Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, обучающихся по АООП с ИН вариант 1.
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии.
Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с умственной отсталостью.
Среди детей с ограниченными возможностями психофизического развития особые
проблемы возникают с теми, которые страдают умеренной умственной отсталостью (по МКБ 9 – имбецильностью). Эти дети нуждаются в постоянной помощи на всех этапах своего развития. Чтобы помощь была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в
которой будет осуществляться коррекционно-развивающая работа, направленная на
достижение определенной социально-трудовой реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе.
Возможности ребенка с умеренной умственной отсталостью крайне ограничены. Тем не менее, при систематическом, целенаправленном, комплексном взаимодействии педагогов, психологов, врачей, родителей и наличии научно обоснованных программ воспитания и обучения положительная динамика реальна. Для этого нужно знать актуальные и потенциальные психофизические возможности
ребенка. Установление «стартового» уровня развития позволит его регулировать и прицельно воздействовать на формирование тех процессов, которые в этом в большей мере нуждаются, выбирать адекватные педагогические технологии. Возможно, что какие-то дети не освоят азбуку, письмо, счет (с учетом программы), но они научатся другим видампродуктивной деятельности, что также важно для социальной адаптации.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Этому направлению служит концепция интеграции, при которой инвалиды, люди с ОВЗ или особыми образовательными потребностями обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остаётся неизменной. Это обеспечение права на образование каждого ребенка, независимо от его физических и интеллектуальных способностей.
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физической и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении адаптированной основной образовательной программы для детей с умственной отсталостью (вариант 1)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
in_variant_1.docx | 53.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.»
671623 Республика Бурятия, Баргузинский район, п. Усть-Баргузин, ул.Оцимика,24
Тел./факс (301 31) 91331, тел. (301 31) 91333 E-mail: noo_school@mail.ru
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор школы
______________/Мурзиненко Е.С ________________/М.Г.Вильмова
«____»_______________2021 Приказ № 137 от 02.09.2021
М.П.
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, обучающихся по АООП с ИН вариант 1.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета Протокол №71 от 30.08.2021
ФИО педагога-психолога: Кривощапова М.Н.
2021 - 2022 учебный год
Пояснительная записка
Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии.
Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с умственной отсталостью.
Среди детей с ограниченными возможностями психофизического развития особые
проблемы возникают с теми, которые страдают умеренной умственной отсталостью (по МКБ 9 – имбецильностью). Эти дети нуждаются в постоянной помощи на всех этапах своего развития. Чтобы помощь была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в
которой будет осуществляться коррекционно-развивающая работа, направленная на
достижение определенной социально-трудовой реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе.
Возможности ребенка с умеренной
умственной отсталостью крайне ограничены. Тем не менее, при систематическом,
целенаправленном, комплексном взаимодействии педагогов, психологов, врачей, родителей
и наличии научно обоснованных программ воспитания и обучения положительная динамика
реальна. Для этого нужно знать актуальные и потенциальные психофизические возможности
ребенка. Установление «стартового» уровня развития позволит его регулировать и
прицельно воздействовать на формирование тех процессов, которые в этом в большей мере
нуждаются, выбирать адекватные педагогические технологии. Возможно, что какие-то дети
не освоят азбуку, письмо, счет (с учетом программы), но они научатся другим видам
продуктивной деятельности, что также важно для социальной адаптации.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Этому направлению служит концепция интеграции, при которой инвалиды, люди с ОВЗ или особыми образовательными потребностями обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остаётся неизменной. Это обеспечение права на образование каждого ребенка, независимо от его физических и интеллектуальных способностей.
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физической и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении адаптированной основной образовательной программы для детей с умственной отсталостью (вариант 1)
Нормативно – правовой основой программы коррекционной работы являются следующие документы:
- Закон «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- Сан пин;
- Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе;
- Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации (от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ).
- Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
- Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.).
- Приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002г. № 29/2065–п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
- Письмо Министерства образования РФ от 27 марта 2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
Цель программы:
- обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении адаптированной основной образовательной программы для детей с умственной отсталостью (вариант 1)
- помочь ребенку овладеть доступными знаниями;
- подготовить к простейшим видам (доступным для него) учебной деятельности,
формировать умения коллективной работы под контролем и с помощью учителя; - привлечь родителей к активному участию в развитии, воспитании и обучении
ребенка.
Задачи программы:
формирование эмоционального контакта со взрослым, направленности на
сотрудничество с ним;
∙ развитие психомоторики и сенсорных процессов;
∙ речевое развитие;
∙ повышение воспитательской компетентности.
Основные направления работы:
∙ Изучение (диагностика) уровня развития детей.
∙ Организация индивидуальных занятий.
∙ Консультативная помощь родителям.
Принципы коррекционно-развивающей работы:
∙ Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
∙ Принцип единства диагностики и коррекции
∙ Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
∙ Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
∙ Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Психолого-педагогические и организационные условия реализации программы:
- реализация коррекционно-развивающих мероприятий в соответствии с образовательным маршрутом ученика;
- наличие оборудования, учебных пособий, методик, соответствующих типологии отклоняющего развития детей и обеспечивающих адекватную среду жизнедеятельности;
- учет особенностей развития каждого ребенка;
- предоставление психологических и социальных индивидуальных консультаций;
- создание условий по охране и укреплению здоровья детей;
- формирование мотивационной готовности к обучению;
- развитие и совершенствование высших психических функций (память, внимание, восприятие, мышление, речь);
- развитие и совершенствование произвольности, регуляции собственного поведения, умения планировать и выполнять по плану учебные и внеучебные действия;
- совершенствование и развитие эмоционально-личностной сферы;
- коррекция детско-родительских отношений;
Критерии ограничения и противопоказания на участие в программе.
К участию в освоении программы не допускаются дети, имеющие психиатрические
заболевания, требующие медицинской помощи.
Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы:
1. Специалисты, реализующие программу, должны иметь опыт работы с детьми с
умственной отсталостью.
2. Помогать детям почувствовать личностную свободу, принять себя и сверстников такими, какие они есть на самом деле.
3. Проводить занятия на высоком эмоциональном подъеме.
4. Наблюдать за стилем поведения детей.
5. Оказывать детям посильную помощь при выполнении заданий.
Требования к материально-технической оснащенности занятий.
Оформление кабинета для проведения занятий должно создавать для ребенка атмосферу
уюта и психоэмоционального комфорта, не быть чрезмерно перегруженным, т.е. соответствовать требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров. В то же время атмосфера в кабинете должна создавать рабочий настрой и мотивировать учащихся на учебную деятельность. Желательно, чтобы кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Необходимо, чтобы родители имели свободный доступ к кабинету.
Необходимо выделить несколько критериев, по которым происходит организация
рабочего пространства:
∙ Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели школьников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов труда и отдыха; удовлетворение двигательной активности учащихся, предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.).
∙ Соответствие возрасту ребенка - обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям школьников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.).
∙ Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений
и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).
Содержание программы: программа «Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми с УО, обучающихся по АООП с УО вариант 1.» включает в себя
Психолого-педагогическое изучение детей. Развитие психомоторики и сенсорных
процессов. Программа разработана для детей с умственной отсталостью, обучающихся в инклюзивном классе МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М.», в возрасте 7-12 лет. Ее реализация
рассчитана на 17 часов, по 0,5 часов в неделю. В реализации программы участвует педагог-психолог. Форма занятий – индивидуальная, продолжительность занятия – 20 мин. Программа имеет безоценочную систему прохождения материала.
В содержании обучения детей данной категории приоритетным является личностноориентированное взаимодействие педагога с ребенком, основанное на тщательном
психолого-педагогическом изучении ребенка и его возможностей. Для получения
необходимых сведений о ребенке используются следующие методы изучения: наблюдения в
игровой, трудовой, учебной и др. видах деятельности; естественный эксперимент
(включение заданий диагностического характера в структуру занятий); анализ продуктов
деятельности. В каждом конкретном случае выбирается тот или иной метод или их
совокупность.
Диагностика | Цель, источник |
Оценка развития познавательной | Семаго Н.Я., Семаго М.М., Диагностический |
Цветные прогрессивные матрицы | Цель: оценить ход умственного развития. |
Психолого-педагогическая диагностика | Стребелева Е.А., Психолого-педагогическая |
Психолого-педагогическое обследование | Забранная С.Д., Боровик О.В., Практический |
Методика «Обобщение понятий» | Цель – исследование логичности мышления |
Методика «Классификация» | Цель – исследование логичности мышления. |
Диагностика «Сравнение» | Цель – исследование логичности мышления |
Тест Когана | Цель – исследование схематического |
При составлении психологических тестов используются методические рекомендации:
1.Рукавишников А.А., Соколова М.В., Нормы профессиональной этики для разработчиков и
пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим
тестам. Ярославль; Дебют, 1991
Структура программы курса коррекционных занятий по развитию
психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
— развитие моторики, графомоторных навыков;
— тактильно-двигательное восприятие;
— кинестетическое и кинетическое развитие;
— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
— развитие зрительного восприятия;
— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния,
барических ощущений, вкусовых качеств;
— развитие слухового восприятия;
— восприятие пространства.
В основе предложенной программы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторики, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).
Раздел «Работа с родителями» включает проведение индивидуальных беседконсультаций, лекций, в т.ч. совместно с детским врачом-психиатром по вопросам психологических особенностей детей с нарушениями развития, развитию психических процессов, особенностям эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью, психофизическим возможностям и посильной трудовой деятельности этих детей, а также проведение групповых коррекционных занятий.
Ожидаемый результат:
В связи с тем, что многие дети в силу своих психофизических возможностей не могут освоить в полном объеме тот или иной предмет, мы можем говорить только о предполагаемых результатах обучения. В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов воспитанники могут научиться:
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
— давать описание объектов и явлений;
— различать противоположно направленные действия и явления;
— видеть временные рамки своей деятельности;
— определять последовательность событий;
— ориентироваться в пространстве;
— целенаправленно выполнять действия по инструкции;
— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
— опосредовать свою деятельность речью.
Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Психолого-педагогическое изучение детей. Развитие психомоторики и сенсорных
процессов включает в себя темы по сенсорному развитию детей по следующим
направлениям:
Развитие моторики, графомоторных навыков. Развитие крупной и мелкой моторики.
Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандаш, ручка). Вырезание
из бумаги. Работа в технике аппликации.
Тактильно-двигательное восприятие. Определение на ощупь предметов, выделение
разных свойств и качеств (мягкие, жесткие, крупные, мелкие). Точная дифференцировка
предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий,
деревянный, горячий).
Кинестетическое и кинетическое развитие. Формирование ощущений от
статических и динамических поз различных частей тела. Выразительность движений,
имитация повадок животных. Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. Формирование
эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб). Группировка предметов по форме
(объемные, плоскостные). Различение цветов и оттенков. Сравнение и группировка
предметов по форме, величине и цвету. Конструирование сложных форм предмет
Развитие зрительного восприятия. Формирование навыков зрительного анализа и
синтеза. Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Нахождение
отличительных и общих признаков на наглядном материале. Тренировка зрительной памяти.
Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния,
барических ощущений, вкусовых качеств. Определение различных свойств веществ
10
(твердость, сыпучесть, вязкость растворимость). Развитие дифференцированных
осязательных ощущений, словесное обозначение. Определение противоположных качеств
предметов.
Развитие слухового восприятия. Выделение, различение звуков окружающей среды.
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, шум дождя).
Прослушивание музыкальных произведений. Различение звуков, издаваемых животными.
Развитие слухомоторной координации. Формирование чувства ритма.
Восприятие пространства и времени. Ориентировка на собственном теле (правое -
левое). Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т.д.).
Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ). Составление комбинаций из
геометрических фигур. Времена года. Знакомство с часами (циферблат, стрелки).
Определение времени по часам.
Тематический план курса
«Психолого-педагогическое изучение детей. Развитие психомоторики и сенсорных
процессов»
для младших классов специальных классов для детей с умственной отсталостью
Название раздела, тематика занятий | Кол-во часов |
1 класс | 17 |
Психолого-педагогическое изучение детей | |
Развитие моторики, графомоторных навыков | |
Координации движений (игры с мячом, обручем) | |
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | |
Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа с шнуром, | |
Обводка по трафареты и орнаменту из геометрических фигур | |
Вырезание из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных | |
Работа в технике объемной аппликации | |
Тактильно-двигательное восприятие | |
Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, | |
Определение на ощупь форм предметов. Дидактическая игра «Волшебный | |
Работа с пластилином и глиной (твердое, мягкое состояние) | |
Кинестетическое и кинетическое развитие | |
Движение и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по | |
Движение и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало» | |
Имитация движений и поз (повадки зверей, природные явления) | |
Восприятие формы, величины, цвета | |
Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб) |
Группировка предметов по форме (Объемные. Плоскостные ) | |
Сравнение двух-трех предметов по высоте и толщине | |
Сравнение двух-трех предметов по длине и ширине | |
Группировка предметов по форме, величине по инструкции педагога | |
Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога | |
Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого | |
Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали) | |
Развитие зрительного восприятия | |
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование | |
Различение наложенных изображений предметов (2-3 изображения) | |
Упражнения для профилактики и коррекции зрения | |
Восприятие особых свойств предметов | |
Различение вкусовых качеств (сладкое-горькое, сырое-вареное). | |
Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и | |
Развитие слухового восприятия | |
Дифференциация звуков шумовых и музыкальных инструментов | |
Различение мелодий по характеру (веселая, грустная) | |
Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды) | |
Восприятие пространства | |
Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле | |
Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле | |
Восприятие времени | |
Времена года | |
Знакомство с часами( циферблат стрелки) | |
2 класс | 17 |
Психолого-педагогическое изучение детей | |
Развитие моторики, графомоторных навыков | |
Развитие согласованности движений на разные группы мышц по | |
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | |
Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, | |
Рисование бордюров по образцу | |
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений | |
Работа в технике объемной и рваной аппликации | |
Тактильно-двигательное восприятие | |
Определение на ощупь предметов, выделение разных свойств и качеств | |
Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая) | |
Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). | |
Кинестетическое и кинетическое развитие |
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных | |
Выразительность движений, имитация повадок животных | |
Восприятие формы, величины, цвета | |
Сравнение и обозначение словом форм предметов (3-4 предмета) | |
Понятие «Овал». Упражнения в сравнении круга и овала | |
Сравнение и обозначение словом величины разных предметом по двум | |
Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку | |
Узнавание предметов по его отдельным частям. Дорисовывание | |
Развитие зрительного восприятия | |
Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. | |
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядному материале | |
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось» | |
Упражнения для профилактики и коррекции зрения | |
Восприятие особых свойств предметов | |
Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость | |
Развитие слухового восприятия | |
Определение направления звука в пространстве. Дидактическая игра | |
Различение мелодий по темпу | |
Восприятие пространства | |
Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице) | |
Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части | |
Расположение предметов в горизонтальном и вертикальном полях листа | |
Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты | |
Восприятие времени | |
Определение времени по часам. Дидактическая игра «Успей за 1. 2, 5 | |
Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год) | |
Времена года. Дидактическая игра «Когда это бывает» | |
3 класс | 17 |
Психолого-педагогическое изучение детей | |
Развитие моторики, графомоторных навыков | |
Развитие согласованности движений на разные виды мышц по инструкции | |
Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, | |
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник) | |
Дорисовывание симметричной половины изображения | |
Вырезание ножницами на глаз изображении предметов (елочка, снежника, | |
Тактильно-двигательное восприятие | |
Точная дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и |
Кинестетическое и кинетическое развитие | |
Упражнения на расслабления и снятие мышечных зажимов | |
Воображаемое действие (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть | |
Восприятие формы, величины, цвета | |
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, | |
Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету | |
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных | |
Цветовой спектр. Оттенки. | |
Дидактическая игра «Назови цвет» | |
Узнавание предмета по одному элементу | |
Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай | |
Развитие зрительного восприятия | |
Нахождение нелепиц на картинках | |
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти» | |
Упражнения для профилактики и коррекции зрения | |
Восприятие особых свойств предметов | |
Развитие дифференцированных осязательных ощущений, словесное | |
Развитие дифференцированных вкусовых ощущений. Словесные | |
Дифференцированное восприятие ароматов, дидактическая игра «Угадай | |
Определение противоположных качеств предметов. (Чистый-грязный, | |
Определение противоположных действия совершаемых с предметами | |
Развитие слухового восприятия | |
Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «запрещенный | |
Формирование чувства ритма. Игровые упражнения. | |
Восприятие пространства | |
Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве | |
Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация | |
Ориентировка на листе бумаги разного формата и по разному | |
Восприятие времени | |
Определение времени по часам | |
Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минуту» | |
4 класс | 17 |
Психолого-педагогическое изучение детей | |
Развитие моторики, графомоторных навыков | |
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок-бег | |
Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, |
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник | |
Дорисовывание симметричной половины изображения | |
Вырезание ножницами на глаз изображении предметов (морковь, лодка с | |
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | |
Тактильно-двигательное восприятие | |
Точная дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и | |
Кинестетическое и кинетическое развитие | |
Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции | |
Упражнения на расслабления и снятие мышечных зажимов | |
Воображаемое действие (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть | |
Восприятие формы, величины, цвета | |
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, | |
Сравнение и группировка предметов по форме. Величине и цвету | |
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных | |
Конструирование сложных форм предметов | |
Узнавание предмета по одному элементу | |
Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай | |
Развитие зрительного восприятия | |
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале | |
Нахождение нелепиц на картинках | |
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти» | |
Упражнения для профилактики и коррекции зрения | |
Восприятие особых свойств предметов | |
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое –влажное - | |
Температура. Градусники для измерения температуры тела, воздуха, воды. | |
Определение противоположных качеств предметов. (Чистый-грязный, | |
Определение противоположных действия совершаемых с предметами | |
Развитие слухового восприятия | |
Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, | |
Формирование чувства ритма. Игровые упражнения. | |
Восприятие пространства | |
Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции. | |
Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога | |
Восприятие времени | |
Определение времени по часам | |
Возраст людей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие программы педагога-психолога
Перечень разработанных рабочих материалов педагога-психолога, используемых в практической деятельности с учащимися начальной школы с умственной отсталостью...
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.
Программа для детей с ОВЗ — это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказа...
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с обучающимися "группы риска"
На первом этапе школьного обучения в развитии детей имеется множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции. ...
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми с ЗПР, обучающихся по 7.2 АООП НОО
Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целей и задач Образовательной программы начального образования...
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми с РАС, обучающихся по АООП с РАС вариант 8.2.
Коррекционно-развивающая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сфе...
Адаптированная коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС Для ученицы 4 « » класса
Адаптированная коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС Д...
Рабочая коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (Вариант 2)
Данная программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Вариант 2. Програм...