МАСТЕР-КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СДО ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Цель мастер - класса: повысить интерес учителей к технологии СДО.
Актуальность: Одна из последних стратегий специального образования – это инклюзия. Основой инклюзивного образования является учет индивидуальных особенностей детей, разнообразия их образовательных потребностей, возможностей, интересов. В связи с этим появляется необходимость менять методы, формы и технологии работы. Предлагаемый мастер - класс может в значительной степени оказаться полезным учителям при подготовке к инклюзивным урокам. Ведущим направлением при разработке таких уроков является изменение взгляда учителя на предлагаемый учебником материал. Данный материал адресован учителям начальных классов общеобразовательных школ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Орешкова Н.В.
МАСТЕР-КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СДО ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
МБОУ «Разъезженская СОШ»
Цель мастер - класса: повысить интерес учителей к технологии СДО.
Актуальность: Одна из последних стратегий специального образования – это инклюзия. Основой инклюзивного образования является учет индивидуальных особенностей детей, разнообразия их образовательных потребностей, возможностей, интересов. В связи с этим появляется необходимость менять методы, формы и технологии работы. Предлагаемый мастер - класс может в значительной степени оказаться полезным учителям при подготовке к инклюзивным урокам. Ведущим направлением при разработке таких уроков является изменение взгляда учителя на предлагаемый учебником материал.
Целевая аудитория: материал адресован учителям начальных классов общеобразовательных школ.
Материалы и оснащение: распечатка страницы 14 учебника «Математика», Моро М.И., и др.,2 класс, УМК Школа России. М.: Просвещение, 2017 г.), карточки, распечатки заданий, компьютер, проектор, экран.
Длительность мастер-класса: 15 минут.
1. Особенности обучения детей с ОВЗ (Слайд 2)
Инклюзивное образование - это процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования.
В моем 2 классе обучающиеся с ЗПР составляют 20% . Данная категория детей обучается по Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Разъезженская средняя общеобразовательная школа». Эти дети испытывают затруднения в усвоении учебных предметов. Постоянно требуется корректировка инструкций к заданиям (упрощение формулировок, детальные разъяснения, многоразовое повторение).
Работая с классом второй год, при организации работы в группах использую в основном два способа деления на группы: дети с ЗПР либо составляют отдельную группу, которой дается упрощенное задание, либо по одному попадают в группы, где одноклассники берут над ними «шефство».
2. Технология Способа диалектического обучения (Слайд 3)
Пройдя в прошлом году курсовую подготовку по теме «Формирование и развитие познавательных УУД средствами Способа диалектического обучения», задумалась, применить данную технологию в моём классе. По совету руководителя курсов, Галины Васильевны Глинкиной, выделили некоторые условия, при которых возможно использование технологии Способа диалектического обучения при обучении детей с ОВЗ:
- применение наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий;
- адаптированные инструкции с учётом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР;
- снижение нижнего порога оценки на 1- 2 балла (в зависимости от максимального балла).
3. Фрагмент урока (Слайд 4)
Представляю вашему вниманию фрагмент урока выведения новых знаний по математике. Тема урока «Прямоугольник», 2 класс, УМК «Школа России».
Делимся на 2 группы: дети с ЗПР составляют отдельную группу (по желанию).
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Деятельность учеников | Баллы |
II. Выведение обучающими новых знаний | |||
Работа по учебнику стр. 14, №2 (7-8 мин). Задание: 1) Начертите в тетради треугольник с прямым углом, четырехугольник, у которого все углы прямые, и четырехугольник, у которого 2 угла прямые, я другие не прямые. 2) Раскрасьте прямоугольник. - Начертим сначала треугольник с прямым углом. - Что надо начертить сначала? - Каким инструментом воспользуемся? - Расположите угольник так, чтобы вершина его прямого угла совпадала с вершиной угла одной из клеточек тетради. Затем проведите стороны прямого угла. На каждой из сторон отметьте точки и соедините их отрезком. - За скорость выполнения и аккуратность при черчении – 1 балл дополнительно. А. Индивидуальный труд Проверка у доски (3 ученика с ОВЗ). - Какую фигуру закрасили? | Выполняют задание №2 на стр. 14 учебника. | Работают по карточке 1 (Приложение 1) | За каждую начерченную фигуру – 1 балл. За закрашенный прямоугольник – 1 балл. Всего – 4 балла. За скорость и аккуратность – 1 балл. За работу у доски – 1 балл. |
Проверку задания выполняют у доски 3 учащихся | |||
Задание (2 мин): - В каждой начерченной фигуре, обозначьте прямой угол, при помощи «уголка». - Я покажу, как это сделать на примере треугольника. А. Индивидуальный труд. В) Простая кооперация. - Объединившись в группы, обсудите результаты индивидуального труда и приготовьтесь к проверке задания: 1 группа – вторая фигура 2 группа – третья фигура Проверка у доски. | Обозначают в каждой фигуре прямой угол
| За верно обозначенные углы – 1 балл. Всего 2 балла. За работу у доски – 1 балл. | |
Сравнивают и обсуждают результаты выполнения задания. Выступающий от группы показывает на доске, как выполнено задание. | Сравнивают и обсуждают результаты выполнения задания с помощью учителя. Выступающий от группы показывает на доске, как выполнено задание. | ||
В. Фронтальная работа (5 мин) Задание - Используя карточку №1, дайте определение изучаемому понятию (Приложение 2). - Задающий вопрос называет имя кому он адресует свой вопрос. За вопрос по карточке №1 – 1 балл. За ответ – 1 балл. - Отвечающие, постарайтесь, в ответе использовать те же слова, которые были использованы в вопросе. | Дети задают друг другу вопросы и отвечают на них. Например, 1. Что называется прямоугольником? (П. называется четырехугольник, у которого все углы прямые). 2. Что считается прямоугольником? (П. считается четырехугольник, у которого все углы прямые). 3. Что понимается под прямоугольником? (Под п. понимается четырехугольник, у которого все углы прямые). 4. Что представляет собой прямоугольник? (П.представляет собой четырехугольник, у которого все углы прямые). 7. Что такое прямоугольник? (П. – это четырехугольник, у которого все углы прямые). | За вопрос по карточке №1 – 1 балл. За ответ – 1 балл. | |
III. Диагностика достижения планируемых результатов урока | |||
Работа по карточке проверки (3 мин) Карточка 2 и 3 (Приложение 3). А. Индивидуальный труд. В. Фронтальная проверка | Выполняют задания на карточке проверки 2. | Выполняют задания на карточке проверки 3 | За каждое задание –1 балл. Всего – 2 балла. |
3. Заключение
Применение наглядных схем общего хода выполнения заданий, облегченные инструкции дают возможность детям с ЗПР достичь планируемого результата урока, освоить базовые знания. Создание ситуации успеха на уроке осуществляется благодаря снижению нижнего порога оценки. Такие внешние мотивирующие подкрепления, вызывают у особого ребенка желание учиться. Таким образом, использование технологии СДО при обучении детей с ОВЗ в условия инклюзивного образования дает положительные результаты.
Приложение 1.
Карточка 1 1) Перечерти по клеточкам в тетрадь, фигуры, изображенные на рисунке. 2) Раскрась прямоугольник. |
Приложение 2.
Карточка № 1 – Вопрос-понятие 1. Что называется…? 2. Что считается…? 3. Что понимается под …? 4. Что представляет собой…? 5. Что выражает…? 6. Что является…? 7. Что такое…? 8. Каковы свойства и виды…? 9. В чем заключается сущность…? |
Приложение 3.
Карточка проверки 2 1. Запиши определение: Прямоугольник – это___________________________________________. 2. Запишите номера прямоугольников:_________________ |
Карточка проверки 3 1. Допиши определение: Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы __________. 2. Запишите номера прямоугольников:_________________ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. 1. Особенности обучения детей с ОВЗ Инклюзивное образование - это процесс обучения и воспитания, при котором все дети , в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования.
применение наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий; адаптированные инструкции с учётом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР; снижение нижнего порога оценки на 1- 2 балла (в зависимости от максимального балла) 2. Использование технологии СДО при обучении детей с ОВЗ возможно при следующих условиях:
Фрагмент технологической карты урока: II . Выведение обучающими новых знаний Деятельность учителя Деятельность учеников Деятельность учеников Баллы Работа по учебнику стр. 14, №2 (7-8 мин). Задание: 1) Начертите в тетради треугольник с прямым углом, четырехугольник, у которого все углы прямые, и четырехугольник, у которого 2 угла прямые, я другие не прямые. 2) Раскрасьте прямоугольник. - Начертим сначала треугольник с прямым углом. - Что надо начертить сначала? - Каким инструментом воспользуемся? - Расположите угольник так, чтобы вершина его прямого угла совпадала с вершиной угла одной из клеточек тетради. Затем проведите стороны прямого угла. На каждой из сторон отметьте точки и соедините их отрезком. - За скорость выполнения и аккуратность при черчении – 1 балл дополнительно. А. Индивидуальный труд Проверка у доски (3 ученика с ОВЗ). - Какую фигуру закрасили? Выполняют задание №2 на стр. 14 учебника. Работают по карточке 1 (Приложение 1) За каждую начерченную фигуру – 1 балл. За закрашенный прямоугольник – 1 балл. Всего – 4 балла. За скорость и аккуратность – 1 балл. За работу у доски – 1 балл. Проверку задания выполняют у доски 3 учащихся
3. Заключение Применение наглядных схем общего хода выполнения заданий, облегченные инструкции дают возможность детям с ЗПР достичь планируемого результата урока, освоить базовые знания. Создание ситуации успеха на уроке осуществляется благодаря снижению нижнего порога оценки. Такие внешние мотивирующие подкрепления, вызывают у особого ребенка желание учиться. Таким образом, использование технологии СДО при обучении детей с ОВЗ в условия инклюзивного образования дает положительные результаты
Творческих вам успехов! Мастер – класс подготовила: Орешкова Наталья Владимировна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов раз...
Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
.Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"...
Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного и интегрированного образования
Обучение детей с ОВЗ в условиях интегрированного и инклюзивного образования....
Технология сотрудничества на уроках в начальной школе в условиях инклюзивного образования
Вступление на педагогогическом совете....
Социализация детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - одно из приоритетных направлений системы образования в России. Важным компонентом в освоении программы детьми с ОВЗ является их социализа...
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проблема индивидуального и дифференцированного подходов воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, различных категорий является одним из ведущих дефектологических принц...
«Дистанционная и очная формы обучения в начальной школе в условиях инклюзивного образования»
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с о...