«Формирование системы духовно – нравственного воспитания в контексте требований ФГОС»
статья на тему
Выступление на конференции педагогических работников образования.
Доклад на тему:
"Формирование системы духовно-нравственного воспитания в контексте требований ФГОС".
Доклад + презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РМО, доклад, выступление | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Новобатайская СОШ №9
«Формирование
системы
духовно – нравственного воспитания
в контексте требований ФГОС»
Подготовила:
Учитель начальных классов
МБОУ Новобатайской СОШ №9
Мосинцева Е.М.
Август 2012 год.
Формирование системы духовно-нравственного воспитания в контексте требований ФГОС
"В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были
не просто понятны, но и стали бы целью жизни
каждого человека, предметом собственных
стремлений и личного счастья".
(Свадковский И.Ф.)
Психологической разработкой и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция определяет цели и задачи развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного воспитания и развития личности.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности? Современный воспитательный идеал – это высоконравственный, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Каковы же наши традиционные источники нравственности?
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважении к правам, свободам и обязанностям человека
Базовые национальные ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьёй; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, свободы совести и вероисповедания.
Формирование системы духовно – нравственного воспитания в контексте требований ФГОС в МБОУ Новобатайской СОШ №9 осуществляется через реализацию образовательной программы начального общего образования, в которой отражено содержание духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.
Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования содержит следующие направления:
Программа патриотического воспитания «Моё Отечество и я»
Цель: формирование чувства верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Задачи: - воспитывать любовь к родному краю, уважение к защитникам Отечества;
- знакомить с русской традиционной культурой;
- изучать мировую художественную литературу, воспитывать уважение к культуре других народов.
Планируемые результаты:
- Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символики, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальное представление о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Программа «Берегите людей»
Цель: формирование ценностного отношения к семье.
Задачи: - воспитывать любовь к дому, родителям, близким;
- формировать у детей ролевые отношения: сын, дочь, муж, жена;
- заставить задуматься о том, что лишь семья может воспитать в детях существенные стороны культуры.
Планируемые результаты:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Программа интеллектуального воспитания «Знание - сила!»
Цель: формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества.
Задачи: - формировать у детей учебную мотивацию;
-развивать коммуникативные умения;
- воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни.
Планируемые результаты:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Программа художественно-эстетического воспитания «От прекрасного к доброму»
Цель: формирование нравственной, духовно-развитой личности, способной к самосовершенствованию, поиску смысла жизни, стремящуюся к правде, добру, красоте средствами предметов художественно-эстетического цикла.
Задачи: - Развивать в детях умение видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь ее;
- воспитывать умение отличать внешнюю красоту от внутренней, стремиться к гармонии внешнего и внутреннего;
- формировать эстетические вкусы.
Формы проведения:- уроки и кружки художественно-эстетического цикла: кукольный
театр, школьный хор и вокальный ансамбль, изостудия «Страна мастеров»,
кружок «Мое рукотворчество»;
-библиотечные часы (внеклассное чтение);-детские выставки творческих работ;
-экскурсии, посещение театров, музеев, выставок;
-концертная, благотворительная деятельность.
Планируемые результаты:
•первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
•первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
•элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
•первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
•первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
•первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
•мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша главная задача - это общение с детьми, стремление к диалогу, желание найти альтернативный выход, всегда быть терпимыми и вежливыми. Человек – это целый мир, океан, вселенная, в котором бушуют радости, переживания, огорчения... И роль педагога в становлении духовно-нравственных ценностей у ребёнка, имеет основное значение.
Литература: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва, издательство «Просвещение», 2010 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система повышения квалификации педагогов образовательного учреждения в контексте требований ФГОС НОО
Выступление в ЛОИРО на семинаре...
Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисципли...
Реализация принципов здоровьесозидающей образовательной среды в контексте требований ФГОС НОО
В статье рассматриваются принципы соблюдения научно обоснованных гигиенических нормативов, формирующих внутришкольную среду; принцип соблюдения соответствия учебных нагрузок и педагогических технологи...
Самоанализ урока в контексте требований ФГОС
Вашему вниманию представлен план самоанализа урока в контексте требований ФГОС...
Организация здоровьесберегающего пространства начальной школы в контексте требований ФГОС НОО
Данный сборник представляет опыт работы участников творческой группы - учителей начальных классов МБОУ СОШ № 6 г.Красного Сулина Ростовской области по проблем...
ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО
ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО...
Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС
Каждый урок – это не только расширение кругозора учащихся, но и развитие его личности: речи, культуры спора, ответа, личностных особенностей. Какой же он должен быть современный урок?...