Междисциплинарное взаимодействие в рамках подготовки проекта "Подготовка и празднование Нового Года".
статья
Статья Междисциплинарное взаимодействие в рамках работы над проектом «Подготовка и проведение праздника Нового года» представляет собой опыт взаимодействия педагогического коллектива в подготовке и осуществлению краткосрочного внутришкольного проекта. В данной статье опыт междисциплинарного взаимодействия педагогов школы в работе над проектом рассматривается как путь к целостному развитию личности каждого ученика. Педагоги в рамках своей компетенции разрабатывали, организовывали, проводили уроки и занятия в соответствии с выбранной тематикой. Таким образом, работа педагогов в рамках проекта, приобрела характер командного междисциплинарного подхода, что позволило не только оптимизировать образовательный процесс, но и способствовало развитию продуктивной куммуникации между сверстниками.
В статье дано описание хода работы проектной деятельности, гипотеза, актуальность, идея, цель, проблема а так же типология проекта. Раскрыты темы и задачи уроков в рамках проекта. Представлены продукты проекта, подведены итоги работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._mezhdistsiplinarnoe_vzaimodeystvie.docx | 49.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы:
Шкильнюк Ирина Владимировна
учитель начальных классов
Павловская Елена Николаевна
учитель начальной школы
Майорова Елена Валерьевна
учитель-логопед
Кравчук Татьяна Петровна
педагог-психолог
Негосударственное образовательное частное
учреждение средняя общеобразовательная
школа «ЮДЖИН-ЦЕНТР»
Междисциплинарное взаимодействие в рамках работы над проектом
«Подготовка и проведение праздника Нового года»
Междисциплинарное взаимодействие педагогов школы в работе над проектом, мы рассматриваем как путь к целостному развитию личности каждого ученика. Педагоги и учителя в рамках своей компетенции разрабатывали, организовывали, проводили уроки и занятия в соответствии с выбранной тематикой. Таким образом, работа педагогов в рамках проекта, приобрела характер командного междисциплинарного подхода.
Разносторонняя межпредметная направленность, предполагающая интеграцию знаний из 3-4 предметных областей, по нашему мнению, напрямую оказала влияние на эффективность работы и успешное усвоение темы.
Используемые методы и приемы на разнопрофильных уроках и занятиях были направлены на:
- развитие продуктивного мышления (логического, творческого, абстрактного);
- развитие способностей к исследовательской деятельности;
- стимулирование активности и способности к выдвижению и отстаиванию собственных идей;
- развитие индивидуальных способностей и возможностей каждого учащегося;
Гипотеза.
Работа над данным проектом является эффективным способом формирования универсальных учебных действий. Мы предполагаем, что реализация проекта поможет простимулировать детей на изучение и сохранение традиций празднования Нового года, поддержать и удовлетворить познавательный интерес к данному празднику.
Ученики смогут убедиться, что каждый новый урок и занятие по теме проекта дарят открытия, дают возможность фантазировать, обретать новые умения.
Актуальность выбранной темы.
Празднование Нового года – ожидаемое, волшебное, волнующие событие для взрослых и детей. Ориентируясь на эмоциональную заинтересованность учащихся к данной теме, планируется развитие творческих способностей, познавательной и речевой активности. Вовлечение детей в подготовку и проведение предпраздничных уроков и праздничных мероприятий, через разнообразные виды деятельности, дадут учащимся возможность ощутить атмосферу праздника.
Идея проекта.
Совместный проект учащихся, учителей и родителей, направленный на формирование межличностных отношений учащихся, формирование классного коллектива, что особенно важно для учащихся 1-го класса. Проект дает детям возможность научиться взаимодействию, взаимовыручке, проявить желание помочь друг другу, выполнить совместную работу.
Цель проекта.
Формировать и обогащать знания учащихся о традициях празднования Нового года в России и в мире, для развития активно-познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей детей.
Проблема проекта.
Несмотря на ежегодное празднование Нового года не у всех детей сформированы знания о происхождении, традициях, символах данного праздника в нашей стране. Недостаточность представлений мешает вовлеченности детей в подготовку и проведение праздника Нового года.
Продукты проекта:
- викторина «Новый год в разных странах мира»;
- презентация «Дед Мороз в разных странах мира»;
- выставки творческих работ учащихся (рисунки, новогодняя игрушка «Ёлочка»);
Данный продукт предполагает несколько этапов:
- создание сюжетных картинок, рисунков по теме «Зима»;
- оформление выставки для «Зрительского голосования»;
- представление собственных работ учащимися;
- награждение участников в нескольких номинациях.
- школьный праздник «Новогодний огонёк»;
- «Новогодняя почта».
Задачи проекта:
Воспитательные:
- формировать умение организовывать сотрудничество и совместную
деятельность учащихся при подготовке праздника;
- учить детей находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- формировать умение договариваться, выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение;
- формировать навык общения в процессе совместной работы над созданием презентации «Новый Год в разных странах мира».
Развивающие:
- развивать и формировать творческие способности учащихся посредством музыки, стихов;
- развивать и совершенствовать умение самостоятельно и творчески мыслить.
Обучающие:
- познакомить учащихся с символами и традициями проведения праздника;
Нового года;.
- формировать умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- учить различным техникам работы с бумагой, тканью и др. материалами при изготовлении новогодней игрушки.
Типология проекта:
- По доминирующей деятельности учащихся:
- практико-ориентированный (изготовление кормушек для птиц, изготовление поделок и елочных игрушек)
- творческий, (подготовка, проведение игр, выставок творческих работ)
- По продолжительности:
- краткосрочный (рассчитан на декабрь (01.12 - 31.12. 2020 учебного года)
- По количеству участников:
- групповой - проект, выполняемый группами учащихся.
- По охвату предметов:
- межпредметный проект- проект, объединяющий несколько предметных областей (чтение, окружающий мир, литературное слушание, логопедия, музыка, творческое мастерство).
- По форме продукта (проектный продукт)
Цель: развитие творческой и актерской деятельности.
- мультимедийная презентация;
- представление песни «В лесу родилась ёлочка»,
- представление электронной книги «Новый год в разных странах мира» на новогоднем школьном празднике.
Подготовительная работа:
Ответственный за проведение подготовительной работы: учителя 1 класса; педагог-куратор класса.
Для того, чтобы обогатить знания детей о празднике Нового года, ввели просмотр фильмов, мультфильмов о новогоднем празднике в школе и дома вместе с родителями.
«Дед Мороз и лето», «Снеговик - почтовик», «Когда зажигаются ёлки», «Новогодняя сказка», «Дед Мороз и серый волк», «Куда уходит старый год», «Морозко», «Клаус». После просмотра мультфильмов провели беседу с детьми по содержанию мультфильмов. Родители активно включались в процесс подготовки детей к празднику Нового года и помогали детям в создании презентаций по теме «Новый Год в разных странах мира».
Описание хода работы проектной деятельности.
1. Внеурочное занятие: Развитие представлений о празднике Нового года.
Ответственный за проведение мероприятия: учитель начальных классов.
Тема: Ель как символ Нового года.
Цель: познакомить учащихся с историей появления в России традиции встречи Нового года и Рождества.
Образовательные задачи:
- формировать и закреплять представления о новогоднем празднике;
- систематизировать представления учащихся о традициях празднования Нового года и их возникновении на Руси и в других странах мира, формировать познавательный интерес;
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление, воображение, внимание, память, связную речь, зрительное, тактильное восприятие, моторику рук;
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу;
- формировать навыки сотрудничества, инициативности, самостоятельности;
2. Урок окружающего мира. «Как помочь зимой птицам? Экскурсия в парк».
Ответственный за проведение мероприятия: учитель начальных классов.
Цель: обобщить жизненные наблюдения детей о зимующих птицах.
Образовательные задачи:
- познакомить с характерными признаками зимы, птицами, зимующими в нашем регионе;
- провести наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой;
- узнать какие птицы зимуют в нашем регионе, различать зимующих птиц;
- научиться подбирать из предложенного подходящий корм для птиц;
Развивающие задачи:
- развитие сенсорных чувств через целостное восприятие окружающего мира;
- развитие тактильного восприятия;
Воспитательные задачи:
- осознание элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;
- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать любовь к красоте родного края в любое время года;
- развивать самостоятельность, самоконтроль;
- воспитание культуры межличностного взаимодействия;
3. Урок окружающего мира на тему «Как путешествует письмо? Письмо Дедушке Морозу».
Ответственный за проведение мероприятия: учитель начальных классов.
Цель: познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений, познакомить с профессией почтальона.
Образовательные:
- раскрыть роль почтовой связи в жизни людей;
- обобщить знания учащихся о работе почты;
- познакомить с видами почтовых отправлений;
Развивающие:
- развивать коммуникативные способности учащихся;
- развивать информационную грамотность учащихся;
- развивать способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
Воспитательные:
- формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир;
- формировать ориентацию на успех в учебной деятельности и понимание его причин;
4. Урок по изобразительному искусству на тему «Рисование ветки зимней ели».
Ответственный за проведение мероприятия: учитель ИЗО.
Цель: учить детей приемам рисования еловой ветки.
Образовательные задачи:
- научить детей рисовать зимнюю ель;
- формировать умение правильно передавать основную форму, строение и цвет предметов;
- учить делать фон для рисунка, прорисовывать ствол и ветви дерева;
Развивающие задачи:
- развивать творческую активность и зрительную память;
- развивать мелкую моторику;
- развивать умение зрительно соотносить свой рисунок с образцом;
Воспитательные задачи:
- создавать условия для развития культуры общения с природой, эстетического восприятия;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие;
5. Урок музыки. История создания новогодней песни «В лесу родилась ёлочка».
Ответственный за проведение мероприятия: учитель музыки.
Цель: познакомиться с созданием песни «В лесу родилась Ёлочка», выучить песню.
Образовательные задачи:
- обогатить знания школьников о музыкальном искусстве через знакомство с историей создания новогодней песни «В лесу родилась ёлочка»;
- расширить представления о музыкальной культуре своей страны;
- формировать музыкально-практические умения и навыки музыкальной деятельности;
Развивающие задачи:
- познание мира человеческих отношений в процессе эмоционально-осознанного восприятия жизненного содержания музыкальных сочинений;
- развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия музыки, а также поиска и сбора информации о музыке и музыкантах;
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к музыке и музыкальной деятельности;
- формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
6. Занятия по теме «Новый Год в разных странах мира» в рамках проектной деятельности.
Ответственный за проведение мероприятия: учитель начальных классов.
Цель: создать ресурс (электронную книгу), который поможет другим учащимся школы познакомиться с традициями празднования Нового Года в разных странах мира.
Образовательные задачи:
- познакомить учащихся с традициями и особенностями празднования Нового года в разных странах мира;
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство патриотизма, уважения, дружеское отношение друг к другу;
- поддерживать у детей и родителей потребность в совместной творческой и познавательной деятельности;
- воспитывать уважительное отношение к традициям народов и стран мира;
Развивающие задачи:
- развивать толерантность и уважение к традициям других народов;
- развивать умение работать в команде;
8. Комплекс логопедических занятий, объединенных темой «Зима»: «Зимние забавы», «Читаем о зиме, рисуем зиму», «Зимний калейдоскоп».
Ответственный за проведение мероприятия: учитель-логопед; помощь в проведении – учителя 1 класса.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Зима».
Образовательные задачи:
-расширять пассивный и активный словарь по теме «Зима»;
-уточнить представления о характерных особенностях зимнего сезона, систематизировать знания детей о природных явлениях;
-развивать и совершенствовать фонематический слух;
-отрабатывать грамматические категории;
-развивать фразовую речь.
Коррекционно-развивающие и образовательные задачи:
-воспитывать стремление к формированию универсальных учебных действий, коммуникативной компетенции у обучающихся;
-развивать произвольное внимания, его объём и концентрацию;
-развивать словесно-логическое мышление, пространственное воображение, зрительное и слуховое восприятие;
-развивать мелкую и общую моторику;
-развивать умение входить в контакт, вести диалог;
-совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние мимикой, жестами;
-формировать умение использовать ранее полученные знания и навыки в необычной ситуации.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать любовь к красоте родного края в любое время года;
-развивать самостоятельность, самоконтроль;
-воспитывать у учащихся умения взаимодействовать друг с другом и учителем на уроке;
-работать над развитием правильности и осознанности чтения.
9. Психологическая игра «Подарок от Тайного Деда Мороза» (в рамках занятий по курсу «Психологическая Азбука»).
Цель: объединить учащихся идеей совершать добрые поступки – дарить одноклассникам подарки.
Образовательные задачи:
- расширять представления учащихся о значении ритуала дарить подарки на праздники;
- раскрывать содержание понятий «бескорыстно», «безвозмездно».
Развивающие задачи:
- развивать творческие способности, умение перевоплощаться, примеривать на себя роли сказочных персонажей;
-при изготовлении маски Деда Мороза учиться владеть ножницами, развивать мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
- воспитывать выдержку, умение доводить начатое до конца;
- формировать нравственные качества (доброту, стремление оказывать поддержку, желание совершать благородные поступки).
Итоги работы.
Подводя итоги работы краткосрочного внутришкольного проекта, можно сделать вывод, что междисциплинарное обобщение объединило разнообразные учебные предметы и обеспечило определенную цельность в содержании обучения и развитие у учеников целостного представления по теме. Подача разнообразного материала на разных учебных предметах, внесло вклад в общую междисциплинарную идею. Поставленные цель и задачи были реализованы в полном объеме.
Список использованной литературы:
1.Берулава М.Н. Интеграционные процессы в образовании.// Интеграция содержания образования в педвузе/под ред. М.Н.Берулавы. Бийск 1994
2.Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. // Литература в школе. - 1996. - № 5. - С. 150-154.
3.Виноградова, Н. С. Методические рекомендации по выполнению письменных работ / Н. С. Виноградова. – М. : Московское городское педагогическое общество, 1998. – 62 с. свещение, 1987.
4.Максимова В.Н., Груздева Н.В. Межпредметные связи в обучении .- М.: Про
5.Cуворова Е. П. Новая школа: проблемы междисциплинарного взаимодействия // Вестник Герценовского университета 2010 №1
6.Усачева, И. В. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования / И. В. Усачева. – М. :МГУ, 1980. – 37 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на тему: « История празднования Нового года в разных странах мира»
Цель – расширить представления детей об истории возникновения праздника и особенностях его проведения в различных странах мира. Методы – совместная поисково – исследовательская деятельность ( родител...
"Традиции празднования Нового года в России и в других странах"
Занятие способствует интеллектуальному, гражданскому и нравственному воспитанию, повышает общую культуру....
Интересные обычаи празднования Нового года
Материал был использован на занятии перед новым годом. Цель занятия: познакомить с традициями празднования Нового годав разных странах и в России....
Различие традиций празднования Нового года в России и Рождества В Англии
Данная работа результат исследовательской работы учащихся 3-его класса, которые являются членами научно-исследовательского общества учащихся начальной школы "Mr. Greenwood Academy"...
открытое внеклассное мероприятие по празднованию нового года
празднование Зимы...
Детские стихи для празднования Нового года
Подборка детских стихов, подходящих для использования в праздниках, посвящённых Новому году....
Междисциплинарное взаимодействие в рамках работы над проектом «Подготовка и проведение праздника Нового года»
Междисциплинарное взаимодействие педагогов школы в работе над проектом, мы рассматриваем как путь к целостному развитию личности каждого ученика. Педагоги и учителя в рамках своей компетенции разрабат...