Рабочая программа по предмету "Речевая практика " 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "Речевая практика " 1 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_rechevaya_praktika_pz.docx | 39.36 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по речевой практике, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 19декабря 2015 г. №1599)
Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Основная цель формирования речевой коммуникации у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта (ПрАООП, п. 2.1.1), подготовки их к жизни в современном обществе (ПрАООП, п.2.2.2).
Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях. Задачи:
- формировать у детей общеречевые навыки;
- развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношение слов,
- постоянное повышение речевой мотивации учащихся
- -одновременное развитие всех сторон (фонетической, лексической, грамматической) устной речи с целью обеспечения языковой базы для чёткого и полного освещения темы;
- организация связных высказываний школьников
Общая характеристика учебного предмета
На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.
Подраздел «Аудирование и понимание речи» направлен на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения той информации, которая заложена в устном высказывании. Воспитание этого умения влияет на выразительность речи учащихся, развивает внимательное отношение к слову, а в дальнейшем способствует правильному восприятию и лучшему пониманию информации по любому учебному предмету.
Материал, включенный в подраздел «Аудирование и понимание речи», реализуется на каждом уроке речевой практики в виде самостоятельных тренировочных упражнений (в т.ч. артикуляционной гимнастики) или сопровождает задания других подразделов. Например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка – миска); выбор картинки по ее описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции, слушание и понимание текста, читаемого учителем и т.д.
Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на выработку у школьников четкости произносительной стороны говорения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.
Подразделы «Базовые формулы речевого общения» и «Примерные темы речевых ситуаций» являются ведущими с точки зрения организации работы по развитию собственно устной разговорной речи. В содержание подразделов включен перечень базовых формул речевого этикета, а также примерные темы речевых ситуаций, связанных с учебной жизнью и бытом детей. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя различные варианты речевого поведения в типичных сферах коммуникации людей.
Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяет необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются структурные варианты предложений. К связному высказыванию дети готовятся всей предшествующей работой. В их речевом арсенале накапливается достаточный объем словаря по теме, разные модели предложений, отдельные фрагменты речи (микротемы), являющиеся частью целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д.
В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации,
Урок речевой практики строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, в связи с которой из каждого подраздела отбираются и реализуются в пределах урока программные направления.
Речевой материал, подготовленный учителем, должен подчиняться единой теме, определяемой заданной ситуацией. В выполняемых учениками упражнениях последовательно отрабатываются отдельные речевые задания, которые затем реализуются детьми в речевых ситуациях.
Учитывая низкий уровень речевого развития, характерный для детей с интеллектуальной недостаточностью, в рамках работы над всеми речевыми ситуациями следует уделять пристальное внимание таким видам работы, как называние детьми предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме (по теме ситуации, совместно с учителем). Составление предложений с отработанной лексикой по вопросам и с помощью учителя, с опорой на картинно-символическую схему.
Собственно ролевая игра по теме должна быть подготовлена в том числе за счет организации рассматривания атрибутов игре, разыгрывания мини-диалогов (учитель спрашивает, ученик отвечает) (Какой шар? – Большой. А этот шар? - Маленький.; Какая мышка? – Серая. А лягушка? – Зеленая»). Важно, чтобы учитель, являясь участником речевой ситуации, неформально стимулировал школьников к использованию новых слов, предложений в ролевой игре по теме ситуации.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Согласно учебному плану КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» учебный предмет «Речевая практика» относится к обязательной части учебного плана и является составной частью предметной области «Язык и речевая практика».
Сроки изучения учебного предмета -4 года.
Кол-во часов на изучение предмета в 1 классе -2 часа в неделю.
Кол-во учебных недель -33.
Кол-во часов на изучение в 1 классе за учебный год-66 часов.
Кол-во часов на изучение предмета на весь период обучения -264 часа.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В рабочей программе для первого класса определены планируемые личностные и предметные результаты освоения АООП, которые представлены в разделе «Планируемые результаты освоения учебного предмета». Рабочая программа по предмету «Речевая практика» обеспечивает достижение планируемых личностных и предметных результатов освоения АООП в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ПрАООП (вариант 1) к результатам (возможным результатам) освоения АООП.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результатыосвоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Определенные рабочей программой для первого класса планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению предмета.
Личностные результаты, ожидаемые после обучения в первом классе по программе «Речевая практика»:
1) самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном здании (в туалет, в столовую, в кабинеты специалистов, педагогов дополнительного образования и т.п.);
3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 1 года обучения – умение доброжелательно вести себя в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и т.д. в соответствии с предусмотренными предметными результатами);
4) проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нем, практическое понимание своих социальных ролей – сын (дочь), воспитанник, ученик, одноклассник и т.д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
6) положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении;
7) проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений (интонационных, жестово-мимических умений, использование этикетных речевых оборотов в повседневной жизни);
8) положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися практическими коммуникативными и речевыми умениями и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Язык и речевая практика» является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в ПрАООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Планируемые предметные результаты после обучения в первом классе:
- выполнять задания по словесной инструкции;
- называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;
- внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
- соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
- уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома;
- уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;
- слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.
- Минимальный уровень:
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
- Достаточный уровень:
- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
- понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- составление рассказов с опорой на картинный или картинно- символический план.
Базовые учебные действия
- Регулятивные УД:
- • Входить и выходить из учебного помещения со звонком
- • Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
- • Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
- • Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
- • Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
- Познавательные УД:
- • Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
- • Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
- • Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
- Коммуникативные УД
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
- ЛичностныеУД
- Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина»;
- Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей;
- Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
- 4 Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения дома, в школе,на улице и на транспорте.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.
Аудирование и понимание речи
Выполнение двухчленных инструкций по заданию учителя: сядь за парту и достань книгу, возьми тетради на столе и раздай их, возьми вазу и поставь в нее цветы и т.д.
Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: жа-жа-жа – есть иголки у ежа; ша-ша-ша – мама моет малыша; тра-тра-тра – мы проспали до утра; тру-тру-тру – со скамейки пыль сотру.
Выбор из двух близких по содержанию картин той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль. - Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку. - Лена спускалась с горки.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (2 – 3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.
Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения в изменении темпа речи в соответствии с заданной ситуацией, типа: бабушка медленно спрашивает: Ты…куда…идешь,… внучка? Внучка быстро отвечает: Я бегу к подружке.
Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).
Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей, в ситуациях с заданным содержанием.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.).
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Приглашение, предложение. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома»: «Готовимся к празднику», «Новогодние чудеса», «Надо, надо умываться….», «Помощники», «Спокойной ночи!», «Доброе утро!» . «Весенние праздники»
«Я и мои товарищи»: «Знакомство во дворе», «Теремок», «В магазине игрушек», «Заячья избушка», «Петушок и бобовое зернышко»
«Я за порогом дома»: «Давайте познакомимся!», «Знакомство в гостях», «Покупка школьных принадлежностей», «Зимняя прогулка», «День Победы»
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Оценку этой группы результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: «удовлетворительно» (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» — от 51% до 65% заданий. «очень хорошо» (отлично) свыше 65%. Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Тематическое планирование
Наименование разделов | Всего часов. | Теория. | Практика. |
1. Школьная жизнь. | 12 | 10 | 2 |
2. Игры и игрушки. | 12 | 10 | 2 |
3. Играем в сказку. | 6 | 4 | |
4. Я дома. | 16 | 16 | 2 |
5. Я за порогом дома. | 6 | 6 | |
6. Я и мои товарищи. | 14 | 14 | |
Итого: | 66 | 60 | 6 |
Учебно-методическое
и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Средства обучения:
1. Наглядные пособия:
- Комплект динамических раздаточных пособий «Обучение грамоте».
- Комплект наглядных пособий
2. Технические средства обучения:
- Компьютер.
- Телевизор.
2.Рекомендуемая учебно-методическая литература
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В Воронкова. – М., Просвещение, 2013.
- Комарова С.В. Устная речь: учебник для 1 класса - М. : Просвещение, 2014.
- . Дополнительная литература
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
- Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.
- Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре 1 класс...
рабочая программапо физической культуре 3
рабочая программа по физической культуре...
Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программапо Кубановедение
Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....