Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».
статья
«Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sovremennyy_urok.docx | 40.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».
«Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Меняются цели и содержание образования, появляются новые технологии и средства обучения, но урок остается главной формой обучения. Как и сотни лет назад, только на уроке встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний и противоречия между познанным и еще не освоенным, чувство удовлетворения от успеха и познания окружающего мира.
Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но эти задачи зачастую решаются теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Для участников образовательного процесса урок интересен тогда, когда он современен. Современный урок – совершенно новый, насущный, актуальный. Современный урок закладывает основу для будущего, готовит ребенка к жизни в современном обществе.
Современный урок включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, личностно-ориентированный характер, творческую деятельность. Современный урок создает условия для формирования компетенций ребенка. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и др.;
- создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
Учебная деятельность - самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.
Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:
- учебная задача;
- учебные действия;
- действия самоконтроля и самооценки.
Учебная задача | Учебные действия | Действия самоконтроля и самооценки |
Цель, которую перед собой ставит ученик | Система существенных признаков понятия или алгоритм | Определение правильности выполненного действия |
Чему? Зачем? | Как? | Правильно? Хорошо? Можно лучше? |
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1) Уроки «открытия» нового знания;
2) Уроки актуализации знаний и умений;
3) Уроки комплексного применения знаний;
4) Уроки контроля, оценки и коррекции знаний.
Каждый тип урока имеет свою структуру.
Урок «открытия» нового знания Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний (исследовательская работа, экскурсия, учебный и трудовой практикум) 1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Формирование новых знаний и умений.
5) Первичная проверка понимания
6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов урока) | Урок комплексного применения знаний Цель: выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе (практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.) 1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов урока) |
Урок актуализации знаний и умений Цель: выработка умений по применению знаний (экскурсия, практикум, собеседование, консультация, лабораторная работа) 1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов урока)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу | Уроки контроля, оценки и коррекции знаний Цель: Определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками (контрольная работа, самостоятельная работа, тест, смотр знаний и др.) 1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Контроль и оценка знаний 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура. Коррекция знаний 1) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов контроля учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения. 2) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 3) Рефлексия (подведение итогов урока) |
В связи с тем, что введение ФГОС в образовательную систему требует от учителя предметных, метапредметных и личностных результатов, актуальным становится внедрение в процесс обучения, начиная со ступени начального общего образования инновационных технологий, которые способствуют сделать урок современным, деятельностным, развивающим.
Технология проблемно- диалогического обучения | Помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий. |
Технология критического мышления | Направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. |
Технология деятельностного обучения | Новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. |
Игровая технология | С приходом ребёнка в школу меняется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельности становится учение. Но именно в процессе игры ребёнок приобретает определённые учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми. |
ИКТ | Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока, следовательно, активно применять при обучении детей информационно-коммуникативные технологии. |
Технология дифференцированного обучения | Создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей. |
Здоровьесберегающая технология | Учитываются возрастно-половые особенности детей, состоянии их здоровья и индивидуальные психофизиологические особенности, используются здоровьесберегающие действия. |
Технология позиционного обучения Н.Е.Веракса [3] | Идея позиционного подхода основана на принципе субъективности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса. |
Современный урок требует от учителя выбирать такие методы и приемы работы, которые могли бы обеспечить детям необходимые знания, будили их мыслительную активность, развивали и поддерживали у них интерес к учению. Наиболее актуальными на сегодня становятся активные методы обучения. Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. [2]
При использовании активных методов обучения меняется роль ученика, из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. [1].
Диалоговый метод (источником знаний является устное или печатное слово) | Диалог, рассуждение, беседа, дискуссия. |
Наглядный метод (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) | Показ иллюстративных пособий, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей. Демонстрация приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, презентаций |
Исследовательский и практический метод (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия) | Устные и письменные упражнения, лабораторные и практические работы. |
Дидактическая игра Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. [4] | Образовательная игра Обучающая игра |
Метод проектов (учебно-познавательная деятельность школьников направлена на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы) | Исследовательский проект Творческий проект Информационный проект Ролевой проект |
Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
Оценочная деятельность учителя ведётся в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации".[4]
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Основной образовательной программы начального общего образования;[6] - Положения о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся уровня начального общего образования.
Участниками оценочных процедур являются все педагогические работники образовательного учреждения, учащиеся и их родители.
Система оценки – инструмент организации и управления процессом реализации требований Стандарта. Система оценивания выполняет следующие функции:
Нормативная функция | Проверяет соответствие с нормативом, утвержденным ФГОС |
Информирующая функция | Даёт информацию об успехах и нереализованных возможностях школьника |
Корректирующая функция | Способствует внесению поправок в действия школьника, корректировке его установок |
Воспитывающая функция | Создаёт условия для воспитания личностных качеств |
Социальная функция | Определяет уровень знаний, сформированность надпредметных умений |
Стимулирующая функция | Способствует созданию успеха, поддержанию интереса к деятельности и т.п. |
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих принципов:
- оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
- оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения.
- оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
- оценивать можно только то, чему учат.
- в оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.
Заключение
Так что же для нас современный урок?
Требования, предъявляемые к современному уроку
- урок должен являться логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями и содержанием.
- строится на основе учёта программных требований и требований учебных стандартов; диагностики потребностей и возможностей учащихся; самооценки возможностей преподавателя
- должен иметь точное дидактическое назначение(тип) и свои неповторимые особенности
- нацелен на конкретные результаты
- должен иметь рациональную структуру и темп.
- изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре.
- должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой ситуации по сравнению с изученной.
- большая часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач.
- существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.
Основные компоненты современного урока
1. Организационный – организация группы в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.
4. Коммуникативный – уровень общения педагога с группой.
5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной группы и т.п.
7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Как подготовить современный урок?
Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но, чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:
1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку: четко определить и сформулировать для себя его тему; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока, УУД.
3.Спланировать учебный материал. Для этого надо: подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям, упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.
4.Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
5.Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля. При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать подлинный интерес учителя к их работе.
7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации для его выполнения.
9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным, личностью учителя.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Приложение 1.
Структурные элементы учебного занятия Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познаватель-ная | Коммуника-тивная | Регулятивная | |||
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2.Совмест-ное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3.Моделирова-ние | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | Воспринимают ответы обучающихся | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Конструиро-вание нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5.Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществля-ют самоконтроль |
6.Примене-ние общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы,; - контрольно-оценивающая деятельность. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Приложение 2
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Цель посещения:
Дата:
Класс, учитель:
Количество учащихся в классе:
Присутствовали на уроке:
Тема урока:
Тип урока:
Дидактическая задача урока:
Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):
Ведущие аспекты анализа урока:
Ведущие аспекты анализа урока | Содержание наблюдения |
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ) | 1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию. 2.Результативность решения дидактической задачи |
Содержание урока | Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника |
Методы обучения | Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели |
Формы обучения | 1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока. 2. Целесообразность использования предложенных заданий |
Результативность урока | Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока |
Практическая направленность урока | Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам |
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности | 1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока 2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий) 3. Взаимопомощь |
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока | Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные |
Формирование ИКТ-компетентности | Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся |
Структура урока | Соответствие структуры урока основной дидактической задаче |
Педагогический стиль | Соблюдение норм педагогической этики |
Гигиенические требования | Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисципли...
Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС
Каждый урок – это не только расширение кругозора учащихся, но и развитие его личности: речи, культуры спора, ответа, личностных особенностей. Какой же он должен быть современный урок?...
Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС
Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершенствоваться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни – это продолжение повседневной, домаш...
Статья "Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС"
Статья "Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС"...
Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС
Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока....
Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС
Как же построить такой урок?Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченнос...