли другие ребята?” 

Дыхательное

упражнение”Кошачий хор”

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Самомассаж".

Глазодвигательный репертуар “Крест” (с присоединением языка ,держания карандаша и согнутого локтя).

Упражнение “Кулак-ребро ладонь”

Упражнение “Барабанщик там-там”. 

Развитие пространственных представлений

Игра”Расскажи рассказ руками”

Двуручное письмо.

 Освоение внешнего пространства

Игра”Шифр разведчика”

Игра “Запретное число”. Релаксация "Напряжение - расслабление"

Ритуал прощания”За что я могу себя похвалить сегодня ?Ч ем мне помогли другие ребята?” 

Дыхательное

упражнение”Дутибол”

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Самомассаж".

Глазодвигательный репертуар “Крест” (с присоединением языка ,держания карандаша и согнутого локтя).

Упражнение “Кулак-ребро ладонь”

Упражнение “Барабанщик там-там”. 

Развитие пространственных представлений

Игра “Веселые клоуны”

Двуручное письмо. 

Освоение внешнего пространства

Игра”Поезд времени”

Игра “Запретное число” Релаксация "Напряжение - расслабление"

Ритуал прощания”За что я могу себя похвалить сегодня ?Ч ем мне помогли другие ребята?” 

Дыхательное

упражнение”Дутибол”

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Самомассаж".

Глазодвигательный репертуар “Крест” (с присоединением языка ,держания карандаша и согнутого локтя).

Упражнение “Кулак-ребро ладонь”

Упражнение “Барабанщик там-там”. 

Развитие пространственных представлений

Игра”Говорящие рисунки”

Двуручное письмо

Освоение внешнего пространства

Игра “Художник”

Игра “Запретное число”

Релаксация "Напряжение - расслабление"

Ритуал прощания”За что я могу себя похвалить сегодня ?Ч ем мне помогли другие ребята?” 

Дыхательное

упражнение”Ветряная мельница”

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Самомассаж".

Глазодвигательный репертуар “Крест” (с присоединением языка ,держания карандаша и согнутого локтя).

Упражнение “Кулак-ребро ладонь”

Упражнение “Барабанщик там-там”. 

Развитие пространственных представлений

Двуручное письмо.

Танец “Цыганочка”

Ритмическая считалочка Освоение внешнего пространства

Стратегия копирования

Игра”Запретное число”

Релаксация "Напряжение - расслабление"

Ритуал прощания”За что я могу себя похвалить сегодня ?Ч ем мне помогли другие ребята?” 

Дыхательное

упражнение”Дыхание пловца”

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Самомассаж".

Глазодвигательный репертуар “Крест” (с присоединением языка ,держания карандаша и согнутого локтя).

Упражнение “Кулак-ребро ладонь”

Упражнение “Барабанщик там-там”. 

Развитие пространственных представлений

Двуручное письмо.

Игра “Письмо ежа”.

 Освоение внешнего пространства

Игра “Навигатор” 

Релаксация "Напряжение - расслабление"

Ритуал прощания”За что я могу себя похвалить сегодня ?Ч ем мне помогли другие ребята?” 

Дыхательное

упражнение”Как кричат индейцы?”

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Самомассаж".

Глазодвигательный репертуар “Крест” (с присоединением языка ,держания карандаша и согнутого локтя).

Упражнение “Кулак-ребро ладонь”

Упражнение “Барабанщик там-там”. 

Развитие пространственных представлений

Двуручное рисование геометрических фигур

Игра “Найди отличия”. Освоение внешнего пространства

Игра “Расставь знаки. Что спереди, а что-  сзади?”

Релаксация "Напряжение - расслабление"

Ритуал прощания”За что я могу себя похвалить сегодня ?Ч ем мне помогли другие ребята?” 

Дыхательное

упражнение”Как кричат индейцы?”

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Самомассаж".

Глазодвигательный репертуар “Крест” (с присоединением языка ,держания карандаша и согнутого локтя).Ребенок держит карандаш самостоятельно.

Упражнение “Кулак-ребро ладонь”

Упражнение “Барабанщик там-там”. 

Развитие пространственных представлений

Игра “Дирежер и оркестр”.

Двуручное рисование геометрических фигур. Освоение внешнего пространства

Игра”На что похоже?” Релаксация "Напряжение - расслабление"

Ритуал прощания”Мне понравилось…”

Дыхательное

упражнение”Покричим в лесу”

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Самомассаж".

Глазодвигательный репертуар “Крест” (с присоединением языка ,держания карандаша и согнутого локтя).Ребенок держит карандаш самостоятельно.

Упражнение “Кулак-ребро ладонь”

Упражнение”Зенит-чемпион”. 

Развитие пространственных представлений

Игра”Следи за мной”

Двуручное рисование.

Освоение внешнего пространства

Игра”Заметь все”

Игра”Раздели на группы”

Релаксация "Напряжение - расслабление"

Ритуал прощания”Мне понравилось…”

Дыхательное

упражнение”Покричим в лесу”

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Самомассаж".

Глазодвигательный репертуар “Крест” (с присоединением языка ,держания карандаша и согнутого локтя).Ребенок держит карандаш самостоятельно.

Упражнение “Кулак-ребро ладонь”

Упражнение”Зенит-чемпион”. 

Развитие пространственных представлений

Упражнение”Раскрась вторую половинку”

Упражнение”Лови мяч” Освоение внешнего пространства

Упражнение”Запомни картинку”.

Релаксация "Напряжение - расслабление"

Ритуал прощания”Мне понравилось

Дыхательное

упражнение”33 егорки”

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Самомассаж".

Глазодвигательный репертуар “Крест” (с присоединением языка ,держания карандаша и согнутого локтя).Ребенок держит карандаш самостоятельно.

Упражнение “Кулак-ребро ладонь”

Упражнение”попади в ритм”. 

Развитие пространственных представлений

Упражнение “Счет с помехой”

Двуручное рисование.

Игра”Ловим мяч”.

 Освоение внешнего пространства

Игра”Хоровод”

Игра”Пословицы”.

 Релаксация "Напряжение - расслабление"

Ритуал прощания”Мне понравилось

Дыхательное

упражнение”33 егорки”

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Самомассаж".

Глазодвигательный репертуар “Крест” (с присоединением языка ,держания карандаша и согнутого локтя).Ребенок держит карандаш самостоятельно.

Упражнение “Кулак-ребро ладонь”

Упражнение”Отстучи мелодию”. 

Развитие пространственных представлений

Игра”каждой руке-свое дело”.

Игра”Сложи фигуры

 Освоение внешнего пространства

Игра”Нарисуй историю”

Игра “Картинки-загадки”. Релаксация "Напряжение - расслабление"

Ритуал прощания”Мне понравилось…” 

Дыхательное

упражнение”Ау-ау!!!!”

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Самомассаж".

Глазодвигательный репертуар “Крест” (с присоединением языка ,держания карандаша и согнутого локтя).Ребенок держит карандаш самостоятельно.

Упражнение “Кулак-ребро ладонь”

Упражнение”Отстучи мелодию”. 

Развитие пространственных представлений

Игра”Говори наоборот”.

Игра”подходит-не подходит” Освоение внешнего пространства

Игра”Придумай загадку”

Игра”Испорченный телефон” Релаксация "Напряжение - расслабление"

Ритуал прощания”Мне понравилось

Дыхательное

упражнение”Ау-ау!!!!”

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Самомассаж".

Глазодвигательный репертуар “Крест” (с присоединением языка ,держания карандаша и согнутого локтя).Ребенок держит карандаш самостоятельно.

Упражнение “Кулак-ребро ладонь”

Упражнение”Отстучи мелодию”. 

Развитие пространственных представлений

Игра “Фотограф наоборот”

Игра “След за мной”

 Освоение внешнего пространства

Игра”Скажи на что похоже…”

Игра “Учимся исследовать…” Релаксация "Напряжение - расслабление"

Ритуал прощания”Мне понравилось…”

Дыхательное

упражнение”Ау-ау!!!!”

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Самомассаж".

Глазодвигательный репертуар “Крест” (с присоединением языка ,держания карандаша и согнутого локтя).Ребенок держит карандаш самостоятельно.

Упражнение “Кулак-ребро ладонь”

Упражнение”Дирежер”. 

Развитие пространственных представлений

Игра”Левой-правой,стоп!!!”

Игра “составление рифм” Освоение внешнего пространства

Игра”Закончи фразу”

Игра “Кто больше знает…” Релаксация "Напряжение - расслабление"

Ритуал прощания”Мне понравилось…” 

Дыхательное

упражнение”Ау-ау!!!!”

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Самомассаж".

Глазодвигательный репертуар “Крест” (с присоединением языка ,держания карандаша и согнутого локтя).Ребенок держит карандаш самостоятельно.

Упражнение “Кулак-ребро ладонь”

Упражнение”Дирежер”. 

Развитие пространственных представлений

Игра”Подходит-не подходит”

Игра “Подбери пару” 

Освоение внешнего пространства

Игра”Полезные предметы”

Игра “Продолжи рассказ” Релаксация "Напряжение - расслабление"

Ритуал прощания”Мне понравилось

Дыхательное

упражнение”Ау-ау!!!!”

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Самомассаж".

Глазодвигательный репертуар “Крест” (с присоединением языка ,держания карандаша и согнутого локтя).Ребенок держит карандаш самостоятельно.

Упражнение “Кулак-ребро ладонь”

Упражнение”Дирежер”. 

Развитие пространственных представлений

Игра “Один шаг-одно слово”

Игра”встаньте справа те,кто…” Освоение внешнего пространства

Игра “Составь рассказ,используя концовку…”

 Релаксация "Напряжение - расслабление"

Ритуал прощания”Мне понравилось…

 Дыхательное

упражнение”Кошачий хор”

Пальчиковая гимнастика-катаем ежика., "Самомассаж".

Глазодвигательный репертуар “Крест” (с присоединением языка ,держания карандаша и согнутого локтя).Ребенок держит карандаш самостоятельно.

Упражнение “Кулак-ребро ладонь”

Упражнение”Дирежер”. 

Развитие пространственных представлений

Игра “Запомни и передай другому”

Игра “Путаница

 Освоение внешнего пространства

Игра “Пилот и штурман” Релаксация "Напряжение - расслабление"

Ритуал прощания”Мне понравилось…”

Игра “Придумаем рассказ про себя о том, как мы учились преодолевать трудности”

Рефлексия курса. Обсуждение игр, занятий, тем. что понравилось, что не очень. Выдача почетных грамот участников для портфолио.

Предметные:

  • - Знание правил сохранения здоровья;
  • - овладение приемами психогимнастики;
  • - овладение гигиеническими требованиями при работе с компьютером;
  • - навыки организации режима дня.

Метапредметные:

- Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- приобретение первоначального личного опыта в здоровьесберегающей деятельности;

- знание о возможном негативном влиянии компьютерных игр и ТВ на здоровье человека.

Личностные:

- Сформированность мотивации к здоровому образу жизни.

Коммуникативные:

-Развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе;

- умение слушать собеседника;

- освоение морально-этических и психологических принципов общения.

Регулятивные:

-Формирование умения контролировать свои действия, вносить в них коррективы.

Содержание программы

Цели 1-го раздела: стабилизация и активация энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции.
Задачи: оптимизация общего тонуса тела, проработка «проблемных зон». Развязывание синкинезий. Расширение полей зрительного восприятия. Формирование сенсомоторных взаимодействий.

Цели 2-го раздела: формирование операционального обеспечения психических процессов. Оптимизация и коррекция сенсомоторных взаимодействий. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции.
Задачи: формирование сенсомоторных взаимодействий. Формирование пространственных представлений. Развитие целостного образа тела. Освоение внешнего и телесного пространства. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие ловкости, меткости.

Цели 3-го раздела: формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции. Развитие ВПФ.
Задачи: ритуалы, правила игры и роли. Коммуникативные навыки. Развитие памяти, внимания, логического и образного мышления. Причинно-следственные отношения. Последовательность. Произвольное внимание. Развитие навыков сотрудничества.

С 1 по 11 занятие:
Цель: стабилизация и активация энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции.
Задачи:
1. Маркировка пространства. Маркировка левой руки.
2. Обучение правильному дыханию. Оптимизация газообмена и кровообращения. Вентиляция всех участков лёгких.
    Массаж органов брюшной полости. Концентрация внимания. Релаксирующее воздействие.
3. Глазодвигательные упражнения. Прослеживание предмета на различных плоскостях.
    Расширение объёма зрительного восприятия.
4. Специальные упражнения на растягивание. Мягкое растяжение мышц. Работа с патологическими ригидными
    телесными установками. Проработка «проблемных» зон (преодоление мышечных дистоний, зажимов).
    Развитие целостного образа тела.Развитие умения контролировать свой мышечный тонус.

С 12 по 22 занятие:
Цель: Формирование операционального обеспечения психических процессов.
Оптимизация и коррекция сенсомоторных взаимодействий.
Задачи:
1. Формирование сенсомоторных взаимодействий.
2. Формирование пространственных представлений. Развитие ориентации в пространстве.
3. Формирование навыков внимания. Развитие шумозащиты.
4. Развитие тонкой моторики рук.
5. Развитие целостного образа тела. Освоение телесного пространства.
6. Развитие ловкости, меткости.
7. Развитие зрительно-моторной координации.
8. Развитие навыков сотрудничества.

С 23 по 33 занятие:
Цель: Формирование смыслообразующей функции

Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой. М., 2001.

2. Безруких М.М. Проблемные дети. М., 2000.

3. Денисом П., Денисом Г., Гимнастика ума. М., 1993.

4. Корсакова U.K., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М., 2003.

5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

6. Никольская И.Л., ТиграноваЛ.И. Гимнастика для ума. М., 1997.

7. Пылаева Н.М., Ахутина Т.Е. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5—7 лет. М., 1997.

8. АхутинаТ.В , Иншкакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика , обследование письма и чтения младших школьников М., 2010

9. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000.

10. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2000.

11. Семенович А.В. Эти невероятные левши. М., 2004.

12. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2005.

13. Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. М., 1985.

14. Сунцова А.В. Курдюкова С.В. Развиваем внимание М., 2010г.

15. Сунцова А.В. , Курдюкова С.В. Изучаем пространство М., 2010г.ю

16. Тушканова О.И. Развитие внимания. Волгоград, 1997.

17. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 2003.

18. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М., МГУ, 1985.

19. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Сценарий проведения игровой развивающей программы с использованием оборудования адаптированной детской площадки"

Не секрет, что во время игры, любому ребенку запомнить что-то новое на много проще. Тем более, если занятие проходит на свежем воздухе. Именно поэтому мы снова учимся играя на детской площадке. Мотори...

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, обучающихся по АООП с ИН вариант 1.

Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа дете...

«Составление индивидуальных корреционно - развивающих программ развития детей с интеллектуальной недостаточностью».

         «Составление индивидуальных корреционно - развивающих программ развития детей с интеллектуальной недостаточностью»....

Методическая разработка занятия "Дорога в город Вежливости" по дополнительной развивающей программе "Этикет и культура общения", предназначеного для обучения учащихся 9-10 лет третьего года обучения

Методическая разработка занятия "Дорога в город Вежливости для обучения учащихся 9-10 лет третьего года обучения по по дополнительной развивающей программе ""Этикет и кул...

Рабочая коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (Вариант 2)

Данная программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Вариант 2. Програм...