Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности Азбука: этика добра
календарно-тематическое планирование (2 класс)

Пистун Оксана Александровна

Рабочая программа «Этика: азбука добра» духовно-нравственной направленности разработана на основе авторской программы «Этика: азбука добра» (авт.И.С. Хомякова, В.И. Петрова) // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2011

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.

Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что оставляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.

Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки. Необходимость преодолеть все недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определённой системе.

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».

Цель программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

– создать условия для овладения обучающимися знаниями о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

– способствовать осознанию базовых гуманистических ценностей, формированию первоначальных этических представлений обучаемых.

– обеспечить условия для развития эмоционального восприятия детей, их познавательных и коммуникативных способностей

Методы работы

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

- личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

- стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

- развивающие нравственное сознание;

- активизирующие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Формы и режим занятий.

Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, тренинги, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).  Включает как теоретические занятия – 15 часов, так и практические - 19 часов, из них 3 часов экскурсии.

Ценностные ориентиры программы.

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)

        2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

Планируемые  результаты:

 Личностные УУД.

Обучающиеся:

- получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.

- начнут осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

- освоят первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.

Регулятивные УУД.

Обучающиеся смогут решать задачи самооценки и самопроверки, адекватно оценивать ситуацию и выбирать линию поведения.

Метапредметные УУД.

Обучающиеся научатся или получат возможность:

- установить соответствие поступков нравственным правилам;

- сопоставить, сравнить героев, их поведение;

- классифицировать материал по разным основаниям;

- делать выводы, строить предположения.

Коммуникативные УУД.

Обучающиеся научатся или получат возможность:

-  иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.

- работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.

- анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

- создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Требования к уровню подготовки учащихся.

  1. Знание и выполнение правил поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, библиотеке
  2. Знание и выполнение правил вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.
  3. Знание и выполнение правил поведения в гостях, на улице, в транспорте, в общественных местах.
  4. Знание и выполнение правил личной гигиены, соблюдение культуры внешнего вида, соблюдение режима дня и правил ЗОЖа.
  5. Умение организовать игру, вести беседу по телефону, обращаться с просьбой к незнакомым людям, умение найти выход из конфликта.
  6. Умение содержать свои вещи в порядке.
  7. Умение анализировать свой распорядок дня, корректировать его; оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
  8. Умение оценивать характер общения, свое поведение, внешний вид.

Формами  учета знаний и умений являются: проведение викторин, тестов, участие в тематических конкурсах и выставках, выполнение творческих работ, овладение навыками правильного поведения.

Форма подведения итогов реализации программы:  конкурсно - игровая программа    

Календарно - тематическое планирование

п/п

Дата проведения

Тема учебного занятия

Содержание деятельности

Воспитательная работа

план

факт

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

1. Школьный этикет (7ч)

1.1

03.09

Что такое этикет. Правила делового поведения и учебного труда

Порядок работы объединения. Правила поведения во время учебного занятия. Обсуждение плана работы творческого объединения на учебный год.  Правила делового поведения и учебного труда.

Беседа, инсценирование , обсуждение произведений художественной литературы.

Формировать интерес к занятиям, научить оценивать своё поведение и поведение окружающих, поддерживать  стремление детей  соответствовать образцу выпускника начальной школы

1.2

10.09

Этикет поведения на перемене.

Правила поведения на перемене. Школьные перемены как время активного отдыха, игры

Тренинг, игра

Воспитывать стремление соблюдать правила поведения на переменах и правила общения в игре

1.3

17.09

Мы в школьной столовой.

Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Беседа, тренинг, обсуждение пословиц

Воспитывать стремление соблюдать правила поведения в столовой, за столом.

1.4

24.09

Мы отправляемся в библиотеку.

Правила поведения в библиотеке, правила пользования,  обращения с книгами. 

Рассказ библиотекаря

Работа с книжным фондом. Тренинг

Воспитывать стремление соблюдать правила поведения в библиотеке, стремление к познанию, уважительное отношение к печатному слову

1.5

01.10

Книжкина больница

Правила работы с книгами. Ремонт книг

Воспитывать  уважительное отношение к печатному слову, сформировать умение ремонтировать книги

1.6

08.10

Этикет общения на празднике в школе

Правила поведения на школьном празднике. Праздник «Осенний калейдоскоп»

Воспитывать стремление соблюдать правила поведения на школьном празднике.

1.7

15.10

Школа – наш дом, будет порядок в нём!

Необходимость поддержания чистоты и порядка в классе, в школе. Уборка помещения класса и прилегающей территории.

Воспитывать стремление поддерживать  чистоту и порядок в классе, в школе, уважительное отношение к труду техперсонала школы.

2. Правила общения (8ч)

2.1

22.10

Достижение взаимопонима-ния с одноклас-сниками

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим

Беседа, инсценирование, обсуждение произведений художественной литературы.

Воспитывать этические представления у обучаемых, доброго, терпимого отношения к сверстнику, другу, младшим

2.2

05.11

Без друга в жизни туго. Можно и не ссориться

Пути выхода из конфликтной ситуации 

Обсуждение поступков сказочных героев, тренинг

Воспитывать этические представления у обучаемых, формировать умение оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты

2.3

12.11

Этика и этикет общения девочек и мальчиков класса

Воспитывать этические представления у обучаемых об отношениях между полами.

2.4

19.11

Выходи играть во двор.

Практическое

знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов

Игры

Учить самостоятельно формулировать правила коллективной игры, воспитывать понимание необходимости соблюдения выработанных правил

2.5

26.11

Мой учитель.

Проявление уважения к учителю как человеку и профессионалу, осознание ценности его работы для обучающихся.

Беседа, обсуждение жизненных ситуаций

Воспитывать этические представления у обучаемых, уважительное отношение  к учителю.

2.6

03.12

Думай о других: сопереживание, как его выразить?

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Беседа, обсуждение жизненных ситуаций, произведений художественной литературы

Развитие эмоционального восприятия детей,  воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия.

2.7

10.12

Что такое равнодушие?

Нравственное содержание ситуации, оценка ситуации.

Беседа, обсуждение жизненных ситуаций, произведений художественной литературы

Развивать эмоциональное восприятие детей,  воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к людям, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, сочувствие.

2.8

17.12

Дал слово — держи его.

Нравственное содержание ситуации, оценка ситуации.

Беседа, обсуждение жизненных ситуаций, произведений художественной литературы

Воспитывать понимание необходимости нести   ответственность за свои слова и поступки, стремление сдержать данное слово.

3. О трудолюбии (4ч)

3.1

24.12

Что помогает учиться лучше?

Прилежание и старательность в учении и труде

Беседа,  хронометраж дня, анализ своего распорядка дня,  его корректирование

Формировать умение анализировать и оценивать свои действия во время уроков, выполнения Д/З. Воспитывать стремление быть   прилежным и старательным в учении и труде.

3.2

14.01

Мои обязанности в классе.

Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе. 

Беседа, инсценирование, обсуждение пословиц

Формировать умение анализировать и оценивать свои действия во время уроков, труда, дежурства. Стимулировать оценку собственного отношения к труду.

3.3

21.01

Порадовать близких – как это просто!

Значение труда в жизни людей, виды труда детей дома Беседа, инсценирование, обсуждение пословиц, жизненных ситуаций

Формировать умение анализировать и оценивать свои действия во время уроков, труда, дежурства.  Стимулировать оценку собственного отношения к труду

3.4

28.01

Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).

Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Трудовая деятельность (чистка одежка, пришивание пуговиц, порядок в портфеле)

Прививать элементы культуры труда, воспитывать  бережное отношение к вещам, созданным трудом других людей.

4. Культура внешнего вида (5ч)

4.1

04.02

Культура внешнего вида.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Беседа, инсценирование, обсуждение произведений художественной литературы.

Воспитывать осознание необходимости соблюдения правил опрятности  для сохранения здоровья, уважения окружающих.

4.2

11.02

Умейте ценить  своё и чужое время

Умение планировать дела. Составление режима дня, хронометраж подготовки к уроку

Воспитывать у обучающихся стремление ценить  своё и чужое время, планировать дела, соблюдать режим дня

4.3

18.02

Роль спорта в жизни человека

Значение спорта в жизни человека.

Спортивные игры

Воспитывать у обучающихся интерес к спорту, стремление укрепить свое здоровье

4.4

25.02

Правила содержания учебных вещей 

Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Трудовая деятельность (наведение порядка в портфеле, на парте, в классе)

Прививать элементы культуры труда, воспитывать  бережное отношение к вещам, созданным трудом других людей.

4.5

04.03

Бережное отношение к своей одежде.

Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Трудовая деятельность (чистка одежка, пришивание пуговиц)

Прививать элементы культуры труда, воспитывать  бережное отношение к вещам, созданным трудом других людей.

5. Внешкольный этикет (10ч)

5.1

11.03

Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей.

Особенности устного и письменного приглашения на день рождения, встречи и развлечения гостей.

Беседа, инсценирование, создание письменного приглашения на праздник.

Воспитывать стремление соблюдать правила вежливости в общении,  соответствовать образцу гостеприимного хозяина,  поддерживать  стремление детей  соответствовать образцу выпускника начальной школы

5.2

18.03

Поведение в гостях. Как дарить и принимать подарки.

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях.

Беседа, инсценирование, обсуждение произведений художественной литературы.

Воспитывать стремление соблюдать правила вежливости в общении,  поддерживать  стремление детей  соответствовать образцу выпускника начальной школы

5.3

01.04

Правила поведения в кинотеатре, театре, на выставке.

Правила поведения в общественных местах.

Посещение кинотеатра

Воспитывать стремление соблюдать правила вежливости в общении,  правила поведения в  кинотеатре, театре, на выставке,  поддерживать  стремление детей  соответствовать образцу выпускника начальной школы

5.4

08.04

Правила поведения  на улице,  в транспорте.

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях.

Беседа, инсценирование, обсуждение произведений художественной литературы.

Воспитывать стремление соблюдать правила вежливости в общении,  правила поведения  на улице,  в транспорте,  поддерживать  стремление детей  соответствовать образцу выпускника начальной школы

5.5

15.04

Этикет поведения детей в подъезде и во дворе.

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях.

Беседа, инсценирование, обсуждение произведений художественной литературы.

Воспитывать стремление соблюдать правила вежливости в общении,  правила поведения в   подъезде и во дворе,  поддерживать  стремление детей  соответствовать образцу выпускника начальной школы

5.6

22.04

Бережное отношение к природе.

Экологическое воспитание. Посадка саженцев деревьев вместе с родителями

Воспитывать понимание необходимости бережного отношения к природе, улучшить экологию в школьном дворе, в поселке.

5.7

29.04

Экскурсия в краеведческий музей

Правила поведения в общественных местах.

Экскурсия

Воспитывать стремление соблюдать правила вежливости в общении,  правила поведения в общественных местах,  поддерживать  стремление детей  соответствовать образцу выпускника начальной школы

5.8

06.05

Правила безопасности при общении с животными

Правила безопасности при общении с животными 

Экскурсия в зоопарк.

Воспитывать стремление соблюдать правила  безопасности при общении с животными.

5.9

13.05

Экскурсия в храм Св.Владимира (п. Разумное)

Правила поведения в храме.

Экскурсия

Воспитывать стремление правила поведения в храме, поддерживать  стремление детей  соответствовать образцу выпускника начальной школы

5.10

20.05

«Спасибо» и «пожалуйста».

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

Конкурсно – игровая программа.

Воспитывать стремление соблюдать правила вежливости в общении,  правила поведения в общественных местах,  поддерживать  стремление детей  соответствовать образцу выпускника начальной школы


Содержание программы

Школьный этикет

Дисциплина в школе и классе.

В библиотеке: люби книгу.

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в библиотеке. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Соблюдение чистоты и порядка в классе, в школе.

Универсальные учебные действия:

  •  воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
  •  оценивать своё поведение и поведение окружающих.

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

Сопереживание, помощь друзьям.

Дал слово — держи его.

Диалоги со сверстниками.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; сочувствие, сопереживание (конкретные жизненные ситуации). Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации. Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов.  Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Универсальные учебные действия:

— участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,

— анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

— высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);

—        создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

— описывать сюжетную картинку (серию);

— оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

— самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы;

—        использовать в речи слова вежливости.

О трудолюбии

Учусь всё делать сам.

Беречь результаты труда.

Трудолюбие как главная ценность человека. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома. Прилежание и старательность в учении и труде.  Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду, стремления к самостоятельности, проявлению взаимопомощи дома и в школе. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

  •  проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
  •  оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

Культура внешнего вида

Правила личной гигиены.

Бережное отношение к своей одежде.

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия:

—        воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

— оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет

Правила поведения в общественных местах.

Бережное отношение к природе.

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях. Правила вежливости в общении с ближайшим окружением.

Универсальные учебные действия:

— использовать доброжелательный тон в общении;

—        оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Необходимое оборудование: памятки для каждого ученика, художественные рисунки и иллюстрации, плакаты, художественная литература, настольные игры, предметы, необходимые для конкурсов.

Литература

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России/ Данилюк А.Я. – М.: Просвещение,  2011г.
  2. Планируемые результаты начального общего образования (Стандарты 2-го поколения)/ Ковалева Г.И – М.: Просвещение,  2011г
  3. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. / Белоусова Т. Л. и др. Под ред. Данилюка А. Я. – М.: Просвещение,  2011г
  4. Классные часы  и нетрадиционные уроки в 1-2 классах/Дик Н.Ф. – Ростов-на- Дону «Феникс», 2008
  5. Веселые классные часы  и родительские собрания  в 1-2 классах/Дик Н.Ф. – Ростов-на- Дону «Феникс», 2008
  6. http://www.portal-slovo.ru/
  7. http://www.bestreferat.ru/referat-98091.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности. Кружок "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" (проектная деятельность)

Муниципальное  общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №61»Ленинского района  города Саратова   «Рассмотрено» Руководитель МО ____________ Н.В.Юрина...

Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Этика: Азбука Добра» 3 класс

В данном календарно-тематическом планировании не только  спланировы занятия, но и расписано основное содержание каждого занятия, какие формы и методы работы, вид деятельности учеников на уроке и ...

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мир деятельности", 2 класс, УМК "Перпектива"

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мир деятельности" во 2 классе с УУД (УМК "Перпектива")...

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Музейная и экскурсионная деятельность" в 3 классе

Внеурочная деятельность. Календарно-тематическое планирование по дополнительной образовательной деятельности "Музейная и экскурсионная деятельность" 3 класс....

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности   1 класс  «Уроки доброты»....