Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
прививать интерес к исследовательской деятельности.
Для организации внеурочной деятельности и на уроках
«Я -исследователь» используются школьные переносные лаборатории немецкой фирмы CORNELSEN - комплекты оборудования в компактных упаковках.
Работая с этим оборудованием, ученики осваивают методики проведения простых и наглядных опытов, а учителя получают возможность пробудить у школьников интерес к исследовательской деятельности и способствовать формированию навыков экспериментальной работы.
В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-_issledovatel_1_klass.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Я – исследователь» в 1 классе (33 часа)
№ | Наименование разделов.тем | Всего часов | Количество часов | План | Факт | Оборудова ние | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудитор-ные | Внеауди-торные | Знакомство с основными понятиями исследовательской деятельности. Умение определять свои потребности. Умение принимать в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы ( подтем ) проекта и аргументировать свой выбор. Умение осуществлять совместное или самостоятельное планирование и выполнение практического задания. | ||||||
I | Основы исследовательской деятельности | 6 | 3 | 3 | ||||
1 | Что такое исследование? | 1 | 1 | - | Диск Интерактивная доска | |||
2 | Как задавать вопросы? | 2 | 1 | 1 | ||||
3 | Как выбрать тему исследования? | 2 | 1 | 1 | ||||
4 | Учимся выбрать дополнительную литературу! (экскурсия в библиотеку) | 1 | 1 | |||||
II | Постановка научного эксперимента, как средство развития познавательных способностей. | 17 | 11 | 6 | ||||
1 | Равновесие и устойчивость. Мосты. Проведение эксперимента « Изобретаем арочный мост» | 2 | 1 | 1 | Комплект лабораторного оборудования «Равновесие и устойчивость» | |||
2 | Проведение эксперимента «Изобретаем висячий мост.» Силы давления и натяжения, действующие на висячий мост. | 2 | 1 | 1 | Комплект лабораторного оборудования «Равновесие и устойчивость» | Умение получать дополнительную информацию. Участие в коллективном анализе научного эксперимента | ||
3 | Постановка вопроса (поиск гипотезы . Проведение эксперимента «Мост без гвоздей и винтов» | 2 | 1 | 1 | Комплект лабораторного оборудования «Равновесие и устойчивость» | Умение грамотно формулировать вопросы в поиске гипотезы. Оценивание своей роли в проекте. Умение определять причины успехов и неудач. Умение выдвигать гипотезу, видеть проблему, определять свои потребности Умение делать наблюдения, заключать выводы из полученных результатов наблюдения. | ||
4 | Формулирование предположения(гипотезы). Прорастание . Проведение эксперимента «Проращивание различных растений из семян» | 2 | 1 | 1 | Комплект лабораторного оборудования «Прорастание» | |||
5 | Проведение эксперимента «Развитие растения от стадии цветка до стадии плода» | 2 | 1 | 1 | Комплект лабораторного оборудования «Прорастание» | |||
6 | Проведение эксперимента «Различные факторы, определяющие рост растений» | 2 | 1 | 1 | Комплект лабораторного оборудования «Прорастание» | |||
7 | Проведение эксперимента «Наблюдение за вьющимися растениями» | 1 | 1 | Комплект лабораторного оборудования «Прорастание» | ||||
8 | Проведение исследования «Почему при погружении различных предметов уровень воды поднимается по- разному»: кубики одного размера в стакане, | 1 | 1 | Комплект лабораторного оборудования «Плавание и погружение» | Умение делать выводы: Вода поднимается Уровень воды становится выше Вода вытесняется Это зависит от того, сколько места предмет занимает в воде, а не от веса предмета. Чем больше предмет, тем больше воды вытесняется, тем выше поднимается уровень воды в ёмкости. | |||
9 | Проведение эксперимента «Погружение в воду шариков одинакового веса и камней разного размера» | 2 | 2 | Комплект лабораторного оборудования «Плавание и погружение» | ||||
10 | Проведение исследования «Погружение в воду пластилиновых фигур различной формы и размера» | 1 | 1 | Комплект лабораторного оборудования «Плавание и погружение» | ||||
III | Экскурсия, как средство стимулирования исследовательской деятельности | 5 | 2 | 3 | ||||
1 | Наблюдение за изменениями в природе. Экскурсия в парк. | 1 | - | 1 | Умение наблюдать и фиксировать результаты наблюдения. Умение проводить оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. Выбор форм и способов презентации предполагаемых результатов. | |||
2 | Обоснованный выбор способа выполнения задания. Практическая работа «Измерение глубины снежного покрова» | 2 | 1 | 1 | Измерительные приборы. | |||
3 | Наблюдение, как способ выявления проблем. | 2 | 1 | 1 | ||||
IV | Творческие работы- средство стимулирования проектной деятельности детей. | 5 | 4 | 1 | ||||
1 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной теме | 2 | 1 | 1 | Интерактивная доска;диски. | |||
2 | Защита исследовательских работ. | 1 | 1 | Осуществление презентации предполагаемых результатов. Умение подводить итоги исследовательской деятельности. | ||||
3 | Выставка творческих работ. Анализ исследовательской деятельности | 1 | 1 | |||||
5 | Круглый стол. Подведение итогов. | 1 | 1 | - | ||||
Итого: | 33 | 20 | 13 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...
Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...
Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Я и мои друзья" для 1 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности « Я и мои друзья» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Я и мои друзья" для 2 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности « Я и мои друзья» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Данн...
Календарно- тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса
Планирование кружка « Игры народов мира» для 1класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения....
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык (4 класс)
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности РПС ("Развитие познавательных способностей") "Юным умникам и умницам" "Занимательный русский язык" 4 кл...