Подготовка к ВПР
методическая разработка
Всероссийские проверочные работы (ВПР). Проводятся они в 4 классах по трём предметам: русский язык, математика и окружающий мир.
Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_vpr.docx | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Зеленоборск
Подготовка учащихся начальных классов
к Всероссийским проверочным работам
Подготовила учитель начальных классов
Балакина Лилия Валерьевна
п. Зеленоборск
2019 г
Всероссийские проверочные работы (ВПР). Проводятся они в 4 классах по трём предметам: русский язык, математика и окружающий мир.
Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Алгоритм подготовки к ВПР
- Выписать перечень планируемых результатов по предмету (русский язык, математика, окружающий мир)
- Подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих предметов.
- Провести повторение по разделам учебной предметной программы.
- Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.
- Вести мониторинг пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.
Дети должны соблюдать при письме изученные орфограммы и пунктуационные нормы, поэтому на уроках постоянно использую орфографические минутки, зрительные, объяснительные, предупредительные диктанты, списывание текстов с пропущенными буквами, с исправлением орфографических ошибок, с пропуском запятых.
Для отработки заданий из второй части использую дополнительную литературу, задания ВПР прошлых лет. Стараюсь ежедневно включать в урок 1-2 задания для самостоятельно выполнения по образцу тех, что будут на проверочной.
При подготовке учащихся к диктанту можно использовать следующие виды работ:
- Орфографические минутки.
- Зрительные диктанты.
- Объяснительные, предупредительные и проверочные диктанты.
- Списывание текстов с «пропущенными буквами», с исправлением орфографических ошибок, с «пропуском» пунктационных знаков.
- Классификация слов по наличию морфем в корне слова.6.
- Упражнения в классификации согласных звуков.7.
- Упражнения для развития умения разбирать слова по составу.8.
- Упражнения для развития умения распознавать значение конкретного слова по тексту и формулировать значение слова в письменной форме.9.
- Упражнения для развития умения распознавать части речи и их грамматические признаки в предложении.
Для формирования умений и навыков при работе с текстом и с информацией, представленной в диаграммах, таблицах, иллюстрациях следует включать в уроки задания по работе с текстами разных стилей, типов, жанров; задания, развивающие навыки самоконтроля, повышения внимательности учащихся посредством организации взаимопроверки, самопроверки, работы по алгоритму, плану.
Особое внимание уделяю работе над развитием речи, потому что в проверочных работах очень много заданий творческого характера, таких как «Напиши письмо другу», «Составь приглашение на день рождения», или «Поздравь маму с праздником», а это, к сожалению, одна из слабых сторон наших детей. Поэтому, начиная с первого класса, это стало системой работы по развитию речи.
Обучающие упражнения помогут смоделировать ситуацию, в которой окажется ученик при выполнении Всероссийской работы. Ребёнок должен быть психологически готов к написанию работы, не бояться её. Важно не натренировать ученика на определенной тип работы, а помочь ему понять, насколько хорошо он усвоил материал по русскому языку, как у него получается выполнять разные по типу задания на время, переключать свое внимание, выбирать наилучший путь для выполнения заданий и всей работы в целом.
Виды работ, которые можно использовать на уроках окружающего мира при подготовке к ВПР
Диагностическая работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, форме и количеству заданий.
Задания 1 части работы относятся к сфере социально-гуманитарного знания. Они направлены на выявление уровня освоения начальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.
Лучше всего учащиеся выполняют задания, требующие распознавания предмета и указания его назначения . С данным заданием справляются почти все обучающиеся: все они смогли назвать изображенный предмет и пояснить его назначение.
Задание ДВА имело более сложную структуру: требовалось определить профессию, представитель которой изображен на фотографии; дать пояснения о том, какую работу выполняют люди этой профессии; назвать наиболее важные для представителей этой профессии качества и пояснить свой выбор качеств.
Здесь в помощь обучающимся можно разработать упражнения, направленные на умение осознанно строить речевое высказывание и инструкции для детей, которые позволяет сконцентрировать внимание учащихся на том, что ОТВЕТЫ В ВЫСКАЗЫВАНИИ ДОЛЖНЫ ПОЛНОСТЬЮ ОТРАЖАТЬ СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСОВ.
Задание ТРИ представляло собой небольшое сочинение (объемом 7–8 предложений).
Оно имело альтернативный характер: на выбор учащимся предлагалось две темы. Ответы учеников на задание 3 проверялись с точки зрения как содержания (критерий 1), так и языкового оформления (критерий 2).
Не все учащиеся могут выразить свою мысль. Типичной ошибкой при составлении текста было отсутствие достаточного количества аргументов.
Исходя из этого можно составить памятки для составления текстов – рассуждений и упражнения для формирования умения акцентировать ответ на ключевом слове вопроса.
2 Часть работы содержит задания, традиционно проверяющие содержание раздела «Человек и природа».
Задания 4 и 5 работы направлены на проверку базовых понятий раздела, к которым традиционно относятся знания (узнавание) тел живой и неживой природы, а также характерных явлений природы.
Задания 6 и 7 позволяют проконтролировать умение понимать условно-графическую информацию, представленную в средствах массовой информации в разделе описания и прогноза погоды.
Задание 8 дает возможность выявить у обучающихся умение различать в описании опыта его цель, ход опыта и выводы, тогда как задание 9 позволяет проверить умение устанавливать причинно-следственные связи этапов осуществления определенной деятельности.
Задания 10 и 11 проверяют умение работать с географической картой/схемой, на которой обучающиеся должны определить выделенную территорию, а после указать типичных ее обитателей из числа изображенных животных.
Задание 12 контролирует умение работать с естественнонаучным текстом, где обучающиеся должны не только понять его содержание, но и, самостоятельно определив основания, провести сравнение двух описанных объектов.
Задания 13 и 17 позволяют проверить умение проводить классификацию объектов по одному или нескольким заданным основаниям.
Задание 14 связано с логическим установлением следствий определенных событий.
Задание 15, 16 проверяют умение находить части целого на схематических рисунках.
Задание 18 позволяет выявить умение преобразовывать модель в целях выявления общих принципов поведения. Выполнение данного задания отражает также понимание обучающимися принятых социальных норм.
Естественно, что перед учителями встал вопрос о том, как организовать работу по устранению всех выявленных недочетов с учетом индивидуальных особенностей учеников.
Работу можно построить по следующим направлениям:
- в рамках урока
- в рамках дополнительных консультаций по подготовке к ВПР
Хорошо составить банк тренировочных заданий, которые можно ежедневно включать в урок. При выполнении данных заданий важно обсуждать с детьми, как составлено задание, в чем его особенность и обращать внимание класса на то, какой планируемый результат оценивается.
В рамках дополнительных консультаций можно проводить блочные задания, состоящие из 4-6 упражнений и рассчитанные на 10-20 минут. Каждая работа позволяет ученику проверить свои силы по одной теме (блоку) и оценить результат выполнения с помощью карточки для самопроверки. Данную работу проводить, опираясь на методические материалы сборника «Готовимся к ВПР. Окружающий мир»
ВПР по математике
ФГОС ориентирует на решение жизненных бытовых задач, которые помогут детям быть самостоятельными в принятии решений.
- В каждой контрольной работе встречаются задачи геометрического характера. Вот одна из них.
- С 1 класса на уроках математики дети выполняют задачи на развитие логического мышления. Эти задания им очень интересны. Давайте каждый из вас попробует решить такую задачу.
- Как вы заметили, задания построены по принципу «От простого – к сложному». Самая сложная задача – перед вами.
- Математика – один из главных предметов в начальной школе, и здесь важно приучить ребят побеждать трудности упорным трудом. Все уроки математики следует начинать с математического диктанта, направленного на отработку вычислительных навыков, знаний компонентов и результата действия, а также решению простых арифметических задач. Дети любят работать в группах и парах, где каждый ученик должен высказать и отстоять своё мнение. Большое внимание уделяем развитию логического мышления, для этого включаем задания, направленные на логическое мышление, воображение, тренировку памяти.
Большую помощь в подготовке оказывают родители учеников. Благодаря их поддержке и вниманию ребята чувствуют себя увереннее. Большая подготовительная работа принесла свои плоды и дети справились с ВПР хорошо.
В конце выступления ещё раз хочу обратиться к учителям — мы все хотим, чтобы наши результаты были не хуже, чем у других, но постарайтесь обеспечить объективность выполнения работы, чтобы результатам можно было доверять. Это очень важно, прежде всего, для родителей: они смогут получить объективное представление о знаниях своих детей. Также очень важно сразу увидеть пробелы в подготовке ребенка, понять, какие трудности он может испытывать при обучении в основной школе.
План работы с родителями
Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе.
- Обсудить вопросы с родителями создания комфортной учебной среды для учащегося дома.
- Организация режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.
- Выполнять задания, рекомендованные учителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предшкольная подготовка. Подготовка руки к письму.
Предлагаю Вам некоторые рекомендации для того, чтобы обучение в школе с первых дней приносило ребенку радость узнавания и положительные эмоции. Очень полезно будет перед школой уделить отдельное...
Подготовка дошкольников к школе в контексте подготовки к ФГОС
Материал для развития произвольного внимания, зрительной памяти, активации глагольного словаря....
Общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта "Общая физическая подготовка" (спортивно-оздоровительный этап подготовки)
Общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта "Общая физическая подготовка" (спортивно-оздоровительный этап подготовки)...
Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки
Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки предназначена для педагогов, ведущих занятия в "Школе будущих первоклассников...
В помощь начинающим инструкторам детско-юношеского туризма: подготовка к походу, работа с детьми первого года обучения. Особенности подготовки к водному походу. Тест.
Педагог: Кузнецова Елена СергеевнаГБУ ДО ЦДЮТТ Московского районаГБНОУ "Балтийский берег"Санкт-Петербург2020 годМетодическое пособие для начинающих инструкторов детско-юношеского туризма....
Междисциплинарное взаимодействие в рамках подготовки проекта "Подготовка и празднование Нового Года".
Статья Междисциплинарное взаимодействие в рамках работы над проектом «Подготовка и проведение праздника Нового года» представляет собой опыт взаимодействия педа...
Определение уровня общей физической подготовки у детей младшего школьного возраста в группах начальной подготовки по специализации «Лыжные гонки».
В данной статье освещается значение общей физической подготовки (ОФП) для детей младшего школьного возраста, занимающихся лыжными гонками в спортивной школе, и предлагается таблица для определения уро...