Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._programma_rech.docx | 246.03 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Пояснительная записка.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
Рабочая программа по предмету «Речь и коммуникация» разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся (воспитанников) с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), авторской программы под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. Программа реализуется в 3 классе для детей с умственной отсталостью.
Цель обучения– формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Предметные результаты:
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
- Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
- Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова.
- Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
- Самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов.
- Чтение слогов, слов, предложений и небольших текстов с изученными буквами.
Личностные результаты:
- Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности.
- Владение правилами поведения в учебной ситуации.
- Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям.
- Умение реагировать на имя, просьбу, запрет.
- Умение понимать похвалу и простые формы вежливости.
3. Основные требования к умениям учащихся
Знать | Уметь |
1-уровень
| 1-й уровень
|
2-уровень
| 2-уровень
|
Программа формирования БУД
- Создавать благоприятный социально-психологического климата во время урока;
- умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу, подражанию;
- умение выполнять задание от начала до конца;
- умение выполнять задание с заданными параметрами;
- умение самостоятельно переходить от одного задания к другому в соответствие с расписанием занятий, алгоритмом действий;
- Самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов.
- Чтение слогов, слов, предложений и небольших текстов с изученными буквами.
4. Содержание учебного предмета
1. Раздел «Коммуникация»
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением, поднятой рукой). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Прощание с собеседником звуком (словом предложением).
2. Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».
Понимание простых по звуковому составу слов. Узнавание и различение имен членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет. Понимание обобщающих понятий. Понимание слов, обозначающих действие предмета. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Называние и употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние и употребления простых по звуковому составу слов. Называние собственного имени. Называние имел членов семьи. Называние употребления слов обозначающих предмет. Называние обобщающих понятий. Называние и употребление слов, обозначающих число, количество предметов. Пересказ небольшого текста. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
3. Раздел «Чтение и письмо».
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использование элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, написание прописных букв. Списывание слов и текстов. Самостоятельная запись букв, слов и предложений. Узнавание звука в слоге, слове. Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы. Называние буквы. Чтение слога, слова, предложения, текста.
В I полугодии – 48 часов,
во в II полугодии – 51 час,
всего – 99 часов.
Раздел | Количество часов |
Повторение изученного материала | 18 |
Раздел «Коммуникация» Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации». Раздел «Чтение и письмо». (Тесно взаимосвязаны между собой) | 81 |
Всего | 99 |
5. Календарно-тематическое планирование предмета
«Речь и коммуникация» в 3 А классе
№ п/п | Содержание | Количество часов | Дата проведения | ||
По плану | По факту | ||||
I четверть - 27 часов | |||||
1. | Слова – приветствия. Слова – прощания. Звук и буква А. Умение узнавать и писать букву А. Письмо букв по вспомогательным линиям. | 1 | 4.09 | ||
2. | Звук и буква У, О. Умение узнавать и писать буквы. Чтение слогов. | 1 | 5.09 | ||
3. | Сказка «Бегемот, который боялся прививок». Пересказ сказки по картинкам. | 1 | 6.09 | ||
4. | Звук и буква М, С. Умение узнавать и писать буквы. Чтение слогов и слов. | 1 | 11.09 | ||
5. | Звук и буква Х, Ш. Умение узнавать и писать буквы. Чтение слогов и слов. | 1 | 12.09 | ||
6. | Звук и буква Л, Ы. Умение узнавать и писать буквы. Чтение слогов и слов. | 1 | 13.09 | ||
7. | Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с заданной ситуацией. | 1 | 18.09 | ||
8. | Звук и буква Н,Р. Умение узнавать и писать буквы. Чтение слогов и слов, небольших текстов. | 1 | 19.09 | ||
9. | Звук и буква К, П. Умение узнавать и писать буквы. Чтение слогов и слов. | 1 | 20.09 | ||
10. | Звук и буква И, Т. Умение узнавать и писать буквы. Чтение слогов и слов. | 1 | 25.09 | ||
11. | Звук и буква З. Умение узнавать и писать буквы. Чтение слогов и слов, небольших текстов. Дифференциация з-с. | 1 | 26.09 | ||
12. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Дети и щенок». | 1 | 27.09 | ||
13. | Развитие фонематического слуха. Игра «Кто позвал?» | 1 | 2.10 | ||
14. | Звук и буква В, в. Звукобуквенный анализ слов. Чтение слогов и слов. Написание строчной буквы В. | 1 | 3.10 | ||
15. | Составление предложений по картинке. Написание заглавной буквы В. | 1 | 4.10 | ||
16. | Чтение рассказа «Наши повара». Пересказ. | 1 | 9.10 | ||
17. | Звук и буква Жж. Чтение слогов и слов с буквой ж. Звукобуквенный анализ слов. Написание элементов буквы ж. | 1 | 10.10 | ||
18. | Написание строчной буквы ж. Чтение рассказов «Жук», «Оса». | 1 | 11.10 | ||
19. | Написание заглавной буквы Ж. Составление текста по картинке. Чтение текста «Лужок». | 1 | 16.10 | ||
20. | Правило написания сочетания «Жи-Ши». Чтение предложений слов и предложений с буквой Ж. Дифференциация ж-ш. | 1 | 17.10 | ||
21. | Закрепление правила написания «Жи-Ши». Составление рассказа по картинке. Чтение рассказа «Хороша зима». | 1 | 18.10 | ||
22. | Звук и буква Б,б. Звукобуквенный анализ слов. Написание строчной буквы б. Чтение слогов, слов, предложений с буквой Б. | 1 | 23.10 | ||
23. | Написание заглавной буквы Б. Чтение рассказа «Барабан». Составление рассказа по картинке. | 1 | 24.10 | ||
24. | Дифференциация б-п. Чтение сказки «Муха- Цокотуха». Ответ на вопросы по сказке. | 1 | 25.10 | ||
25. | Просмотр мультфильма «Муха- Цокотуха». Пересказ сказки по опорным картинкам. | 1 | 30.10 | ||
26. | Игры на правильное употребление предлогов. | 1 | 31.10 | ||
27. | Написание изученных букв под диктовку. | 1 | 1.11 | ||
II четверть – 21 час | |||||
1. | Повторение пройденного в I четверти. | 1 | 13.11 | ||
2. | Звук и буква Г,г. Написание строчной буквы г. Звукобуквенный анализ. Чтение слогов, слов и предложение с буквой Г. | 1 | 14.11 | ||
3. | Составление рассказа по картинке. Чтение рассказа «Гости». Написание заглавной буквы Г. | 1 | 15.11 | ||
4. | Дифференциация звуков г-к. Развитие фонематического слуха: игра «Кто как голос подает?» | 1 | 20.11 | ||
5. | Звук и буква Д,д. Звукобуквенный анализ. Написание строчной буквы д. Чтение слогов, слов, предложений со звуком Д. | 1 | 21.11 | ||
6. | Написание заглавной буквы Д. Чтение и пересказ рассказа «Садик». | 1 | 22.11 | ||
7. | Дифференциация звуков д-т. Чтение предложений с этими звуками. Составление рассказа по картинке. | 1 | 27.11 | ||
8. | Обобщающая беседа по теме «Осень». Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 2 | 28.11 29.11 | ||
9. | Беседа на тему «Зима». Игры и упражнения на тему «Зима». | 1 | 4.12 | ||
10. | Звук и буква Й,й. Звукобуквенный анализ. Написание строчной буквый й. Составление предложений по картинкам. | 1 | 5.12 | ||
11. | Чтение слогов и слов с буквой й. Чтение текстов с буквой Й. | 1 | 6.12 | ||
12. | Дифференциация звуков й-и. | 1 | 11.12 | ||
13. | Буква Ь. Написание строчной буквы ь. Беседа о значении ь. | 1 | 12.12 | ||
14. | Чтение слов, предложений и текстов с ь. | 1 | 13.12 | ||
15. | Образование слов путем наращивания и перемещения звуков в словах | 2 | 18.12 19.12 | ||
16. | Письмо слов со стечением согласных. | 1 | 20.12 | ||
17. | Написание изученных букв под диктовку. | 1 | 25.12 | ||
18. | Беседа на тему «Зимние праздники», «Новый год». Игры по теме занятия. | 2 | 26.12 27.12 | ||
III четверть – 27 часов | |||||
1. | Повторение ранее изученного. Беседа на тему «Мои каникулы». | 2 | 15.01 16.01 | ||
Звук и буква Е,е. Написание строчной и заглавной буквы. Чтение слов и предложений, текстов. | 1 | 17.01 | |||
2. | Звук и буква Э,э. Написание строчной и заглавной буквы. Чтение слов и предложений, текстов. | 1 | 22.01 | ||
3. | Различение твердых и мягких согласных Различение твердых и мягких согласных на слух. | 2 | 23.01 24.01 | ||
5. | Звук и буква Ё,ё. Написание строчной и заглавной буквы Ё. Чтение слов и предложений. | 1 | 29.01 | ||
6. | Буквы Е- Э для обозначения мягкости и твердости согласных. | 2 | 30.01 31.01 | ||
7. | Списывание и чтение текста после предварительного анализа слов с твердыми и мягкими согласными. | 2 | 5.02 6.02 | ||
8. | Буквы о — ё для обозначения твердости и мягкости согласных. | 1 | 7.02 | ||
9. | Буквы о — ё для обозначения твердости и мягкости согласных. Словарный диктант по следам анализа. | 1 | 19.02 | ||
10. | Игра «Кто у кого?» | 1 | 20.02 | ||
11. | Звук и буква Я,я. Написание строчной буквы я. Звукобуквенный анализ. | 1 | 21.02 | ||
12. | Написание заглавной буквы Я. Чтение слов и предложений. | 1 | 26.02 | ||
13. | Буквы а—я для обозначения твердости и мягкости согласных. Составление и запись предложений по вопросам учителя. | 2 | 27.02 28.02 | ||
14. | Чтение сказки В. Сутеева «Как зима кончилась». Составление пересказа по опорным картинкам. | 1 | 5.03 | ||
15. | Игра «Угадай кто где?» | 1 | 6.03 | ||
16. | Звук и буква Ю,ю. Написание строчной и заглавной буквы Ё. Чтение слов и предложений. | 1 | 7.03 | ||
17. | Буквы у — ю для обозначения твердости и мягкости согласных. | 2 | 12.03 13.03 | ||
18. | Буквы ы — и для обозначения твердости и мягкости согласных. | 2 | 14.03 19.03 | ||
19. | Обобщение по различению слов с твердыми и мягкими согласными. | 2 | 20.03 21.03 | ||
IV четверть – 24 часов | |||||
1. | Повторение изученного в III четверти. | 3 | 2.04 3.04 4.04 | ||
2. | Звук и буква Ц, ц. Звукобуквенный анализ. Написание строчной буквы Ц. Чтение текста «Мой отец». Составление рассказа о своих родителях. | 1 | 9.04 | ||
3. | Написание заглавной буквы Ц. Чтение текста «Курица и лисица». Списывание текста. | 1 | 10.04 | ||
4. | Звук и буква Ч,ч. Чтение предложений, текста. Написание строчной буквы ч. | 1 | 11.04 | ||
5. | Написание заглавной буквы Ч. Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом. | 1 | 16.04 | ||
6. | Составление рассказа по картинке. Чтение рассказа «Урок». | 1 | 17.04 | ||
7. | Правило написания «ча-чу». | 2 | 18.04 23.04 | ||
8. | Умение подбирать слова к заданной схеме. | 1 | 24.04 | ||
9. | Чтение сказки «Курочка ряба». Ответ на вопросы по тексту. | 1 | 25.04 | ||
10. | Пересказ сказки «Курочка рябя» по сюжетным картинкам. Звук и буква Щ, щ, звукобуквенный анализ. Написание строчной и заглавной буквы Щ. Чтение текста «овощи». | 1 | 30.04 | ||
11. | Правило написания «ща-щу». Составление слов. Правило написания «ча-ща, чу-щу». | 1 | 7.05 | ||
12. | Игра «Составь и напиши». Составление рассказа по картинке. Звук и буква Ф,ф. Написание строчной и заглавной буквы Ф. Чтение слов и текста. | 1 | 8.05 | ||
13. | Звукобуквенный анализ. Составление предложений по картинке. Чтение текста «Ферма». | 1 | 14.05 | ||
14. | Дифференциация звуков в-ф. | 1 | 15.05 | ||
15. | Буква Ъ. Написание Ъ. Чтение слов. Дифференциация ъ-ь. Чтение рассказа «Наша семья». Составление рассказа «Моя семья». | 1 | 16.05 | ||
16. | Чтение и отгадывание загадок по теме «Времена года». | 1 | 21.05 | ||
17. | Чтение стихотворений. | 1 | 22.05 | ||
18. | Чтение рассказа «Светофор». | 1 | 23.05 | ||
19. | Повторение пройдённого за год. | 3 | 28.05 29.05 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" для ребенка с РАС ( 2 вариант) 2 класс
Программа разработана для ребенка с тотальным недоразвитием тяжелой степени, отягощенной РАС. 2 класс. Рассчитана на 102 ч....
Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" ( 2 вариант) 2 класс
Данная программа разработана с опорой на реестр образовательных программ для детей с умственной отсталостью (2 вариант). Планирование сформировано с учетом видов деятельности детей на уроке....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 1в класс
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 2в класс
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, , «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» 3 класс (2 вариант)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 5»У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой у...
Рабочая программа предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся по АООП (вариант 2)...