Рабочая коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (Вариант 2)
рабочая программа (1, 2 класс)

Любовь Викторовна И.

Данная программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Вариант 2. Программа соответствует АООП ОО у/о (Вариант 2) – адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант 2). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variant_2_2023-2024.docx53.55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ОБСУЖДЕНА И ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

Протоколом №_____________________

«__»____________2023 г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом

№_________________

Директор МБОУ СОШ

___________________2023г.

Рабочая коррекционно-развивающая программа

для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

(Вариант 2)

Михайловск,2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

#1055;ояснительная записка .................................................................................3

#1054;бщая характеристика коррекционного курса ...........................................7

#1054;писание место коррекционного курса .......................................................9

#1054;писание ценностных ориентиров коррекционного курса..............................9

5. Личностные, предметные результаты коррекционного курса………………

#1057;одержание учебного предмета…………………………………………......10

7. Тематическое планирование .............................................................................11

8. Описание материально- технического обеспечения........................................13

1. Пояснительная записка.

Данная программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Вариант 2. Программа соответствует АООП ОО у/о (Вариант 2) – адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант 2). СИПР – специальная индивидуальная программа развития ПМПК – психолого – медико – педагогическая комиссия ТМНР – тяжелые множественные нарушения развития.

Цели: цель занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений, обучающихся; формирование навыков адекватного поведения.

Задачи:

- коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;

-формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения;

-реализация индивидуальных специфических образовательных потребностей, обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий;

-дополнительная помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными;

- развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно- двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка, может быть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.

Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.

Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание шнурков.

Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др.

Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.

Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной стру111ктурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.

Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.

В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. у обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР возникают непреодолимые препятствия в усвоении

«академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо - и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес, какой-либо деятельности не имеет мотивационно - потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

2. Общая характеристика кооррекционного курса

«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»

Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала. Учитывая специфику индивидуального психофизического развития и возможности конкретного обучающегося, образовательная организация имеет возможность дополнить содержание коррекционной работы, отражая в СИПР.

Основным механизмом включения обучающихся в деятельность на занятии является сотрудничество педагога с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной.

Коррекционно-развивающие занятия способствуют формированию мотивационной готовности к развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). Программа предполагает обучение обучающихся умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности.

Развитие ручной моторики является основой формирования графических навыков. Каждое коррекционное занятие должно сопровождаться специальной пальчиковой гимнастикой, сочетающей развитие всех пальцев руки и движений кисти руки трех видов: на сжатие, растяжение и расслабление. Гимнастику следует проводить не менее двух раз по 2—3 мин на каждом коррекционном занятии; допустимо проведение коррекционных занятий (особенно в первом классе), полностью посвященных развитию мелкой моторики и обучению пользованию письменными принадлежностями. Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5—7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе — это зависит от направленности упражнения. Педагог следит за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости дает спокойные, четкие указания. Для развития мелкой моторики полезны упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями деревянных, пластмассовых, резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, пазлами и др.

Представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Основные усилия педагога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений: лепка, аппликация, аппликационная лепка, конструирование из бумаги, макраме, рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой», игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором, собирание пазлов; сортировка мелких предметов. Вся коррекционная работа по развитию тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках. Один из основных способов коррекции указанных дефектов — дидактические игры.

Основные задачи при знакомстве с формой предмета в начальных классах связаны с обучением выделению разновидностей геометрических форм, мысленному расчленению сложных форм на определенные сочетания простых фигур, моделированию предметов разной формы. Для ознакомления ребенка с разновидностями формы и развития точности их опознания полезны упражнения по зрительно-осязательному переносу. Восприятие и осознание пространственных отношений — необходимое условие адаптации организма к среде существования. Пространственная ориентировка — это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов. В процессе специально организованной планомерной и последовательной работы на коррекционных занятиях у детей формируются следующие умения:

  • ориентироваться в схеме собственного тела;
  • определять расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве;
  • моделировать пространственное расположение предметов;
  • ориентироваться на поле листа бумаги;
  • двигаться в заданном направлении и изменять его.

Формирование пространственных ориентировок проводится поэтапно на основе действий: по подражанию взрослому; по готовому образцу; по инструкции взрослого; самостоятельного планирования и моделирования пространственных отношений различных предметов и объектов; вербализации деятельности.

Условием полноценного овладения учеником программного материала является постепенное его усложнение.

#1054;писание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом учебный предмет «Коррекционно-развивающие занятия» входит в обязательную часть учебного плана.

Согласно учебному плану на предмет «Коррекционно-развивающие занятия» в 1доп и 1 классе выделено 1 час в неделю, в год 33 часа.

4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса.

5. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса.

Для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные результаты:

- Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе.

- В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности.

- Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».

- Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.

Предметные результаты:

- Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.

- Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.

- Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет. Составлять предмет из 2—3 частей.

- Различать речевые и неречевые звуки.

- Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.

- Выделять части суток и определять порядок дней недели.

#1057;одержание учебного предмета.

Название раздела

Цели

Краткое описание направлений

Развитие восприятия, воображения.

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Кинестетическое и кинетическое развитие.

Тактильно-двигательное восприятие.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Восприятие пространства.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Восприятие времени. Развитие мыслительных операций.

Дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках окружающих предметов;

Упражнения, развивающие внимание, память, мыслительные операции, творческие способности;

Пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук;

Игры малой и средней подвижности на развитие общей моторики и координации движений.

Развитие внимания, памяти.

Развитие познавательной активности учащихся, коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положение в пространстве. Формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения.

Игры и упражнения, направленные на активизацию психических процессов; развитию умственных способностей; тренировок памяти и внимания; развитию мышления и речи. Игры и упражнения, которые корригируют недостатки восприятия, способствуют развитию воображения и творческих способностей, развивают пространственное мышление и восприятие, координационные способности рук и мелкую моторику.

Развитие аналитикосинтетической деятельности.

Формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств. Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно – двигательной координации. Формирование точности и целенаправленности движений и действий, навыков общения.

Задания и игры на развитие зрительно-моторной координации, восприятие времени, развитие пространственно-временных отношений, развитие слухового восприятия и слуховой памяти; развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, тактильно-двигательное восприятие, развитие обоняния, эмоций.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 1 Л класса.

Дата

Тема

Кол. час

Основные виды деятельности обучающихся

Коррекционная работа

1 четверть – 8ч

Обследование обучающихся, диагностика познавательной деятельности

Тренировка пальцев рук.

1

Выполнение инструкций учителя. Тренировка пальцев, кисти руки. Пальчиковые игры.

Коррекция мелкой моторики.

Обследование мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков. Динамические движения пальцев рук.

Управление рукой.

1

Выполнение инструкций учителя.

Выполнение упражнений по показу, по образцу. Проведение линий, обводка, штриховка (работа в тетради).

Коррекция мелкой моторики.

Правая и левая стороны тела. Правая и левая стороны на листе. Верх – низ на листе и относительно тела.

1

Выполнение инструкций учителя. Показ левой и правой стороны на теле, на листе.

Коррекция пространственных представлений.

Центр, середина на листе. Спереди – сзади. Выше-ниже.

1

Выполнение инструкций учителя. Составление симметричного орнамента на листе. Игра «Поставь правильно предмет».

Коррекция мыслительной деятельности через игры. Коррекция слухового восприятия.

Коррекция личностной сферы.

Выше-ниже.

Дальше – ближе.

1

Выполнение инструкций учителя. Определение положения предметов в пространстве.

Коррекция личностной сферы. Развитие пространственного восприятия.

Ориентирование в пространстве в подвижных играх.

1

Выполнение инструкций учителя. Подвижные игры.

Развитие моторики, пространственного восприятия.

Определение местоположения предмета, рисунка на листе бумаги.

1

Выполнение инструкций учителя. Определение местоположения предмета, рисунка на листе бумаги.

Развитие свойств внимания: концентрации, распределения, устойчивости.

Пространственные предлоги: над, под, за, около, перед, в, на, из-под, между.

1

Выполнение инструкций учителя. Дидактическая игра «Положи правильно предмет».

Развитие зрительно- моторной координации.

2 четверть – 8ч

.

Различные временные понятия.

1

Разделение различных временных понятий. Работа с сюжетными картинками.

Коррекция интеллектуального развития.

Времена года. Месяцы. Части суток.

2

Просмотр обучающего видео-материала. Работа с сюжетными картинками. Работа в наглядным материалам.

Коррекция умения устанавливать причинно-следственные связи. Формирование понимания последовательности событий. Развитие долговременной памяти.

Режим дня. Расписание уроков.

1

Составление расписания уроков. Работа в тетради.

Коррекция внимания, памяти.

Временные понятия «вчера, сегодня, завтра»

1

Выполнение инструкций учителя.

Формирование понимания последовательности событий.

Дидактическая игра «Сначала-потом».

1

Составление рассказа по картинкам. Дидактическая игра «Сначала-потом». Работа в тетради.

Развитие мыслительных операций.

Складывание разрезных картинок из крупных деталей.

1

Складывание разрезных картинок из крупных деталей. Работа с наглядным материалом.

Развитие процессов мышления: сравнение, анализ, синтез.

Дорисовывание крупных деталей.

1

Дорисовывание крупных деталей. Работа с рабочими листами.

Совершенствование мелкой моторики, воспитание аккуратности.

Дорисовывание мелких деталей.

1

Дорисовывание мелких деталей. Работа с рабочими листами.

Совершенствование мелкой моторики, воспитание аккуратности.

Контрольные задания по теме «Складывание разрезных картинок из крупных деталей».

1

Выполнение контрольных заданий.

Развитие процессов мышления: сравнение, анализ, синтез.

3 четверть – 10ч

Конструирование из мелких деталей.

Конструирование предметов из мелких деталей.

Совершенствование мелкой моторики, коррекция внимания.

Складывание пирамидки физическим примериванием.

1

Выполнение инструкций учителя. Складывание пирамидок.

Развитие и коррекция нагляднодейственного мышления.

Складывание пирамидки зрительным соотнесением.

1

Выполнение инструкций учителя. Складывание пирамидок.

Коррекция мыслительной деятельности через игры.

Складывание «Матрешки».

1

Выполнение инструкций учителя. Складывание «Матрешки». Дидактическая игра «Разложи по порядку».

Коррекция мыслительной деятельности

Конструирование из палочек и фигур наложением на картинку, по показу, по образцу.

1

Выполнение инструкций учителя. Конструирование из палочек и фигур наложением на картинку.

Коррекция внимания, речи.

Формирование и развитие умения анализировать.

Развитие творческих способностей, воображения.

Конструирование из палочек и фигур по памяти.

1

Выполнение инструкций учителя. Конструирование из палочек и фигур по памяти.

Развитие и коррекция зрительного, слухового, тактильного восприятия.

Конструирование по собственной задумке.

1

Выполнение инструкций учителя. Конструирование по собственной задумке.

Развитие внимания, памяти, воображения, знания геометрических фигур.

Дидактическая игра «Сделай, как у меня»

1

Выполнение инструкций учителя. Конструирование из палочек (или мозаики) по образцу буквы, цифры, узора, картинки и т.п.

Коррекция наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей.

Дидактическая игра «Узнай по звуку».

1

Выполнение инструкций учителя. Дидактическая игра «Узнай по звуку».

Коррекция мыслительной деятельности через игры.

4 четверть – 17ч

Дидактические игры на развитие речи. «Кто это?», «Чьё это?».

1

Выполнение инструкций учителя. Дидактические игры на развитие речи. «Кто это?», «Чьё это?».

Коррекция связной речи.

Нахождение парных картинок. Игра «Узнай, кто в домике живёт».

1

Нахождение парных картинок.

Выполнение инструкций учителя. Угадывание, кто живёт в домике по издаваемым звукам.

Развитие мыслительных операций.

Группировка предметов, одинаковых по цвету.

Упражнение «На что похожи наши ладошки».

1

Выполнение инструкций учителя. Группировка предметов, одинаковых по цвету. Работа с наглядным материалом. Рисунок на основе обведенных ладошек.

Развитие мыслительных операций. Коррекция мыслительной деятельности через игры.

«Геометрическое лото».

1

Выполнение инструкций учителя. «Геометрическое лото». Работа в тетради.

Коррекция мыслительной деятельности через игры. (систематизация).

Лото «Форма и цвет».

1

Выполнение инструкций учителя. Лото «Форма и цвет». Работа в тетради.

Коррекция мыслительной деятельности через игры.

Упражнение «Найди спрятанные предметы».

1

Выполнение инструкций учителя. Упражнение «Найди спрятанные предметы».

Развитие мыслительных операций и внимания.

Обследование познавательной деятельности.

2

Выполнение инструкций учителя.

Выполнение заданий на развитие зрительной, слуховой, тактильной памяти и внимания, мыслительных операций.

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Дидактические материалы (для индивидуализации учебного процесса):

#1055;ервые прописи в клетку.

#1042;еселые уроки. Развиваем память, мышление, внимание, мелкую моторику 3+.

#1042;еселые уроки. Развиваем память, мышление, внимание, мелкую моторику 3-4.

№ п/п

Наименования учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям

Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

     Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариа

Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию иинтеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессеявляетс...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Коррекционные занятия» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (в

Большую роль в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР играет чувственное познание (восприятие), на основе которого становится возможным обучение элементарной д...

Рабочая программа по предмету «Человек» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (2 вариант) 1 класс (второй год обучения)

Программа составлена на основе  адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по предмету «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) 1 (дополнительного) класса

Программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяж...