Рабочая программа по технологии модуль "Практика работы на компьютере" для 4 класса УМК "Школа России"
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание учебной дисциплины, результаты обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_modul_ikt.rar | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новохоперская средняя общеобразовательная школа №91»
Рабочая программа учебной
дисциплины технология модуль «Практика работы на компьютере»
4 класс
Составила: Львова Г.П.
учитель начальных классов
1 квалификационная категория
Новохоперск 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа модуля «Практика работы на компьютере» для начальной школы составлена на основе Федерального стандарта общего образования и примерной программы модуля для курса «Технология» в начальной школе, авторы: Бачурина Л.А., Боева Л.А. Булгакова Н.Н., Кремер О.Б., Ярчикова Н.В. Воронеж ВОИПКиПРО,2009 г.
В соответствии с новым Базисным планом изучение предмета «Информатика и ИКТ» осуществляется в виде учебного модуля «Практика работы на компьютере» в рамках предмета «Технология» в объёме 68 учебных часов по 1 часу в неделю в 3 и 4 классах.
В 2004 году утверждены Федеральный стандарт общего образования и новый базисный учебный план. В федеральном БУП определено ведение нового предмета «Информатика и ИКТ» с 2008/2009 учебного года в 3-4 классах общеобразовательных школ как учебного модуля в рамках предмета «Технология».
Изучение модуля направлено на формирование информационной культуры учащихся, под которой понимают умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерные информационные технологии, современные технические средства и методы. Обучение проводится в машинном варианте. Содержание модуля имеет практическую направленность. Информационная культура становится одной из составляющих культуры младших школьников.
В новом стандарте для начальной школы есть два нововведения, имеющих отношение к пропедевтике учебного предмета «Информатика и ИКТ»- это
- расширенный перечень общеучебных умений;
- новый раздел предмета «Технология» под названием «Практика работы на компьютере»
Цели и задачи обучения:
1. Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.
2. Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.
3. Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
4. Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
5. Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.
6. Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе.
7. Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.
В ходе обучения информатике по данной программе с использованием учебника, рабочих тетрадей, электронного пособия и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:
- развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.);
- формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Все это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе.
В содержательном плане данный курс создавался как основа любого курса информатики, подготовленного в соответствии с требованиями минимума содержания образовательной области «Информатика».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и ИКТ 4 класс ( всего 34 ч.)
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Повторение | 7 |
2 | Понятие, суждение, умозаключение | 10 |
3 | Модель и моделирование | 9 |
4 | Информационное управление | 8 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть (9ч.) | |||
№ урока в году | № урока в теме | Тема урока | Дата |
1. | 1. | Повторение (7ч.) Инструктаж по ТБ. Предмет изучения информатики. Понятие технологии и информационной технологии. | |
2. | 2. | Действия с информацией. Технические средства работы с информацией. Хранение информации. | |
3. | 3. | Программный принцип работы компьютера. Запуск программ с помощью пиктограмм рабочего стола и Главного меню. | |
4. | 4. | Файлы и папки. Создание, переименование, удаление, перемещение. | |
5. | 5. | Понятие о соответствии типов файлов и программ, с помощью которых можно открыть файл. | |
6. | 6. | Работа с буфером обмена. Некоторые приёмы управления работой компьютера (включение, выключение, перезагрузка, прерывание работы «зависшей программы».)Понятие об установке программ. | |
7. | 7. | Контрольная работа №1. | |
8. | 1. | Понятие, суждение, умозаключение (10 ч) Работа над ошибками. Понятие. Практическое задание «Создание личной папки учащегося». | |
9. | 2. | Набор и редактирование текста. Выделение фрагментов текста и форматирование с помощью команд Шрифт и Абзац (повторение). | |
II четверть ( 7ч.) | |||
10 . | 3. | Работа с таблицами: создание таблицы. Ввод и редактирование информации, размещённой в ячейках таблицы. | |
11. | 4. | Работа с таблицами: выделение, добавление и удаление элементов таблицы (строка, столбец). | |
12. | 5. | Работа с таблицами: границы и заливки. Автоформат. | |
13. | 6. | Понятие о разметке страницы (ориентация, поля). Просмотр документа перед печатью. Печать документа. | |
14. | 7. | Вставка графических объектов (повторение). Создание графических объектов средствами текстового редактора МS Word. Практическая работа с применением изученных приёмов (например, «Моё расписание», «Поздравительная открытка».) | |
15. | 8. | Урок-повторение и обобщение к главе 2. | |
16. | 9. | Контрольная работа №2. | |
III четверть (10ч.) | |||
17. | 10. | Работа над ошибками. | |
Модель и моделирование (9 ч) | |||
18. | 1. | Поиск текста в документе. Поиск файла на диске с использованием опции Поиск Главного меню. | |
19. | 2. | Программа МS Paint. Основные инструменты графического редактора. Создание, открытие, сохранение графических файлов. | |
20. | 3. | Выделение элементов изображения, перемещение, изменение размеров. Собирание мозаики или пазла с использованием МS Paint. | |
21. | 4. | Практическая работа «Создание изображения путём копирования и изменения размера» (например, «Семейка слоников», «Матрёшки».) | |
22. | 5. | Отображение и поворот фрагмента рисунка или рисунка целиком. | |
23. | 6. | Практическая работа «Создание орнамента с применением операций копирования и отображения, поворота». | |
24. | 7. | Приёмы работы с источниками информации. Понятие оглавления. Практическая работа «Поиск информации при работе с электронным учебником». | |
25. | 8. | Контрольная работа №3. | |
26. | 9. | Работа над ошибками. Понятие сети Интернет. Понятие сайта. Адрес сайта. Практическая работа «Ввод адреса в адресную строку. Просмотр содержимого сайта». | |
IV четверть (8ч.) | |||
27. | 1. | Информационное управление (8 ч) Программа MS Power Point. Понятие мультимедийной презентации. Понятие слайда. Добавление слайда в презентацию. Создание и сохранение презентации из 1-2 слайдов. | |
28. | 2. | Открытие файла презентации. Понятие о разметке слайда. Работа с текстом (набор, редактирование). Показ слайдов. | |
29. | 3. | Перемещение и удаление слайдов. Оформление фона слайда разными способами. Создание графических объектов на слайде с помощью автофигур. | |
30. | 4. | Понятие о дизайне презентации. Правила оформления презентации (требования к размеру, количеству и качеству объектов, цветовому решению). | |
31. | 5. | Понятие анимации. Приёмы по созданию анимации для объектов слайдов. Звуковое сопровождение анимации. | |
32. | 6. | Творческая практическая работа по созданию презентации по теме из изучаемых предметов. Защита презентации. | |
33. | 7. | Контрольная работа №4. | |
34. | 8. | Работа над ошибками. |
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Введение в предмет
Что изучает информатика. Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе. Правила поведения в компьютерном классе.
- Информация и информационные процессы
- Понятие информации. Виды и свойства информации. Информация как отражение разнообразия в окружающем мире. Информация в живой природе; её значение для обеспечения жизнедеятельности животных и человека. Использование информации в практической деятельности людей.
- Основные информационные процессы: получение, хранение, передача и обработка информации. Способы представления, передачи и получения информации. Текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация. Роль органов чувств в процессах получения информации живыми организмами. Способы получения информации техническими устройствами.
- Источники и приёмники информации. Хранение информации. Устройства хранения информации. Винчестер. Дискета. Компакт-диск.
- Хранение информации в компьютере в виде файлов. Понятие размера файла, информационный объём носителя информации.
- Компьютер как универсальное средство обработки информации
- Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера. Условия безопасной эксплуатации компьютера.
- Компьютер в нашей жизни (примеры использования компьютеров в различных областях человеческой деятельности).
- Подключаемые к компьютеру устройства (принтер, сканер, фотоаппарат, колонки), их включение и выключение.
- Программный принцип работы компьютера. Компьютерная программа как средство управления работой компьютера. Примеры компьютерных программ (обучающие, игровые, профессиональные).
- Основные приёмы работы с манипулятором «мышь».
- Основные приёмы работы с клавиатурой.
- Понятие рабочего стола. Элементы рабочего стола. Главное меню. Запуск программ с помощью пиктограмм и Главного меню. Понятие рабочего окна и интерфейса программ.
- Файловая система: файлы и папки. Понятие имени и типа файла. Создание папок. Имена папок.
- Обработка текстовой информации
- Текст как информационный объект. Понятие алфавита как набора символов, используемых при записи текста. Структура текста: страницы, абзацы, строки, слова, символы.
- Текстовый редактор как пример прикладной программы. Выполнение операций по созданию и сохранению текстовых документов. Ввод и редактирование текста: добавление, удаление символов.
- Выделение различных блоков текста. Использование буфера обмена для работы с фрагментами текста.
- Форматирование текста: параметры шрифта, параметры абзаца.
- Нумерованные и маркированные списки.
- Таблицы: создание и заполнение таблиц.
- Графические возможности текстового редактора. Включение графических объектов в текст. Изменение размеров и расположения графических объектов.
- Подготовка текста к печати. Предварительный просмотр текста. Печать текстового документа.
- Обработка графической информации
- Графический редактор, его интерфейс. Создание и сохранение графического файла
- Основные инструменты графического редактора. Кисть, карандаш, распылитель, ластик, линия, кривая. Цветовая палитра.
- Понятие замкнутого контура. Инструменты прямоугольник, эллипс, многоугольник. Заливка.
- Выделение элементов изображения, перемещение, изменение размеров. Работа с буфером обмена.
- Создание мультимедийных презентаций
- Компьютерные презентации, их мультимедийный характер. Дизайн и разметка слайдов.
- Редактор презентаций. Его интерфейс. Создание и редактирование презентаций. Добавление и удаление слайдов, сортировка слайдов.
- Создание слайдов с включением текста и графических объектов.
- Использование эффектов анимации и смена слайдов.
- Приёмы поиска информации
- Поиск информации. Библиотеки, энциклопедии, словари, справочники, каталоги. Понятие оглавления. Ключевые слова для поиска информации. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
- Резерв
- Резерв может быть использован для закрепления навыков, отработка «трудных» тем, для выполнения итоговых работ, творческих проектов. Всемирная сеть Интернет. Доменная адресация в сети. Информационные курсы Интернет: файловые архивы, электронные. Поиск информации в сети Интернет.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ 4 КЛАССА
В результате изучения данного курса выпускники начальной школы
должны понимать:
• что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
• что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
• что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
• что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
• что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
• что человек может быть и источником информации, и приемником информации;
должны знать:
• что данные — это закодированная информация;
• что тексты и изображения — это информационные объекты;
• что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
• как описывать объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
• правила работы с компьютером и технику безопасности;
должны уметь:
• представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
• кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
• работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
• осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;
• называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);
• пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
• использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;
• пользоваться компьютером для создания и хранения личных текстов, рисунков, аудио и видео записей.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Матвеева Н. В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: Учебник для 4 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
2. Матвеева Н. В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: Рабочая тетрадь для 4 класса. Ч.1, 2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
3. Матвеева Н.В. и др. Информатика. Обучение информатике в 4 классе. Методическое пособие.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
4. Электронное учебное пособие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии Н. И. Роговцева 2 класс (УМК "Школа России")
Содержание учебного предмета "Технология" не только даёт представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъяв...
Рабочая программа по технологии с КТП для 3 класса УМК "Школа России"Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева
Рабочая программа по технологии для 3 класса....
Рабочая программа по технологии для работы по УМК «Начальная школа XXI века».
Рабочая программа по технологии для работы по УМК «Начальная школа XXI века»...
2 класс Рабочая программа по технологии А. Лутцевой, Т. П. Зуевой "Школа России" ФГОС
Рабочая программа по технологии включает в себя пояснительную записку, учебно- тематический план, содержание программы, требования к уровню подготовки обучающихся, планируемые результаты освоения прог...
3 класс Рабочая программа по технологии .А. Лутцевой, Т.П. Зуевой "Школа России" ФГОС
Рабочая программа по технологии включает в себя пояснительную записку, учебно - тематический план, содержание программы, требования к уровню подготовки обучающихся, планируемые результаты освоения про...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...