Статья "Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС"
статья (4 класс)

Статья "Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Аграновская Л.А.

Учитель начальных классов

ГБОУ школа 131

Красносельского района

Г. Санкт – Петербурга

Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. В условиях обновления российского образования школа, как важный социальный институт, должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей жизни.                    Первым шагом реализации образовательной политики стало введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Современный процесс обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития. Главным направлением в работе каждого учителя и педагогических коллективов на ближайшие годы становится осмысление, освоение и внедрение в практику работы системно - деятельностного подхода.

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века:

- резко возросла информированность детей;

- современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

- несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

- ограниченность общения со сверстниками.

Особенности современного урока в начальной школе.

«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» - пишет Надежда Егоровна Щуркова. Ведь именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.

Современный урок - это расставание с уроком строгим, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

Требования, предъявляемые к современному уроку:

«Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя». Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.

«Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры». Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.

«Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства».

Урок – это работа души и, чем усерднее эта работа, тем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности.

Для осуществления обучения в соответствии с ФГОС педагогу необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно- деятельностного подхода.

Цели современного урока.

Цели деятельности учителя:

- цели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД;

- предметные цели.

Цели деятельности учащихся:

- Личностные: обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание и умение следовать моральным нормам (правдивость, ответственность, взаимопомощь); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

- Регулятивные: обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности:

- целеполагание, как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

-планирование, как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

- контроль, как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

- саморегуляция, как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

- коррекция, как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

- самооценка, как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

- Коммуникативные - это планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

- Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач

При контроле  работ учащихся необходимо дать понять детям, что результаты их работы важны и вызывают интерес у учителя. Очень полезно для совместной работы составление конспекта.

Алгоритм урока открытия новых знаний:

Подготовительный этап.

1. Мотивирование: актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

2. Рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины затруднения, определение границы между знанием и незнанием.

3. Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи.

Основной этап – открытие новых знаний.

4. Разработка проекта выхода из затруднения (цель, способ, алгоритм, план и т.д.).

5. Реализация готового проекта - открытие новых знаний.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Заключительный этап – применение и рефлексия.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке, включающая в себя экспресс-диагностику учителя и самоанализ учащихся.

Если раньше в традиционном уроке мы составляли конспект урока, то с переходом на ФГОС это технологическая карта. Это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Так что такое современный урок ? Это урок- открытие, развитие, рост, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, инициативность.

Самоопределение к выполнению той или иной образовательной деятельности, наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, способность ученика проектировать предстоящую деятельность, осознание учеником того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал он при этом, позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию.

Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.

Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Время «готовых» уроков постепенно отходит, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока.

Что главное в уроке? Для одних учителей успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему «наполнять» учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Как бы не менялось представление об уроке, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового.

Современный, – это совершенно новый, но не теряющий связи с прошлым, то есть означает важный, существенный для настоящего времени, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, закладывающий основу для будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисципли...

Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС

Каждый урок – это не только расширение кругозора учащихся, но и развитие его личности: речи, культуры спора, ответа, личностных особенностей. Какой же он должен быть современный урок?...

Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС

Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершенствоваться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни – это продолжение повседневной, домаш...

Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС

Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока....

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...

Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС

Как же построить такой урок?Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченнос...