Статья "Современный урок в начальной школе, в контексте требований ФГОС"
статья
Статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.sovremennyy_urok_v_nachalnoy_shkole_v_kontekste_trebovaniy_fgos.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС
Современный этап развития предъявляет новые требования к системе образования.
Введенный в систему образования ФГОС, направлен на то, чтобы ребенок смог развиваться и жить в современных условиях, обладая необходимыми для этого качествами и знаниями.
Современный урок остается основной единицей учебного процесса, но в контексте требований ФГОС кардинально меняются требования и подход к построению современного урока. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения.
Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Первый аспект - мотивационно – целеполагающий.
Второй аспект современного урока - деятельностный аспект
Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Поэтому, меняются функции участников образовательного процесса. Учитель не передает знания в готовом виде, а только управляет процессом, создавая проблемные ситуации, стимулирующие учащихся активно добывать необходимые знания. Учитель, вместе с учащимися, на равных, ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению.
Учитель, проектируя занятие, составляет технологическую карту.
Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя и учащихся, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – важный ресурс урока.
Ученик - активный деятель, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно работать с информацией и применять полученные знания на практике.
Новым смыслом урока - является решение проблем самими школьниками в процессе урока, через самостоятельную познавательную деятельность.
Современный урок направлен
• на формирование и развитие УУД,
• на достижение личностных результатов;
• строится в рамках системно - деятельностного подхода;
• Развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;
• Проектировать пути реализации;
• Контролировать и оценивать свои достижения
В современном уроке используются деятельностные методы и приемы обучения: учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.
Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность.
Большое значение в современном уроке имеет групповая работа, которая
дает возможность ребенку побывать в разных ролях. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение.
Типы современных уроков:
1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Цели:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
2. Урок рефлексии
Цели:
Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
4. Урок развивающего контроля
Цели:
Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. Урок можно назвать современным, если учитель вместе с учащимися, на равных, ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению. Только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.
Список литературы:
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2016. – 272 с.
2.Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / Г.К. Селевко “Школьные технологии”, 2007. № 6. – С. 3-43.
3. С.Н. Белова, И.В. Ильина, А.Н. Худин. Современный урок в начальной школе. Учебное пособие. Педагогическое общество России. Москва.2017, с. 54-57.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисципли...
Организация здоровьесберегающего пространства начальной школы в контексте требований ФГОС НОО
Данный сборник представляет опыт работы участников творческой группы - учителей начальных классов МБОУ СОШ № 6 г.Красного Сулина Ростовской области по проблем...
Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС
Каждый урок – это не только расширение кругозора учащихся, но и развитие его личности: речи, культуры спора, ответа, личностных особенностей. Какой же он должен быть современный урок?...
Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС
Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершенствоваться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни – это продолжение повседневной, домаш...
Статья "Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС"
Статья "Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС"...
Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС
Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока....
Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».
laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...