Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного и интегрированного образования
материал
Обучение детей с ОВЗ в условиях интегрированного и инклюзивного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_s_ovz_v_uslovih_inklyuzivnogo_i_integrirovannogo_obrazovaniya.zip | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей с ОВЗ в условиях интегрированного и инклюзивного образования
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми возможностями здоровья в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с “Законом об образовании” Российской Федерации. С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов перед педагогами встали новые цели и задачи, а именно образование детей с особыми возможностями здоровья. Конечно, эти идеи не новы, еще в 30 – е годы прошлого века, выдающийся педагог Лев Семёнович Выготский обосновал идею инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование, с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий, генетических или биологических дефектов развития, для успешной социальной практики имеющегося у ребенка физического дефекта.
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Об инклюзивном обучении сейчас много говориться, и пишется, казалось бы, информации много, но как оказалось на практике, педагогам не хватает опыта и знаний. Что же делать учителю, если у него в классе ребенок с особенными возможностями здоровья? Прежде всего, изучить особенности ребенка и составить индивидуальный образовательный маршрут. Сделать это возможно только на основе знаний о конкретном нарушении, имеющемся у ребенка, и понимании компенсаторных возможностей, на которые можно будет опираться при обучении и воспитании. Зная особенности, возможности можно приступать к составлению индивидуального учебного плана.
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах:
Наличие психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении, куда обращаются педагоги или родители учащегося, испытывающего стойкие трудности в обучении. При необходимости школьный ПМПК направляет ребенка на ПМПК для установления диагноза и определения индивидуального образовательного маршрута.
Разработка нормативно-правовой базы, финансово-экономических условий (локальных актов, приказов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику).
Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе.
Кадровое обеспечение (социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования). Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ, работе в условиях инклюзивной практики. Компетентность учителя в области общего образования с элементами специального и инклюзивного образования.
Составление индивидуального учебного плана. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Организация коррекционной работы.
Разработка индивидуальной адаптированной общеобразовательной программы учащегося – ребенка с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации. Применение современных технологий психолого-педагогического сопровождения.
Портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ.
Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения.
Адаптивная образовательная среда представлена коррекционно-развивающей предметной средой обучения и социализации, оснащение специальным оборудованием, обеспечением комфортного доступа в образовательное учреждение.
Сотрудничество с социальными партнерами. Взаимодействие с внешними организациями и родителями (разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями).
Развитие инклюзивной культуры. Сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи.
Ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Ребенок с проблемами здоровья приходит в массовую школу не только за получением образования, но и попыткой найти себя среди окружающего общества, научиться общению со своими ровесниками, найти увлечение, научиться выходить из различных конфликтных ситуаций. всем известно, что в начальной школе отношение к тому или иному ученику у одноклассников формируется в зависимости от отношения, демонстрируемого взрослым. Если учитель показывает положительное отношение к ребенку, не старается выделить его из всех детей, организует взаимодействие на уроке и перемене, в классе формируются отношения доверия, сотрудничества и взаимопомощи, а это самое главное условие успешной адаптации всех детей.
Посадили в 1 класс ребенка с умственной отсталостью 2 степени.
Поговорив с родителями этого ученика, с социальными службами, я поняла, что для этого ребенка важным аспектом является социализация.
Слайд №2
Социализация - процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Слайд №3
Социализация выполняет в обществе три основных задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
Слайд №4
Формы социализации:
Первичная социализация
Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.
Слайд №5
Вторичная социализация
Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней.
Слайд №6
Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение, реализация её социального потенциала. Этот сложный процесс осуществляется обычно в соответствии с определённым социально-психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий, т. е. воздействия социальной микросреды.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Слайд №8
Личность проходит следующие стадии социализации:
1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых;
2) игровую - детское поведение, как исполнение роли со значением;
3) групповые игры - роль как, ожидаемое от нее поведение.
Слайд №9
Участники образовательного пространства
Дети, родители, педагоги, специалисты (мед.работник, психолог, логопед, дефектолог, работник доп. образования)
Слайд №10
Развитие навыков и личностных качеств
Социальная адаптация детей с ОВЗ проходит сложно, но педагоги должны создавать детям с особыми потребностями условия для дальнейшего роста, что способствует развитию таких важных навыков и личностных качеств обучающихся, как:
- социальная компетентность;
- толерантность;
- навыки решения проблем;
- независимость, уверенность, самоуважение, самоконтроль;
- навыки целеполагания.
Слайд №11
Основные принципы коррекционно-развивающей работы
- Соблюдение интересов ребенка;
- Системность;
- Непрерывность;
- Вариативность;
- Рекомендательный характер оказания помощи.
Слайд №12
Социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в:
- целенаправленной педагогической поддержке детей
- раскрытии их реабилитационного потенциала в различных формах деятельности.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы, приёмы и технологии обучения:
Использование наглядности и зрительных стимулов (смена вида деятельности в ходе урока, развитие зрительного восприятия, внимания и памяти).
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний обучающихся, выявления пробелов в пройденном материале.
Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части (составление алгоритма).
Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной.
Использование сюрпризных моментов.
Активные методы рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы).
Здоровьесберегающие технологии.
Данные технологии влияют не только на сохранение и укрепление здоровья, они позволяют развивать умственные способности детей с ОВЗ.
При проведении коррекционной работы следует применять следующие требования:
а) использовать приёмы активизации работы учащихся (свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, творческие работы и т.д.);
б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;
в) дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ученика;
г) создавать необходимый психологический микроклимат на уроках.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.
Создание индивидуального маршрута, внимание и терпение педагога позволяет достичь прекрасных результатов. Для обычных детей опыт совместной деятельности с детьми с ОВЗ просто необходим, если мы хотим воспитать в будущем милосердного, толерантного, доброжелательного члена нашего общества. В свою очередь дети с ОВЗ прекрасно социализируются в сообществе сверстников и в социуме в целом. Дети живут общим коллективом, не делая различий. Ребенок получает шанс реализовать, проявить себя. Его жизнь перестает существовать в рамках ограниченного пространства. Надо отметить, что родители детей с ОВЗ, как правило, очень активно включаются в совместную работу с педагогом. У них появляется возможность выйти за рамки семейного общения, понимание, что у ребенка есть возможность социализации, а значит, появляется уверенность в завтрашнем дне. Педагог вообще должен быть ориентирован на поддержку таких родителей и обязательно прорабатывать различные способы взаимодействия от психологического до образовательного. На каждом этапе образовательного процесса, можно и нужно включать родителей в создание индивидуально – образовательного маршрута, тогда эта работа будет наиболее продуктивной. Задача педагога помочь родителю не стеснятся своего ребенка, воспринимать таким, какой он есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально – волевую сферу.
В нашей школе практически созданы все необходимые условия для осуществления инклюзивного обучения:
- Обеспечено комплексное психолого – педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения.
- Детям-инвалидам, не имеющим возможности посещать образовательные учреждения по состоянию здоровья временно или постоянно, созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
- Учитывается желание родителей обучать ребенка с ОВЗ вместе со здоровыми детьми и готовность реально помогать ему в процессе обучения.
- Психолого-педагогическая готовность педагогических работников к работе с детьми.
- Сотрудничество между педагогом, ребенком, родителями, специалистами сопровождения.
Проведенные мероприятия позволили ученику безболезненно адаптироваться (проводили день именинника, поздравляли с Новым годом, с 8 Марта). На переменах проводятся игры для сплочения коллектива. Учащиеся играют с ней с удовольствием, объясняя, повторно, правила игры, если она не поняла. Дети оказывают посильную помощь, помогают собрать портфель, чтобы она в классе не оставила свои учебные принадлежности. Начала с девочками разговаривать на различные темы.
В данный момент ребенок ходит в школу без капризов (в начале учебного года, её уговаривали пойти в школу), комфортно чувствует себя в классном коллективе.
Слайд №13
Помнить самое главное:
- Если ребенка хвалят, он учится быть благородным
- Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя
- Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
- Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
- Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
Список литературы:
1. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании /С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова //Психологическая наука и образование. - 2011.- № 1. - С. 83-92.
2. Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011.
3. Токарь И. Е. Инклюзивное образование : опыт и перспективы развития: [подготовка кадров для реализации идей совместного обучения] / И. Е. Токарь// Социальная педагогика. - 2011. - № 5. - С. 93-105.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов раз...
Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
.Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"...
Организация обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного процесса: опыт, проблемы и перспективы.
Учиться могут все дети, а значит всем, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должны предоставляться возможности получить образование. Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И в...
«Организация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной организации в условиях инклюзивного и интегрированного образования»
Реализация инновационного проекта МБОУ СШ №31 с УИПХЭП позволит в условиях общеобразовательной школы обеспечить действие принципов ФГОС для детей с ОВЗ:-создание благоприятной социальной ситуации разв...
МАСТЕР-КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СДО ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Цель мастер - класса: повысить интерес учителей к технологии СДО.Актуальность: Одна из последних стратегий специального образования – это инклюзия. Основой инклюзивного образов...
«Лучшая инклюзивная школа России» Психолого- педагогическое сопровождение детей с инвалидностью в условиях инклюзивного образования
Кабинет инклюзивного обучения...
«Лучшая инклюзивная школа России» Психолого- педагогическое сопровождение детей с инвалидностью в условиях инклюзивного образования
Для обеспечения доступа к образовательным услугам в наличие имеется:Подъем на площадку крыльца школы оборудован наружными пандусами. Наружные и внутренние лестницы оборудованы поручнями. Лестница при ...