Статья на тему: "Поиск, отбор, создание и использование ЭОР педагогом в контексте требований ФГОС".
статья
Интересная статья об информационно-коммуникативных технологиях и использовании ЭОР педагогом в контексте требований ФГОС,об основных требованиях, предъявляемых к современному учителю в учебном процессе. Повышение качества образования обусловлено сегодня комплексным применением электронных образовательных ресурсов в сочетании с инновационными формами и методами обучения. Грамотное применение электронных образовательных ресурсов, предполагающее соответствующую корректировку всех компонентов методической системы обучения, на мой взгляд, поможет сформировать целостную образовательную траекторию, что в немалой степени будет способствовать достижению целей современного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Поиск, отбор, создание и использование ЭОР педагогом в контексте требований ФГОС.
Одной из целей современного российского образования является информатизация образовательного процесса.
Информационно–коммуникационные технологии – важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации учебного процесса.
Каковы требования, предъявляемые к современному учителю в контексте использования средств ИКТ в учебном процессе? (из квалификационной характеристики профессионального стандарта педагога)
Учитель должен:
- оценивать эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету используя компьютерные технологии;
- осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе в условиях информационно-коммуникационных технологий;
- знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- знать современные образовательные технологии, включая информационные;
- обоснованно выбирать программы и учебно-методическое обеспечение, включая электронные образовательные ресурсы.
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, согласно которому «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». Для организации такого вида деятельности педагогу требуется соответствующий инструментарий. Мощным инструментом организации системно-деятельного подхода в обучении является применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
ЭОР - это инструмент: для познания нового; получения информации; исследования; выполнения творческого проекта учащегося; самооценки.
Использование ЭОР в образовательном процессе имеет ряд преимуществ и возможностей.
Преимущества:
- учет особенностей современных детей и подростков;
- мультимедийность;
- экономия времени на отбор дидактических средств;
- эффективный и оперативный контроль;
Возможности:
- объективность контроля;
- индивидуальный подход;
- решение различных образовательных задач на уроке и во внеурочное время;
- сочетание различных методических приемов;
- разнообразие видов деятельности на уроке.
Как показывают психолого-педагогические исследования, именно использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе позволяет педагогу реализовать на практике инновационные идеи и направления индивидуализации и информатизации образования. Интерактивность обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
Для проектирования занятия с применением ЭОР учителю важно:
- научиться осуществлять поиск и отбор ЭОР в соответствии с имеющимися условиями;
- определять целесообразность использования ЭОР на различных этапах урока.
С содержательно-методической точки зрения ЭОР должны соответствовать следующим требованиям:
- Структурированность представленного материала, логика изложения.
- Ориентация на технологии развивающего обучения.
- Ориентация на разнообразие форм познавательной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную) работу учащихся.
- Наличие методических рекомендаций и инструкции по применению.
- Интеграция с другими предметными областями.
- Соблюдение дидактических принципов обучения (от простого к сложному, научность, доступность, практическая направленность и т.д.).
- Обеспечение дифференцированного (разноуровневого) подхода к обучению.
- Создание здоровьесберегающих условий образовательной деятельности учителя и учащихся.
- Учёт возрастных и психологических особенностей учащихся.
- Эффективность контроля учебных достижений школьников (промежуточных, итоговых).
- Оптимальность и разнообразие приёмов обратной связи.
Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
По каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс – открытая образовательная модульная мультимедиа система.
Очень удобно, что различают всего три типа электронных учебных модуля: модуль получения информации (И-тип), модуль практических занятий (П-тип), модуль контроля (К-тип).
Модуль Информационного-типа содержит текст, анимацию, видеофрагменты и интерактивные модели, контрольные вопросы на закрепление.
Модуль практических занятий (П-тип) предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков. Наличие в данном разделе режимов «Помощь», «Подсказка» помогает ученикам, допустившим ошибки, проанализировать решение и провести соответствующую коррекцию.
В модуле контроля (К-тип) представлены задания, аналогичные заданиям практического типа. За исключением того, что при выполнении этих заданий не дается возможность получить подсказку и выполнить задание повторно.
Возможности, заложенные в ЭОР, основанных на модульной структуре, обеспечивают расширение выбора форм организации учебной деятельности обучаемых: фронтальная работа в классе, самостоятельная работа учащихся по индивидуальным учебным траекториям в классе и дома при подготовке к занятиям, работа в парах сменного состава и групповая работа, выполнение виртуальных практических работ, контроль знаний учащихся, дополнительные занятия с отстающими учениками, на факультативах, кружках и т.д.
Очевидно, что использование электронных образовательных ресурсов расширяет возможности образовательного процесса, но при этом они остаются лишь инструментом, орудием решения задач, и их применение ни в коем случае не должно превращаться в самоцель. Нельзя забывать, что повсеместное и бессистемное применение ЭОР может обернуться такими проблемами, как:
- возможность информационного перенасыщения учебного процесса, способствующего понижению восприятия и усвоения;
- возникновение дополнительной когнитивной нагрузки вследствие обилия гиперссылок;
- несовпадение разработанных ресурсов с логикой различных УМК;
- наличие некачественных ЭОР;
- необходимость приобретения техники, соответствующей требованиям новейших ЭОР.
Основные ограничения
- нормы СанПин (1- 4кл. – 10-15; 5-7 кл.-20 мин., 8-11 кл. - 25 мин.);
- техническая оснащенность классов;
- большой объем времени на подготовку к уроку (поиск, отбор, проверка, проектирование сценариев уроков с использованием ЭОР);
- изменение позиции учителя по отношению к современным средствам и формам обучения.
Подводя итоги, можно сказать, что повышение качества образования обусловлено сегодня комплексным применением электронных образовательных ресурсов в сочетании с инновационными формами и методами обучения. Грамотное применение электронных образовательных ресурсов, предполагающее соответствующую корректировку всех компонентов методической системы обучения, на наш взгляд, поможет сформировать целостную образовательную траекторию, что в немалой степени будет способствовать достижению целей современного образования.
Таким образом, активное использование ЭОР приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. Вывод один – нужно не стоять на месте, а совершенствовать приемы и методы, чтобы достичь успехов в своей профессиональной деятельности.
Список используемых источников
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011
- Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 31 с.
- Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании». Учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2005 г.
- «Что такое электронные образовательные ресурсы» - www.ed.gov.ru/news/konkurs.
- «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года» - http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование системы духовно – нравственного воспитания в контексте требований ФГОС»
Выступление на конференции педагогических работников образования.Доклад на тему: "Формирование системы духовно-нравственного воспитания в контексте требований ФГОС".Доклад + презентация....
Система повышения квалификации педагогов образовательного учреждения в контексте требований ФГОС НОО
Выступление в ЛОИРО на семинаре...
Статья "Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС"
Статья "Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС"...
Статья по теме: "Формирование деятельностных способностей младших школьников на уроках литературного чтения в контексте требований ФГОС"
Данная статья может быть полезна учителям начальных классов для заимствования опыта реализации работы в соответствиис системно-деятельностным подходом как в общем виде, так и на уроках литературного ч...
Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».
laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...
Статья "Здоровьесберегающие технологии в работе педагога. Аспекты реализации требований ФГОС"
Коррекционная педагогика...