ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕАЛЬНЫЙ ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
материал на тему

Абраменко Ирина Юрьевна

Обобщение опыта работы инклюзивного образования. Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет составной частью их профессионального мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад69.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕАЛЬНЫЙ ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

И.Ю.Абраменко

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Огурская средняя общеобразовательная школа

У нас ограниченные возможности... 
Так, почему-то, принято считать. 
Но кто, скажите, может ограничить 
Возможность верить и мечтать. 
Назло болезни заниматься спортом! 
И не за грамоты, не за призы. 
Пусть мы не ставим мировых рекордов: 
Рекорды ведь у каждого - свои. 
Встречать рассвет! И радоваться жизни! 
Писать стихи, когда душа поёт! 
Возможности у нас не ограничены, 
Когда мы вместе! А не наоборот. 

Одной из самых тревожных тенденций XXI века стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями. Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны. В настоящее время ведущим направлением в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья является инклюзивное образование. Модель инклюзивного образования предполагает создание для детей с особыми потребностями безбарьерной среды обучения, приспособление образовательной среды к их нуждам и оказание необходимой поддержки в процессе совместного обучения со здоровыми сверстниками. Инклюзивное (франц. Inclusive – включающий в себя, от лат.Include – заключаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных (массовых) школах. Понятие «включающее образование» представляет собой такую форму обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями:

а) посещают те же школы, что их братья, сестры и соседи;

 б) находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста;

 в) имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели;

г) обеспечиваются необходимой поддержкой. [1]

На сегодняшний день в России более 13 миллионов инвалидов, из них – 540 тысяч детей, около 100 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в инклюзивных школах. [2]

На форуме Общероссийского народного фронта "Качество образования во имя страны" в Пензе 15 октября Владимир Владимирович Путин прокомментировал печальную тенденцию, которая появилась  в стране - это уничтожение коррекционного образования.

Как сообщают РИА Новости: «По словам президента России, в последнее время в России было закрыто 150 коррекционных школ.» При этом Путин видит проблему не в фактах закрытия коррекционных  школ, а в том, что это закрытие может проходить без предварительной подготовки системы инклюзивного образования. Это такая специфическая забота о людях, смысл которой в следующем – возможность получить образование  дети-инвалиды потеряют не резко, а постепенно – через инклюзию.

«Безусловно, закрытие (коррекционных) школ, если это происходит, должно быть сопоставлено с возможностями инклюзивного образования. А этого, к сожалению, нет, и на это я прошу министерство образования и наших коллег, руководителей регионов Российской Федерации обратить самое пристальное внимание.» Глава государства также  добавил, что инклюзивное образование крайне важно для всех членов общества — «и для людей с ограниченными возможностями, и для детей, у которых нет проблем со здоровьем». [3]

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования.

Инклюзивное образование — это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками — это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.  

Цель инклюзивного образования в социализации и адаптации детей с особенностями развития в обществе, в подготовке их к поступлению в ВУЗ, к получению профессии и работы в этом обществе, а главное жить вместе со всеми и быть независимым. Задачей иклюзивного образования, как и социальной инклюзии, является разработка новых образовательных стандартов, которые были бы адаптированы под разные нарушения развития. Школы должны быть оснащены необходимым оборудованием и приспособлениями (лифт, пандусы, специальные книги для слабовидящих детей, наушники и звукоусиливающая аппаратура для слабослышащих детей и т.д.), педагоги должны пройти квалифицированную переподготовку для работы с такими детьми. Необходимо развить систему диагностики, которая направляла бы ребенка именно в те учреждения, которые им подходят, развить систему тьюторства.

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

1.        Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.

2.        Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

3.        Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

К сожалению, частичная или полная реализация любой из перечисленных выше форм интеграции может повлечь за собой следующие проблемы и риски:

1.        Административная и профессиональная неготовность к принятию инклюзивных практик.

2.        Отсутствие вариативности образовательных стандартов.

3.        Недостаточность механизмов реализации инклюзивной практики.

4.        Недостаточность методического обеспечения осуществления инклюзивного образовательного процесса и соответствующего ему технологического и психолого-педагогического сопровождения.

5.        Трудности взаимодействия между всеми участниками инклюзивного образовательного процесса.

Необходимо отметить, что при всех выделенных типах интеграции (за исключением полной интеграции) предполагается наличие в ОУ некоего специального подразделения со своим штатом педагогов-дефектологов.

Инклюзивное образование – это процесс дальнейшего развития и расширения образовательной интеграции. Интеграция и инклюзия не являются концептами, противоречащими друг другу. Это уровни одного социального процесса, затрагивающего и меняющего систему образования. [4]  

В связи с этим основная задача, которую необходимо решить - это включение в образовательный процесс различных групп детей и создание для каждого ребенка равнозначных условий.

          Так всё же, как работать с учащимися, которые имеют ОВЗ со стороны интеллекта в обычной школе? Реально ли это?   Или положительный опыт инклюзии существует только «на бумаге», в теоретических рассуждениях?

         По специальности я являюсь учителем начальных классов. В своё время, наряду с этой профессией,  я получила дополнительную специальность «Специальная психология с основами дефектологии».     На данный момент работаю в МБОУ Огурская СОШ. Среди моих учащихся есть два ребёнка обучающихся по адаптированной программе для детей с лёгкой степенью умственной отсталости и один обучается по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития, 13 человек обучаются по общеобразовательной программе. Хочу поделиться опытом работы инклюзивного обучения, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

        Одной из основных трудностей в сельских школах, считаю организацию урока без сопровождения детей с ОВЗ  тьютором и отсутствие системы медико-психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе. Очень сложно простроить на уроке работу с учащимися, которые постоянно отвлекаются, не могут сосредоточить своё внимание на материале, могут работать только в сопровождении. Включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общие образовательные учреждения предполагает постоянное сопровождение образовательного процесса в условиях инклюзии. Это означает, что без специальных педагогов, работающих непосредственно в школе массового типа, инклюзия невозможна. Образовательный процесс с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, предполагает постоянное и целенаправленное сопровождение психологами, социальными педагогами, логопедами, специалистами-дефектологами с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Это сопровождение включает не только специальную коррекционно-развивающую работу с детьми в индивидуальной и групповой форме, но обязательно и работу с администрацией образовательного учреждения, педагогическим и детским коллективом, родителями. [5]  

Как вовлечь таких учеников в образовательный процесс? Как организовать работу на уроке по разным темам, не мешая друг другу, а помогая? Кто заменит узких специалистов в сопровождении детей.  На эти вопросы я пытаюсь найти ответ уже ни один год.

Электронное обучение в наибольшей степени позволяет педагогам выстроить гибкий персонализированный процесс обучения с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, организуя интерактивное взаимодействие  в различных формах организации учебной деятельности.

Детям при обучении необходимы новые технологии образования; например, использование информационных технологий необходимо при обучении детей с ОВЗ. Другие дети получают преимущества от использования этих технологий, и, кроме того, все остальные ученики могут пользоваться этими программами и технологиями в то время, когда они не являются необходимыми для обучения детей с ОВЗ.

Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения в рамках урока информационных технологий появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Данные возможности ИКТ открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Так же ученик имеет возможность продолжить обучение дома. Каждый ученик получает возможность самостоятельно изучить курс в комфортном для себя темпе с необходимым именно для него количеством повторений и отработок вне зависимости от уровня подготовки, социальных и географических условий. На моих уроках, тьютером для учеников стал компьютер. Использую образовательный портал на базе интерактивной платформы для обучения детей  Учи.ру. [6]  Компьютер строит диалог с учеником, система реагирует на действия ученика и, в случае правильного решения, хвалит его и предлагает новое задание, а при ошибке задаёт уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению. Наушники помогают сосредоточить внимание детей на материале, выполнять задания, не отвлекаясь на внешние раздражители.


Ключевые преимущества Учи.ру: 
-Повышение образовательных результатов; 
-Усвоение материала без пробелов; 
-Рост интереса к обучению; 
-Доступность для детей с особыми образовательными потребностями; 
-Статистика в реальном времени. 

Сопровождение узкими специалистами обеспечивается по средствам сайта Мерсибо [7]. На сайте представлены вебинары для родителей и педагогов, которые помогают организовать работу не только педагогам, но и родителям дома.  Так же есть возможность получить консультацию у ведущих логопедов, психологов, дефектологов:

Вероника Дмитриевна Мазина — детский нейропсихолог, учитель-логопед высшей категории;

Екатерина Александровна Суслова — эксперт Мерсибо, учитель-логопед высшей категории, автор методики и многих интерактивных игр Мерсибо, педагог с 20-летним стажем, ведущий специалист в области ИКТ в логопедии;

Малюкова Наталья Георгиевна — кандидат психологических наук, медицинский психолог высшей категории. Заведует отделением медицинской психологии ГБУЗ Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ. Автор статей, методических рекомендаций и ВУЗовских программ по нейропсихологии. Опыт работы — 20 лет;

Елена Николаевна Краузе – учитель-логопед высшей категории, автор методической литературы и статей по логопедии и дефектологии, разработчик программ и преподаватель курсов повышения квалификации для учителей-логопедов, дефектологов ;

Игры построены таким образом, что в непринуждённой форме ученики приобретают навыки, необходимые для работы на уроке. Использование образовательных платформ раскрывает широкие возможности не только на уроке, но и во внеурочное время.

Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет составной частью их профессионального мышления.

Список используемой литературы

  1. Никитина Е. Л. Проблемы развития инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 29. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2014/65278.htm.
  2. Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2009.
  3. https://ria.ru/society/20141015/1028480035.html#ixzz3HF34ZKoM
  4. (Сиротюк А.С. Организация полисубъектной деятельности специалистов в системе инклюзивного образования //Alma Mater (Вестник высшей школы). М., 2012. № 4).
  5. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Назаровой. –М. : Издательский центр «Академия», 2009. –359 с. 2. Рудь Н. Н. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения. Методическое пособие. – М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011.– С. 4. 3. Кучмаева О. В., Сабитова Г. В., Петрякова О. Л. Проблемы развития инклюзивного образования в столице // Воспитание школьников. – 2013. – № 4. – С. 3 – 11.
  6. https://uchi.ru/teachers/g/243385/stats/main 
  7. https://mersibo.ru/front-specialist


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к преподаванию в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы (здоровьесберегающий подход).

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу...

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обуче...

Реализация ООП НОО: опыт, проблемы, перспективы.

Для реализации ООП НОО сделан выбор УМК «Школа 2100», который прошёл государственно-общественную экспертизу и рекомендован к использованию в образовании по ФГОС НОО....

Организация обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного процесса: опыт, проблемы и перспективы.

Учиться могут все дети, а значит всем, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должны предоставляться возможности получить образование.  Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И в...

Тема: «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития».

Здоровье   школьников находится под мощным прессингом разнообразных факторов среды и деятельности, что обусловлено значительной учебной нагрузкой, неправильной организацией учебного процесса...

Инклюзивное образование в начальной школе: Опыт, проблемы, перспективы.

Опыт, проблемы, перспективы инклюзивного образования в начальной школе....