Система повышения квалификации педагогов образовательного учреждения в контексте требований ФГОС НОО
статья по теме

Поддубняк Марина Викторовна

Выступление  в ЛОИРО на семинаре 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_seminar_loiro_vnosh.docx113.25 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования администрации

МО Волосовский район

МОУ «Волосовская начальная

общеобразовательная школа»

учитель начальных классов

Поддубняк Марина Викторовна

Система повышения квалификации педагогов образовательного учреждения  в контексте  требований ФГОС НОО

       С 1 сентября 2010 года МОУ  «Волосовская начальная общеобразовательная школа» является инновационной площадкой по введению и реализации ФГОС НОО. (слайд)

      По новым Федеральным государственным образовательным стандартам обучаются 88 учащихся первых классов, 117 учащихся 2 классов и 96 учеников 3 классов.

      В условиях введения и реализации новых государственных стандартов особое внимание руководителей может и должно быть обращено к кадровому потенциалу своих ОУ. Именно кадровый потенциал остаётся единственным неиссякаемым ресурсом, который есть у каждой школы,

      Каждая школа  в настоящее время все в большей степени приобретает свое собственное лицо, поэтому и потребности у педагогических коллективов становятся все более разнообразными, требующими квалифицированного научного подхода к их решению. Одним из путей помощи педагогическим коллективам в решении этих вопросов может стать организация корпоративного обучения – повышение квалификации «по интересам», для однородных групп педагогических работников или на рабочем месте, непосредственно в школе. Корпоративная форма образования, которая в этом случае  приобретает функции  внутрифирменного, внутришкольного образования, дает возможность, используя миссию и цели организации, ставить задачи, значимые для конкретного коллектива.

Рабочей группой педагогов была создана «Программа научно-методического сопровождения образовательного процесса в ходе реализации ФГОС НОО».

Данной программой предусмотрено:

  1. система методического сопровождения по вопросам проектирования и реализации разрабатываемых школой в контексте нового ФГОС образовательных программ начального общего образования;
  2. система повышения квалификации педагогов через курсовую подготовку;
  3. система проведения обучающих семинаров, консультаций и др. по повышению профессиональных компетентностей специалистов образовательного учреждения  в условиях перехода и реализации ФГОС;
  4. организация и проведение мониторинга для оценки изменений в образовательном процессе школы,  уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования.

Модель управления внутришкольной системой повышения квалификации работников общеобразовательного учреждения представлена на схеме (слайд)

                                     

       Почему же на уровне нашей школы возник интерес  к корпоративной форме образования? В большой степени это продиктовано требованиями времени и особенностями функционирования нашего учреждения. Мы используем как и все учреждения  одну из форм повышения квалификации курсовую подготовку учителей при ЛОИРО. (слайд) Так как наша школа начальная, всего 16 классов-комплектов, то одновременный выезд на курсы нескольких педагогов нарушает образовательный процесс, что отрицательно сказывается на предоставлении образовательных услуг. Готовность учреждения к  переходу на новые образовательные стандарты включала в себя  в первую очередь подготовку кадровых ресурсов. Таким образом, трое педагогов, директор, заместитель директора по УВР, прошедшие курсы «Содержание и организация образовательного процесса в начальной школе в условиях перехода на ФГОС второго поколения» в 2010 году и стали непроизвольно педагогами-тьютерами. Так  именно с их помощью мы организовали практико-ориентированные семинары по внедрению ФГОС в начальной школе, что позволило дать представление всем педагогам школы о ключевых особенностях ФГОС, о строении и разработке рабочей программы по предметам, по формированию УУД у обучающихся. (слайд) Далее каждый педагог, который  посещал новый курс при ЛОИРО или  проходил дистанционно, обучал педагогов школы по изученной проблеме. На сегодняшний день все педагоги прошли обучение по ФГОС и продолжают обучение на проблемных курсах.

          В методических принципах  корпоративного (внутришкольного) обучения педагогов  учитываются, прежде всего, условия деятельности образовательного учреждения, реальное состояние динамики изменений, связанных с процессом модернизации, имеющиеся в школе административные, исследовательские и другие ресурсы.

     Руководитель ОУ и руководитель МС и зам. директора  начинают свою работу с выявления общих позиций коллектива.

Прежде всего

-совместно выявляются общие цели и условия проведения семинаров,педсоветов;

-обсуждаются вопросы, важные для развития образовательной среды образовательного учреждения;

 -           согласовываются основания и направленность встреч: степень представленности  в них содержания с изменений, происходящих в российском образовании в целом, в школьном образовании, в отдельных его аспектах и т. д.;

 -           выявляется степень заинтересованности учителей в групповой работе;

 -           определяется заинтересованность учителей в решении общешкольных проблем;

 -           осуществляется  обмен опытом отдельных учителей и выявление возможности  его использование для расширения образовательной среды образовательного учреждения;

 -            обсуждаются возможные проекты, которые станут результатом работы ;

      Постоянно меняющаяся ситуация в образовательном процессе требует от каждого учителя самостоятельности в решении своих профессиональных затруднений, решение которых не обходится без проигрывания альтернативных ситуаций. Учителя включаются в создание дифференцированной и многовариантной системы, в основе которого лежит неформальное общение.

     Участники коллективной деятельности постоянно включаются в диалоги, а идущий в это время процесс освоения нового, можно понимать как индивидуальное присвоение форм коллективной деятельности, что изначально и было целью совместной работы. Таким образом, в условиях корпоративного обучения происходит включение таких «механизмов», которые обычно ускользают от внимания : особая значимость для каждого участника того результата, который они получили  в процессе коллективной деятельности.

Таким образом, изучение теоретических основ современного инновационного процесса осуществляется через систему:

педагогических советов, где рассматриваются фундаментальные методологические вопросы модернизации российского образования; (слайд)

2010 год

  1. Роль и место учителя в реализации приоритетных направлений образования

2011 год

  1. Современный урок в аспекте ФГОС. Работа в ОУ в условиях реализации стандартов второго поколения.

2012 год

  1. Одаренный ребенок в школе. Формы и методы работы с детьми с высокими учебными и интеллектуальными возможностями.
  2. Реализация нового образовательного стандарта. Творческие отчеты педагогов.

2013 год

  1. Развитие МОУ «Волосовская НОШ» в контексте идеологии модернизации образования.
  2. "Педагог в современной школе: профессиональный и психологический аспекты"
  3. «Пути повышения качества образования»

методических семинаров, где осуществляется практическая отработка теоретических вопросов. (слайды)

  1. «Организация образовательного процесса в начальной школе на основе ФГОС».
  1. Современный урок: тенденции и возможности в рамках новых ФГОС.
  2. «Внедрение ФГОС в начальной школе»
  3. «Современный урок в свете реализации стандартов нового поколения».  
  4. «Организация методической основы урока и требования к нему»
  5. «Формирование коммуникативных и познавательных умений школьников через использование на уроках современных образовательных технологий»
  6. «Формы сотрудничества  на уроках в начальной школе»
  7. «Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке как средство повышения его качества»
  8. «Одаренный ребенок в школе. Формы и методы работы с детьми с высокими учебными и интеллектуальными возможностями»
  9. «Развитие творческих способностей учащихся в группе продленного дня. Использование приемов здоровьесберегающих технологий в режиме ГПД»
  10. «Творческие отчеты учителей и анализ работы»
  11. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.Занкова, «Начальная школа XXI века», «Перспективная начальная школа»
  12. «Новые формы взаимодействия ДОУ и школы первой ступени в рамках внедрения ФГОС НОО»
  13. « Практико-ориентированный семинар « Формирование УУУД  у обучающихся СКК VII вида».

заседаний методических объединений, где  рассматриваются частные методические вопросы различных образовательных областей;

Отработка теоретических вопросов осуществляется:

  1. на пробных уроках (в рамках М/О);
  2. при индивидуальных и групповых занятиях;
  3. на заседаниях творческих групп.

Апробация моделей, форм и методов обучения, демонстрация практических умений в использовании современных педагогических технологий осуществляется через систему:

  1. открытых уроков в рамках методической работы (слайд)

2011 год

1-а – литературное чтение «Изображение фантастических образов в художественных произведениях на промере стихотворения С.Я. Маршака «Дремота и зевота».

1-б – математика «вычитание чисел 7, 8, 9. Закрепление».

1-г (КРО) – окружающий мир «Почему нужно есть много овощей и фруктов». Урок закрепления предметных умений, формирования УУД.

2-а – организация исследовательской деятельности. Конференция. Защита исследовательских работ: «Что находится под землей?», «Как пчелы делают мед?», «Приведения». Систематизация предметных умений, УУД, решение предметных задач.

2-б – иностранный язык (английский) «Я и мои друзья. Мои животные». Урок применения предметных умений в условиях решения учебных задач.

3-б – математика. Письменное сложение трехзначных чисел» урок закрепления предметных умений, формирование УУД.

3-в (КРО) – коррекционное занятие «Заочное посещение редакции газеты. Наши лошади». Коррекция связной речи.

2012 год

1-в – математика «Задачи и загадки». Урок открытия нового знания.

1-г  –  обучение грамоте Звук [Э]. Буквы Э,э. Чтение слогов.    

4-а  – окружающий мир «Расширение знаний о Земле».

3-г  (КРО) – математика «Закрепление. Решение задач».

1-а  музыка- «О чем говорит музыка».

2013

1-а – обучение грамоте «Согласные звуки [х ],[х,],  [ц], буквы Х,х,Ц,ц».

1-в  - окружающий мир «Январь – году начало, а зиме середина».

  1. мастер-классов
  2. конкурсов профессионального мастерства

   «Классный, самый классный»

Концепция воспитательной системы «Будущее начинается сегодня» - Малышева Н.В.

Концепция воспитательной системы «Вместе мы – сила» - Охрименко Е.В.

Концепция воспитательной системы «Тропинка к своему «Я» - Фёдорова М.А.

   «Конкурс педагогического мастерства «Учитель года»

«Педагогические возможности использования информационно-коммуникативных технологий в работе учителя начальной школы» – Поддубняк М.В.

«Этимологический анализ слова, как методический прием при обучении орфограммы «трудных» слов на уроках русского языка в начальной школе» – Смирнова Ю.А.

«Проектно-исследовательская деятельность учащихся начальной школы» – Медведева  

Я.В.

   Участие в Ярмарке инноваций:

Федорова М.А., Жагло Н.В., Смирнова Ю.А., Дементьева Т.В.

  1. открытых общешкольных и внеклассных мероприятий; (слайд)

  1. участие во  всероссийских интернет-конкурсах (слайд)

   На сайте Netedu.ru «Сетевое образование. Экспертиза.  Учебники» участвовали  в конкурсе  метапредметного урока в начальной школе «Открывая мир, открываешь себя» и  разместили свои уроки Лешкевич Т.П., Поддубняк М.В., Малышева Н.В., Охрименко Е.В., Жагло Н.В., Смирнова Ю.А., Висленева Ю.Ю.

      На сайте nsportal.ru для участия во всероссийском конкурсе для учителей при Министерстве образования и науки «Я – классный руководитель» опубликовали свои воспитательные концепции Малышева Н.В., Охрименко Е.В., Федорова М.А., внеклассные занятия Поддубняк М.В., Лешкевич Т.П..

  1. выставки методических наработок; (слайд)
  2. мероприятия по обобщению опыта.
  1. всероссийские видеоконференции  на портале Завуч. Инфо.

        «Развивающая система обучения Л.В. Занкова в условиях введения  

федерального государственного образовательного стандарта»

        «Система «Перспективная начальная школа» -

гарантии в реализации стандарта второго поколения»

        «Начальная  школа XXI века»: технология достижения планируемых

результатов ФГОС НОО (Русский язык)»

Анализ проблем, достигнутых результатов, определение перспектив осуществляется:

  1. на заседаниях методических объединений;
  2. на заседаниях творческих групп учителей;
  3. на заседаниях методического совета.

Выработанные предложения рассматриваются и закрепляются на заседаниях педагогических советов и становятся ориентирами в новом учебном году при организации деятельности общеобразовательного учреждения по повышению профессионального уровня педагогических кадров, а также и при организации работы методической службы.

Педагоги школы имеют возможность на практике закреплять и обогащать свои теоретические знания в области новейших достижений педагогической науки и практики, освоения и внедрения новейших педагогических и информационных технологий, изучения передового опыта учителей - новаторов, новых программ, деятельности своих коллег.

               Опыт коллектива учителей школы – это не только осмысленный результат, но и эмоциональное переживание смысла общей деятельности, своего рода включенности каждого в контекст жизнедеятельности коллектива.

       Поскольку, весь мир сегодня живет по принципу «обучение через всю жизнь», естественно, учителю не только необходимо знать о тех изменениях, которые происходят в социальной жизни и в образовании, но и быть подготовленным к пониманию сущности опережающих функций образования в современном обществе.

              Таким образом, можно сказать, что в результате корпоративного обучения, помимо профессионального роста учителей, появляется возможность создать команду единомышленников, выращивать специалистов в своей школе.

              Важным «побочным» эффектом внутришкольного образования можно считать улучшение отношений в коллективе, повышение информированности членов коллектива о работе своих коллег, улучшения отношений в коллективе.

              Успешность реализации корпоративной системы повышения квалификации на уровне нашей школы подтверждается тем, что в результате совместной деятельности удавалось создать такие «продукты» по информированию, по оказанию методической помощи, как:

-альманах методических рекомендаций (слайд)

  1. Выпуск № 1 «Внедрение ФГОС в начальной школе», 2010 г.
  2. Выпуск № 2 «Современный урок: тенденции и возможности в рамках новых ФГОС»,2011г
  3. Выпуск № 3 «Особенности работы с детьми с ОВЗ: коррекционная работа и формирование УУД», 2013 г.

- памятки учителю

- сертификаты: (слайд).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность как фактор повышения квалификации педагога

В усло­виях современной системы  образования, когда учителю начальных классов предоставляется право свободы выбора содержания и форм обучения , внедрения инновационных технологий, то требуетс...

Сетевое сообщество учителей начальной школы как форма повышения квалификации педагогов

Учитель нового поколения – это личность, которая постоянно профессионально совершенствуется и адекватно отвечает на вызов времени. В настоящее время таким вызовом являются сетевые коммуникации....

ИТ в повышении квалификации педагога: Новые возможности для повышения квалификации (дистанционное обучение)

Педагогические работники, как никто другой, должен владеть своей профессией в совершенстве. При этом, учитывая стремительное развитие технологий, новые открытия, появление новых методов обучения, необ...

Информационно-образовательная среда. Система повышения квалификации педагогических кадров.

Дистанционное обучения в настоящее время является наиболее эффективным способом повышения квалификации работников в сфере образования. Оно помогает быстрее освоить нововведения в системе образования и...

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и обучение в рамках постояннодействующих и проблемно-целевых семинаров, является необходимым условием помощи и поддержки педа...

Раздел 4. Повышение квалификации. Повышение квалификации педагогов за последние 3 года. Участие в работе сетевых педагогических сообществ. План методической работы ШМО учителей начальных классов за 2020 - 2021 учебный год.

Раздел 4. Повышение квалификации. Повышение квалификации педагогов за последние 3 года. Участие в работе сетевых педагогических сообществ. План методической работы ШМО учителей начальных классов ...