Коллективная игра-исследование "Путешествие по научным лабораториям".
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Костерина Елена Юрьевна

В документы приведен пример внеурочного занятия по исследовательской деятельности в игровой форме и использованы разные формы работы на уроке: коллективная, групповая, индивидуальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Коллективная игра-исследование57.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Конспект внеурочного занятия по проектно-исследовательской деятельности на тему:

 «Путешествие по экспериментальным лабораториям».

Подготовила учитель начальных классов

Костерина Елена Юрьевна

первая квалификационная категория

Муром, 2015

Внеурочное занятие.

Исследовательская коллективная игра

«Экспериментальная лаборатория».

Цель: развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребенка; совершенствовать навыки исследовательского поведения и развития исследовательских способностей;

 познакомить с понятием эксперимент, его структурой;

научить проводить эксперимент самостоятельно;

 расширять кругозор учащихся путём введения новых понятий.

Метапредметные:

Личностные: формировать положительное отношение к занятиям исследовательской деятельностью;

позитивную самооценку;

стремление к успешности в исследовательской деятельности;

Регулятивные: учить  принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

 понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий;

формулировать цель учебной задачи и с помощью учителя дифференцировать известное и неизвестное в процессе наблюдений,

- определять этапы эксперимента, формулировать итоговый результат.

Познавательные: 

уметь анализировать ситуацию с точки зрения наблюдения, устанавливать пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, планировать ход проведения эксперимента.

Коммуникативные:

формировать умение уважать мнение собеседников;  

задавать вопросы и отвечать на них;  

входить в коммуникативную игровую ситуацию;

учить проявлять интерес к общению и групповой работе.

Технологии:

-проблемно-диалогическая технология;

-технология  личностно-ориентированного обучения;

-информационно-компьютерная технология;

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, магниты, металлический предметы, стакан с водой, мандарин, яйцо, соль.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада новой встрече с вами, где руки - не знают скуки, а голова постоянно стремится узнать что-то новое и интересное.

-Думаю, что сегодня мы вместе сможем сделать наше занятие необычным и запоминающимся

                                   Звучит песня «Почемучки…».

- Ребята, встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Наши глазки (прикладываем ладошки к глазкам), наши ушки, наша голова, наше сердце – открыто знаниям. Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.

Мы теперь непросто дети,

Мы – исследователи.

И узнаем всё на свете

Досконально о предмете.

Что? Когда? И как растёт?

Сколько раз в году цветёт?

Почему в ночи сверкает?

Отчего в воде не тает?

Разгадаем мы секрет

И на всё найдём ответ! ( читают дети)

II. Актуализация знаний.

- А кто такой исследователь?  (ответы детей)

 -Что значит исследовать? (Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то).

- Сегодня мы продолжаем быть исследователями и отправляемся на экскурсию в экспериментальные лаборатории. Я буду старшим сотрудником лаборатории, вы – лаборантами.

- Чем занимаются в лаборатории?

(Проводят опыты, эксперименты.)

Важное дело эксперимент, в нём интересен каждый момент!

- Что же такое эксперимент? (Ответы детей)

Вот какое определение прописано в словаре: «Метод познания, при помощи которого исследуются явления действительности»

- С какой целью проводится эксперимент, для чего?

- Для того, чтобы доказать или опровергнуть, выявить уровень чего-либо и т.д.  

- Цель нашего занятия – научиться проводить эксперименты самостоятельно.

Чтобы не заблудиться и не запутаться в наших лабораториях, двигаться мы будем по определённому маршруту, который показан в ваших путевых листах.

III. Практическая работа.

1-ая лаборатория- Наблюдательная.

Проверим вашу наблюдательность.

Выполнение упражнений.

  1. Найдите ошибки художника.
  2. Какая буква повторяется много раз? Сколько раз повторяется эта буква?
  3. Найди спрятавшиеся предметы
  4. Почему поросёнок Наф-Наф так лукаво смотрит? Что-то здесь не так…

2-ая лаборатория- Плавательная «Научи яйцо плавать»


Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

фокусы

фокусы

1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.

2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.

фокусы

фокусы

3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Определение плавучести предметов.

Ребята, как вы думаете, какие предметы тонут в воде, а какие нет?

Давайте проверим ваши предположения.

Работа в парах. Возьмите мандарин и опустите его в воду. Что вы заметили? (Мандарин не тонет). А теперь очистите мандарин от кожуры и опустите в воду. Почему же мандарин без кожуры утонул?

Какой же вывод мы можем сделать? (Предметы, которые тяжелее воды тонут, а которые легче воды – плавают. А также не тонут предметы, которые наполнены воздухом. А почему плавает лёд? (В замороженной воде есть частички воздуха)

Возьмите зубочистку, опустите её в воду. Что вы заметили? (Зубочистка плавает). А теперь возьмите кусочек пластилина. Соедините зубочистку с пластилином. Получился кораблик, опустите в воду. Что вы теперь наблюдаете? (Плавает, как поплавок)

3-я лаборатория- Магнитная

Посмотрите! Я научилась двигать предметы!

* На столе стакан (внутри магнит). Учитель двигает его, держа в руке магнит (под крышкой стола).

- Почему стакан двигается?

* Потому что в стакане и в руке магнит. Правильно, в руке магнит.

Много веков назад в поисках овцы один пастух зашел в незнакомые места, в горы. Кругом лежали черные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно ее хватает и держит какая-то невидимая рука. Будто в камне есть какая-то таинственная сила.  

- Какое свойство магнита описано в этой легенде? Притягивать предметы. Какие предметы? Металлические.

- Магнит притягивает все металлические предметы? (Да. Нет.)

- Итак, вы предполагаете, что магнит притягивает (не) все металлические предметы. Как это проверить? При помощи эксперимента.  

- Расскажите, каким образом вы будете проводить эксперимент?

Подносить магнит к металлическим предметам и смотреть, притягивается ли он.

На столах лежат предметы: гаечные ключи, скрепки, ложки из двух металлов, уголки от парт, медная проволока, завёртка для форточек.  

- Лаборанты, отложите в тарелку предметы, притянутые магнитом.

Магнит притянул чайную ложку, гаечный ключ, уголок для мебели, скрепку. Не притянул проволоку, хозяйственное кольцо, колокольчик, столовую ложку.

- Каков результат эксперимента?

ВЫВОД: не все металлические предметы притягиваются магнитом.

- Давайте выскажем предположение: «Почему не все металлические предметы притягивает магнит?»

Возможно,  они изготовлены из разных металлов. Магнит притягивает железо и сталь, не притягивает цинк, медь, алюминий.

4-ая лаборатория – Выборная.

Внимание, на экран. ( слайд с изображением телефона, машины, барабана, самовара).

 - Нам предстоит выяснить, какие из этих предметов приносят пользу, а  какие не во всех случаях полезны.

И так, ребята, перед нами стоит проблема. Давайте попытаемся её решить.

Я раздам вам карточки с изображением  этих предметов. У меня есть вот такие 2 симпатичных солнышка, одно – весело улыбается, а другое грустит . Внимательно посмотрите на картинку, определите, что изображено на картинке, вредно это или нет и положите  её к определенному солнышку. (Ребята выполняют задание)

Затем рассматривают содержимое двух коробок.

 - Интересно  самовар и в этой, и в другой коробке?  Ребята, а почему, так получилось?(Обговаривается каждый предмет с точки зрения пользы и опасности)

Что мы сделали, чтобы справиться с заданием? (подумали)

Да, это эксперимент, проводимый в уме. Смотрим – глазами, слушаем – ушами, думаем – головой. (на доске – глаза, ухо, голова)

Это мысленный эксперимент – смотрю, слушаю, думаю. (слова на доску)

5-ая лаборатория- Творческая

- Попробуйте  нарисовать на листочках свой предмет, который может быть полезным, но в то же время может принести вред. ( Дети рисуют предмет, в это время звучит музыка).

 Вызываются к доске 5 человек . Обсуждение нарисованных предметов.

- Так что мы можем сказать о предметах, которые нам предложили для исследования?  ( все предметы приносят пользу, все они человеку необходимы, но со всеми нужно обращаться, соблюдая правила).

V. Итог занятия. Рефлексия.

- Вот и подошла к концу наша экскурсия по экспериментальным лабораториям.

- Что вы сегодня расскажете дома о нашем занятии? Интересно ли прошло наше путешествие и что особенно запомнилось?

- В конце путевого листа вы видите три смайлика, выберите ту эмоцию, которая сопровождала вас в течение всего занятия.

А теперь встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу. Как вы думаете мы были сегодня командой?

Спасибо за занятие. До новой встречи, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру "Научная лаборатория зимы"

В презентации наглядно представлены природоведческие сведения о возникновении и разнообразии зимнего  чуда- снежинок, снега и льда....

Актуальность использования цифровой естественно — научной лаборатории «ЛабДиск ГЛОМИР» в школьном курсе «Окружающий мир»

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000001154 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000001138В статье рассматривается современный подход к исследовательской и практической деятельности учащегося...

Внеклассное мероприятие "Научная лаборатория "Тайны воды"

МОУ «Мостовская средняя общеобразовательная школа»...

Мастер-класс «Исследовательская работа в начальной школе с помощью мобильной естественно-научной лаборатории ЛабДиск-Гломир»

Мастер-класс предназначен для учителей начальной школы. Главная задача мастер-класса - научить пользоваться ЛабДиском, познакомить с его возможностями при организации работы научно-исследовательского ...

УМК «Перспектива» Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе с использованием естественно – научной лаборатории «Весовые измерения» учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

Тема«Как изучают окружающий мир»ЦельПознакомить со способами исследования и оборудованием для изучения окружающего мира;- побудить учащихся к разным способам изучения окружающего мира (наблюдение, изм...

ЛабДиск ГЛОМИР. Естественно-научная лаборатория для начальной школы

Использование ЛабДиска ГЛОМИР в начальной школе позволяет:- овладевать практическими способами работы с информацией;- развивать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтро...

Исследовательская коллективная игра «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫМ ЛАБОРАТОРИЯМ»

Цель: развивать познавательные интересы обучающихся, совершенствовать навыки исследовательского поведения и развития исследовательских способностей....