Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки
рабочая программа на тему
Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки предназначена для педагогов, ведущих занятия в "Школе будущих первоклассников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_zvukovoy_kultury_rechi_i_podgotovki_k_obucheniyu_gramote.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки
Учитель начальных классов
МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»
Басс Н.М.
Актуальность данной проблемы.
В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями устной речи, письма и чтения (дисграфия, дислексия), что, в большинстве случаев, связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. Звуковая культура речи находится в тесной связи с подготовкой к обучению грамоте. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен. Данный курс включает в себя элементы логопедической методики, которая ориентирована на предупреждение ошибок в чтении и письме.
Большое внимание уделяется формированию звуковой культуры речи и элементам подготовки обучения грамоте у старших дошкольников, а так же, развитию мелкой моторики.
Развитая мелкая моторика способствует успешному развитию речи, так как речевой центр и центр, отвечающий за координацию движений пальцев рук, находятся в коре головного мозга рядом и оказывают друг на друга взаимное влияние.
Для успешного обучения детей по данным разделам, рекомендуется использовать игровые методы и приемы, так как игра является основным видом деятельности дошкольника. С помощью игры усвоение сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную учебную задачу. Использование игр, художественного слова, загадок, скороговорок, творческих заданий способствует развитию всех сторон речи: звуковой культуры речи, словарного запаса, грамматики и связной речи. Такие виды деятельности, как рисование, штриховка, графические задания, пальчиковые игры и упражнения, физкультминутки, подготовят дошкольников к овладению сложнейшим навыком - письмом.
Данная программа основывается на типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте с учетом пособий авторов: Новотворцовой Н.В., Каше Г.А., Сухаревой Э.Л., Третьяковой Т.С., Тумаковой Г.А. и др.
Цель программы: Создание условий для всестороннего развития личности в условиях единого образовательного пространства.
Основные задачи программы подготовки к школе:
- Обучение грамоте. Знакомство с понятиями: звук, буква, слог, слово, предложение. Составление схем. Чтение слов. Обучение элементам письма.
- Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов.
- Развитие речи: расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание. Для этого используются лингвистические игры, направленные на развитие различных видов речевой активности (диалогической, монологической, письменной), а также различные лексические и грамматические упражнения, малые фольклорные формы (загадки, пословицы, поговорки и т.д.).
- Развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики; обводка, штриховка, игры с карандашом, крупой, бусами, орехами, игры со счетными палочками и т.п.
- Развитие высших психических функций и познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, произвольного поведения, наблюдательности, сообразительности, фантазии.
Основные принципы работы
Работа по формированию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте основывается на основных дидактических принципах: от простого – к сложному, последовательность, учет возрастных особенностей, соблюдение дифференцированного подхода к подаче материала; использование яркой и доступной наглядности, игровых методов и приемов.
Ожидаемый результат:
Ребенок должен:
- понимать обращенную речь;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- уметь различать звуки, определять место звука в слове;
- овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи;
- иметь первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
- иметь первичные навыки послогового чтения;
- владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания букв, слогов, слов в пределах программы;
- иметь достаточно развитые графо-моторные навыки;
- быть психологически подготовленным к школьному обучению.
Содержание программы
Перспективный план работы по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки
Основные задачи | Виды работ и упражнений | Время проведения |
Совершенствование пространственных ориентировок | Графические диктанты, «Закончи узор», «Дорисуй по точкам», «Повтори рисунок», «Нарисуй дорожку», «Составь рисунок по сюжету рассказа». | В течение всего года |
Развитие конструктивного праксиса. Формирование буквенного гнозиса | Моделирование букв из палочек, лепка букв из пластилина, вырезание по контуру, письмо буквы по опорным точкам, раскрашивание букв. Работа с разрезной азбукой. Игры: «Сложи букву», «Смастери букву», «Напиши букву», «Допиши букву», «Обведи букву», «Узнай букву», «Почини буквы» | В течение всего года |
Развитие тактильных ощущений, ручной умелости | Дермалексия (узнай какую букву «написали» на спине, руке, в воздухе рукой ребёнка) Игра «Чудесный мешочек» (узнавание букв на ощупь). Комплекс упражнений по самомассажу рук. | В течение учебного года |
Применение моделей артикуляции звуков | Модели артикуляции. Гласные звуки – А И О Э Ы У. Дифтонги Я Ю Ё Е. Согласные звуки. | В течение всего года |
Развитие фонематического слуха. Фонетическая гимнастика | На каждый звук символ звука. Повторение слоговых цепочек. Использование графических обозначений звуков. Определение места звука в слове. Перечисление всех звуков по порядку. Определение количества звуков в слове. Игры «Поймай звук», «Угадай, где звук», «Закончи слово», «Доскажи словечко». | В течение всего года |
Формирование навыков чтения | Чтение прямых и обратных слогов, слоговых таблиц. Игры: «Составь слово», «Учимся читать» | В течение всего года |
Развитие звуко-буквенного, звуко-слогового анализа слов | Выделение начального ударного гласного из слов. Выделение последнего согласного из слов. Выделение конечного гласного из слов. Выделение начального согласного из слов. Определение звука в ряду других звуков. Отбор картинок с заданным звуком. Придумывание слов с заданным звуком. Выполнение звукобуквенных анализов слов (использование схем). Игры: «Красный, синий, зелёный». | В течение всего года |
Развитие мелкой моторики | Ритмическая и пальчиковая гимнастики; обводка, штриховка, игры с карандашом, крупой, бусами, орехами, игры со счетными палочками и т.п. | В течение всего года |
Тематическое планирование по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки (33 часа)
№ | Тема занятия | Задачи программного содержания темы | Дата | |
план | факт | |||
1. | Звуки речи. | Познакомить с понятием «звук» - «буква», дать знания о том, чем они отличаются. Учить различать речевые звуки от неречевых. Познакомить с понятием «гласные звуки». Учить ориентироваться на листе в клетку. Развивать мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание. | ||
2. | Звук и буква У. | Учить выделять звук [У] из ряда гласных звуков, выделять начальный ударный гласный, закрепить навыки четкого произношения звука [У] (с опорой на модель артикуляции), учить определять место данного звука в словах (начало, середина, конец слова). Учить давать характеристику звуку. Познакомить с обозначением звука буквой У. Учить находить букву У среди других. Развивать мелкую моторику: выкладывание буквы из палочек, печатание буквы в тетради. Развивать внимание и память. | ||
3. | Звук и буква А. | Закреплять умение выделять звук [А] из ряда гласных звуков, закрепить навыки четкого произношения звука [А]. Учить определять место данного звука в словах (начало, середина, конец слова). Анализ ряда типа АУ, УА. Учить давать характеристику звуку с опорой на модель артикуляции. Познакомить с буквой А, учить находить данную букву среди других. Развивать слуховую и зрительную память, мелкую моторику. | ||
4. | Звук и буква И. | Закреплять умение выделять звук [И] из ряда гласных звуков, выделять начальный ударный гласный, закрепить навыки четкого произношения звука [И], учить определять место данного звука в словах. Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки. Формировать навыки анализа и синтеза звукосочетаний типа: АИ, ИУ, АУИ. Закреплять умение давать характеристику звуку. Познакомить с буквой И, учить находить данную букву среди других. Выкладывание буквы из палочек, печатание буквы в тетради. | ||
5. | Согласные звуки. Звуки [П], [Пʼ]. Буква П. | Вести понятие: «согласный звук», «твердый, мягкий согласный звук», «звонкий – глухой». Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [П], [Пʼ]. Развивать фонематический слух; формировать навыки анализа и синтеза слогов, типа: АП, ИП, УП. Учить давать характеристику согласному звуку. Познакомить с буквой П, учить находить данную букву среди других. Объяснить, что звуки [П], [Пʼ] на письме обозначаются одной буквой П. Выкладывание буквы из палочек. Печатание буквы и слогов в тетради. Чтение слогов: АП, УП, ИП. | ||
6. | Звук и буква О. | Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков, выделять начальный ударный гласный, закрепить навыки четкого произношения звука [О], учить определять место данного звука в словах. Формировать навыки анализа и синтеза слогов типа: ОП, АОЭ, ИОУ, ОУА. Познакомить с буквой О, учить находить данную букву среди других. Выкладывание буквы нитками на бархатной бумаге. Печатание буквы в тетради. Чтение слогов: АП, УП, ОП, ИП, ЭП. | ||
. | Звук и буква Э. | Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков, выделять начальный ударный гласный, закрепить навыки четкого произношения звука [Э], учить определять место данного звука в словах. Формировать навыки анализа и синтеза слогов. Познакомить с буквой Э, учить находить данную букву среди других. Выкладывание буквы нитками на бархатной бумаге. Печатание буквы в тетради. Чтение слогов: АП, УП, ИП, ЭП. | ||
8. | Звуки [Т], [Тʼ]. Буква Т. | Закрепить навыки четкого произношения звуков [Т], [Тʼ] в слогах, словах, фразах. Закреплять умение определять место данного звука в словах. Закрепить умение давать характеристику звуку. Формировать навыки анализа и синтеза слогов типа: АТ, ИТ, УТ,ЭТ, ОТ, ТУ, ТО, ТИ, ТА. Знакомство с буквой Т, учить находить данную букву среди других. Выкладывание буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Чтение слогов. Знакомство с буквой Т, учить находить данную букву среди других. Выкладывание буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Чтение слогов. | ||
9. | Звуки [К], [Кʼ]. Буква К. | Закрепить навыки произношения и различения этих звуков в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения. Характеристика звука. Определение места звука в слове. Формирование анализа и синтеза обратных слогов, преобразование в прямые. Звуковой анализ слова КОТ. Знакомство с буквой К, учить находить данную букву среди других. Выкладывание буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Чтение прямых и обратных слогов. | ||
10. | Звуки [М], [Мʼ]. Буква М. | Закрепить навыки произношения и различения звуков [М] - [Мʼ] в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения. Характеристика звука. Знакомство с понятием «звонкий» звук. Определение места звука в слове. Формирование анализа и синтеза обратных слогов, преобразование в прямые. Познакомить со звуко – слоговой схемой слова. Звуковой анализ слова МАМА. Развивать память, внимание, мышление. Знакомство с буквой М, учить находить данную букву среди других. Выкладывание буквы из палочек. Печатание буквы, слогов и слов в тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: МАМА, МАК, ТОК, КОТ. | ||
11. | Звуки [Х], [Хʼ]. Буква Х. | Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Х], [Хʼ], в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух; учить выделять звук [Х] в начале, середине и в конце слова. Развивать память, внимание, мышление. Закрепить умение давать характеристику согласному звуку. Познакомить с буквой Х. Учить находить букву в ряде других букв. Выкладывание буквы из палочек. Печатание буквы, слогов и слов в тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: УХА, МУХА, МОХ. | ||
12. | Звук [Ы]. Буква Ы. | Закрепить навыки четкого произношения звуков [Ы], в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух. Учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе, выделять последний гласный звук в словах. Развивать память, внимание, мышление. Знакомство с буквой Ы, учить находить данную букву среди других. Выкладывание букву нитками на бархатной бумаге. Печатание буквы, слогов и слов в тетради. Упражнять в написании изученных букв под диктовку. Написание слогов и трехбуквенных слов под диктовку. | ||
13. | Звуки [С], [Сʼ]. Буква С. | Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [С] - [Сʼ], в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух; закреплять умение выделять звук [С], [Сʼ] в начале, середине и в конце слова. Учить делить слова на слоги. Звуко – слоговой анализ слов: ОСА, ЛОСИ. Развивать память, внимание, мышление. Закрепить знания о том, что звуки [С], [Сʼ] на письме обозначаются одной буквой С. Печатание обратных слогов, преобразование их в прямые. Чтение прямых, обратных слогов, слов: ОСА, СОК, САД, СЕНО, ЛОСИ, ГУСИ. | ||
14. | Звуки [З], [Зʼ]. Буква З. | Закрепить навыки четкого и правильного произношения звуков [З], [Зʼ], в слогах, в словах, фразах; упражнять в дифференциации данных звуков. Развивать фонематический слух; учить выделять звук [З] в начале, середине и в конце слова. Упражнять в звуко-слоговом анализе слов. Закреплять умение давать характеристику звуку. Учить дифференцировать звонкие и глухие, мягкие - твердые согласные. Знакомство с буквой З, учить находить данную букву среди других. Печатание букв, слогов и слов в тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: КОЗА - КОСА, ЗИМА - СИМА, ВАЗА, ЗИНА. | ||
15. | Звуки [Н], [Нʼ]. Буква Н. | Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Н], [Нʼ] в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух; закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. Звуко – слоговой анализ слогов и слов. Закреплять умение делить слова на слоги. Развивать память, внимание, мышление. Знакомство с буквой Н, учить находить данную букву среди других. Печатание букв, слогов и слов в тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: НОС, НАС, СЫН. | ||
16. | Звуки [Б], [Бʼ]. Буква Б. | Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Б], [Бʼ] в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух; закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. Закреплять умение дифференцировать звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые согласные. Звуко – слоговой анализ слогов и слов. Развивать память, внимание, мышление. Знакомство с буквой Б, учить находить данную букву среди других. Печатание букв, слогов и слов в тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: БАК, БОК, БЫК. | ||
17. | Звук [Йʼ]. Буква Й. | Закрепить навыки правильного произношения звука [Йʼ] в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух; учить определять позицию звука в словах. Развивать память, внимание, мышление. Знакомство с буквой Й, учить находить данную букву среди других. Печатание букв, слогов и слов в тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов. | ||
18. | Буква Я. | Познакомить с буквой Я, учить находить данную букву среди других. Печатание и чтение слов. Развивать внимание, память, мышление. | ||
19. | Звуки [В], [Вʼ]. Буква В. | Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [В], [Вʼ] в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух; закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. Звуко – слоговой анализ слогов и слов. Развивать память, внимание, мышление. Знакомство с буквой В, учить находить данную букву среди других. Печатание букв, слогов и слов в тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: ВАЗА, ВОДА, ВАТА. | ||
20. | Звуки [Д], [Дʼ]. Буква Д. | Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Д], [Дʼ] в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух; закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов. Знакомство с буквой Д, учить находить данную букву среди других. Печатание букв, слогов и слов в тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: ДОМ, ДЫМ, ДАМ, САД. | ||
21. | Звуки [Г], [Гʼ]. Буква Г. | Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Г], [Гʼ] в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух; закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов. Развивать память, внимание, мышление. Знакомство с буквой Г, учить находить данную букву среди других. Печатание букв, слогов и слов в тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: ГОД, ГНОМ, ГУБЫ. | ||
22. | Звуки [Л], [Лʼ]. Буква Л. | Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Лʼ] в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух; закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов. Развивать память, внимание, мышление. Печатание и чтение слов: ЛЕС, ЛИПА, ЛЕНЬ. | ||
23. | Буква Е. | Знакомство с буквой Е, учить находить данную букву среди других. Правило написания заглавных букв в именах нарицательных. Печатание букв, слогов и слов в тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЕЛЬ, ЛЕТО, ЛЕНА. | ||
24. | Звук [Ж]. Буква Ж. | Закрепить навыки различения и правильного произношения звука [Ж] в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух; закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. Обратить внимание на то, что звук [Ж] – всегда твердый. Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов. Развивать память, внимание, мышление. Знакомство с буквой Ж, учить находить данную букву среди других. Познакомить с правилом правописания ЖИ. Печатание букв, слогов и слов в тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЖУК, ЖАБА, ЖАЛО, УЖИ, НОЖИ. | ||
25. | Звуки [Р], [Рʼ]. Буква Р. | Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Р], [Рʼ] в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух; закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов. Развивать память, внимание, мышление. Знакомство с буквой Р, учить находить данную букву среди других. Печатание букв, слогов и слов в тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: РАК, РАМА, ГОРА. | ||
26. | Звуки [Ф], [Фʼ]. Буква Ф. | Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Ф], [Фʼ] в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух; закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. Деление слов на слоги. Познакомить со схемой предложения. Звуко – слоговой анализ слогов и слов. Развивать память, внимание, мышление. Знакомство с буквой Ф, учить находить данную букву среди других. Печатание букв, слогов и слов в тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: ФАТА, ФАРА, ФЕН. | ||
27. | Звук [Чʼ]. Буква Ч. | Закрепить навыки различения и правильного произношения звука [Чʼ] в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух; закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. Обратить внимание на то, что звук Ч всегда мягкий. Уточнить условные обозначения слов в схеме предложения (слово – предмет - ______ , слово - действие =====) Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов. Знакомство с буквой Ч, учить находить данную букву среди других. Познакомить с правилами правописания ЧА, ЧУ. Печатание букв, слогов, слов и простых, не распространенных предложений в тетради. Познакомить с правилами написания предложения (начинается с «большой» буквы, в конце ставится точка). Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЧАСЫ, ЧУДО, ГРАЧ, ВРАЧ. | ||
28. | Звук [Ц]. Буква Ц. | Закрепить навыки различения и правильного произношения звукаов [Ц], в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух; закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. Обратить внимание на то, что звук Ц – всегда твердый. Деление слов на слоги. Работа со схемой предложения Звуко – слоговой анализ слогов и слов. Развивать память, внимание, мышление. Знакомство с буквой Ц, учить находить данную букву среди других. Печатание букв, слогов, слов и предложений в тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЦАПЛЯ, ЦВЕТЫ, ОВЦА. | ||
29. | Звук [Щ]. Буква Щ. | Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Щʼ] в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух; закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. Обратить внимание на то, что звук Щ - всегда мягкий. Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов. Работа с предложением. Знакомство с буквой Щ, учить находить данную букву среди других. Познакомить с правилом правописания ЩА – ЩУ. Печатание букв, слогов, слов и предложений в тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЩУКА, ЧАЩА, ЩИТ, РОЩА. | ||
30. | Буква Ё. | Знакомство с буквой Ё, учить находить данную букву среди других. Печатание букв, слогов, слов и предложений в тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЁЖ, ЁЛКА. | ||
31. | Буква Ю. | Знакомство с буквой Ю, учить находить данную букву среди других. Печатание букв, слогов, слов и предложений в тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЮЛА, ЮБКА. | ||
32. | Буква Ь. | Познакомить с ролью буквы Ь (смягчение предшествующего согласного). Печатание букв, слогов, слов и предложений в тетради. | ||
33. | Итоговое занятие. | Составление схем предложений, звуко-слоговой анализ слов. Подбор слов к схемам. Составление предложений в соответствии с схемой. Печатание букв, слогов, слов и предложений под диктовку. |
Список использованной литературы:
- Бородич А.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.
- Волика В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1986.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М.: Гном-Пресс, 1998.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 1979.
- Обучение дошкольников грамоте. Под. ред. Н.В. Дуровой, М., 2001.
- Придумай слово. Под. ред. О.С.Ушаковой. М.: Просвещение, 1996.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. М.А. Васильевой. Минс. просвещ. РСФСР, 1985.
- Сухарева Э.Л. Учимся играя. Ярс.,1992.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. М., 1997.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование познавательных занятий с младшими школьниками по развитию звуковой культуры речи с использование полимодальных методов обучения
В современной образовательной практике личностно-ориентированного образования актуализируется проблема учета индивидуальности каждого ребенка. Ее решение связано с учетом индивидуальных психофизически...
"Звук [г]. В лесу". Конспект занятия по обучению грамоте в группе предшкольной подготовки.
Проблема подготовки ребёнка к школе является одной из наиболее актуальных проблем в современном дошкольном и начальном образовании. Особенно остро стоит вопрос предшкольной подгото...
Проект для учащихся начальной школы " Исследование понятия "звук" для развития звуковой культуры речи"
Проектная исследовательская работа позволяет учащимся начальной школы наглядно "увидеть" как образуются звуки, как мы их слышим, на какие группы их можно разделить и использовать полученные знания в с...
Игры на развитие звуковой культуры речи
В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. ...
Программа подготовительного курса по развитию речи и подготовке к обучению грамоте « По дороге к Азбуке» для старших дошкольников
Программа подготовительного курса по развитию речи и подготовке к обучению грамоте « По дороге к Азбуке» для старших дошкольников по УМК "Планета знаний"...
Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовке к обучению грамоте
Дополнительная общеобразовательная программапо развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамотедля группы детей предшкольной подготовкиСрок реализации программы: 2017-2018 учебный год....
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко». Младшая группа (3-4 года) №1.
Конспектобразовательной деятельностипо речевому развитию«Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко».Младшая группа (3-4 года) №1....