Развивающие и интеллектуальные игры, направленные на совершенствование математических способностей учащихся 4 класса
статья на тему
Научная статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Боричева Елена Владимировна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №339 невского района Санкт-Петербурга
Развивающие и интеллектуальные игры, направленные на совершенствование математических способностей учащихся 4 класса
Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.
Развитие математических способностей младших школьников предполагает развитие их творческого воображения. Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является, неотъемлем компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В последние годы на страницах психолого – педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли математических способностей ребенка в его умственном развитии.
Поэтому выбранная мною тема «Интеллектуальные игры на уроках математики как средство развития математических способностей учащихся 4 класса» является актуальной.
Цель работы: изучить возможности повышения математических способностей младших школьников с помощью интеллектуальных игр, проводимых на уроках математики.
Задачи:
-изучить психолого – педагогические основы повышения математических способностей младших школьников;
-изучить эффективность использования на уроках математики интеллектуальных игр для повышения математических способностей учащихся.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра обучает, воспитывает, развивает, развлекает, дает отдых. Еще А.С. Выготский подчеркивал, что «игра не должна исчезнуть из жизни ребенка, имея свое продолжение в дальнейшем школьном обучении и труде». Именно поэтому педагоги и психологи ориентируют на это воспитателей и учителей, подчеркивая, что создаваемые игры имеют функции интенсивного развития детей.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес учеников к предмету. Следовательно, и учебник, и урок должны быть увлекательными, т.к. обучение должно вызывать удовольствие. Математику надо рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующие творческую деятельность.
Умение заинтересовать математикой – дело не простое, и в этом смысле личного мастерства учителя и автора учебников нельзя недооценивать. Многое зависит от того, как поставит даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждениях сложившихся ситуации. Математические способности учащихся, успех урока целиком зависят от методических приемов, которые выбирает учитель. Интеллектуальная игра – это ведущая деятельность в младшем школьном возрасте она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.
Интеллектуальные игры на уроках математики можно вести в игровом форме с использованием развивающих игр, головоломок, кроссвордов, математического моделирования, что позволяет овладеть логическими операциями. Такая игра подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать и делать собственные выводы, учится их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов, опытов.
Интеллектуальные игры по математике способствуют:
-знакомству учащихся с увлекательной формой обучения;
-расширению математических знаний учащихся;
-знакомству с интересными задачами и изящными, порой неожиданными методами их решений;
-выявлению и развитию математических способностей учащихся;
С помощью интеллектуальных игр на уроках у учащихся развивается математические способности. В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификации);
- Развития образного мышления (ощущение, восприятие, представление);
- Развития вариативности мышления, творческих способностей, фантазии, воображения, конструктивных умений;
- Развитие речи, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключение;
- Формирование умения обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверить их, строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам.
Таким образом, на уроках с применением интеллектуальной игры формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – математические способности учащихся.
При применении интеллектуальных игр на уроках математики с учетом возрастных особенностей надо выделить смысловых блока:
- «Развитие способности анализировать» обеспечивает возможность точного разбора условий задач. Предусматривает умения объединить отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умения описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает».
Для развития способности анализировать целесообразно, использовать такой ход игр, как игры «на группировку». Общий смысл таких игр заключается в поиске общих и отличительных признаков у предложенных предметов или из изображений и названий. Подобный поиск способствует развитию умения анализировать задачи на «сходство», «отличие», «пересечение».
По этому блоку можно решить задачи типа:
- Деду 56 лет, а внуку 14. Когда дедушка будет вдвое старше своего внука?
- Три спортсмена Олег, Эдик, Артур заняли три первых призовых места по соревновании по борьбе «хапсагай». Олег занял не первое и не третье место, а Эдик – не последнее призовое место и не второе. Какое мест занял каждый из спортсменов?
- Праздничная свеча сгорает за 20 минут. В день рождения зажгли одновременно 8 таких свечей. Сколько времени они будут гореть?
- На полке 5 сапог. Сколько сапог на правую ногу?
- «Развитие способности комбинировать» выступает с использованием разнообразных сочетаний поисковых действий при разработке способа решения. Предусматривает умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов. Проводится на материале игры «преобразование» (аналог игры «Танграм» - изменяя местоположение элементов, можно получить новую фигуру); «на перемещение» - аналогичные приемы, возникшие при игре в шахматы; «на группировку» - аналогично играм по классификацию предметов;
По этому блоку можно решить задачи типа:
- Поменяйте местами фрукты так. Чтобы яблоки и апельсины чередовались между собой. Вам нужно сделать не более 4 движений, но вы можете брать по две соседних плода одновременно.
- У Гали 6 синих и 6 зеленых носков, которые лежат в беспорядке в ящике комода. Какое минимальное количество носков она может достать оттуда с закрытыми глазами, чтобы наверняка подобрать одну пару по цвету?
- Расположите 6 карандашей так, чтобы они образовали 4 равносторонних треугольника.
- Два отца и два сына поймали 3 зайцев. С охоты каждый вернулся с зайцем. Как это могло быть?
- У нас есть 9 ромашек, 4 василька и 3 лютика. Надо составить букет из 10 цветов. Будут ли в этом букете ромашки?
3. «Развитие способности рассуждать» это необходимо для обоснования верности найденного способа решения при соотнесении его с условиями и требованиями задачи. Предусматривает умение последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, умение непротиворечив распределять событие во времени.
По этому блоку можно решить задачи типа:
- Майор решил узнать, сколько времени потребуется его солдатом, чтобы добраться до поля боя. Он спросил сержанта: «Если 5 солдат могут пройти одну пятую километра за 5 минут то, сколько нужно солдат? Чтобы пройти 4 километры за 100 минут?» что ответил майору сержант?
- У этого животного голова, как у кошки хвост, как у кошки, оно любит ту же еду что кошка, но и это не кошка. Что за зверь?
- У Люси 3 конфеты, у Даши столько же. Люся отдала Даше 1 конфету. Насколько конфет стало больше у Даши?
- «Развитие способности планировать» лежит в основе построения программы деятельности по достижению требуемого результата. Предусматривает умение планировать последовательность действия для достижения, каких либо целей, а также решения широкого класса задач. Способность планировать проявляется в том какие действия выполняется раньше, какие позже. Дети, которые не умеют планировать действия при игре в шахматы или в шашки, делают ход, а лишь потом начинают думать, какой ответный ход сделает их противник.
По этому блоку можно решить задачи типа:
- Если разрезать пирог точно по середине 4 раза, сколько получится частей?
- Кирпич весит 2 килограмма и еще пол кирпича сколько весит кирпич?
- Как с помощью 2 бидонов емкостью 5 литров и 3 литров отлить из молочной цистерны 12 литров молоко.
Интеллектуальные способности (умение анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать) развиваются при решении любых задач. В последнее время в некоторых школах введется новый предмет под названием «Интеллектуальные игры». Разработаны авторские программы. Высокую эффективность приносят интеллектуальные игры, если они проводятся не от случая к случаю, а в системе. Нет сомнения, что подготовки и проведения их – это глубокий, кропотливый труд. Но прекрасны и порой неожиданны результаты этого труда, которые не заставят себя долго ждать.
Таким образом, учителю необходимо использовать на уроках игровые моменты, приемы и формы. Для более высоких результатов, их использование необходимо начинать как можно раньше. Тем самым обеспечивается более высокие темпы развития математических способностей у учащихся. Игра для ребенка – огромный мир, причем, мир собственноличный, суверенный, где ребенок может делать все, что захочет, все, что ему запрещается взрослыми. В игровых формах занятий реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщение детей к творчеству, воспитание ответственности у каждого за учебу и дисциплины в классе, а главное – обучение математике.
Видимо это есть путь развития математических способностей детей, а именно этому способствует использование интеллектуальных игр в учебном процессе.
В связи с этим учителю необходимо:
- Выявить уровень развития математических способностей учащихся.
- Разработать систему уроков с использованием игровых моментов, приемов и форм и стараться чаще использовать их на уроке, чтобы постоянно поддерживать интерес к предмету изучения и способствовать развитию личности ребенка.
- Выявлять ошибки учащихся, корректировать, и вносить необходимые изменения в учебный процесс, осуществляемый на основе игровых приемов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игра как средство развития творческих способностей учащихся"
Мастер-класс. Выступление на РМО для учителей нач. классов...
Программа дополнительного образования "Развитие математических способностей учащихся"
Можно использовать как программу дополнительного образования...
"Развивающие задания и игры, направленные на отработку правописания орфограмм на уроках русского языка в начальных классах"
В тексте приводятся примеры "нескучных" заданий по русскому языку, позволяющие отрабатывать орфографические умения обучающихся в занимательной форме....
"Развитие математических способностей", 1 класс
Календарно-тематический план факультатива "Развитие математических способностей", 1 класс...
Развитие математических способностей учащихся в начальной школе.
Методическая разработка развивающих занятий в начальной школе...
Система коррекционных упражнений, направленных на развитие умственных способностей учащихся с речевыми нарушениями. Методические рекомендации.
Логопедические занятия в школе не должны превращаться в бесконечные диктанты и списывания. Подбирая упражнения, задания и игры, мы отдаем предпочтение не репродуктивным формам работы (списать, вставит...