Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Панина Елена Юрьевна

Цель рабочей программы по предмету «Речевая практика» в первом классе – развитие речевой коммуникации для учащихся первого класса как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_praktika.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №25 г. Братск»

                                                                          УТВЕРЖДЕНА

                                                                                                  Директор ГОКУ СКШИ № 25

                                                                                                         ________________И.В. Трифонова

                                                                                                     «____» _________________2016г

                                                    М.П.      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ПО ПРЕДМЕТУ

«РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»

1 КЛАСС

Составила:

Учитель начальных классов

Е.Ю.  Панина

Братск

2016г

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012года№ 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального образовательного государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе АООП.

 Рабочая программа предназначена для учащихся первого класса с лёгкой степенью умственной отсталости.

Введение предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики дошкольников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.

Цель рабочей программы по предмету «Речевая практика» в первом классе – развитие речевой коммуникации для учащихся первого класса как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

Рабочая программа по предмету «Речевая практика» решает следующие задачи:

• способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;

• корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

• формировать выразительную сторону речи;

• учить строить устные связные высказывания;

• воспитывать культуру речевого общения.

В каждом классе предмет «Речевая практика» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них: «аудирование»; «дикция и выразительность речи»; «подготовка речевой ситуации и организация высказывания»; «культура общения».

Подраздел «Аудирование» включён в программу первого класса. Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету.

Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов, например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка — миска)', выбор картинки по её описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в телепередачах и т.

Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.

В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности — силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.

Подраздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания» определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.

Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т. д. В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.

«Культура общения» предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.

Урок «Речевая практика» строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока. Кроме конкретной темы, в него включаются сквозные компоненты, представленные в таких разделах программы, как: аудирование, дикция и выразительность речи, лексико–грамматические упражнения в связи с организацией высказывания, культура общения. Это речевые гимнастики, пение слоговых цепочек, упражнения в изменении темпа речи и др., обеспечивающие формирование произносительных, дыхательных, словообразовательных умений. Введённые в структуру урока, они позволяют переключать детей с одного вида деятельности на другой.

Изучение предмета «Речевая практика» в первом классе направленно на получение следующих личностных результатов:

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Базовые учебные действия, формируемые в 1 классе:

Коммуникативные учебные действия:

• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс);

• договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации;

Регулятивные учебные действия:

• входить и выходить из учебного помещения со звонком;

• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

• пользоваться учебной мебелью;

• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);

• работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее место;

• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

• активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;

Познавательные учебные действия:

• выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

• устанавливать видо – родовые отношения предметов;

• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

• пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

• наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);

В рабочей программе для первого класса по предмету «Речевая практика» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

К концу обучения в первом классе учащиеся должны уметь:

Достаточный уровень

• выполнять задания по словесной инструкции;

• называть предметы и соотносить их с картинками;

• внятно выражать свои просьбы, употреблять «вежливые» слова;

• правильно здороваться и прощаться;

• называть своё имя и фамилию, имена своих товарищей по классу, ближайших родственников, имена и отчества учителя и воспитателя;

Минимальный уровень

• выполнять элементарные задания по словесной инструкции;

• показывать и называть хорошо знакомые предметы и соотносить их с картинками;

• здороваться и прощаться со взрослыми и с детьми, правильно употреблять «вежливые» слова (при отсутствии речи уметь использовать жесты-заменители);

• называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителей и воспитателей, имена своих ближайших родственников;

• участвовать в заучивании и произнесении чистоговорок, коротких стихотворений.

Тематическое планирование

Наименование темы

Кол – во

часов

1.

Школьная жизнь.

11ч

2.

Игры и игрушки.

3.

Играем в сказки.

11ч

4.

Я дома.

10ч

5.

Мои товарищи в классе.

6.

Я в мире природы.

18ч

Содержание программы

Школьная жизнь (11ч).

Здравствуй школа! Давайте познакомимся. Наш класс. Знакомство. На уроке. Приветствие. В классе (учебные принадлежности). Дежурные в классе. На школьном дворе.

Игры и игрушки (8ч).

Игрушки. «В магазине игрушек». Моя любимая игрушка. Игры в классе и на улице.

Играем в сказки (11ч).

Русские народные сказки: «Репка»; «Терем – теремок»; «Колобок»; «Курочка Ряба».

Я дома (10ч).

Семья. Домашний адрес. Дом и двор. Ролевая игра: «Кто дома?». Семья дома. Готовимся к празднику. Встречаем гостей.

Мои товарищи в классе (8ч).

Мои одноклассники. Друзья. Учимся быть вежливыми. (культура общения с товарищами). Ролевые игры «В столовой», «На улице».

Я в мире природы (18ч).

Осень в природе. Работа на школьном участке. Изменения в природе. Зима. Зимние развлечения. Весна в городе. Кто как весну встречает. Птицы весной. Здравствуй, лето! Летом. В поход. Летние каникулы.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

1. Комарова С.В. «Устная речь». Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2013.

Рекомендуем для использования учебно–методическую литературу:

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.,Прсвещение,1993г.

2. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы. Под редакцией Воронковой В.В.- М.: Просвещение, 2011.

3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль 1996год.

4.  Русские народные сказки.

5. Сборник загадок.

Материально – технические средства для реализации рабочей программы по учебному предмету «Речевая практика» в первом классе.

Освоение учебного предмета «Речевая практика» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости:

Демонстрационные и печатные пособия:

• магнитная доска;

• наборное полотно;

• демонстрационные карточки «Мир животных»;

• таблицы демонстрационные (времена года, игрушки, школьные принадлежности и др.)

•сюжетные картинки в соответствии с изучаемыми темами.

• предметных картинки в соответствии с тематикой

• сказки – панорамы («Репка»; «Терем – теремок»; «Колобок»; «Курочка Ряба»).

Модели и натуры:

• набор игрушек;

• набор школьные принадлежности;

• макеты к сказкам;

• настольный театр к сказкам («Репка»; «Терем – теремок»; «Колобок»; «Курочка Ряба»).

Технические средства обучения:

• персональный ноутбук;  

• мультимедийный проектор;

• мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике по устной речи.

РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА                                                                              СОГЛАСОВАНА

на заседании МО                                                                                                          Заместитель директора по УР

учителей-предметников                                                                                               ___________________________________

протокол № ____ от «_____»_____________2016                                                    «_____» ______________________2016

____________________________________       

Календарно - тематическое планирование

по предмету «Речевая практика»

1 класс

 (66 часов в год)

 (2 часа в неделю)

Составила:

Учитель начальных классов

Е.Ю.  Панина

Братск

2016г

1 полугодие

             

Дата по плану

Дата по факту

Кол-во часов

Тема урока

Речевой

материал

1 четверть (17ч)

Школьная жизнь (11ч)

2

Здравствуй школа! Давайте познакомимся.

школа, одноклассники

Речевая ситуация «Давайте познакомимся»

1

Наш класс. Знакомство.

школа , класс, классная комната

Речевая ситуация «В классе»

2

На уроке. Приветствие.

школа ,класс, классная комната

урок, приветствие

Речевая ситуация «Начинается урок»

2

В классе. Учебные принадлежности.

Школа, класс, классная комната

Урок, учебные принадлежности

Речевая ситуация «Отгадай, что в моём ранце»

2

Дежурные в классе.

Школа, класс, классная комната

дежурные в классе

Речевая ситуация «Мне нужна помощь»

2

На школьном дворе.

Класс, школьный двор

Речевая ситуация «Я помощник»

Я в мире природы (6ч)

3

Осень в природе.

Осень, признаки осени

Речевая ситуация «Отгадай, какое время года»

2

Работа на школьном участке.

школьный участок

инструменты: лопата, метла

грабли, лейка

Речевая ситуация «Готовимся к осени»

1

Работа с семенами

школьный участок

растения огорода, семена

Речевая ситуация «Готовимся к осени»

2 четверть (15ч)

Играем в сказки (2ч)

2

Русская народная сказка «Репка».

Сказка, репка

Дед, бабка

Внучка, Жучка

Кошка, Мышка

Речевая ситуация«Репка»

Я дома.(10)

2

Семья. Домашний адрес.

Семья, члены семьи

близкие родственники

домашний адрес

Речевая ситуация

«С кем ты живёшь?»

2

Дом и двор.

Дом, соседи, двор

Речевая ситуация

«А у нас во дворе»

2

Ролевая игра : «Кто дома?»

Дом семья, родственники

мама папа

брат сестра

бабушка,дедушка

Речевая ситуация

«Назови ласково»

2

Семья дома.

Семья, родственники, мама

Папа, брат, сестра

Бабушка, дедушка

Речевая ситуация

«Моя семья»

2

Готовимся к празднику. Встречаем гостей.

праздник

гости

хорошее настроение

Речевая ситуация

«Мы ждём гостей»

Я в мире природы.(3)

3

Изменения в природе. Зима.

Зимние развлечения

зима

признаки зимы

Речевая ситуация

«Когда это бывает?»

«Давай поиграем»

3 четверть (20ч)

Игры и игрушки./8ч/

2

Игрушки.

Игрушки кукла Зайка мишка

Машина мяч пирамидка

Речевая ситуация «Назови игрушку»

2

«В магазине игрушек».

игрушки кукла зайка мишка

машина юла мяч пирамидка

Речевая ситуация «В магазине»

2

Моя любимая игрушка.

игрушки кукла зайка мишка

машина юла мяч пирамидка

Речевая ситуация «Это моя игрушка»

2

Игры в классе и на улице.

игрушки кукла зайка мишка машина юла мяч пирамидка

скакалка конструктор «снежки»

Речевая ситуация «Кошки – мышки», «У медведя во бору»

Играем в сказки.(6)

3

«Терем – теремок».

теремок лягушка мышка заяц

лиса волк медведь

Речевая ситуация «Кто в теремке?»

3

«Колобок».

сказка дед баба Колобок

лиса заяц медведь волк

Речевая ситуация « Найди Колобка»

Я в мире природы.(6)

2

Весна в городе.

весна признаки весны

Речевая ситуация «Отгадай, какое время года»

2

Кто как весну встречает

весна приметы весны птицы

животные

Речевая ситуация «Давай поиграем»

2

Весной на школьном участке.

школьный участок

инструменты:

лопата метла грабли

Речевая ситуация «Встречаем весну»

4 четверть (14ч)

Играем в сказки.(3)

3

«Курочка Ряба»

сказка Курочка Ряба дед

баба яичко мышка

Речевая ситуация «Золотое яичко»

Мои товарищи в классе.(8ч)

2

Мои одноклассники.

класс классная комната

одноклассники

Речевая ситуация « Наш класс»

2

Друзья.

класс одноклассники

друзья дружба

Речевая ситуация «Мои друзья»

2

Учимся быть вежливыми (культура общения с товарищами).

вежливый товарищи друзья

спасибо пожалуйста извини

Речевая ситуация «Помоги пожалуйста!»

2

Ролевые игры «В столовой», «На улице»

вежливый товарищи друзья

спасибо пожалуйста извини

Речевая ситуация «Это не я!», «Прости меня»

Я в мире природы.(3ч)

1

Здравствуй, лето!

лето признаки лета

Речевая ситуация «Отгадай, какое время года»

1

Летом. В поход.

лето приметы лета поход

Речевая ситуация

«В походе»

1

Летние каникулы

лето летние каникулы

Речевая ситуация «Ура, каникулы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....