Коллективная игра-исследование «Что такое магнит?»
план-конспект урока (1 класс)
Предварительный просмотр:
«Я-исследователь» 1 класс
Тема: Коллективная игра-исследование «Что такое магнит?»
Цель занятия: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе коллективной учебно-исследовательской деятельности.
1.Организационный момент
Мы начинаем занятие «юный – исследователь». Сегодня на занятии у нас присутствуют гости, поприветствуйте их.
2.Актуализация знаний.
- Ребята! Сегодня утром мне принесли коробку с волшебным мешочком. А в чем волшебство мешочка заключается, не знаю! А еще с мешочком в коробке лежали разные предметы.
- Что это? (вилка пластмассовая, деревянная линейка, резиновый ластик, бумага, металлическая деталь от конструктора, мел, стеклянный шарик)
- А как же нам убедиться в том, что мешочек волшебный?
-Каковы ваши предложения? (выслушать предположения детей)
А еще к мешочку прилагалась инструкция, в ней написано: Достаньте мешочек и поочередно подносите его к каждому предмету. (опыт с предметами)
- Что происходит с предметами? (металлическая деталь- притянулась, остальные предметы нет)
- Почему? (в мешочке есть что-то, что не дает падать металлическим предметам)
-Что же это? (магнит)
-Подскажите мне, где мы встречаемся с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства? (Магнитная азбука , магнитный конструктор, магнитные шашки, магниты-держатели).
- Ребята, а вы хотите узнать немного больше о магните?
-Кто из вас уже догадался, какова будет тема нашего занятия? (Что такое магнит?)
Молодцы!
3.Целеполагание
– Какую цель мы поставим перед собой на занятии? (что мы хотим узнать о магните?)
Цель – узнать, что такое магнит, что он может делать, как появился магнит и где же его используют.
Что бы ваша работа получилась, необходимо составить план: давай те вместе попробуем это сделать:
Составление плана.
Давайте нашу работу представим в виде паучка: тельце-это тема, а лапки - это то, что мы бы хотели узнать про магнит.
1. Что такое магнит?
2. История открытия магнита
3. Свойства магнита
4. Где используют магнит
4. Ребята, предположите, пожалуйста, «Что такое магнит»?
Может быть… (это волшебный предмет )
Возможно, что …( это предмет, который притягивает к себе металлические предметы)
5. Даем определение. Что такое магнит?
- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос «Что такое магнит»? (собрать информацию)
- Где мы можем найти такую информацию? (в книгах, интернете)
- А в каких книгах можно узнать «Что такое магнит?» ( в словарях, научных энциклопедиях) Посмотрите, перед вами словарь русского языка, Юля нам сейчас прочитает что же такое магнит
МАГНИТ, -а, м. Кусок железной руды, обладающий свойством притягивать железные или стальные предметы.
Железная руда - это природный минерал (полезное ископаемое), содержащие железо
Ответили мы на первый пункт плана? (да)
История открытия магнита.
- Ребята, а сейчас я хочу рассказать вам историю открытия магнита
Легенда о магните.
-В давние времена на горе пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
6.Физкультминутка
7. Проведение опытов и экспериментов.
- Ребята, а хотите узнать, какими свойствами обладает магнит?
- что бы об этом узнать, необходимо (провести опыты)
Ребята, при проведении опытом нужно быть очень аккуратными и внимательными
Правила поведения
1.Нельзя ничего пробовать на вкус.
3 .Не все опыты можно проделывать самому. Обратись к взрослым.
4.Будь осторожен с острыми предметами. Не играй с ними.
1 Опыт:
-Возьмите магнит в руки и определите : какой он на ощупь.
Вывод: на ощупь магнит твёрдый, холодный, тяжёлый.
Отметьте в таблице
2 Опыт: «Воздействие магнита на разные предметы»
У вас на столах стоят коробочки, в которых находятся разные предметы, разложите их на столе
- Поднесите к каждому предмету магнит., посмотрите что будет происходить и сделаете вывод
Что произошло? (Магнит притянул только металлическую деталь ).
- Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.
- Отметьте в таблице
8. Физкультминутка
Игра «Притягивает – не притягивает
-Ребята, давайте поиграем в игру. Я большой магнит. А вы предметы, которые я назову. Если магнит его притягивает, вы подбегаете ко мне, если не притягивает – стоите на месте. Встали в круг. (игла, ластик, стекло, болтик, гвоздь, дерево, бумага, железо)
- Продолжим наши эксперименты.
3 Опыт «Способность намагничивать металлические предметы»
-Хотите увидеть фокус? Тогда смотрите. Я беру ножницы, подношу к ним скрепку, отпускаю. Что произошло? (скрепка упала). А теперь я приложу магнит к ножницам и немного подержу. Теперь, убираю магнит и подношу скрепку. Что вы видите? (скрепка не падает). Почему? (ножницы намагнитились и стали магнитом). Проделайте сами похожий эксперимент.
- Какой мы сделаем вывод: магнит может намагничивать металлические предметы. Занесите результат в таблицу.
4 Опыт «Наличие у магнита двух полюсов: северного и южного» (в парах или группах)
Чем магниты отличаются от того что лежит у вас на столе?
- Возьмите магнит с красным и синим концами. Красный цвет – это южный полюс, синий цвет – это северный полюс. Приложите магниты друг к другу красными концами. Что произошло? (они отталкиваются). Теперь синими концами. (отталкиваются). А теперь разноокрашенными (притягиваются).
- Вывод: У магнита есть 2 полюса: южный и северный. Одинаковые полюса отталкиваются, разные полюса притягиваются. Запишите результат в таблицу.
- Молодцы!
Где же используют магнит? (ответы детей)
8.Рефлексия
Подведём итог нашим исследованиям:
- У вас на столе в конверте лежат карточки с надписями, вы должны выбрать нужные, то есть те, которые отвечают на вопросы, которые я буду вам задавать:
Магнит-это
Магнит притягивает к себе…
У магнита есть…
магнит – это кусок железной руды
магнит-это обычный камень
притягивает к себе металлические предметы
имеет 2 полюса: северный и южный
– А как вы считаете, всё ли вы узнали о магните и его свойствах? (нет)
-Какие исследования на эту тему можно ещё провести? (где используют магнит, игры с магнитом, чем он полезен, чем вреден, сила магнита, как можно рисовать с помощью магнита).
Всем спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая игра-исследование Построй идеальный дом.
Цель: учить детей думать, изобретать, творить. Развивать творческие способности и активизировать познавательную деятельность учащихся. Воспитывать любовь к Родине, к семье, к семейным трад...
Упражнения по методике проведения самостоятельных исследований (коллективная игра-исследование).
Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий....
Занятие по внеурочной деятельности по программе "Юный исследователь" 2 класс. Игра-исследование "Конструирование детского кафе".
Это занятие по основам проектной деятельности. Конспект занятия, технологическая карта, слайды и приложения....
Визитная карточка игры-исследования «Сквер 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г».
Информация-описание участия первоклассников в игре-исследовании....
Коллективная игра-исследование "Путешествие по научным лабораториям".
В документы приведен пример внеурочного занятия по исследовательской деятельности в игровой форме и использованы разные формы работы на уроке: коллективная, групповая, индивидуальная....
конспект занятия по внеурочной деятельности кружка "Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" НА ТЕМУ "ТЕМА: УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ( коллективная игра-исследование)."(1 КЛАСС)
конспект занятия по внеурочной деятельности кружка "Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" НА ТЕМУ "ТЕМА: УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ( коллективная игра...
Игра - исследование «Нахождение на водных объектах в зимний сезон»
Цели:- формировать у детей представление о правилах безопасного поведения на водоемах в зимний период;- в целях предупреждения несчастных случаев на водоёмах в зимний период провести с детьми бе...