Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности Азбука: этика добра
календарно-тематическое планирование (2 класс)
Рабочая программа «Этика: азбука добра» духовно-нравственной направленности разработана на основе авторской программы «Этика: азбука добра» (авт.И.С. Хомякова, В.И. Петрова) // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2011
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno_tematicheskoe_planirovanie_azbuka_etika_dobra.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.
Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что оставляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки. Необходимость преодолеть все недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определённой системе.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».
Цель программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
– создать условия для овладения обучающимися знаниями о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
– способствовать осознанию базовых гуманистических ценностей, формированию первоначальных этических представлений обучаемых.
– обеспечить условия для развития эмоционального восприятия детей, их познавательных и коммуникативных способностей
Методы работы
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
- личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
- стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
- развивающие нравственное сознание;
- активизирующие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Формы и режим занятий.
Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, тренинги, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Включает как теоретические занятия – 15 часов, так и практические - 19 часов, из них 3 часов экскурсии.
Ценностные ориентиры программы.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)
2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
Планируемые результаты:
Личностные УУД.
Обучающиеся:
- получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
- начнут осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
- освоят первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
Регулятивные УУД.
Обучающиеся смогут решать задачи самооценки и самопроверки, адекватно оценивать ситуацию и выбирать линию поведения.
Метапредметные УУД.
Обучающиеся научатся или получат возможность:
- установить соответствие поступков нравственным правилам;
- сопоставить, сравнить героев, их поведение;
- классифицировать материал по разным основаниям;
- делать выводы, строить предположения.
Коммуникативные УУД.
Обучающиеся научатся или получат возможность:
- иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
- работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
- анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
- создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Требования к уровню подготовки учащихся.
- Знание и выполнение правил поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, библиотеке
- Знание и выполнение правил вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.
- Знание и выполнение правил поведения в гостях, на улице, в транспорте, в общественных местах.
- Знание и выполнение правил личной гигиены, соблюдение культуры внешнего вида, соблюдение режима дня и правил ЗОЖа.
- Умение организовать игру, вести беседу по телефону, обращаться с просьбой к незнакомым людям, умение найти выход из конфликта.
- Умение содержать свои вещи в порядке.
- Умение анализировать свой распорядок дня, корректировать его; оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
- Умение оценивать характер общения, свое поведение, внешний вид.
Формами учета знаний и умений являются: проведение викторин, тестов, участие в тематических конкурсах и выставках, выполнение творческих работ, овладение навыками правильного поведения.
Форма подведения итогов реализации программы: конкурсно - игровая программа
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема учебного занятия | Содержание деятельности | Воспитательная работа | ||||
план | факт | Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности | |||||
1. Школьный этикет (7ч) | ||||||||
1.1 | 03.09 | Что такое этикет. Правила делового поведения и учебного труда | Порядок работы объединения. Правила поведения во время учебного занятия. Обсуждение плана работы творческого объединения на учебный год. Правила делового поведения и учебного труда. Беседа, инсценирование , обсуждение произведений художественной литературы. | Формировать интерес к занятиям, научить оценивать своё поведение и поведение окружающих, поддерживать стремление детей соответствовать образцу выпускника начальной школы | ||||
1.2 | 10.09 | Этикет поведения на перемене. | Правила поведения на перемене. Школьные перемены как время активного отдыха, игры Тренинг, игра | Воспитывать стремление соблюдать правила поведения на переменах и правила общения в игре | ||||
1.3 | 17.09 | Мы в школьной столовой. | Поведение в столовой, правила поведения за столом. Беседа, тренинг, обсуждение пословиц | Воспитывать стремление соблюдать правила поведения в столовой, за столом. | ||||
1.4 | 24.09 | Мы отправляемся в библиотеку. | Правила поведения в библиотеке, правила пользования, обращения с книгами. Рассказ библиотекаря | Работа с книжным фондом. Тренинг | Воспитывать стремление соблюдать правила поведения в библиотеке, стремление к познанию, уважительное отношение к печатному слову | |||
1.5 | 01.10 | Книжкина больница | Правила работы с книгами. Ремонт книг | Воспитывать уважительное отношение к печатному слову, сформировать умение ремонтировать книги | ||||
1.6 | 08.10 | Этикет общения на празднике в школе | Правила поведения на школьном празднике. Праздник «Осенний калейдоскоп» | Воспитывать стремление соблюдать правила поведения на школьном празднике. | ||||
1.7 | 15.10 | Школа – наш дом, будет порядок в нём! | Необходимость поддержания чистоты и порядка в классе, в школе. Уборка помещения класса и прилегающей территории. | Воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в классе, в школе, уважительное отношение к труду техперсонала школы. | ||||
2. Правила общения (8ч) | ||||||||
2.1 | 22.10 | Достижение взаимопонима-ния с одноклас-сниками | Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим Беседа, инсценирование, обсуждение произведений художественной литературы. | Воспитывать этические представления у обучаемых, доброго, терпимого отношения к сверстнику, другу, младшим | ||||
2.2 | 05.11 | Без друга в жизни туго. Можно и не ссориться | Пути выхода из конфликтной ситуации Обсуждение поступков сказочных героев, тренинг | Воспитывать этические представления у обучаемых, формировать умение оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты | ||||
2.3 | 12.11 | Этика и этикет общения девочек и мальчиков класса | Воспитывать этические представления у обучаемых об отношениях между полами. | |||||
2.4 | 19.11 | Выходи играть во двор. | Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов Игры | Учить самостоятельно формулировать правила коллективной игры, воспитывать понимание необходимости соблюдения выработанных правил | ||||
2.5 | 26.11 | Мой учитель. | Проявление уважения к учителю как человеку и профессионалу, осознание ценности его работы для обучающихся. Беседа, обсуждение жизненных ситуаций | Воспитывать этические представления у обучаемых, уважительное отношение к учителю. | ||||
2.6 | 03.12 | Думай о других: сопереживание, как его выразить? | Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации. Беседа, обсуждение жизненных ситуаций, произведений художественной литературы | Развитие эмоционального восприятия детей, воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия. | ||||
2.7 | 10.12 | Что такое равнодушие? | Нравственное содержание ситуации, оценка ситуации. Беседа, обсуждение жизненных ситуаций, произведений художественной литературы | Развивать эмоциональное восприятие детей, воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к людям, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, сочувствие. | ||||
2.8 | 17.12 | Дал слово — держи его. | Нравственное содержание ситуации, оценка ситуации. Беседа, обсуждение жизненных ситуаций, произведений художественной литературы | Воспитывать понимание необходимости нести ответственность за свои слова и поступки, стремление сдержать данное слово. | ||||
3. О трудолюбии (4ч) | ||||||||
3.1 | 24.12 | Что помогает учиться лучше? | Прилежание и старательность в учении и труде Беседа, хронометраж дня, анализ своего распорядка дня, его корректирование | Формировать умение анализировать и оценивать свои действия во время уроков, выполнения Д/З. Воспитывать стремление быть прилежным и старательным в учении и труде. | ||||
3.2 | 14.01 | Мои обязанности в классе. | Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе. Беседа, инсценирование, обсуждение пословиц | Формировать умение анализировать и оценивать свои действия во время уроков, труда, дежурства. Стимулировать оценку собственного отношения к труду. | ||||
3.3 | 21.01 | Порадовать близких – как это просто! | Значение труда в жизни людей, виды труда детей дома Беседа, инсценирование, обсуждение пословиц, жизненных ситуаций | Формировать умение анализировать и оценивать свои действия во время уроков, труда, дежурства. Стимулировать оценку собственного отношения к труду | ||||
3.4 | 28.01 | Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи). | Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Трудовая деятельность (чистка одежка, пришивание пуговиц, порядок в портфеле) | Прививать элементы культуры труда, воспитывать бережное отношение к вещам, созданным трудом других людей. | ||||
4. Культура внешнего вида (5ч) | ||||||||
4.1 | 04.02 | Культура внешнего вида. | Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Беседа, инсценирование, обсуждение произведений художественной литературы. | Воспитывать осознание необходимости соблюдения правил опрятности для сохранения здоровья, уважения окружающих. | ||||
4.2 | 11.02 | Умейте ценить своё и чужое время | Умение планировать дела. Составление режима дня, хронометраж подготовки к уроку | Воспитывать у обучающихся стремление ценить своё и чужое время, планировать дела, соблюдать режим дня | ||||
4.3 | 18.02 | Роль спорта в жизни человека | Значение спорта в жизни человека. Спортивные игры | Воспитывать у обучающихся интерес к спорту, стремление укрепить свое здоровье | ||||
4.4 | 25.02 | Правила содержания учебных вещей | Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Трудовая деятельность (наведение порядка в портфеле, на парте, в классе) | Прививать элементы культуры труда, воспитывать бережное отношение к вещам, созданным трудом других людей. | ||||
4.5 | 04.03 | Бережное отношение к своей одежде. | Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Трудовая деятельность (чистка одежка, пришивание пуговиц) | Прививать элементы культуры труда, воспитывать бережное отношение к вещам, созданным трудом других людей. | ||||
5. Внешкольный этикет (10ч) | ||||||||
5.1 | 11.03 | Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. | Особенности устного и письменного приглашения на день рождения, встречи и развлечения гостей. Беседа, инсценирование, создание письменного приглашения на праздник. | Воспитывать стремление соблюдать правила вежливости в общении, соответствовать образцу гостеприимного хозяина, поддерживать стремление детей соответствовать образцу выпускника начальной школы | ||||
5.2 | 18.03 | Поведение в гостях. Как дарить и принимать подарки. | Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях. Беседа, инсценирование, обсуждение произведений художественной литературы. | Воспитывать стремление соблюдать правила вежливости в общении, поддерживать стремление детей соответствовать образцу выпускника начальной школы | ||||
5.3 | 01.04 | Правила поведения в кинотеатре, театре, на выставке. | Правила поведения в общественных местах. Посещение кинотеатра | Воспитывать стремление соблюдать правила вежливости в общении, правила поведения в кинотеатре, театре, на выставке, поддерживать стремление детей соответствовать образцу выпускника начальной школы | ||||
5.4 | 08.04 | Правила поведения на улице, в транспорте. | Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях. Беседа, инсценирование, обсуждение произведений художественной литературы. | Воспитывать стремление соблюдать правила вежливости в общении, правила поведения на улице, в транспорте, поддерживать стремление детей соответствовать образцу выпускника начальной школы | ||||
5.5 | 15.04 | Этикет поведения детей в подъезде и во дворе. | Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях. Беседа, инсценирование, обсуждение произведений художественной литературы. | Воспитывать стремление соблюдать правила вежливости в общении, правила поведения в подъезде и во дворе, поддерживать стремление детей соответствовать образцу выпускника начальной школы | ||||
5.6 | 22.04 | Бережное отношение к природе. | Экологическое воспитание. Посадка саженцев деревьев вместе с родителями | Воспитывать понимание необходимости бережного отношения к природе, улучшить экологию в школьном дворе, в поселке. | ||||
5.7 | 29.04 | Экскурсия в краеведческий музей | Правила поведения в общественных местах. Экскурсия | Воспитывать стремление соблюдать правила вежливости в общении, правила поведения в общественных местах, поддерживать стремление детей соответствовать образцу выпускника начальной школы | ||||
5.8 | 06.05 | Правила безопасности при общении с животными | Правила безопасности при общении с животными Экскурсия в зоопарк. | Воспитывать стремление соблюдать правила безопасности при общении с животными. | ||||
5.9 | 13.05 | Экскурсия в храм Св.Владимира (п. Разумное) | Правила поведения в храме. Экскурсия | Воспитывать стремление правила поведения в храме, поддерживать стремление детей соответствовать образцу выпускника начальной школы | ||||
5.10 | 20.05 | «Спасибо» и «пожалуйста». | Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Конкурсно – игровая программа. | Воспитывать стремление соблюдать правила вежливости в общении, правила поведения в общественных местах, поддерживать стремление детей соответствовать образцу выпускника начальной школы |
Содержание программы
Школьный этикет
Дисциплина в школе и классе.
В библиотеке: люби книгу.
Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в библиотеке. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Соблюдение чистоты и порядка в классе, в школе.
Универсальные учебные действия:
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- оценивать своё поведение и поведение окружающих.
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Сопереживание, помощь друзьям.
Дал слово — держи его.
Диалоги со сверстниками.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; сочувствие, сопереживание (конкретные жизненные ситуации). Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации. Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Универсальные учебные действия:
— участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,
— анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
— высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
— создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
— описывать сюжетную картинку (серию);
— оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
— самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы;
— использовать в речи слова вежливости.
О трудолюбии
Учусь всё делать сам.
Беречь результаты труда.
Трудолюбие как главная ценность человека. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома. Прилежание и старательность в учении и труде. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду, стремления к самостоятельности, проявлению взаимопомощи дома и в школе. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
- оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Культура внешнего вида
Правила личной гигиены.
Бережное отношение к своей одежде.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
— воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
— оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет
Правила поведения в общественных местах.
Бережное отношение к природе.
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях. Правила вежливости в общении с ближайшим окружением.
Универсальные учебные действия:
— использовать доброжелательный тон в общении;
— оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Необходимое оборудование: памятки для каждого ученика, художественные рисунки и иллюстрации, плакаты, художественная литература, настольные игры, предметы, необходимые для конкурсов.
Литература
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России/ Данилюк А.Я. – М.: Просвещение, 2011г.
- Планируемые результаты начального общего образования (Стандарты 2-го поколения)/ Ковалева Г.И – М.: Просвещение, 2011г
- Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. / Белоусова Т. Л. и др. Под ред. Данилюка А. Я. – М.: Просвещение, 2011г
- Классные часы и нетрадиционные уроки в 1-2 классах/Дик Н.Ф. – Ростов-на- Дону «Феникс», 2008
- Веселые классные часы и родительские собрания в 1-2 классах/Дик Н.Ф. – Ростов-на- Дону «Феникс», 2008
- http://www.portal-slovo.ru/
- http://www.bestreferat.ru/referat-98091.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности. Кружок "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" (проектная деятельность)
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №61»Ленинского района города Саратова «Рассмотрено» Руководитель МО ____________ Н.В.Юрина...
Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Этика: Азбука Добра» 3 класс
В данном календарно-тематическом планировании не только спланировы занятия, но и расписано основное содержание каждого занятия, какие формы и методы работы, вид деятельности учеников на уроке и ...
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мир деятельности", 2 класс, УМК "Перпектива"
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мир деятельности" во 2 классе с УУД (УМК "Перпектива")...
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Музейная и экскурсионная деятельность" в 3 классе
Внеурочная деятельность. Календарно-тематическое планирование по дополнительной образовательной деятельности "Музейная и экскурсионная деятельность" 3 класс....
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты»....