Рабочая программа 1-4 класс "Речевая практика" (8 вид)
рабочая программа

Непочатова Ирина Дмитриевна

Рабочая программа по речевой практике для детей с легкой умственной отсталостью (8 вид)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Адаптированная рабочая программа  по речевой практике составлена  на основании  учебного плана для учащихся с нарушением интеллекта (вариант I),  авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1 – 4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013., нормативно-правовых актов и устава МКОУ Ново-Никольской сош, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Речевая практика. Рабочие программы 1-4 классы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Учебники

 «Речевая практика. 1 класс»  С. В. Комарова  издательство « Просвещение» , 2016 г.;

«Речевая практика. 2 класс»   С. В. Комарова   издательство  «Просвещение», 2016 г.;

«Речевая практика. 3 класс»   С. В. Комарова издательство « Просвещение», 2016 г.;

«Речевая практика. 4 класс»   С. В. Комарова  издательство «Просвещение», 2016 г.

Речевая практика. Методические рекомендации. 1–4 классы : учеб.  пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / С. В. Комарова. – М.: Просвещение, 2016 г.

Промежуточная, итоговая аттестация производится в соответствии с ФГОС АОП НОО и прописана в локальных актах образовательного учреждения.

Система оценки результатов:

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего предмета речевой практики  в целом.

Результаты овладения рабочей программой выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

Описание места учебного предмета «Речевая практика»

обязательной предметной области «Язык и речевая практика» в учебном плане

Разделы и темы

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Аудирование и понимание речи

+

+

+

+

Дикция и выразительность речи

+

+

+

+

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания

+

+

+

+

Знакомство, представление, приветствие

+

+

+

+

Приветствие и прощание.

+

+

+

+

Приглашение, предложение.

+

+

+

+

Поздравление, пожелание

+

+

+

+

Благодарность.

+

+

+

+

Замечание, извинение.

+

+

+

+

Телефонный разговор.

---

+

+

+

Просьба, совет.

---

+

+

+

Сочувствие, утешение.

---

+

+

+

Одобрение, комплимент.

---

---

+

+

Общение и его значение в жизни

---

---

+

+

                         Итого

66 ч

68 ч

68 ч

68 ч

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»

Личностные результаты

  1. Самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном здании (в туалет, в столовую, в кабинеты специалистов, педагогов дополнительного образования и т. д.);
  2. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 1-го года обучения
  3.  Умение доброжелательно вести себя в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и т. д. в соответствии с предусмотренными предметными результатами);
  4.  Проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нём, практическое понимание своих социальных ролей (сын (дочь), воспитанник, ученик, одноклассник и т. д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  5. Положительное отношение к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении; — проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений  (интонационных, жестово-мимических), использование этикетных речевых оборотов в повседневной жизни;
  6. Положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих.
  7. Зарождение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
  8. Практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын (дочь), воспитанник, одноклассник и др.);
  9. Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с нормами этикета и правилами культурного поведения;
  10. Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го года обучения);
  11. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го года обучения).
  12. Уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны; — расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.) — собственных и окружающих людей; — укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения; — овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения);
  13. овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения).
  14.  Расширение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
  15.  Закрепление представлений о различных социальных ролях — собственных и окружающих людей;
  16. Укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения; — закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения);
  17. Закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения).

Предметные результаты по уровням усвоения учебного материала

1 класс

2 класс

3 класс

  1. класс

Минимальный уровень

- выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;

— называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;

— употреблять вежливые слова при обращении к другим людям;

 — правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;

— знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших родственников и товарищей по классу;

— слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.

Достаточный уровень

 — выполнять задания по словесной инструкции;

— называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;

— внятно выражать просьбы, употреблять вежливые слова;

— соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;

— уметь сообщить свои имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома;

— уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;

— слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.

Минимальный уровень

— выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;

— называть предметы и действия, соотносить их с картинками;

— правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова;

 — адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;

— знать свои имя и фамилию, адрес дома;

— участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами);

 — слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал.

Достаточный уровень

— выполнять различные задания по словесной инструкции учителя, понимать речь, записанную на аудионосителе;

— использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации;

— участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и спрашивать ответы у товарищей;

— правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;

— уметь здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;

— знать адрес дома, имена и отчества учителей и воспитателей, директора и завуча школы, ближайших родственников;

— слушать сказку, рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.

Минимальный уровень

— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;

— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;

— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя); — участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

— слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;

— выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;

— участвовать в беседе;

— слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.

Достаточный уровень

 — понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;

— выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;

— выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;

— участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; — правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;

— сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;

— принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций; — уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;

— слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.

Минимальный уровень

— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;

— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;

— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);

— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; — слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;

— выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя; — участвовать в беседе;

— слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.

Достаточный уровень

— понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;

— понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;

 — уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;

— участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

— правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;

— принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;

— уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план.

Содержание программы

1 класс

Аудирование и понимание речи

Выполнение двухчленных инструкций по заданию учителя: «Сядь за парту и достань книгу», «Возьми тетради на столе и раздай их», «Возьми вазу и поставь в неё цветы» и т. д.

Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2—3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: «Жа-жа-жа — есть иголки у ежа»; «Ша-ша-ша — мама моет малыша»; «Тра-тра-тра — мы проспали до утра»; «Тру-тру-тру — со скамейки пыль сотру».

Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль — Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку — Лена спускалась с горки.

Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор обучающимися картинок по мере изложения текста.

Дикция и выразительность речи

Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.

Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (2—3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.

Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.

Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения в изменении темпа речи в соответствии с заданной ситуацией. Например: бабушка медленно спрашивает: «Ты…куда…идешь…внучка?» Внучка быстро отвечает: «Я бегу к подружке».

Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.

Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).

Выражение лица: весёлое, сердитое, грустное, удивлённое. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим  рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей, в ситуациях с заданным содержанием.

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.).

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорόво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.

Приглашение, предложение. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формула «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки.

Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо, … (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

2 класс

Аудирование и понимание речи

Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2—3 слова).

Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет—пакет, удочка—уточка, гладит—глядит и др. (С опорой на наглядные средства.)

Выполнение действий по инструкции с противопоставляемыми предлогами: в—на, у—за, над—под, с—на, к—от и др. Например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты», «Зайди за парту», «Подержи руку над партой, а теперь — под партой» и т. д.

Выполнение движений или заданий по словесной двухчленной инструкции учителя с последующим речевым отчётом о действии («Что ты делал?»).

Прослушивание заданий в аудиозаписи. Выполнение каждого задания. Например: «Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша, выйди к доске и допиши её фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши свои имя и фамилию» и т. д.

Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-родственники или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку — Коля сделал маленькую скамейку; Дети слепили во дворе снеговичка — Дети вылепили во дворе снегурочку.

Дикция и выразительность речи

Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.

Дыхательные упражнения: посчитаем Егорок на горке. Сначала двух Егорок на одном выдохе, потом трёх и т. д. (Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки. Раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка…)

Пение слогов и слов на знакомые мотивы детских песен. Громкая, тихая и шёпотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.

Быстрая и медленная речь.

Упражнения в использовании нормального темпа речи.

Помощники устной речи: мимика и жесты в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражения лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое. Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»).

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорόво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к  телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…».

Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо, … (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

3 класс

Аудирование и понимание речи

Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов, предложений, различных по количеству слов: ма—мя, ло—лё, вя—вья; был—бил, пел—пил, кости—гости, тонет—стонет; Я видела сегодня в скворечнике скворца — Я видела вчера в скворечнике скворца и скворушку. Игра в маленького учителя, выполнение подобных заданий детьми (с помощью учителя).

Слушание коротких сказок и рассказов в аудиозаписи, просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию.

Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Миша сердится на себя (на картинке клякса в альбоме, которая капнула с Мишиной кисточки) — Вася удивляется (на картинке мальчик открывает альбом, а там клякса от краски). Объяснение выбора.

Дикция и выразительность речи

Совершенствование речевого дыхания: посчитаем до 10 на одном выдохе, потянем звук [с], потом [з] на одном выдохе и др. Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Например: «От топота копыт пыль по полю летит» 204 (выбор силы голоса и ритма); «— Что ты, ёж, такой колючий? // — Это я на всякий случай: // Знаешь, кто мои соседи? // Волки, лисы и медведи!» (смена тона голоса, переход от интонации повествования к интонации вопроса и наоборот) и др.

Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях.

Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх и др.) в специально подобранных диалогах. Отгадывание на схематических рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств. Соотнесение с подготовленной ситуацией. Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывания ситуации, например: Снег идёт? — Да, снег идёт. — Ура, снег идёт!

Общение и его значение в жизни

Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними?

Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем расшифровать их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные?

Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение обучающихся к выводу (с опорой на иллюстративный материал): сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чём-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д.

Правила речевого общения. Коллективная работа с опорой на иллюстративный материал и заранее подготовленные ситуации по определению правил:

— нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все слушают, иначе никто ничего не поймёт;

 — говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все слышали;

— когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь;

— если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо делать это вежливо и не обижать его;

— не забывать употреблять вежливые слова: «Пожалуйста», «Извини», «Извините», «Спасибо».

Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески и афиши на улицах города, реклама, письма, поздравительные открытки). Написание записок друг другу с передачей информации, просьбы, предложений о совместных действиях и т. д.

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи (те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».

Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,… (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

4 класс

Аудирование и понимание речи 

Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем. Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного.

Дикция и выразительность речи

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях. Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами. Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.

Общение и его значение в жизни

Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана? Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение? Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов. Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход», «Метро», «Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д.

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.  Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорóво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к  телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».

Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,… (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!».

Тематическое планирование 1 класс

Речевая практика 66 ч

п/п

Тема урока

Количество часов

                                                                                     

1.

Давайте знакомиться

1

2.

Давайте знакомиться

1

3.

Давайте знакомиться

1

4.

Давайте знакомиться

1

5.

Знакомство во дворе

1

6.

Знакомство во дворе

1

7.

Знакомство во дворе

1

8.

Знакомство во дворе

1

9.

«Теремок»

1

10.

«Теремок»

1

11.

«Теремок»

1

12.

Знакомство в гостях

1

13.

Знакомство в гостях

1

14.

Знакомство в гостях

1

15.

Знакомство в гостях

1

16.

«Репка»

1

17.

«Репка»

1

18.

«Репка»

1

19.

Покупка школьных принадлежностей

1

20.

Покупка школьных принадлежностей

1

21.

Покупка школьных принадлежностей

1

22.

Покупка школьных принадлежностей

1

23.

В магазине игрушек

1

24.

В магазине игрушек

1

25.

В магазине игрушек

1

26.

В магазине игрушек

1

27.

Готовимся к празднику

1

28.

Готовимся к празднику

1

29.

Готовимся к празднику

1

30.

Новогодние чудеса

1

31.

Новогодние чудеса

1

32.

Новогодние чудеса

1

33.

Зимняя прогулка

1

34.

Зимняя прогулка

1

35.

Зимняя прогулка

1

36.

Зимняя прогулка

1

37.

«Надо, надо умываться…»

1

38.

«Надо, надо умываться…»

1

39.

«Надо, надо умываться…»

1

40.

Помощники

1

41.

Помощники

1

42.

Помощники

1

43.

Помощники

1

44.

«Петушок и бобовое зёрнышко»

1

45.

«Петушок и бобовое зёрнышко»

1

46.

«Петушок и бобовое зёрнышко»

1

47.

«Петушок и бобовое зёрнышко»

1

48.

Весенние праздники.

1

49.

«Заячья избушка»

1

50.

«Заячья избушка»

1

51.

«Заячья избушка»

1

52.

«Заячья избушка»

1

53.

«Спокойной ночи!»

1

54.

«Спокойной ночи!»

1

55.

«Спокойной ночи!»

1

56.

«Спокойной ночи!»

1

57.

«Доброе утро!»

1

58.

«Доброе утро!»

1

59.

«Доброе утро!»

1

60.

День Победы

1

61.

День Победы

1

62.

День Победы

1

63.

День Победы

1

64.

Повторение пройденного.

1

65.

Повторение пройденного.

1

66.

Повторение пройденного.

1

Тематическое планирование 2 класс

Речевая практика 68 ч

п/п

Тема урока

Количество часов

Школьная жизнь – 8 ч

Добро пожаловать!

1

У нас новая ученица

1

 Кто нас лечит и кормит

1

Правила для школьника.

1

 Дежурим с другом (подругой)

1

 «Ура! Перемена!»

1

Истории о лете

1

 Я расскажу вам, где отдыхал

1

  Игры и игрушки – 5 ч

 «Игрушки»

1

 «Моя любимая игрушка»

1

 «Магазин игрушек»

1

«Уложим куклу спать»

1

«Мы уже не малыши»

1

  1. .

Играем в сказку – 7 ч

 Знакомство со сказкой  «Три медведя»

1

 Инсценировка сказки «Три медведя»

1

Знакомство со сказкой  «Три поросенка»

1

 Инсценировка сказки «Три поросенка»

1

Знакомство со сказкой  «Красная Шапочка»

1

Инсценировка сказки «Красная Шапочка»

1

Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок»

1

Я дома – 4 ч

В воскресенье все дома

1

Расскажи о себе

1

Я звоню себе домой

1

Я звоню в экстренные службы

1

Мои товарищи в школе  - 4 ч

 Играем во дворе

1

Не надо больше ссориться

1

Дружат в нашем классе девочки и мальчики

1

Наш товарищ заболел

1

Готовим новогодний праздник  - 3 ч

Готовимся к празднику

1

Новогодние чудеса

1

 Новогодние поздравления

Новогодние поздравления

1

Зимняя прогулка – 4 ч

 Зимняя одежда

1

Зимние забавы

1

 Мы катаемся с горы

1

Мы лепим снеговика

1

Мойдодыр – 12 ч

Я умываюсь

1

Я чищу зубы

1

Режим дня школьника

1

Я правильно одеваюсь

1

Вещи в моем шкафу

1

Я собираюсь на прогулку

1

Содержу одежду в чистоте

1

Опрятному человеку нужны помощники

1

 Я обуваюсь

1

Я ухаживаю за обувью.

1

Я по лужам прогулялся

1

 Мишка заболел

1

  Я за порогом дома 

Садитесь, пожалуйста! (Поведение в автобусе)

1

 Мы не знаем, как пройти, Как быть?

1

Где я живу

1

 Моя дорога в школу

1

За покупками в магазин

1

 Я иду в кружок. Кто со мной?

1

Мы в гостях на день рождении

1

День рождения ! Знакомимся с гостями

1

День рождения! Провожаем гостей

1

 Накрываем на стол

1

Поздравляем маму

1

  Мир природы – 8 ч

«К нам весна шагает…»

1

 Первоцветы

1

Весенняя прогулка.

1

«А у нас в квартире кот! А у вас?»

1

Учу попугая говорить

1

У меня есть щенок!

1

 Здравствуй лето!

1

Здравствуй, лето!

1

  Итоговое занятие

1

Тематическое планирование 3 класс

Речевая практика 68 ч

п/п

Тема урока

Количество часов

Снова в школу! (8 ч.) 

Вот и лето пролетело!

1

Расскажи об осени.

1

Учимся общаться. «Добро пожаловать».

1

«Разговор не получился».

1

Правила хорошего тона.

1

Составление рассказа «Весёлые каникулы».

1

Я - ученик. Правила поведения в школе.

1

Экскурсия по школе. «Расскажи мне о школе».

1

Мы собрались поиграть… (4 ч.) Я за порогом дома.

1

Правила игры.

1

Правила общения во время игр. Считалочки.

1

Игры с правилами.

1

В библиотеке (5ч.) 

Знакомство с библиотекой. Игра «Прятки со сказкой».

1

Правила поведения в библиотеке.

1

Экскурсия в библиотеку. (Ролевая игра «Библиотеке»).

1

Читаю и рассказываю сказку.

1

Сказки в картинках.

1

Сказки про Машу (4 ч.) 

Отгадай сказку.

1

Рассказывание сказки «Маша и медведь»

1

Рассказывание сказки «Три медведя».

1

Играем в сказку.

1

Отправляюсь в магазин (3 ч.) 

Отделы магазина.

1

Правила хорошего тона.

1

Ролевая игра «Магазин».

1

Телефонный разговор (4 ч.) 

Телефон в нашей жизни.

1

Правила общения по телефону.

1

Чтение стихотворения «У меня зазвонил телефон…»

1

Разыгрывание ситуаций «Звонок другу».

1

Я – зритель (3 ч.) 

Знакомство с театром.

1

Правила вежливого зрителя.

1

Составление памятки «В кино».

1

Какая сегодня погода? (8ч.) 

Стихи и загадки об осени.

1

Картины осени.

1

Стихи и загадки о зиме.

1

Зимние приметы.

1

Расскажи мне о зиме.

1

Прогноз погоды.

1

Источники прогноза погоды.

1

Расскажи мне о погоде.

1

Снегурочка (7 ч.) Рассказы о зиме.

1

Составление рассказа «Зимние забавы».

1

Слушание и рассказывание сказки «Снегурочка».

1

Правила общения.

1

Рассказывание сказки по иллюстрациям.

1

«Мастер сказки сказывать».

1

Расскажи мне сказку.

1

Весёлый праздник (6ч.) 

Праздники в нашей жизни.

1

Что тебе подарить? Не подарок дорог, а внимание.

1

Я иду на день рожденья.

1

Правила хорошего тона.

1

У меня день рождения.

1

Будьте вежливы!

1

Учимся понимать животных(8ч.) 

Беседа по теме «Мир природы».

1

Правила друзей природы.

1

Какие разные животные…

1

Забавные питомцы.

1

Составление рассказа домашнем животном «Мой друг».

1

Рассказы писателей о животных.

1

Обучение пересказу.

1

Беседа «Чего хотят животные».

1

Узнай меня! (3ч.) 

Расскажи о себе. «Моя прическа».

1

Аккуратность и опрятность.

1

Речевая ситуация «Опиши товарища».

1

Впереди лето! (5 ч.) 

Правила на каждый день.

1

В транспорте.

1

Я иду в гости.

1

Я иду в театр (кино). Будем взаимно вежливы.

1

Итоговое занятие.

1


Тематическое планирование 4 класс

Речевая практика 68 ч

п/п

Тема урока

Количество часов

Добро пожаловать!

1

Добро пожаловать!

1

«Прошлым летом»

1

«Прошлым летом»

1

Расскажи мне о своих летних каникулах

1

Расскажи мне о своих летних каникулах

1

Книга – лучший собеседник

1

Книга – лучший собеседник

1

Я выбираю книгу

1

Я выбираю книгу

1

Моя любимая книга

1

Моя любимая книга

1

В библиотеке

1

В библиотеке

1

Игра «Молчок»

1

Игра «Молчок»

1

Твой старший друг. Почему с ним интересно?

1

Твой старший друг. Почему с ним интересно?

1

Задушевный разговор

1

Задушевный разговор

1

Вместе в беде и в радости

1

Вместе в беде и в радости

1

Знакомство со сказкой «Петушок - Золотой гребешок»

1

Знакомство со сказкой «Петушок - Золотой гребешок»

1

Инсценировка сказки «Петушок Золотой гребешок»

1

Инсценировка сказки «Петушок Золотой гребешок»

1

Знакомство со сказкой «Двенадцать месяцев»

1

Знакомство со сказкой «Двенадцать месяцев»

1

Инсценировка сказки «Двенадцать месяцев»

1

Инсценировка сказки «Двенадцать месяцев»

1

Знакомство со сказкой «Бременские музыканты» (Сцены из сказок)

1

Знакомство со сказкой «Бременские музыканты» (Сцены из сказок)

1

Инсценировка сказки « Бременские музыканты»

1

Инсценировка сказки « Бременские музыканты»

1

Мы сказочники

1

Мы сказочники

1

Составляем сказку

1

Составляем сказку

1

Я пишу свою сказку

1

Я пишу свою сказку

1

Мое любимое стихотворение

1

Мое любимое стихотворение

1

Мы поэты. Сочиняем свое стихотворение

1

Мы поэты. Сочиняем свое стихотворение

1

Мой помощник телефон

1

Мой помощник телефон

1

Я у телевизора

1

Я у телевизора

1

Полезные и вредные телепередачи

1

Составь свою телевизионную программу

1

Составь свою телевизионную программу

1

Знаки-помощники

1

Знаки-помощники

1

Правила дорожного движения достойны уважения

1

Правила дорожного движения достойны уважения

1

Веселый праздник

1

Веселый праздник

1

Приглашение

1

Приглашение

1

Поздравляю!

1

Поздравляю!

1

Поздравление ветеранам

1

Поздравление ветеранам

1

Мы друзья или враги природы?

1

Мы друзья или враги природы?

1

В гостях у леса

1

В гостях у леса

1

Итоговое занятие.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии модуль "Практика работы на компьютере" для 4 класса УМК "Школа России"

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание учебной дисциплины, результаты обучения....

Рабочая программа по предмету РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА 4 класс, для обучающихся имеющих сложный дефект

Рабочая программа по предмету «Речевая практика»  в 4 классе, для обучающегося имеющего сложный дефект, составлена  на основе  Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных у...

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 1 класс

Цель рабочей программы по предмету «Речевая практика» в первом классе – развитие речевой коммуникации для учащихся первого класса как способности использовать вербальные и невербальные средства для ос...

Рабочая программа по предмету «Речевая практика». 1 класс ФГОС ОВЗ.

Рабочая программа по предмету «Речевая практика». 1 класс ФГОС ОВЗ....

Рабочая программа по предмету "Речевая практика " 1 класс

Рабочая программа  по предмету "Речевая практика " 1 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» - 68 часов для ученицы 2 класса по адаптированной образовательной программе для детей с УО

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» - 68 часов для ученицы 2  класса по адаптированной образовательной программе  для детей с УО....