Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Моя первая экология" 2019-2020 гг.
рабочая программа (4 класс)
4В моя первая экология программа создана на основе Авторской программы по внеурочной деятельности «Моя первая экология» В.А.Самкова (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф.Виноградовой) – М.:Вентана- Граф, 2014 для общеобразовательных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4v_moya_pervaya_ekologiya_programma_vneurochnoy_2019-2020.docx | 37.1 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Моя первая экология»
для 4В класса
на 2018 -2019 учебный год
Составитель
Жукова Наталья Васильевна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
педагогический стаж - 17 лет
Рубцовск
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя первая экология» составлена на основе следующих нормативных документов и материалов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
3. Приказа Министерства образования и науки РФ №1015 от 30.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам – общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
4. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 233 от 08.05.2019 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12. 2018 № 345
5. Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей №7». Утверждена приказом № 127 от 29.05.2019г.;
6. Учебного плана МБОУ «Лицей №7» на 2019-2020 учебный год. Утвержден приказом № 108 от 27.04.2019 г.;
7. Положения о рабочей программе учебного предмета МБОУ «Лицей №7». Утверждено приказом № 76 от 27.04.2017 г.;
8. Авторской программы по внеурочной деятельности «Моя первая экология» В.А.Самкова (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф.Виноградовой) – М.:Вентана- Граф, 2014 для общеобразовательных учреждений
Общая характеристика факультатива.
«Моя первая экология» — интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия
для формирования ценностного отношения младших школьников к при-
роде, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего
компонента экологической культуры.
Ценностными ориентирами содержания факультатива
в начальной школе являются:
—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего
мира;
—формирование представлений о природе как универсальной цен-
ности;
—изучение народных традиций, отражающих отношение местного
населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окру-
жающей среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему
миру природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы
(искусство как метод познания, научные методы);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением
учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению
ближайшего природного окружения.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом на изучение курса «Моя первая экология » в 4 классе отводится 1 час в неделю, всего - 34 ч.
Авторская программа курса «Моя первая экология»: рассчитана на 33 часа . Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и авторской программой на 34 часа, изменений в авторскую программу не внесено.
Адресность
Программа составлена для учащихся 4 класса. Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 4 «В» класса и специфики классного коллектива. Учащиеся 4 «В» класса способны усвоить материал на базовом уровне. Ряд учащихся может изучать материал на более высоком уровне. Исходя из способностей учащихся, учебный процесс строится с учетом индивидуальных особенностей каждого. В ходе работы используются различные виды и формы контроля.
Формы работы
- индивидуальная
- групповая
- парная
- коллективная
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
Личностными результатами освоения программы факультатива
являются:
—развитие любознательности и формирование интереса к изучению
природы методами искусства и естественных наук;
—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись,
различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность
группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
—освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности,
доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование
с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения),
составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам
исследования;
—формирование приёмов работы с информацией, что включает
в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии
с учебной задачей, а также понимание информации, представленной
в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
—в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения
взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
—в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего
изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для
осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
—в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
—в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие
научные данные образами из литературы и искусства;
—в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического
состояния от факторов окружающей среды.
Особенности содержания обучения.
Объектом изучения факультатива является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников. Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения
о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности. Содержание факультативного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность
является условием приобретения прочных знаний, преобразования их
в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк,
водоём и т. п.).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать
все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер
сознания: художественной, нравственной, практической.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается
в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного
отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение
и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию
эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
Календарно - тематическое планирование
(в соответствии авторской программой
«Моя первая экология» В.А.Самковой 2011 г;
сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/
под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2014 г.)
№ п/п | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
Тема1 Дом, в котором я живу (10ч) | |||
1 | Поговорим о доме | 03.09 | |
2 | Была у лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная… | 10.09 | |
3 | Мой дом- моя крепость | 17.09 | |
4 | Что нам стоит дом построить | 24.09 | |
5 | А у нас в квартире газ, а у вас? | 01.10 | |
6 | Дом- это не только стены | 08.10 | |
7 | О кувшинах, выросших на грядке, и не только… | 15.10 | |
8 | Своя рубашка ближе к телу | 22.10 | |
9 | Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги | 05.11 | |
10 | Чудо в перьях | 12.11 | |
Тема 2. О городах и горожанах (5ч) | |||
11 | Дом тянется к дому- получается город | 19.11 | |
12 | Как «растёт» город | 26.11 | |
13 | Как «живёт» город | 03.12 | |
14 | Сначала человек строит город, а потом… | 10.12 | |
15 | Будущее города-город будущего | 17.12 | |
Тема3. О сложных системах , маленьком гвозде и хрупком равновесии (9ч) | |||
16 | О том, что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой | 14.01 | |
17 | От кочки до оболочки | 21.01 | |
18 | Под пологом леса | 28.01 | |
19 | Всяк кулик своё болото хвалит | 04.02 | |
20 | Для кого пуста пустыня? | 11.02 | |
21 | О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах, удививших учёных | 18.02 | |
22 | Кто живёт рядом с нами? | 25.02 | |
23 | И кормилица ,и вдохновительница | 03.03 | |
24 | Там, где ступала нога человека | 10.03 | |
Тема4. В сетях жизни (6ч) | |||
25 | Соседи по планете | 17.03 | |
26 | О нитях, сплетающихся в сети | 31.03 | |
27 | Вместе безопаснее | 07.04 | |
28 | И вместе не тесно, и врозь – скучно | 14.04 | |
29 | «Информатика» для волка | 21.04 | |
30 | Школа под открытым небом | 28.04 | |
Тема5. Общий дом- общие проблемы (4ч) | |||
31 | Наши общие проблемы | 05.05 | |
32 | Что происходит с отходами, которые производят люди? | 12.05 | |
33 | Будь достойным жителем Земли | 19.05 | |
34 | Будь достойным жителем Земли | 26.05 |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение Рабочей программы
Список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе:
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. Программы «Моя первая экология» В.А.Самковой– М.: Вентана Граф, 2014 г.
Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008
Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: 5 за знания, 2009
Лесная энциклопедия: в 2 т./ Воробьёв Г. И. – М.: Сов.энциклопедия, 1985
Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991
Плешаков А.А. атлас – определитель « От земли до неба»- . – М.: Просвещение, 2012
Плешаков А.А. «Зелёные страницы»- . – М.: Просвещение, 2011
Плешаков А.А. «Великан на поляне»- . – М.: Просвещение, 2007
Оборудование и приборы:
- Рабочие тетради.
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Стол, стул ученический.
- персональный компьютер
- мультимедийный проектор.
- экспозиционный экран
Лист корректировки рабочей программы
по курсу «Учусь создавать проект» на 2019 – 2020 учебный год
учитель: Жукова Наталья Васильевна
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Причина корректировки | Способ корректировки |
| |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс 2019-2020 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс 2019-2020 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс 2019-2020 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по физической культуре 3 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по физической культуре 3 класс 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс 2019-2020 уч.г.
Рабочая программа по русскому языку с календарно-теметическим планированием...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Город мастеров» на 2019-2020 учебный год
Программа разработана для учащихся 3 класса расчитана на 2 часа .Программа разработана дя работы с бумаой в разных техниках : квиллинг , аппликация, бумагопластика, кусудами, создание праз...
Рабочая программа по курсу "Моя первая экология"
laquo;Моя первая экология» — интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного ми...