Информационная карта инновационного опыта
|
I.Общие сведения. |
Ф.И.О. автора опыта. | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом. | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала. | Стаж работы в должности. |
Степкина Татьяна Викторовна | МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» 431430, г. Инсар, ул. Советская 22а | Педагог-психолог | 8 лет |
|
II.Сущностные характеристики опыта. |
1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. |
2.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, и др) | Инклюзивное образование в настоящий момент имеет ряд ограничений нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-методического, социокультурного свойства. Первая группа ограничений связана с недостаточной разработанностью нормативно-правовой базы инклюзивного образования детей с ОВЗ – как федерального, так и регионального уровня. Вторая группа ограничений обусловлена дефицитом финансирования образовательных учреждений. Ограниченность субсидий, выделяемых школам на развитие и поддержку функционирования, существенно затрудняет создание условий для осуществления инклюзивного образования. Вместе с тем, подготовка образовательных учреждений и осуществление инклюзивного обучения детей с ОВЗ сопряжены со значительными дополнительными финансовыми затратами - как на совершенствование материально-технической базы учреждений, так и на заработную плату педагогов, повышение их квалификации. Третья группа ограничений связана с необходимостью учета специфики, индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ в организации учебно-воспитательного процесса в условиях стандартизации и регламентации образования. Эффективная и адекватная инклюзия предполагает необходимость разработки индивидуальных вариативных учебных планов и программ на основе государственных стандартов, их организационное и методическое обеспечение. Наконец, наиболее сущностными являются ограничения социокультурного и психологического свойства, обусловленные особенностями массового и индивидуального сознания людей по отношению к людям с инвалидностью в российском обществе. Для нашей страны культурно обусловлено, традиционно и весьма инерционно восприятие детей с ОВЗ в контексте специального (коррекционного) образования. Согласно таким представлениям, сложившимся на протяжении нескольких десятилетий, развитие детей с нарушениями может происходить только в условиях сегрегации, отделения от общества. |
3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно –информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса | Создание условий обеспечивающих ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. |
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | 1.Создание условий для учащихся, где они смогут выбирать свой способ познания, умения, развития, в соответствии со своими особенностями т.е. дифференцированно. 2. Возможность разноуровневой дифференциации, учитывающей интересы и умения учащихся, устраняющей перегрузку детей, развивающая каждого в меру своих способностей, создающая комфорт в учебе.
|
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Самообразовательная работа педагога-психолога его взаимодействие с ПМП консилиумом, ПМП комиссией, учителями начальных классов, учителем логопедом, воспитателями группы продленного дня. Использование сенсорной комнаты. Использование специальных методических пособий дидактических материалов, современных средств обучения. |
6. Результат изменений. | За время работы были получены следующие результаты: - В школе создан психолого-медико-педагогический консилиум. - разработана и утверждена дорожная карта. - разработан и утвержден план график методического сопровождения введения ФГОС ООН детей с ОВЗ. - дети с ОВЗ включены в многогранное взаимодействие с детьми с нормальным уровнем развития с сопровождением педагога психолога ОУ, в связи с чем произошли положительные изменения в эмоциональном, психическом и речевом развитии детей с ОВЗ. -разработана программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ |
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте. | Выступление на педсоветах и МО школы. |
III.Описание инновационного опыта учителя.
Изменение подходов к обучению, воспитанию и развитию обучающихся с ОВЗ направлено на социализацию личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения в современных социально-экономических условиях. Одним из путей решения этой проблемы является инклюзивное образование, обеспечивающее равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей. Одним из основных положений инклюзивного образования является признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется тем способом, который наиболее подходит этому ребенку. Важным условием результативной работы образовательной организации в области развития инклюзивной теории и практики является эффективное управление всем процессом включения обучающегося с ОВЗ и его семьи в общеобразовательную среду. Создание системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ можно рассматривать как одно из основных условий и составляющих успешности инклюзии. На сегодня основная задача состоит в том, чтобы на основе существующего опыта в области образования обучения и воспитания детей с ОВЗ создать оптимальную и результативную систему психолого-педагогического сопровождения. Необходимо создать такую систему действий, при которой объединение в одном классе детей с нормальным развитием и детей с особенностями психофизического развития, оказывает содействие полноценному участию последних в жизни класса. В ходе работы мной были выделены принципы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательной организации: системность; единство диагностики и коррекции; индивидуальный подход; обеспечение положительного эмоционального сочувствия всех участников образовательного процесса; междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения. В инклюзивном образовании психолого-педагогическое сопровождение как система деятельности специалистов охватывает: обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и условно нормативным развитием, их родителей, а также педагогов, участвующих в инклюзивной практике. Свою деятельность специалисты службы сопровождения осуществляют на основе рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), которые подлежат обязательному учету при создании специальных условий образования ребенка с ОВЗ. В процессе психолого-педагогического сопровождения важно получить информацию о наличии или отсутствии статуса «ребенок с ОВЗ»: прошел или не прошел ПМПК, а также наличие или отсутствие инвалидности. Службы сопровождения, определяя стратегию и тактику деятельности, программу работы специалистов учитывают: - возможности образовательной среды образовательной организации для обучения и развития в соответствии с требованиями к уровню развития обучаемого с ОВЗ; - проблемы создания эмоционального благоприятного климата в педагогическом, детском и родительском коллективах; - особенности диагностики психического, личностного и социального развития обучаемого с ОВЗ; - специфику реализации программ коррекционно-развивающей направленности в индивидуально-групповых занятиях. Концептуальными ориентирами сопровождения являются не столько преодоление неуспешности в обучении, сколько решение проблем социальной адаптации обучающихся с ОВЗ, а также комплексное, гибкое и оперативное решение проблем, возникающих при инклюзивном обучении ребенка с ОВЗ. Мною были выделены два основных направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ: - Актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей;
- Перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии.
Наш опыт работы по организации психолого-педагогического сопровождения, позволяет определить алгоритм создания и реализации программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательной организации: - Осуществление входной диагностики.
- Организация психолого-медико-педагогического консилиума.
- Составление индивидуального образовательного маршрута.
- Разработка адаптированной образовательной программы.
- Реализация индивидуального образовательного маршрута.
- Проведение повторной диагностики
- Анализ и оценка результатов сопровождения.
- Разработка стратегии и тактики дальнейшего сопровождения.
Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов различных профилей, педагогов и семьи «особого» ребенка. Данный вид сопровождения можно рассматривать как систему деятельности коллектива образовательной организации, направленную на оказание помощи обучающимся с ОВЗ в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, воспитании и развитии, эффективной межличностной коммуникацией, жизненным и профессиональным самоопределением.
|
V. Информационные характеристики опыта Характеристики | Обучение | Воспитание | Дополнительно |
| инновационного опыта |
|
| е образование |
| 1. Ценности и | Система установок, убеждений предпочтений, выраженная в стремлении личности к самосовершенствованию Тесное сотрудничество Педагога-психолога и учеников в процессе воспитания и обучения | Формирование познавательного и нравственного отношения к материальным и духовным ценностям Ориентация воспитанника на саморазвитие, самосознание, самоопределение | Активная |
| ценностные ориентации | жизненная |
|
| позиция, умение |
|
| находить выход |
|
| в трудных |
|
|
|
| ситуациях. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Цели и задачи | Способствовать созданию | Способствовать |
|
|
| оптимальных условий для | успешности |
|
|
| развития эмоционально- | коррекционно- |
|
|
| волевой, познавательной, | развивающей работы |
|
|
| сферы, развития позитивных |
|
|
|
| качеств личности каждого |
|
|
|
| ребенка |
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Управление |
|
|
|
| образованием (для |
|
|
|
| характеристики |
|
|
|
| инноваций, реализуемых |
|
|
|
| в ОУ) |
|
|
|
| 4. Содержание | Занятия с: | Повышение культурного уровня учащихся. Развитие индивидуальности с учетом способностей и особенностей обучающегося. |
|
| образования | а) опорой на повышение |
|
|
| культурного уровня |
|
|
| учащихся; |
|
|
| б) развитие и коррекция познавательных процессов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. Технологии, в том | Использование ИКТ, эле- | Развитие и использова | Использование |
| числе ИКТ | ментов проблемного обуче- | ние творческого | дополнительных |
|
| ния, исследовательской де- | потенциала учащихся | источников |
|
| ятельности учащихся, сис- | при проведении | получения |
|
| темы интегрированных | внеклассных | знаний. |
|
| уроков и т.д. | мероприятий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. Средства
| Учебники, наглядные пособия, энциклопедические пособия, энциклопедические пособия и справочники, компьютеры, Интернет- ресурсы. | Средства педагогической поддержки личностной самореализации, профессионального самоопределения учащихся, сценарии вечеров, праздников мероприятий | Использование ИКТ, видеофильмов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Методы | Использование ИКТ, алгоритмизированное, проблемное, деятельностное обучение | Использование практических работ, моделей, сделанных учащимися, применение изученного в реальных ситуациях. | Создание слайдов и других мульти- медийных продуктов. |
|
|
|
8. Организационные | Индивидуально-групповая | Проведение |
|
формы | форма обучения. | внеклассных |
|
| Организация кружков. | мероприятий, участие |
|
|
| в конкурсах разного |
|
|
| уровня. |
|
9. Образовательная среда | МОУ, педагоги, учащиеся, | МОУ, семья, |
|
| родители. Создание условий, | сверстники, педагоги, |
|
| способствующих | родительский |
|
| организации развивающей | комитет, |
|
| среды; | родительские |
|
|
| собрания. |
|
10. Информационно- | Научно-методическая литература, журнал «Начальная школа», опора на передовой педагогический опыт, использование инноваций в образовательном пространстве и др. | Научно-методическая |
|
методическая среда | литература, |
|
| использование |
|
| образовательных |
|
| программ, |
|
| включающих идеи |
|
| гуманизации и |
|
| демократизации, |
|
| нормативно-правовая |
|
|
| документация и др. |
|
11. Информационные | Образовательные Интернет- | Методическая | Методическая |
ресурсы | ресурсы. Методическая | литература по | литература по |
| литература, предметные | внеклассной работе, | внеклассной |
| журналы, курсы повышения | ресурсы Интернет | работе, ресурсы |
| квалификации. |
| Интернет, опыт |
|
|
| коллег.
|
12.Организационные | Распорядок работы образовательного учреждения. | Планирование |
|
ресурсы | занятий, конкурсов и |
|
| т.п. |
|
|
|
|
13. Мотивационные Ресурсы
| Индивидуальные образовательные потребности учащихся и их родителей. Возможности творческого роста и самосовершен- ствования, система стимулирования труда
| Удовлетворение педагога от взаимодействия с родителями и учениками. | Успехи учеников. |
14. Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ) | Педагог-психолог, учитель-логопед, медицинская сестра | Воспитатель группы продленного дня |
|
|
|
15. Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так для учителей) | Методическая литература, журналы, ресурсы Интернет. | Методическая литература по воспитательной работе, ресурсы Интернет. | Опыт коллег. |
16. Материально- технические ресурсы (важны как для ОУ, так для учителей) | Наглядные пособия , ТСО, компьютер, электронные учебники, тренажеры, копировальная техника. Наличие дополнительной литературы для учащихся. Свободный доступ к Интернет-ресурсам. | ТСО, компьютеры, видео и аудио- материалы. | ИКТ, разного вида поощрения. |
17. Нормативно- правовые ресурсы. |
|
|
|