Статья "Современный урок в начальной школе, в контексте требований ФГОС"
статья

Папичева Татьяна Александровна

Статья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный  урок в начальной школе в контексте требований                 ФГОС

Современный этап развития предъявляет   новые требования  к системе  образования.

  Введенный  в систему образования  ФГОС, направлен на то, чтобы ребенок смог развиваться и жить в современных условиях, обладая необходимыми для этого качествами и  знаниями.

  Современный урок  остается основной единицей  учебного процесса, но в контексте требований  ФГОС кардинально меняются  требования и подход к  построению  современного урока.   Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения.

    Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы.  Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.  

Первый аспект - мотивационно – целеполагающий.

Второй аспект современного урока  - деятельностный аспект

   Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие.

     Поэтому, меняются функции участников образовательного процесса. Учитель не передает знания  в готовом виде, а только управляет  процессом, создавая проблемные ситуации, стимулирующие учащихся активно добывать  необходимые знания. Учитель, вместе с учащимися, на равных, ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению.

Учитель, проектируя занятие, составляет  технологическую карту.

         Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя и учащихся, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка –  важный  ресурс урока.

   Ученик - активный деятель, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно  работать с  информацией и применять полученные  знания  на практике.

Новым смыслом урока - является   решение проблем самими школьниками в процессе урока, через самостоятельную  познавательную деятельность.

Современный урок  направлен

•         на формирование и развитие  УУД,

•        на достижение личностных результатов;

•        строится в рамках системно - деятельностного подхода;

•        Развивает у учащихся способности самостоятельно  ставить учебную задачу;  

•        Проектировать пути  реализации;

•        Контролировать и оценивать свои достижения

В современном уроке   используются    деятельностные методы и приемы  обучения: учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

Развитию УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий:  технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа,  дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность.

Большое значение в современном уроке  имеет  групповая работа, которая

 дает возможность ребенку  побывать в разных ролях. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение.

Типы современных уроков:

1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

2. Урок рефлексии

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

4. Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Структура  современных   уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. Урок  можно  назвать  современным, если  учитель вместе с учащимися, на равных, ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению. Только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

 Список литературы:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2016. – 272 с.

2.Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / Г.К. Селевко “Школьные технологии”, 2007. № 6. – С. 3-43.

3. С.Н. Белова, И.В. Ильина, А.Н. Худин. Современный урок в начальной школе. Учебное пособие. Педагогическое общество России. Москва.2017, с. 54-57.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисципли...

Организация здоровьесберегающего пространства начальной школы в контексте требований ФГОС НОО

          Данный сборник представляет опыт работы участников творческой группы - учителей начальных классов МБОУ СОШ № 6 г.Красного Сулина Ростовской области по проблем...

Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС

Каждый урок – это не только расширение кругозора учащихся, но и развитие его личности: речи, культуры спора, ответа, личностных особенностей. Какой же он должен быть современный урок?...

Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС

Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершенствоваться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни – это продолжение повседневной, домаш...

Статья "Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС"

Статья "Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС"...

Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС

Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока....

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...