Адаптированная образовательная программа для детей с РАС (вариант 8.2) по предмету СБО 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Пояснительная записка.
Данная адаптированная образовательная программа разработана для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1 г.п. Игрима» Берёзовского района 2019-2020 учебном году.Адаптированная образовательная программа начального общего образования (далее АОП НОО), адаптированная для лиц с РАС, разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании основной образовательной программы школы и в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ (по представленным родителями документам). Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:
- анализ и подбор содержания,
- изменение структуры ОП НОО,
- использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop_sbo_2_klass.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная адаптированная образовательная программа разработана для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1 г.п. Игрима» Берёзовского района 2019-2020 учебном году.Адаптированная образовательная программа начального общего образования (далее АОП НОО), адаптированная для лиц с РАС, разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании основной образовательной программы школы и в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ (по представленным родителями документам). Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:
- анализ и подбор содержания,
- изменение структуры ОП НОО,
- использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности
Нормативной основой АОП НОО являются документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ МОиН РФ № 393 от 06.10.2009 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009 с изменениями (приказы МОиН РФ №1241 от 26.10.2010 и №2357от 22 09.2011 г.),
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва /Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.Регистрационный N 19993/"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"";
- Образовательная программа начального общего образования МБОУ ИСОШ №1 (коррекционная работа).
- Устав школы.
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а так же на обучение использованию альтернативных средств общения.
Курс социально – бытовая ориентировка (СБО) направлен на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья. СБО – это специальные коррекционные занятия направленные на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Цель: Специальные коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития.
Задачи:
- практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду;
- формирование знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества;
Принципы в обучении: систематичность и последовательность.
Формы и методы: практические работы, экскурсии, сюжетно – ролевые игры, беседы, коллективные методы, индивидуальные (выполнение всех операций под руководством учителя). Однако при любой форме организации занятия каждый ученик должен на практике овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями.
Беседа на занятиях является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно – ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. Значительное место в программе отводится экскурсиям. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.
Занятия по социально – бытовой ориентировке тесно связаны с уроками родного языка, математики, естествознания, технологии.
На занятиях по социально – бытовой ориентировке следует уделять внимание развитию устной речи, практическому применению знаний, навыков, полученных на других уроках. На всех этапах занятия в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод.
Место предмета в учебном плане 2 класса
В учебном плане предмет представлен с расчетом 1 час в неделю, 34 часа в год.
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося
с РАС
Для обучающегося, получающего образование по варианту 8.2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.
Мальчик плохо владеет речью, он постоянно нуждается в уходе и присмотре. В связи с этим мальчик требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.
Уровень психофизического развития обучающегося с РАС невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности мальчика, как в семье, так и в обществе.
В связи с выраженными нарушениями и искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. у обучающегося возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента различных программ школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, мальчик не способна произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
1. Свое имя и фамилию, имена окружающих, последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы, правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач, правила личной гигиены девушки, правила ухода за предметами личной гигиены, название вещей личного пользования и их назначение. Части тела и органов человека, правила ухода за кожей рук, ног и ногтей, о соблюдении правил здорового образа жизни, требования к осанке в положении сидя.
2. Виды одежды и обуви их назначения, правила ухода за одеждой и обувью.
3. Санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, правила сервировки стола к завтраку.
4. Правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом. Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения в гостях.
5. Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие.
6. Основные транспортные средства, виды транспортных средств (специальный, грузовой, пассажирский, городской, железнодорожный, пригородный, междугородний). Элементарные правила уличного движения.
7. Основные средства связи, виды почтовых отправлений.
Учащиеся должны уметь:
1. Совершать утренний и вечерний туалет в определенной последовательности, причесывать волосы и выбирать прическу, мыть руки.
2. Следить за своей осанкой, походкой и жестикуляцией, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях.
3. Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу, соблюдать правила дорожного движения.
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметными результатами изучения курса «СБО» является сформированность следующих умений:
- в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
Система оценки результатов.
Система оценки результатов развития познавательных процессов учащегося предполагает проведение диагностик: Входящих(первичных), динамического наблюдения, текущей и этапной диагностики, итоговой. А так же в течении учебного (по необходимости) наблюдение за выполнением предложенных заданий, устный опрос, письменные работы.
Планируемые результаты
Культура поведения
- Употреблять правильные речевые обороты при разговоре с разновозрастными группами людей.
- Вежливо обращаться в различных ситуациях с просьбой или вопросом к младшим, взрослым и сверстникам.
- Соблюдать правила поведения в школе, в общественных местах и транспорте
- Правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, красиво и аккуратно принимать пищу.
Жилище
- Значение и виды жилых помещений в городе
- Виды подсобных помещений в жилых помещениях и их назначение
- Гигиенические требования к жилому помещению
- Регулярность уборки жилых помещений
- Правила техники безопасности при работе с моющими и чистящими средствами, при работе с пылесосом
Одежда
- Подбирать одежду по сезону
- Различать одежду в зависимости от назначения (повседневная, праздничная, спортивная, домашняя)
- Сушить мокрую одежду
- Чистить верхнюю одежду
- Стирать вручную мелкие предметы одежды
Транспорт
- Основные виды общественного транспорта, которыми они пользуются по дороге в школу и из школы
- Правила пользования городским транспортом
- Стоимость проезда и виды оплата проезда в городском транспорте
- Маршрут проезда до школы и обратно
- Правила дорожного движения
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке дети:
- научатся правилам ведения домашнего хозяйства;
- получат практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
1. | Личная гигиена | 2 ч. |
2. | Культура поведения | 4 ч. |
3. | Одежда, обувь | 3 ч. |
4. | Жилище | 2 ч. |
5. | Транспорт | 10 ч. |
6. | Средства связи | 2 ч. |
7. | Медицинская помощь | 9 ч. |
8. | Питание | 2 ч. |
Итого: | 34 ч. |
Список используемой литературы
1. О.В. Белоножкина «Инсценированные классные часы в начальной школе: Как быть здоровым». Волгоград, 2007 г.
2. Н.М. Волчек «Современная энциклопедия домашнего хозяйства». Минск, 1999 г.
3. Е.Н. Дубровская «Классные часы 1-4 класс». Москва, 2007 г.
4. В. Иванова «Этикет для девочек», 2006 г.
5. О.И. Кияткина «Этикет и сервировка стола», 2002 г.
6. В. Фадеева «Азбука домашнего хозяйства для девочек», 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» - 68 часов для ученицы 2 класса по адаптированной образовательной программе для детей с УО
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» - 68 часов для ученицы 2 класса по адаптированной образовательной программе для детей с УО....
Адаптированная образовательная программа для детей с РАС (вариант 8.2) по предмету Математика 2 класс
Данная адаптированная образовательная программа разработана для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1 г.п. Игрима»...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с РАС (вариант 8.2) по предмету «Окружающий мир» 2 класс
Пояснительная запискаДанная адаптированная образовательная программа разработана для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа ...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с РАС (вариант 8.2) по предмету «Русский язык» 2 класс
Пояснительная запискаДанная адаптированная образовательная программа разработана для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа ...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с РАС (вариант 8.2) по предмету «Технология» 2 класс
Пояснительная запискаДанная адаптированная образовательная программа разработана для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа ...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с РАС (вариант 8.2) по предмету «Литературное чтение» 2 класс
Пояснительная записка Данная адаптированная образовательная программа разработана для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждени...