Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Цель рабочей программы по предмету «Речевая практика» в первом классе – развитие речевой коммуникации для учащихся первого класса как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_praktika.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №25 г. Братск»
УТВЕРЖДЕНА
Директор ГОКУ СКШИ № 25
________________И.В. Трифонова
«____» _________________2016г
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
1 КЛАСС
Составила:
Учитель начальных классов
Е.Ю. Панина
Братск
2016г
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012года№ 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального образовательного государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе АООП.
Рабочая программа предназначена для учащихся первого класса с лёгкой степенью умственной отсталости.
Введение предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики дошкольников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.
Цель рабочей программы по предмету «Речевая практика» в первом классе – развитие речевой коммуникации для учащихся первого класса как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» решает следующие задачи:
• способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
• корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
• формировать выразительную сторону речи;
• учить строить устные связные высказывания;
• воспитывать культуру речевого общения.
В каждом классе предмет «Речевая практика» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них: «аудирование»; «дикция и выразительность речи»; «подготовка речевой ситуации и организация высказывания»; «культура общения».
Подраздел «Аудирование» включён в программу первого класса. Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету.
Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов, например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка — миска)', выбор картинки по её описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в телепередачах и т.
Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.
В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности — силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.
Подраздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания» определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.
Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т. д. В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.
«Культура общения» предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
Урок «Речевая практика» строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока. Кроме конкретной темы, в него включаются сквозные компоненты, представленные в таких разделах программы, как: аудирование, дикция и выразительность речи, лексико–грамматические упражнения в связи с организацией высказывания, культура общения. Это речевые гимнастики, пение слоговых цепочек, упражнения в изменении темпа речи и др., обеспечивающие формирование произносительных, дыхательных, словообразовательных умений. Введённые в структуру урока, они позволяют переключать детей с одного вида деятельности на другой.
Изучение предмета «Речевая практика» в первом классе направленно на получение следующих личностных результатов:
✓ осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
✓ способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
✓ положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;
✓ целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
✓ понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
✓ готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Базовые учебные действия, формируемые в 1 классе:
Коммуникативные учебные действия:
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс);
• договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации;
Регулятивные учебные действия:
• входить и выходить из учебного помещения со звонком;
• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
• пользоваться учебной мебелью;
• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
• работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее место;
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
• активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;
Познавательные учебные действия:
• выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
• устанавливать видо – родовые отношения предметов;
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
• наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);
В рабочей программе для первого класса по предмету «Речевая практика» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
К концу обучения в первом классе учащиеся должны уметь:
Достаточный уровень
• выполнять задания по словесной инструкции;
• называть предметы и соотносить их с картинками;
• внятно выражать свои просьбы, употреблять «вежливые» слова;
• правильно здороваться и прощаться;
• называть своё имя и фамилию, имена своих товарищей по классу, ближайших родственников, имена и отчества учителя и воспитателя;
Минимальный уровень
• выполнять элементарные задания по словесной инструкции;
• показывать и называть хорошо знакомые предметы и соотносить их с картинками;
• здороваться и прощаться со взрослыми и с детьми, правильно употреблять «вежливые» слова (при отсутствии речи уметь использовать жесты-заменители);
• называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителей и воспитателей, имена своих ближайших родственников;
• участвовать в заучивании и произнесении чистоговорок, коротких стихотворений.
Тематическое планирование
№ | Наименование темы | Кол – во часов |
1. | Школьная жизнь. | 11ч |
2. | Игры и игрушки. | 8ч |
3. | Играем в сказки. | 11ч |
4. | Я дома. | 10ч |
5. | Мои товарищи в классе. | 8ч |
6. | Я в мире природы. | 18ч |
Содержание программы
Школьная жизнь (11ч).
Здравствуй школа! Давайте познакомимся. Наш класс. Знакомство. На уроке. Приветствие. В классе (учебные принадлежности). Дежурные в классе. На школьном дворе.
Игры и игрушки (8ч).
Игрушки. «В магазине игрушек». Моя любимая игрушка. Игры в классе и на улице.
Играем в сказки (11ч).
Русские народные сказки: «Репка»; «Терем – теремок»; «Колобок»; «Курочка Ряба».
Я дома (10ч).
Семья. Домашний адрес. Дом и двор. Ролевая игра: «Кто дома?». Семья дома. Готовимся к празднику. Встречаем гостей.
Мои товарищи в классе (8ч).
Мои одноклассники. Друзья. Учимся быть вежливыми. (культура общения с товарищами). Ролевые игры «В столовой», «На улице».
Я в мире природы (18ч).
Осень в природе. Работа на школьном участке. Изменения в природе. Зима. Зимние развлечения. Весна в городе. Кто как весну встречает. Птицы весной. Здравствуй, лето! Летом. В поход. Летние каникулы.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Комарова С.В. «Устная речь». Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2013.
Рекомендуем для использования учебно–методическую литературу:
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.,Прсвещение,1993г.
2. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы. Под редакцией Воронковой В.В.- М.: Просвещение, 2011.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль 1996год.
4. Русские народные сказки.
5. Сборник загадок.
Материально – технические средства для реализации рабочей программы по учебному предмету «Речевая практика» в первом классе.
Освоение учебного предмета «Речевая практика» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости:
Демонстрационные и печатные пособия:
• магнитная доска;
• наборное полотно;
• демонстрационные карточки «Мир животных»;
• таблицы демонстрационные (времена года, игрушки, школьные принадлежности и др.)
•сюжетные картинки в соответствии с изучаемыми темами.
• предметных картинки в соответствии с тематикой
• сказки – панорамы («Репка»; «Терем – теремок»; «Колобок»; «Курочка Ряба»).
Модели и натуры:
• набор игрушек;
• набор школьные принадлежности;
• макеты к сказкам;
• настольный театр к сказкам («Репка»; «Терем – теремок»; «Колобок»; «Курочка Ряба»).
Технические средства обучения:
• персональный ноутбук;
• мультимедийный проектор;
• мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике по устной речи.
РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНА
на заседании МО Заместитель директора по УР
учителей-предметников ___________________________________
протокол № ____ от «_____»_____________2016 «_____» ______________________2016
____________________________________
Календарно - тематическое планирование
по предмету «Речевая практика»
1 класс
(66 часов в год)
(2 часа в неделю)
Составила:
Учитель начальных классов
Е.Ю. Панина
Братск
2016г
1 полугодие
№ | Дата по плану | Дата по факту | Кол-во часов | Тема урока | Речевой материал |
1 четверть (17ч) | |||||
Школьная жизнь (11ч) | |||||
2 | Здравствуй школа! Давайте познакомимся. | школа, одноклассники Речевая ситуация «Давайте познакомимся» | |||
1 | Наш класс. Знакомство. | школа , класс, классная комната Речевая ситуация «В классе» | |||
2 | На уроке. Приветствие. | школа ,класс, классная комната урок, приветствие Речевая ситуация «Начинается урок» | |||
2 | В классе. Учебные принадлежности. | Школа, класс, классная комната Урок, учебные принадлежности Речевая ситуация «Отгадай, что в моём ранце» | |||
2 | Дежурные в классе. | Школа, класс, классная комната дежурные в классе Речевая ситуация «Мне нужна помощь» | |||
2 | На школьном дворе. | Класс, школьный двор Речевая ситуация «Я помощник» | |||
Я в мире природы (6ч) | |||||
3 | Осень в природе. | Осень, признаки осени Речевая ситуация «Отгадай, какое время года» | |||
2 | Работа на школьном участке. | школьный участок инструменты: лопата, метла грабли, лейка Речевая ситуация «Готовимся к осени» | |||
1 | Работа с семенами | школьный участок растения огорода, семена Речевая ситуация «Готовимся к осени» | |||
2 четверть (15ч) | |||||
Играем в сказки (2ч) | |||||
2 | Русская народная сказка «Репка». | Сказка, репка Дед, бабка Внучка, Жучка Кошка, Мышка Речевая ситуация«Репка» | |||
Я дома.(10) | |||||
2 | Семья. Домашний адрес. | Семья, члены семьи близкие родственники домашний адрес Речевая ситуация «С кем ты живёшь?» | |||
2 | Дом и двор. | Дом, соседи, двор Речевая ситуация «А у нас во дворе» | |||
2 | Ролевая игра : «Кто дома?» | Дом семья, родственники мама папа брат сестра бабушка,дедушка Речевая ситуация «Назови ласково» | |||
2 | Семья дома. | Семья, родственники, мама Папа, брат, сестра Бабушка, дедушка Речевая ситуация «Моя семья» | |||
2 | Готовимся к празднику. Встречаем гостей. | праздник гости хорошее настроение Речевая ситуация «Мы ждём гостей» | |||
Я в мире природы.(3) | |||||
3 | Изменения в природе. Зима. Зимние развлечения | зима признаки зимы Речевая ситуация «Когда это бывает?» «Давай поиграем» | |||
3 четверть (20ч) | |||||
Игры и игрушки./8ч/ | |||||
2 | Игрушки. | Игрушки кукла Зайка мишка Машина мяч пирамидка Речевая ситуация «Назови игрушку» | |||
2 | «В магазине игрушек». | игрушки кукла зайка мишка машина юла мяч пирамидка Речевая ситуация «В магазине» | |||
2 | Моя любимая игрушка. | игрушки кукла зайка мишка машина юла мяч пирамидка Речевая ситуация «Это моя игрушка» | |||
2 | Игры в классе и на улице. | игрушки кукла зайка мишка машина юла мяч пирамидка скакалка конструктор «снежки» Речевая ситуация «Кошки – мышки», «У медведя во бору» | |||
Играем в сказки.(6) | |||||
3 | «Терем – теремок». | теремок лягушка мышка заяц лиса волк медведь Речевая ситуация «Кто в теремке?» | |||
3 | «Колобок». | сказка дед баба Колобок лиса заяц медведь волк Речевая ситуация « Найди Колобка» | |||
Я в мире природы.(6) | |||||
2 | Весна в городе. | весна признаки весны Речевая ситуация «Отгадай, какое время года» | |||
2 | Кто как весну встречает | весна приметы весны птицы животные Речевая ситуация «Давай поиграем» | |||
2 | Весной на школьном участке. | школьный участок инструменты: лопата метла грабли Речевая ситуация «Встречаем весну» | |||
4 четверть (14ч) | |||||
Играем в сказки.(3) | |||||
3 | «Курочка Ряба» | сказка Курочка Ряба дед баба яичко мышка Речевая ситуация «Золотое яичко» | |||
Мои товарищи в классе.(8ч) | |||||
2 | Мои одноклассники. | класс классная комната одноклассники Речевая ситуация « Наш класс» | |||
2 | Друзья. | класс одноклассники друзья дружба Речевая ситуация «Мои друзья» | |||
2 | Учимся быть вежливыми (культура общения с товарищами). | вежливый товарищи друзья спасибо пожалуйста извини Речевая ситуация «Помоги пожалуйста!» | |||
2 | Ролевые игры «В столовой», «На улице» | вежливый товарищи друзья спасибо пожалуйста извини Речевая ситуация «Это не я!», «Прости меня» | |||
Я в мире природы.(3ч) | |||||
1 | Здравствуй, лето! | лето признаки лета Речевая ситуация «Отгадай, какое время года» | |||
1 | Летом. В поход. | лето приметы лета поход Речевая ситуация «В походе» | |||
1 | Летние каникулы | лето летние каникулы Речевая ситуация «Ура, каникулы!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....