Статья по теме: "Формирование деятельностных способностей младших школьников на уроках литературного чтения в контексте требований ФГОС"
статья
Данная статья может быть полезна учителям начальных классов для заимствования опыта реализации работы в соответствии
с системно-деятельностным подходом как в общем виде, так и на уроках литературного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование деятельностных способностей младших школьников на
уроках литературного чтения в контексте требований ФГОС»
Ставинская Ольга Георгиевна,
студентка ОГАПОУ «БПК»
г. Белгород
Одной из актуальных проблем начального образования, требующей своевременного решения, является развитие деятельностных способностей младших школьников. В настоящее время важно, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию [2].
Любой педагог хорошо знает – только то, что пропущено через себя, через деятельность ребёнка, его практический опыт, его эмоциональное переживание, запомнится им на всю жизнь, станет его способностью. Даже народная мудрость гласит: «Я слышу – и забываю, вижу – и понимаю, делаю и умею».
Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации [1].
В прошлом мы гордились большим объёмом фактических знаний, но в настоящем изменившемся мире – это теряет свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности обучающихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.
Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника [4].
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях [3].
В случае, когда личностное овладение знанием из заучивания и надоедливых повторений превращается в деятельностный процесс, в процесс интенсивного умственного развития (благодаря которому возможности мышления ребёнка существенно увеличиваются), основной путь школьника к самосознанию (познанию человеком самого себя) и развитию своего интеллекта значительно расширяется. По нашему мнению, как было изложено ранее, данному явлению содействуют следующие способы организации учебного процесса: групповые формы работы, приёмы проблемного обучения, проектные методики.
Среди разнообразных средств развития деятельностных способностей младших школьников особое место занимают уроки русского языка и литературного чтения в начальных классах.
На наш взгляд, наиболее эффективными условиями для развития деятельностных способностей обучающихся на уроках литературного чтения являются:
- развитие мотивации к учению, познавательных интересов обучающихся;
- проведение развивающих учебных игр;
- организация поисковой деятельности, различных форм самостоятельной работы обучающихся с текстом;
- стремление к осознанному усвоению учебного материала, участию всех учеников в учебной деятельности;
- выполнение заданий эвристического характера;
- применение компьютерных технологий в учебном процессе.
Таким образом, реализация деятельностного подхода в обучении позволяет учителю развить у обучающихся деятельностные способности, которые обеспечивают воспитание в каждом ребенке самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.
Список литературы:
1. Аксёнова Н.И. Системно – деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар.науч.конф. – СПб.: Реноме, 2016. – с. 140 – 142.
2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.
3. Деятельностный метод как средство достижения новых результатов школьного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=34594 (дата обращения: 09.12.2020).
4. Психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич Е.С. - Минск: «Соврем. слово», 2017 — 928 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/15/picture-81215-1363358305.jpg)
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Творческий отчет в виде презентационных слайдов по теме "Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/21/picture-154277-1548095068.jpg)
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/22/picture-256563-1369248010.jpg)
«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения»
Данные методические рекомендации посвящены вопросу развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. В них описывается методика подготовки детей к выполнению тв...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/09/picture-168632-1357701390.jpg)
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения (открытие в себе автора)
В данной статье представлен опыт моей работы по открытию в каждом учащемся авторского таланта в соответствии со степенью самостоятельности и активности. В процессе работы происходит преодоление затруд...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/31/picture-419223-1730358842.jpg)
Доклад на тему "Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения"
Доклад по данной теме можно использовать учителям начальной школы, молодым специалистам, студентам и практикантам....
Статья СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
В данной статье поднимается тема развития творчества с помощью сказки, рассмотрены виды сказки и некоторые интересные методы работы на уроках литературного чтения с 1-4 класс....
Статья ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СКАЗОК
Еще одна интерпретация статьи про сказки и их влияние на развитие творческих способностей....