МАСТЕР-КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СДО ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Орешкова Наталья Владимировна

Цель мастер - класса: повысить интерес учителей к технологии СДО.

Актуальность:   Одна из последних стратегий специального образования – это инклюзия.  Основой инклюзивного образования является учет индивидуальных особенностей детей, разнообразия их образовательных потребностей, возможностей, интересов. В связи с этим появляется необходимость менять методы, формы и технологии работы. Предлагаемый мастер - класс может в значительной степени оказаться полезным учителям при подготовке к инклюзивным урокам. Ведущим направлением при разработке таких уроков является изменение взгляда учителя на предлагаемый учебником материал. Данный материал адресован учителям начальных классов общеобразовательных школ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Орешкова Н.В.

МАСТЕР-КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СДО ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

МБОУ «Разъезженская  СОШ»

Цель мастер - класса: повысить интерес учителей к технологии СДО.

Актуальность:   Одна из последних стратегий специального образования – это инклюзия.  Основой инклюзивного образования является учет индивидуальных особенностей детей, разнообразия их образовательных потребностей, возможностей, интересов. В связи с этим появляется необходимость менять методы, формы и технологии работы. Предлагаемый мастер - класс может в значительной степени оказаться полезным учителям при подготовке к инклюзивным урокам. Ведущим направлением при разработке таких уроков является изменение взгляда учителя на предлагаемый учебником материал.  

Целевая аудитория: материал адресован учителям начальных классов общеобразовательных школ.

Материалы и оснащение: распечатка страницы 14 учебника «Математика», Моро М.И., и др.,2 класс, УМК Школа России. М.: Просвещение, 2017 г.), карточки, распечатки  заданий, компьютер, проектор, экран.

Длительность мастер-класса: 15 минут.

1. Особенности обучения детей с ОВЗ (Слайд 2)

Инклюзивное образование - это процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования.

        В моем 2 классе обучающиеся с ЗПР составляют 20%  . Данная категория детей обучается по Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Разъезженская средняя общеобразовательная школа». Эти дети испытывают затруднения в усвоении учебных предметов. Постоянно требуется корректировка инструкций к заданиям (упрощение формулировок, детальные разъяснения, многоразовое повторение).  

Работая с классом второй год, при организации работы в группах использую в основном два способа деления на группы: дети с ЗПР либо составляют отдельную группу, которой дается упрощенное задание, либо по одному попадают в группы, где одноклассники берут над ними «шефство».

2. Технология Способа диалектического обучения (Слайд 3)

         Пройдя в прошлом году курсовую подготовку по теме «Формирование и развитие познавательных УУД средствами Способа диалектического обучения», задумалась, применить данную технологию в моём классе. По совету руководителя курсов, Галины Васильевны Глинкиной,  выделили некоторые условия, при которых возможно использование технологии Способа диалектического обучения при обучении детей с ОВЗ:

- применение наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий;

- адаптированные инструкции с учётом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР;

- снижение нижнего порога оценки на 1- 2 балла (в зависимости от максимального балла).

3. Фрагмент урока (Слайд 4)

Представляю вашему вниманию фрагмент урока выведения новых знаний по математике. Тема урока «Прямоугольник», 2 класс,  УМК «Школа России». 

Делимся на 2 группы: дети с ЗПР составляют отдельную группу (по желанию).

Деятельность учителя

Деятельность учеников  

Деятельность учеников  

Баллы

II. Выведение обучающими новых знаний

Работа по учебнику  стр. 14, №2 (7-8 мин).

Задание: 

 1) Начертите в тетради треугольник с прямым углом, четырехугольник, у которого все углы прямые, и четырехугольник, у которого 2 угла прямые, я другие не прямые.

2) Раскрасьте прямоугольник.

- Начертим сначала треугольник с прямым углом.

- Что надо начертить сначала?

- Каким инструментом воспользуемся?

- Расположите угольник так, чтобы вершина его прямого угла совпадала с вершиной угла одной из клеточек тетради. Затем проведите стороны прямого угла. На каждой из сторон отметьте точки и соедините их отрезком.

        - За скорость выполнения и аккуратность при черчении  – 1 балл дополнительно.

 А. Индивидуальный труд

Проверка у доски (3 ученика с ОВЗ).

- Какую фигуру закрасили?

Выполняют задание №2 на стр. 14 учебника.

Работают  по карточке 1 (Приложение 1)

За каждую  начерченную фигуру – 1 балл.

За закрашенный прямоугольник – 1 балл.

Всего – 4 балла.

За скорость и аккуратность  – 1 балл.

За работу у доски – 1 балл.

Проверку задания выполняют у доски 3 учащихся

Задание (2 мин): 

- В каждой начерченной фигуре, обозначьте прямой угол, при помощи «уголка».  

- Я покажу, как это сделать

на примере треугольника.

А. Индивидуальный труд.

В) Простая кооперация.

- Объединившись в группы, обсудите результаты индивидуального труда и приготовьтесь к проверке задания:

1 группа – вторая фигура

2 группа – третья фигура

Проверка у доски.

Обозначают в каждой фигуре прямой угол

 

За верно обозначенные углы – 1 балл. Всего 2 балла.

За работу у доски – 1 балл.

Сравнивают и обсуждают результаты выполнения задания.

Выступающий от группы показывает на доске, как выполнено задание.

 Сравнивают и обсуждают результаты выполнения задания с помощью учителя.

Выступающий от группы показывает на доске, как выполнено задание.

В. Фронтальная работа (5 мин)

Задание

- Используя карточку №1, дайте определение изучаемому понятию (Приложение 2).

 - Задающий вопрос называет имя кому он адресует свой вопрос. За вопрос по карточке №1 – 1 балл. За ответ – 1 балл.

 - Отвечающие, постарайтесь, в ответе использовать те же слова, которые были использованы в вопросе.

Дети задают друг другу вопросы и отвечают на них. Например,  

1. Что называется прямоугольником? (П. называется четырехугольник, у которого все углы прямые).

2. Что считается прямоугольником? (П. считается четырехугольник, у которого все углы прямые).

3. Что понимается под прямоугольником? (Под п. понимается четырехугольник, у которого все углы прямые).

4. Что представляет собой прямоугольник? (П.представляет собой четырехугольник, у которого все углы прямые).

7. Что такое прямоугольник? (П. – это четырехугольник, у которого все углы прямые).

За вопрос по карточке №1 – 1 балл. За ответ – 1 балл.

III. Диагностика достижения планируемых результатов урока

Работа по карточке проверки (3 мин)

Карточка 2  и 3          (Приложение 3).

А. Индивидуальный труд.

В. Фронтальная проверка

Выполняют задания на карточке проверки 2.

Выполняют задания на карточке проверки 3

За каждое задание –1 балл. 

Всего – 2 балла.

3. Заключение

        Применение наглядных схем общего хода выполнения заданий, облегченные инструкции дают возможность детям с ЗПР достичь планируемого результата урока, освоить базовые знания. Создание ситуации успеха на уроке осуществляется благодаря снижению нижнего порога оценки. Такие внешние мотивирующие подкрепления, вызывают у особого ребенка желание учиться. Таким образом, использование технологии СДО при обучении детей с ОВЗ в условия инклюзивного образования дает положительные результаты.

Приложение 1.

Карточка 1

1) Перечерти по клеточкам в тетрадь, фигуры, изображенные на рисунке.

2) Раскрась прямоугольник.

 Приложение 2.

Карточка № 1 – Вопрос-понятие

1. Что называется…?

2. Что считается…?

3. Что понимается под …?

4. Что представляет собой…?

5. Что выражает…?

6. Что является…?

7. Что такое…?

8. Каковы свойства и виды…?

9. В чем заключается сущность…?

 Приложение 3.

Карточка проверки 2

1. Запиши определение:

Прямоугольник – это___________________________________________.

2. Запишите номера прямоугольников:_________________

Карточка проверки 3

1. Допиши определение:

Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы __________.

2. Запишите номера прямоугольников:_________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Разъезженская средняя общеобразовательная школа» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СДО ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Мастер – класс для учителей начальных классов

Слайд 2

. 1. Особенности обучения детей с ОВЗ Инклюзивное образование - это процесс обучения и воспитания, при котором все дети , в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования.

Слайд 3

применение наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий; адаптированные инструкции с учётом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР; снижение нижнего порога оценки на 1- 2 балла (в зависимости от максимального балла) 2. Использование технологии СДО при обучении детей с ОВЗ возможно при следующих условиях:

Слайд 4

Фрагмент технологической карты урока: II . Выведение обучающими новых знаний Деятельность учителя Деятельность учеников Деятельность учеников Баллы Работа по учебнику стр. 14, №2 (7-8 мин). Задание: 1) Начертите в тетради треугольник с прямым углом, четырехугольник, у которого все углы прямые, и четырехугольник, у которого 2 угла прямые, я другие не прямые. 2) Раскрасьте прямоугольник. - Начертим сначала треугольник с прямым углом. - Что надо начертить сначала? - Каким инструментом воспользуемся? - Расположите угольник так, чтобы вершина его прямого угла совпадала с вершиной угла одной из клеточек тетради. Затем проведите стороны прямого угла. На каждой из сторон отметьте точки и соедините их отрезком. - За скорость выполнения и аккуратность при черчении – 1 балл дополнительно. А. Индивидуальный труд Проверка у доски (3 ученика с ОВЗ). - Какую фигуру закрасили? Выполняют задание №2 на стр. 14 учебника. Работают по карточке 1 (Приложение 1) За каждую начерченную фигуру – 1 балл. За закрашенный прямоугольник – 1 балл. Всего – 4 балла. За скорость и аккуратность – 1 балл. За работу у доски – 1 балл. Проверку задания выполняют у доски 3 учащихся

Слайд 5

3. Заключение Применение наглядных схем общего хода выполнения заданий, облегченные инструкции дают возможность детям с ЗПР достичь планируемого результата урока, освоить базовые знания. Создание ситуации успеха на уроке осуществляется благодаря снижению нижнего порога оценки. Такие внешние мотивирующие подкрепления, вызывают у особого ребенка желание учиться. Таким образом, использование технологии СДО при обучении детей с ОВЗ в условия инклюзивного образования дает положительные результаты

Слайд 6

Творческих вам успехов! Мастер – класс подготовила: Орешкова Наталья Владимировна, учитель начальных классов первой квалификационной категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов раз...

Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"

.Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"...

Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного и интегрированного образования

Обучение детей с ОВЗ в условиях интегрированного и инклюзивного образования....

Социализация детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - одно из приоритетных направлений системы образования в России. Важным компонентом в освоении программы детьми с ОВЗ является их социализа...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблема индивидуального и дифференцированного подходов воспитания и обучения  детей с ограниченными возможностями, раз­личных категорий является одним из ведущих дефектоло­гических принц...

«Дистанционная и очная формы обучения в начальной школе в условиях инклюзивного образования»

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с о...