Общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта "Общая физическая подготовка" (спортивно-оздоровительный этап подготовки)
рабочая программа по зож (1 класс) на тему
Общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта "Общая физическая подготовка" (спортивно-оздоровительный этап подготовки)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Боковский район»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа Боковского района
Дополнительная общеразвивающая программа
в области физической культуры и спорта
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
(спортивно-оздоровительный этап подготовки)
Срок реализации программы – 4 года
2017 год
Автор программы:
Тянтова Виктория Павловна – тренер-преподаватель.
Рецензенты программы:
…………– инструктор-методист МБОУ ДО ДЮСШ Боковского района, первая квалификационная категория.
………………– руководитель МО учителей физической культуры образовательных организаций Боковского района, первая квалификационная категория.
Программа составлена в соответствии с действующими нормативно-правовыми законодательными актами.
Программа предназначена для организации работы по реализации дополнительной общеразвивающей программы по легкой атлетике.
Раскрывает содержание тренировочной и воспитательной работы с обучающимися 5-9 лет, приводятся планы распределения учебного материала спортивно-оздоровительного этапа подготовки по группам и разделам подготовки, базовый материал, система контрольных нормативов и зачетных требований.
Содержание.
1. Пояснительная записка. 4
2. Годовой план обучения предметным областям. 7
3. Методическая часть, содержание учебного материала. 7
3.1. Первый год обучения. 7
3.2. Второй год обучения. 8
3.3. Третий год обучения. 8
3.4. Четвертый год обучения. 9
3.5. Особенности проведения учебных занятий с детьми 5-9 лет. 10
4. Методическое обеспечение и условия реализации программы. 11
5. Система контроля и зачетные требования. 15
6. Рекомендуемая литература и информационные ресурсы. 18
7. Приложения. 19
1. Пояснительная записка.
Приоритетной задачей Российского государства признана всемерная поддержка физической культуры и массового спорта, которые являются наиболее экономически рентабельным средством спортивно-оздоровительного воздействия на население всех возрастов. Государственная политика Российского государства в области физической культуры и спорта предусматривает в первую очередь развитие массовой физической культуры, как важной основы оздоровления нации. С этой целью в стране создана широкая сеть учреждений дополнительного образования в области физической культуры и спорта.
Сегодня здоровье российского населения, и, прежде всего подрастающего поколения, оставляет желать много лучшего.
Насыщенность и сложность школьной программы, технический прогресс, неблагоприятная экология способствуют развитию хронического дефицита двигательной активности школьников. Эта реальная угроза их здоровью и физическому здоровью.
Недостаток движений в жизни детей младшего школьного возраста ведет к отчетливому снижению общей устойчивости организма к простудным заболеваниям, избыточному весу и др.
Забота о здоровье детей вызывает необходимость совершенствования работы по физическому воспитанию, поиска и применения разнообразных средств, форм и методов не только в образовательных учреждениях, но и в учреждении дополнительного образования детей спортивного профиля.
Фундамент здоровья и положительное отношение к физической культуре закладывается в детские годы. Ухудшающееся здоровье молодого поколения диктует необходимость заняться этой проблемой безотлагательно.
Школа совместно с семьей должна проявлять постоянную заботу о здоровье и физическом воспитании детей.
Актуальность программы.
Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта (далее – Программа), ориентированная на общую физическую подготовку обучающихся спортивно-оздоровительных групп, способствует комплексному решению задач сохранения и укрепления здоровья детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детского организма.
При неправильной организации, отсутствии должного внимания к широкому и систематическому использованию форм физического воспитания, учащиеся не успевают отдохнуть от уроков в школе, переключаются на выполнение домашних заданий. И тогда умственное утомление и физическая усталость отрицательно сказывается на работоспособности ребенка. На выполнение домашних заданий он затрачивает значительно больше времени, с заданиями справляется с трудом.
Уроков физкультуры, проводимых с детьми в общеобразовательных школах всего два раза в неделю, явно не достаточно, так как они лишь на 11 процентов удовлетворяют потребность организма в движении.
В спортивно-оздоровительных группах возрастает роль и значение физического воспитания, которое должно обеспечить необходимую для растущего организма двигательную активность, укрепление мышечной системы, воспитание правильной осанки, что имеет значение для закаливания организма, повышая его сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям.
Занятия для детей не являются обременительными, не служат излишней нагрузкой для них, а, органически сочетаясь с физическими мероприятиями в режиме дня общеобразовательных учреждений, приучают детей к правильному использованию своего времени.
В основу Программы положены нормативные требования по физической подготовке и методические разработки отечественных специалистов. Даны рекомендации по организации и планированию учебной работы, комплектованию учебных групп в зависимости от возраста, уровня развития, физических качеств.
В Программе представлен материал по практической и теоретической подготовке, годовой план распределения учебных часов. Большое внимание уделяется контролю за дыханием и элементами корригирующей гимнастики занимающихся. Также предусмотрен вопрос самостоятельных занятий в домашних условиях. Программа предусматривает помощь тренеру-преподавателю во всестороннем контроле уровня физической подготовленности обучающихся.
Участники Программы – мальчики и девочки в возрасте 5-9 лет. Оптимальный (рекомендуемый) количественный состав группы – 15-20 человек, минимальная наполняемость группы 10 человек.
Срок реализации Программы: 4 года.
Направленность Программы – физкультурно-спортивная.
Цель Программы.
Привлечение максимально возможного числа детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Задачи Программы.
1. Формирование стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом.
2. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
3. Обучение основам легкой атлетики, акробатики и спортивной гимнастики, спортивных игр.
4. Привитие навыков соревновательной деятельности.
Результатами реализации Программы должны стать показатели, характеризующие оздоровление, умственное и физическое развитие обучающихся, уровень освоения знаний, приемов и навыков по предметным областям.
Основные принципы физического воспитания.
В планомерном физическом воспитании детей систематические занятия разнообразными физическими упражнениями должны сочетаться с правильным режимом учебы и отдыха и нормальными санитарно-гигиеническими условиями.
Одним из основных принципов системы физического воспитания является всестороннее гармоническое развитие личности, для осуществления которого необходимо сочетать физическую подготовку с умственной, нравственной, эстетической.
Принцип оздоровительной направленности обязывает при подборе и применении разнообразных средств и методов занятий определять доступную нагрузку, учитывая состояние здоровья, пол и физическую подготовленность учащихся.
Принцип воспитывающего обучения подразумевает проведение любых форм физических занятий в воспитательных целях. Обстановка, в которой проводятся физкультурные мероприятия, должна вызывать положительные эмоции у детей.
Принцип сознательности и активности. Выполнение упражнения должно быть осознано, понятна польза и значение занятий для укрепления здоровья. Сознательное отношение к спортивной деятельности рождает активность, инициативу.
Принцип доступности. При подборе упражнений их необходимо подбирать в зависимости от возраста, пола детей и состояния их здоровья.
Принцип систематичности и последовательности. В процессе занятий следует предусматривать такой порядок прохождения
учебного материала, при котором вновь изучаемые упражнения опираются на ранее сформированные навыки.
Принцип прочности. На занятиях учащиеся приобретают знания, формируют двигательные навыки, которые должны сохраниться в течение детского возраста и, доведенные до определенного уровня, становятся основой его общей работоспособности.
Принцип наглядности заключается в показе изучаемого упражнения. Для реализации этого принципа применяются словесные действия и имитационные упражнения ("прыгать, как мячик", "идти, как медведь" и т. д.)
Принцип постепенного повышения требований. В практике физического воспитания этот принцип реализуется путем систематического усложнения структуры изучаемых упражнений и координационной сложности, повышения уровня физической нагрузки.
Тренер-преподаватель, осуществляя работу, руководствуется основными методами и принципами обучения и воспитания. В зависимости от задач предпочтение может быть отдано реализации того или иного принципа с учетом их органической взаимосвязи.
Права и обязанности обучающихся.
Обучающиеся имеют право:
- бесплатно пользоваться инвентарем и оборудованием во время проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований;
- поощряться объявлением благодарности, награждением грамотой за примерное поведение и достижение высоких спортивных результатов.
Обучающиеся обязаны:
- постоянно повышать уровень теоретической и физической подготовки;
- соблюдать режим и гигиенические требования;
- поддерживать порядок и дисциплину во время и после занятий;
- выполнять указания тренера-преподавателя;
- быть примером дисциплинированного и культурного поведения;
- равняться в своём поведении на лучших обучающихся;
- быть активным помощником тренера-преподавателя;
- бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию.
Режим учебно-тренировочной работы.
Год обучения | Возраст обучающихся | Количество часов в год | Время на одно занятие | Количество тренировок в неделю |
1-й | 5-6 | 260 | 30 мин. | 5 |
2-й | 6-7 | 260 | до 45 мин. | 5 |
3-й | 7-8 | 312 | 90 мин. | 3 |
4-й | 8-9 | 312 | 90 мин. | 3 |
2. Годовой план обучения предметным областям.
Виды подготовки – предметные области: | 1-й год обучения | 2-й год обучения | 3-й год обучения | 4-й год обучения |
1. Теоретическая подготовка. | 4 | 5 | 8 | 10 |
2. Практическая подготовка. | ||||
Общая физическая. | 184 | 145 | 143 | 130 |
Специальная физическая: | 62 | 98 | 147 | 156 |
- развитие физических качеств; | 30 | 50 | 65 | 60 |
- основы видов спорта; | 20 | 30 | 50 | 60 |
- тестирование по видам, предметным областям, учебные и тренировочные игры. | 12 | 18 | 32 | 36 |
Участие в соревнованиях. | 4 | 6 | 8 | 10 |
Контрольные испытания. | 6 | 6 | 6 | 6 |
Итого: | 256 | 255 | 304 | 302 |
Всего в год: | 260 | 260 | 312 | 312 |
3. Методическая часть, содержание учебного материала.
3.1. Первый год обучения.
Раздел 1. Теоретическая подготовка.
Правила безопасности на учебно-тренировочных занятиях. Правила поведения и распорядок дня юного спортсмена. Личная и общественная гигиена спортсмена.
Раздел 2. Общая физическая подготовка (ОФП).
1.Строевые упражнения.
2.0бщеразвивающие упражнения (ОРУ).
З.Гимнастика (дыхательная, корригирующая, оздоровительная).
4.Оздоровительный бег.
5.Подвижные игры, «Веселые старты».
Раздел 3. Специальная физическая подготовка (СФП).
Развитие физических качеств.
1.Упражнения на гибкость.
2.Упражнения на равновесие.
3.Упражнения на ловкость, быстроту.
4.Упражнения на координацию движений.
5.Эстафеты с элементами бега, прыжков, метаний.
Основы видов спорта.
1.Акробатика.
2.Легкая атлетика.
3.Футбол.
Тестирование по видам подготовки, предметным областям.
Раздел 4. Участие в соревнованиях.
1.Соревнования в группе.
Раздел 5. Контрольные нормативы по ОФП.
Тематическое планирование СОГ 1г. о. – приложение № 1.
3.2. Второй год обучения.
Раздел 1. Теоретическая подготовка.
История развития легкой атлетики. Правила безопасности на учебно-тренировочных занятиях. Правила поведения и распорядок дня юного спортсмена. Личная и общественная гигиена спортсмена. Самоконтроль при занятиях спортом.
Раздел 2. Общая физическая подготовка (ОФП).
1.Строевые упражнения.
2.0бщеразвивающие упражнения (ОРУ).
З.Гимнастика (дыхательная, корригирующая, оздоровительная).
4.Оздоровительный бег.
5.Подвижные игры, «Веселые старты».
Раздел 3. Специальная физическая подготовка (СФП).
Развитие физических качеств.
1.Упражнения на гибкость.
2.Упражнения на равновесие.
3.Упражнения на ловкость, быстроту.
4.Упражнения на координацию движений.
5.Эстафеты с элементами бега, прыжков, метаний.
Основы видов спорта.
1.Акробатика.
2.Легкая атлетика.
3.Спортивная гимнастика.
4.Игровые командные виды: футбол, баскетбол.
Тестирование по видам подготовки, предметным областям, учебные и тренировочные игры.
Раздел 4. Участие в соревнованиях.
1.Соревнования в группе.
2.Соревнования между группами.
Раздел 5. Контрольные нормативы по ОФП.
Тематическое планирование СОГ 2г. о. – приложение № 2.
3.3. Третий год обучения.
Раздел 1. Теоретическая подготовка.
История развития спортивной гимнастики. Физическая культура и спорт в России. Правила безопасности на учебно-тренировочных занятиях. Правила поведения и распорядок дня юного спортсмена. Личная и общественная гигиена спортсмена. Влияние занятий спортом на организм человека. Самоконтроль при занятиях спортом. Правила и судейство соревнований по легкой атлетике.
Раздел 2. Общая физическая подготовка (ОФП).
1.Строевые упражнения.
2.0бщеразвивающие упражнения (ОРУ).
З.Гимнастика (дыхательная, корригирующая, оздоровительная).
4.Оздоровительный бег.
5.Подвижные игры, «Веселые старты».
Раздел 3. Специальная физическая подготовка (СФП).
Развитие физических качеств.
1.Упражнения на гибкость.
2.Упражнения на равновесие.
3.Упражнения на ловкость, быстроту.
4.Упражнения на координацию движений.
5.Упражнения на выносливость.
6.Упражнения на силу.
7.Скоростно-силовые качества.
8.Эстафеты с элементами бега, прыжков, метаний.
Основы видов спорта.
1.Акробатика.
2.Легкая атлетика.
3.Спортивная гимнастика.
4.Игровые командные виды: футбол, баскетбол, волейбол.
Тестирование по видам подготовки, предметным областям, учебные и тренировочные игры.
Раздел 4. Участие в соревнованиях.
1.Соревнования в группе.
2.Соревнования между группами.
Раздел 5. Контрольные нормативы по ОФП.
Тематическое планирование СОГ 3г. о. – приложение № 3.
3.4. Четвертый год обучения.
Раздел 1. Теоретическая подготовка.
История развития избранных видов спорта. Физическая культура и спорт в России. Правила безопасности на учебно-тренировочных занятиях. Правила поведения и распорядок дня юного спортсмена. Личная и общественная гигиена спортсмена. Влияние занятий спортом на организм человека. Самоконтроль при занятиях спортом. Правила соревнований и судейство избранных видов спорта. Психологическая, волевая подготовка.
Раздел 2. Общая физическая подготовка (ОФП).
1.Строевые упражнения.
2.0бщеразвивающие упражнения (ОРУ).
З.Гимнастика (дыхательная, корригирующая, оздоровительная).
4.Оздоровительный бег.
5.Подвижные игры, «Веселые старты».
Раздел 3. Специальная физическая подготовка (СФП).
Развитие физических качеств.
1.Упражнения на гибкость.
2.Упражнения на равновесие.
3.Упражнения на ловкость, быстроту.
4.Упражнения на координацию движений.
5.Упражнения на выносливость.
6.Упражнения на силу.
7.Скоростно-силовые качества.
8.Эстафеты с элементами бега, прыжков, метаний.
Основы видов спорта.
1.Акробатика.
2.Легкая атлетика.
3.Спортивная гимнастика.
4.Настольный теннис.
5.Игровые командные виды: футбол, баскетбол, волейбол.
Тестирование по видам подготовки, предметным областям, учебные и тренировочные игры.
Раздел 4. Участие в соревнованиях.
1.Соревнования в группе.
2.Соревнования между группами.
Раздел 5. Контрольные нормативы по ОФП и СФП.
Тематическое планирование СОГ 4г. о. – приложение № 4.
3.5. Особенности проведения учебных занятий с детьми 5-9 лет.
Результатом реализации Программы должно стать качественное решение комплекса задач.
Укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности.
Воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями: обучение простейшим способам измерения показателей состояния физического развития (рост, вес, осанка, ЧСС после выполнения физических нагрузок и т. д.).
Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, обучение элементам разнообразных видов спорта и другим физическим упражнениям общеразвивающей направленности.
Формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, подвижные игры, сюжетно-ролевые и имитационные упражнения, корригирующая и дыхательная гимнастика, оздоровительная аэробика, общеразвивающие упражнения и др.).
Образовательные задачи учебных занятий заключаются в обучении основным двигательным действиям и совершенствовании приобретенных двигательных навыков.
На каждом занятии в процессе обучения при многократном повторении развиваются и совершенствуются такие физические качества, как: общая выносливость, сила, быстрота и составляющие её скоростные способности, гибкость, ловкость и составляющие её координационные способности.
Каждое учебное занятие должно быть для ребенка шагом вперёд, рождая у него ощущение необходимости в должной мере овладеть рекомендуемыми способами движений.
Занятие должно быть воспитывающим. Организуя занятия, тренер-преподаватель должен обратить внимание на создание творческой атмосферы, формировать у каждого веру в свои силы, возможности, способности, воспитывать чувство человеческого достоинства.
Воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
Поскольку учебные занятия должны разносторонне воздействовать на организм занимающихся, их надо строить комплексно, строго придерживаясь определенных правил:
- учитывать состав занимающихся, их пол, физическое развитие и физическую подготовленность;
- правильно сочетать средства и формы физической культуры с учётом возрастных особенностей.
Большинство программных упражнений следует разучивать одновременно со всей группой, а такие упражнения, как прыжки в длину, метания малого мяча и некоторые другие упражнения – поточно, т. е. один за другим в составе нескольких малочисленных групп.
Нагрузка на занятиях должна увеличиваться постепенно. Во вводно-подготовительной части тренер-преподаватель подготавливает организм занимающихся к выполнению учебных и воспитательных задач, реализуемых в основной части. В конце занятий уделяется до 15 мин. для постепенного перехода в более спокойное состояние.
Упражнения, требующие физического напряжения, должны чередоваться с упражнениями на релаксацию (мышечное расслабление).
Вначале упражнения выполняются в медленном темпе, чтобы занимающиеся могли получить правильные ощущения о разучиваемом движении.
Исправляя ошибки, следует выделять характерные для данного упражнения особенности.
При обучении прыжкам, тренер-преподаватель должен помнить, что у детей младшего школьного возраста ещё не завершён процесс окостенения опорно-двигательного аппарата.
Упражнения в метании необходимо организовывать только на специально оборудованных площадках или отведенных местах в спортивном зале, при этом занимающиеся размещаются так, чтобы солнце или освещение в спортзале не слепило глаза.
При проведении физических упражнений важно следить за координацией движений верхних и нижних конечностей, поскольку несогласованность действий отражаются на качестве дыхания. Сдует научить детей правильно дышать при ходьбе, беге, в спокойном состоянии.
В помещении, где проводятся занятия должно быть чисто, проветрено (температура воздуха не ниже +14 и не выше +18° С).
Тренер-преподаватель обязан хорошо знать структуру занятий, выраженную в трехчастной схеме. Вводная, основная и заключительная части занятий имеют свои задачи и соответствующее содержание, но, прежде всего, содержание, основные требования, средства и методы реализации педагогических задач. Важная воспитательная задача тренера-преподавателя – прививать интерес и любовь занимающихся к систематическим занятиям. Опытные тренеры-преподаватели строят свои занятия на основе занимательности, стремясь создать положительную атмосферу на каждых занятиях, что, несомненно, способствует формированию привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.
4. Методическое обеспечение и условия реализации Программы.
Основными формами организации учебно-тренировочной работы являются теоретические и практические занятия, соревнования и оздоровительные мероприятия.
При планировании работы тренеру-преподавателю необходимо учитывать особенности возрастного и полового развития детей, возрастных стимулов и интересов.
В возрасте 5-8 лет детей интересует сиюминутное удовлетворение потребностей, поэтому при занятиях с детьми этого возраста, особенно, важна эмоциональность проводимых занятий: подвижные игры с обязательным подведением результатов, эстафеты с четким определением победителей.
В этом возрасте дети наиболее способны к выполнению темповых упражнений, поэтому целесообразно развивать быстроту и ловкость движений. Задания должны быть простыми по выполнению и короткими по продолжительности с обязательной оценкой тренера.
В возрасте 9 лет дети проявляют повышенный интерес к результатам своей деятельности, поэтому при занятиях с детьми этого возраста обязательно должны присутствовать домашние задания с конкретными задачами, какое упражнение, сколько раз и как его выполнить т.д.
Наибольшее внимание в этом возрасте уделяется развитию быстроты движений, игровой ловкости, координационных способностей, гибкости – подвижности в суставах.
Учебный год начинается с сентября каждого года.
Занятия в спортивно-оздоровительных группах проводятся на базах образовательных организаций с использованием имеющегося спортивного инвентаря и оборудования.
Продолжительность одного занятия в спортивно-оздоровительных группах не должно превышать двух академических часов.
Групповые теоретические занятия с учащимися младших возрастов проводятся в форме кратких популярных бесед.
Кроме групповых учебных занятий под непосредственным руководством тренера-преподавателя, учащиеся должны заниматься самостоятельно, выполняя отдельные индивидуальные, в том числе и домашние задания по общей физической подготовке.
При проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований должны строго соблюдаться установленные требования по врачебному контролю занимающихся и обеспечению норм санитарно-гигиенического состояния мест занятий и оборудования. В ходе учебного процесса в спортивно-оздоровительных группах, с детьми предусмотрено проводить соревнования по общей физической подготовке, подвижным играм, конкурсам в каждой возрастной группе.
Перевод учащихся в группу следующего года обучения, производится на основании выполнения нормативных требований по общей физической подготовленности.
Зачисление поступающих в спортивно-оздоровительные группы производится по заявлению родителей (законных представителей), с письменного разрешения-допуска врача.
Учебные занятия проводятся под строгим наблюдением тренера-преподавателя с последующим анализом полученной нагрузки. Занятия проводятся групповым методом, в соответствии с количеством занимающихся, предусмотренным учебной программой. Учебный материал программы состоит из теоретического и практического разделов.
При подборе средств и методов учебно-тренировочных занятий, дозировки, деления объёма и интенсивности физических нагрузок следует учитывать анатомо-физиологические особенности и функциональные возможности детей младшего школьного возраста.
В групповых занятиях дети овладевают тренерскими, педагогическими и судейскими навыками. Умеют правильно держаться перед строем занимающихся, показывать и объяснять отдельные упражнения, правильно подавать команды и отдельные распоряжения, замечать ошибки и исправлять их.
Для предотвращения травматизма на занятиях тренер-преподаватель обязан соблюдать следующие основные положения:
- проводить общую разминку (вводно-подготовительная часть занятия) с целью всесторонней подготовки организма к учебно-оздоровительным и учебно-тренировочным занятиям;
- соблюдать последовательность на занятиях;
- знать и учитывать индивидуальные особенности, физическую подготовку и состояние здоровья детей;
- не допускать нарушение дисциплины на занятиях;
- следить за регулярностью медицинских осмотров;
- правильно использовать инвентарь и оборудование.
Четырёхгодичный цикл обучения делится по направленности:
- первый год — учебно-оздоровительная направленность;
- второй год — учебно-тренировочная направленность;
- третий год — ориентация на выбор видов спорта;
- четвёртый год — занятия избранными видами спорта.
Первый год обучения.
Учебно-оздоровительная направленность:
- общая физическая подготовка (ОФП);
- оздоровительная гимнастика;
- подвижные игры;
- дозированная ходьба и бег;
- фрагменты видов спорта;
- простейшие методы закаливания;
- проведение конкурсов и эстафет;
- сдача контрольных нормативов по ОФП.
Второй год обучения.
Учебно-тренировочная направленность:
- увеличение тренировочных объёмов по ОФП;
- специальная физическая подготовка (СФП)
- фрагменты видов спорта;
- подвижные игры с усложненным выполнением в соревновательной форме;
- изучение форм и методов закаливания в различное время года;
- изучение элементов (простейших) акробатики;
- проведение конкурсов, викторин и эстафет;
- соревнования по ОФП, СФП;
- сдача контрольных нормативов по ОФП.
Третий год обучения.
Ориентация обучающихся на выбор видов спорта для дальнейших занятий:
- увеличение тренировочных объёмов по специальной физической подготовке;
- продолжение изучения основных видов спорта;
- увеличение количества соревнований по ОФП, СФП, подвижных игр с элементами видов спорта;
- тестирование уровня состояния здоровья и физических качеств, развитие творческого мышления с использованием конкурсов (спортивные рисунки, "Спортивный знаток", изложение "Мой любимый вид спорта", ведение дневника самоконтроля);
- сдача контрольных нормативов по ОФП.
Четвертый год обучения.
Занятия избранными видами спорта:
- увеличение тренировочных объёмов по специальной физической подготовке в избранных видах спорта;
- увеличение количества соревнований по СФП, подвижных игр с элементами избранных видов спорта;
- совершенствование специальной физической подготовленности;
- овладение всеми приемами техники на уровне умений и навыков;
- овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями;
- начальная специализация, определение игрового амплуа;
- овладение основами тактики командных действий;
- воспитание навыков соревновательной деятельности по избранным видам спорта;
- сдача контрольных нормативов по ОФП и СФП.
Правильно организованная учебно-тренировочная работа обеспечивает развитие организма детей, укрепляет их здоровье, помогает формировать гармонично развитую личность, способствуя раскрытию творческого потенциала.
Структура учебно-тренировочных занятий.
1 часть (вводно-подготовительная)
Задачи:
1 .Организация занимающихся для занятий (постановка задач, обеспечение внимания, дисциплины, регулирование эмоционального состояния и т. д.)
2. Подготовка организма занимающихся (центральной нервной системы, вегетативных функций и опорно-двигательного аппарата) для наиболее успешного решения задач основной части занятий;
Средства: строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега и прыжков, подвижные игры, упражнения на внимание, общеразвивающие упражнения (без предметов и с предметами) и др.
2 часть (основная)
Задачи:
1 .Формирование у занимающихся различных двигательных умений и навыков (обучение правильной технике выполнения физических упражнений и ее совершенствование).
2. Развитие необходимых физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости).
3. Воспитание моральных качеств занимающихся: патриотизм, коллективизм, трудолюбие, честность. Воспитание волевых качеств занимающихся: смелость, решительность, выдержка.
4. Обучение занимающихся умению применять приобретенные навыки и качества в различных жизненных ситуациях.
Средства: Подготовительные, подводящие и основные упражнения общей и специальной физической подготовки, основы видов спорта и т. д.
3 часть (заключительная)
Задачи:
1.Постепенное приведение организма занимающихся в относительно спокойное состояние (снятие физической и психической напряженности).
2.Подготовка занимающихся к наступающей за тренировочными занятиями деятельности (организация их внимания и дисциплины)
З.Организованное завершение занятия, подведение итогов, задание на дом, установка на следующее занятие.
Средства: Строевые упражнения, медленный бег, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление, внимание и т. п.
Наряду с указанными задачами, характерными для каждой части учебных занятий решается и такая важная задача, как сообщение занимающимся новых сведений и знаний по спорту. Причем, делается это в любой части занятий (в начале, непосредственно перед упражнениями его основной части или в конце ). В зависимости от конкретных условий проведения учебных занятий (в спортивном зале, на воздухе, и т. п.), основ видов спорта, периода учебной тренировки, обеспеченности инвентарем и оборудованием, контингента занимающихся (возраст и физическая подготовленность), каждая часть общей структуры занятий может расширяться и дополняться новыми специфическими задачами, и для их решения подбирают соответствующие средства.
5. Система контроля и зачетные требования.
Основным фактором, определяющим эффективность оздоровления обучающегося, является дозирование физической нагрузки. Это суммарные физиологические "затраты" организма ребёнка на мышечную работу.
Способы регулирования физической нагрузки обеспечивают оптимальные сдвиги в организме для восстановления здоровья и изменения функциональных показателей в лучшую сторону.
Физическая нагрузка зависит:
- от количества производимой работы и её интенсивности;
- от нервно-психических реакций;
- степени умственного напряжения при выполнении упражнений (движений);
- от уровня эмоциональных сдвигов.
Наиболее распространёнными способами регулирования физической нагрузки являются:
- длительность самих упражнений и подвижных игр;
- количество повторений;
- выбор исходных положений;
- применение отягощения и сопротивления;
- темп и ритм движений и т. д.
Обучающиеся спортивно-оздоровительных групп не участвуют в официальных спортивных соревнованиях. В этих группах учебный процесс должен быть насыщен большим количеством внутренних соревнований по предметным областям, общей и специальной физической подготовке, подвижным играм, эстафетам и проведением различных спортивных конкурсов, особенно в осенний, весенний и зимний период. Занятия рекомендуется проводить на свежем воздухе при хорошей погоде.
При планировании учебной нагрузки следует учитывать два наиболее типичных варианта взаимосвязи объёма и интенсивности учебной нагрузки:
1 .Занятия с большим объёмом и малой интенсивностью;
2. Занятия с малым объёмом и большой интенсивностью.
Каждый из вариантов по-разному влияет на развитие физических качеств.
Общая плотность занятия информирует о том, сколько времени затрачено на обучение, которое складывается из объяснения тренера-преподавателя, показ упражнения, выполнения упражнения детьми, поправок и замечаний. Это полезная часть занятий, выражаемая в процентах по отношению к общей продолжительности, принятой за 100%.
При определении общей плотности исключается время, затраченное на подготовку зала, расстановку и уборку оборудования. Общая плотность занятия в зале должна быть не ниже 80-90%, на воздухе 90-95%.
Моторная плотность отражает двигательный компонент занятия, то есть время, в течение которого дети выполняют различные упражнения и находятся в движении. Моторная плотность занятий должна быть не менее 80%, на воздухе, особенно в прохладное время года, возрастает до 90%.
Постепенное повышение нагрузки (одно из обязательных условий), следует осуществлять ступенчато – от одного недельного цикла к другому. При оценке величины нагрузки имеется в виду её объём и интенсивность. Интенсивность нагрузки оценивается по скорости движения, по темпу. Важным показателем объёма и интенсивности выполняемой работы является величина функциональных сдвигов в организме ребенка (показатели — пульс, дыхание и др.).
В практике применяется наиболее простой способ измерения физической нагрузки – по пульсу, т. е. по частоте сердечных сокращений (ЧСС) при выполнении упражнений и реакции восстановления ЧСС после окончания выполнения упражнений. Контроль нагрузки по ЧСС выбран не случайно, так как сердечно-сосудистая система наиболее ярко отражает реакцию организма на переносимую нагрузку.
Учащение пульса характеризуется степенью нагрузки: после вводно-подготовительной части – не менее чем на 20-25%, после выполнения ОРУ – не менее чем 50%, специальных упражнений - не менее чем на 60-70%, после подвижных игр до 70 — 90 % и даже 100%. В конце занятий показание пульса превышает исходную величину на 15-20%.
Возвращение пульса к норме может служить надёжным способом самоконтроля, позволяющим определить степень физического напряжения, вызванного тренировкой. После небольшой физической нагрузки пульс обычно приходит в норму через 2-3 мин., после средней – 4-5 мин. Исходя из полученных данных, следует изменить содержание и нагрузку на последующих занятиях.
Зачетные требования должны соответствовать направленности Программы и включать комплекс контрольных упражнений для оценки результатов освоения Программы – приобретение обучающимися знаний, умений и навыков по предметным областям.
Рекомендуется трехуровневая система оценки подготовленности:
- первый уровень – исходные показатели при зачислении обучающегося;
- второй уровень – стабильность и (или) улучшение исходных показателей;
- третий уровень – рост и (или) значительное превышение исходных показателей.
Контрольные нормативы (виды испытаний)
для обучающихся 1 – 4 годов обучения.*
Виды испытаний | 1г.о.-5-6 лет | 2г.о.-6-7 лет | 3г.о.-7-8 лет | 4г.о.-8-9 лет** | ||||
М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | |
Бег 30м. (сек) | 6,9 | 7,2 | 6,7 | 7,0 | 5,9 | 6,2 | 5,4 | 5,8 |
Прыжки в длину с места (см) | 115 | 110 | 120 | 115 | 140 | 130 | 160 | 150 |
Челночный бег 3*10м. (сек) | 10,4 | 10,9 | 10,1 | 10,7 | 9,2 | 9,7 | 8,7 | 9,3 |
Подтягивание на высокой перекладине (кол. раз) | 2 | - | 3 | - | 4 | - | 5 | - |
Сгибание рук в упоре лежа (кол. раз) | - | 6 | - | 7 | - | 8 | - | 9 |
Метание теннис. мяча на точность (кол. попад.) | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 |
Примечание:
* Могут быть и другие системы оценки, главное, чтобы по ним можно было легко отслеживать даже незначительные изменения показателей и своевременно вносить коррективы в образовательный процесс.
** Для обучающихся четвертого года обучения, в зависимости от избранного вида спорта (дисциплины), могут даваться дополнительные контрольные нормативы (виды испытаний) по ОФП и (или) СФП.
6. Рекомендуемая литература и информационные ресурсы.
1. Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. Москва, «Физкультура и спорт», 1985.
2. Буйлова Л.Н.. Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. Москва, «Владос», 2001.
3. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – Москва, «Физкультура и спорт», 1980.
4. Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. Москва, «Советский спорт», 1974.
5. Лебедева О.Е. Дополнительное образование детей. Москва, «Владос», 2003.
6. Легкая атлетика. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – Москва, «Советский спорт»,2004.
7. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 27 декабря 2013г. №1125 «Особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».
8. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 08 июля 2014г. №575 «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
9. Урок физической культуры в современной школе: Методические рекомендации для учителей. Москва, «Советский спорт», 2005.
10. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
11. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие для институтов и техникумов физической культуры. Москва, «Физкультура и спорт», 1987.
12. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. Москва, «Физкультура и спорт», 1980.
УТВЕРЖДАЮ Приложение 1.
Директор ДЮСШ ________________
«___»____________________20____г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК
распределения учебных часов на 20___-20___ учебный год.
Отделение легкая атлетика, этап подготовки СО, год обучения 1 (первый).
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ | часы | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август |
1.ТЕОРИЯ | |||||||||||||
1. Правила безопасности на учебно-тренировочных занятиях. | 2 | 1 | 1 | ||||||||||
2. Правила поведения и распорядок дня юного спортсмена.. | 1 | 1 | |||||||||||
3. Личная и общественная гигиена спортсмена. | 1 | 1 | |||||||||||
Итого часов | 4 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | 1 | - | - | - | - | - |
2.ПРАКТИКА | |||||||||||||
Тренировочная подготовка | |||||||||||||
1. Общая физическая подготовка. | 184 | 15 | 17 | 17 | 18 | 9 | 16 | 14 | 15 | 13 | 16 | 17 | 17 |
2. Специальная физическая подготовка: | 62 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
- развитие физических качеств; | 30 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
- основы видов спорта; | 20 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
- тестирование по видам подготовки, предметным областям. | 12 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Участие в соревнованиях | |||||||||||||
1.Соревнования в группе. | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||
Контрольные испытания | |||||||||||||
1. Приемные испытания. | 2 | 2 | |||||||||||
2. Текущий контроль. | 2 | 2 | |||||||||||
3. Промежуточные испытания | 2 | 2 | |||||||||||
Итого часов | 256 | 21 | 21 | 21 | 23 | 15 | 22 | 21 | 22 | 22 | 22 | 23 | 23 |
Всего часов | 260 | 22 | 22 | 22 | 23 | 15 | 22 | 22 | 22 | 22 | 22 | 23 | 23 |
Зам. директора по УСР ___________________________________. Ст. тренер отделения ____________________________________.
УТВЕРЖДАЮ Приложение 2.
Директор ДЮСШ ________________
«___»____________________20____г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК
распределения учебных часов на 20___-20___ учебный год.
Отделение легкая атлетика, этап подготовки СО, год обучения 2 (второй).
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ | часы | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август |
1.ТЕОРИЯ | |||||||||||||
1. Правила безопасности на учебно-тренировочных занятиях. | 1 | 1 | |||||||||||
2. Правила поведения и распорядок дня юного спортсмена.. | 1 | 1 | |||||||||||
3. Личная и общественная гигиена спортсмена. | 1 | 1 | |||||||||||
4. История развития спортивной гимнастики. | 1 | 1 | |||||||||||
5. Самоконтроль при занятиях спортом. | 1 | 1 | |||||||||||
Итого часов | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | - |
2.ПРАКТИКА | |||||||||||||
Тренировочная подготовка | |||||||||||||
1. Общая физическая подготовка. | 145 | 14 | 16 | 15 | 15 | 5 | 13 | 11 | 10 | 8 | 12 | 13 | 13 |
2. Специальная физическая подготовка: | 98 | 5 | 5 | 6 | 7 | 7 | 8 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
- развитие физических качеств; | 50 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
- основы видов спорта; | 30 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
- тестирование, учебные и тренировочные игры. | 18 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Участие в соревнованиях | |||||||||||||
1.Соревнования в группе. | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||
2. Соревнования между группами. | 2 | 1 | 1 | ||||||||||
Контрольные испытания | |||||||||||||
1. Приемные испытания. | 2 | 2 | |||||||||||
2. Текущий контроль. | 2 | 2 | |||||||||||
3. Промежуточные испытания | 2 | 2 | |||||||||||
Итого часов | 255 | 21 | 21 | 21 | 22 | 14 | 22 | 22 | 22 | 22 | 22 | 23 | 23 |
Всего часов | 260 | 22 | 22 | 22 | 23 | 15 | 22 | 22 | 22 | 22 | 22 | 23 | 23 |
Зам. директора по УСР ___________________________________. Ст. тренер отделения ____________________________________.
УТВЕРЖДАЮ Приложение 3.
Директор ДЮСШ ________________
«___»____________________20____г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК
распределения учебных часов на 20___-20___ учебный год.
Отделение легкая атлетика, этап подготовки СО, год обучения 3 (третий).
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ | часы | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август |
1.ТЕОРИЯ | |||||||||||||
1. Правила безопасности на учебно-тренировочных занятиях. | 1 | 1 | |||||||||||
2. Правила поведения и распорядок дня юного спортсмена.. | 1 | 1 | |||||||||||
3. Личная и общественная гигиена спортсмена. | 1 | 1 | |||||||||||
4. История развития избранных видов спорта. | 1 | 1 | |||||||||||
5. Физкультура и спорт в России. | 1 | 1 | |||||||||||
6. Самоконтроль при занятиях спортом. | 1 | 1 | |||||||||||
7. Влияние занятий спортом на организм человека. | 1 | 1 | |||||||||||
8. Судейство соревнований по легкой атлетике. | 1 | 1 | |||||||||||
Итого часов | 8 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - |
2.ПРАКТИКА | |||||||||||||
Тренировочная подготовка | |||||||||||||
1. Общая физическая подготовка. | 143 | 15 | 16 | 16 | 17 | 4 | 12 | 9 | 9 | 8 | 13 | 12 | 12 |
2. Специальная физическая подготовка: | 147 | 8 | 9 | 9 | 10 | 10 | 12 | 14 | 14 | 14 | 15 | 16 | 16 |
- развитие физических качеств; | 65 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 6 | 6 | 6 | 7 | 7 | 7 |
- основы видов спорта; | 50 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
- тестирование, учебные и тренировочные игры. | 32 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 |
Участие в соревнованиях | |||||||||||||
1.Соревнования в группе. | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||
2. Соревнования между группами. | 3 | 1 | 1 | 1 | |||||||||
Контрольные испытания | |||||||||||||
1. Приемные испытания. | 2 | 2 | |||||||||||
2. Текущий контроль. | 2 | 2 | |||||||||||
3. Промежуточные испытания | 2 | 2 | |||||||||||
Итого часов | 304 | 25 | 25 | 25 | 27 | 17 | 25 | 25 | 25 | 26 | 28 | 28 | 28 |
Всего часов | 312 | 26 | 26 | 26 | 28 | 18 | 26 | 26 | 26 | 26 | 28 | 28 | 28 |
Зам. директора по УСР ___________________________________. Ст. тренер отделения ____________________________________.
УТВЕРЖДАЮ Приложение 4.
Директор ДЮСШ ________________
«___»____________________20____г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК
распределения учебных часов на 20___-20___ учебный год.
Отделение легкая атлетика, этап подготовки СО, год обучения 4 (четвертый).
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ | часы | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август |
1.ТЕОРИЯ | |||||||||||||
1. Правила безопасности на учебно-тренировочных занятиях. | 1 | 1 | |||||||||||
2. Правила поведения и распорядок дня юного спортсмена.. | 1 | 1 | |||||||||||
3. Личная и общественная гигиена спортсмена. | 1 | 1 | |||||||||||
4. История развития легкой атлетики. | 1 | 1 | |||||||||||
5. Физкультура и спорт в России. | 1 | 1 | |||||||||||
6. Самоконтроль при занятиях спортом. | 1 | 1 | |||||||||||
7. Влияние занятий спортом на организм человека. | 1 | 1 | |||||||||||
8. Правила и судейство избранных видов спорта. | 2 | 1 | 1 | ||||||||||
9. Психологическая и волевая подготовка. | 1 | ||||||||||||
Итого часов | 10 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - |
2.ПРАКТИКА | |||||||||||||
Тренировочная подготовка | |||||||||||||
1. Общая физическая подготовка. | 130 | 14 | 14 | 14 | 14 | 4 | 10 | 9 | 9 | 6 | 12 | 12 | 12 |
2. Специальная физическая подготовка: | 156 | 9 | 11 | 11 | 12 | 10 | 13 | 14 | 14 | 15 | 15 | 16 | 16 |
- развитие физических качеств; | 60 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 6 | 6 | 7 | 7 |
- основы видов спорта; | 60 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 5 | 5 |
- тестирование, учебные и тренировочные игры. | 36 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 |
Участие в соревнованиях | |||||||||||||
1.Соревнования в группе. | 6 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
2. Соревнования между группами. | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||
Контрольные испытания | |||||||||||||
1. Приемные испытания. | 2 | 2 | |||||||||||
2. Текущий контроль. | 2 | 2 | |||||||||||
3. Промежуточные испытания | 2 | 2 | |||||||||||
Итого часов | 302 | 25 | 25 | 25 | 27 | 17 | 25 | 25 | 25 | 25 | 27 | 28 | 28 |
Всего часов | 312 | 26 | 26 | 26 | 28 | 18 | 26 | 26 | 26 | 26 | 28 | 28 | 28 |
Зам. директора по УСР ___________________________________. Ст. тренер отделения ____________________________________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этнокультурный компонент в физическом воспитании через уроки физической культуры и во внеурочное время.
история физрической культуры и народные игры в школе...
Доклад Тема: "Лечебная физическая культура как средство физического развития ребенка с ослабленным зрением".
Определение ЛФК. Краткая история развития ЛФК. Основная форма ЛФК. Упражнения ЛФК. Принципы и методические рекомендации коррекции отклонения у детей с ослабленным зрением. Схема построения урока ЛФК....
Методическая разработка уроков физической культуры по развитию физических качеств ловкости, быстроты, выносливости.
Методическая разработка уроков физической культуры по развитию физических качеств ловкости, быстроты, выносливости.В данной работе представлены вопросы развития физических качеств: ловкости, быс...
Технологическая карта урока по физической культуре. Легкая атлетика. Физические качества.
Технологическая карта урокаПредмет физическая культура Класс ...
Особенности занятия физической культурой с инвалидами. Физическая адаптация и реабилитация.
Доклад....
Методическая разработка по предмету: «Физическая культура» Тема: «Развитие физических качеств учащихся методом круговой тренировки на уроках физической культуры»
Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются в свою очередь основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьников фор...
Рабочая программа по физической культуре и адаптивной физической культуре для 2 – 4 классов».
Рабочая программа по физической культуре и адаптивной физической культуре для 2 – 4 классов»....