Организация обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного процесса: опыт, проблемы и перспективы.
статья
Учиться могут все дети, а значит всем, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должны предоставляться возможности получить образование.
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.
Когда говорят об обучении детей с особенностями в развитии в общеобразовательных школах, используют два термина «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitsya_mogut_vse_deti.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного процесса: опыт, проблемы и перспективы
Учиться могут все дети, а значит всем, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должны предоставляться возможности получить образование.
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.
Когда говорят об обучении детей с особенностями в развитии в общеобразовательных школах, используют два термина «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?
Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, а инклюзия предусматривает адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия - более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то - пандус, лифт.
Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Оно дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни и направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. При этом они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Это имеет непосредственное отношение к четко выделяющейся последнее время большой группе детей с задержкой психического развития. Такие дети не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют нарушения ценностно-личностной ориентации, высокую степень педагогической запущенности, отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций.
Если раньше ребята с задержкой психического развития учились в специальных интернатах, то сегодня многие школы пошли на своеобразные эксперименты и стали принимать детей в обычные классы. Обучаясь по месту жительства, ребенок не теряет контакта со своими товарищами, а общение со здоровыми сверстниками стимулирует его работоспособность.
Такая модель инклюзивного образования используется и в нашей школе.
Я расскажу об опыте работы с ребёнком ЗПР. В мой класс он пришел на третьем году обучения. Первое время он был замкнут, отмечались признаки психоза и агрессивного состояния, ему трудно было усваивать учебную программу, отношение к учёбе отрицательное. Было очень трудно и ему, и нам. С родителями мальчика мы быстро нашли общий язык и работали сообща. Хочется отметить, что Саша (имя изменено) быстро адаптировался в классе, а вскоре у него почти прекратились приступы невроза, если и были, то очень редко.
Изучая особенности психического развития детей данной категории через соответствующую литературу, личные наблюдения за Сашей, психологическое тестирование, я поняла, что патология этих детей в психической сфере проявляется, прежде всего, в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении. Им свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Невысокие показатели характеризуют долговременную и кратковременную память. Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.
Обозначив для себя проблему, я стала искать пути ее решения и определила следующие принципы организации работы с детьми с ЗПР:
- максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного;
- оптимизация психических процессов;
- широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;
- опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития, активное использование игротехники на каждом этапе занятия;
- стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями и т.д.)
Теплая и комфортная обстановка, созданная администрацией и учителями в нашей школе, построенная на доверии и ответственности друг перед другом, помогает детям с задержкой психического развития быстрее адаптироваться к учебно-воспитательному процессу.
Работа с такими детьми требует большого терпения и кропотливости. Но даже такой подход к организации учебно-воспитательного процесса не обходится без проблем.
Во-первых, это проявилось в отношении родителей здоровых детей к данной идее. Многие не поддерживали её, опасаясь, что это негативно скажется на успеваемости обычных учеников, однако практика доказала обратное.
Во- вторых, недостаточное обеспечение необходимыми учебниками, пособиями, дидактическим материалом, техническими средствами.
Для детей с ЗПР очень важно показывать все наглядно, поскольку зрительная память у них самая продуктивная.
Поэтому пришлось стать настоящим изобретателем, придумывая такие пособия, которые приемлемы для детей с ЗПР. Сама мастерю, вырезаю, клею дидактический материал.
В-третьих , ученики других классов не воспринимали этого ребенка.
Отношения ребят с мальчиком складывались по-разному. Дети есть дети. Много конфликтов было, пока дети «притирались». Но поскольку школа является институтом социализации детей, именно она и должна помочь понять ребенку, что право на существование в мире имеют все люди, какими бы разными они не были. Саша посещал все праздники, конкурсы, викторины проводимые совместно с другими классами, то есть этот ребенок не выпадает из школьного социума.
Самое главное для меня в моей работе – не навязывать Саше своего решения, а давать ему возможность обменяться мнением, высказать свою точку зрения наравне со всеми. Причем делаю это деликатно, с оговорками: «Мне кажется», «Может быть» и т.п., чтобы не подавить авторитетом самостоятельного суждения, не убить желания думать, разбудить любознательность.
Если на каком – то этапе ребенок «споткнулся», не спешу с подсказкой. Выполнение нового задания – это творческая задача для ребенка. Пусть он приучается мыслить самостоятельно, тренирует усидчивость и волю. Но когда он сам «совершит открытие», сам справится с заданием, радости ребенка не будет предела.
В работе с детьми с задержкой психического развития эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации совместной деятельности с детьми считаю обеспечение психологической комфортности детей, обеспечивающей их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния
В своей педагогической практике я использую следующие правила работы с детьми, имеющими проблемы в развитии:
- всегда и во всем до конца доводить начатую с детьми работу, проявлять настойчивость;
- не смеяться ни над какими слабостями и ошибками детей, быть терпеливым, когда дети проявляют неумение;
- спокойствие и самообладание во все моменты жизни;
- ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми; говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса, когда следует остановить слишком расходившегося ребенка, предотвратить возникающее столкновение;
- спокойные, уверенные движения, отсутствие суетливости, так как у детей с ЗПР часто встречается очень значительная подражательность;
- твердость и уверенность суждений, замечаний и советов детям, так как замечания и советы имеют психотерапевтическое значение, они внушают неустойчивой или болезненно направленной воле определенное поведение.
- меньше слов, никакой болтливости, помнить, что слишком много объяснять – значит думать за детей;
- детей надо учить учиться, а начинать надо с элементарных вещей: организации учебной деятельности, подготовки рабочего места, работе с книгой, учить работать с образцом, учить списыванию и, самое главное, проверке выполненного задания.
Считаю, что большое значение имеет речь учителя, как организатора деятельности детей. Он дирижёр, но не исполнитель. Вопросы формулирую точно. Обязательно представляю, что могут ответить дети. Не должно быть стереотипных вопросов, в таком случае новый вопрос может поставить ребенка в тупик. Ответы должны быть точными. Не тороплюсь сразу помогать в организации правильного ответа, даю время на обдумывание. Обязательно обсуждаем всем классом правильность и неправильность ответов, а не исправляю сама.
Работа с детьми с ЗПР пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, замечать свои успехи, радоваться им, у ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы.
Отбираю те задания, которые ребенок объективно может выполнить хорошо. Это повышает его самооценку, улучшает настроение, поднимает готовность участвовать в учебной работе, что способствует формированию положительного отношения к учению. Задания при этом не даю слишком легкими, не требующими от ребенка определенных усилий по преодолению трудностей, иначе они могут вызвать скуку, а их выполнение никоим образом не отразится на повышении самооценки ребенка.
Реакция на ошибки ребенка должна быть формой помощи ему. Главное – не порицание, а разъяснение ошибки. Осознание ребенком ошибки – первый шаг в его развитии, движении вперед. Учу детей не делать из ошибок трагедию, считать их нормальным явлением .
Дети с особыми образовательными потребностями требуют индивидуального подхода и особого понимания, поэтому в своей работе пользуюсь принципом: "Воспитывай сердце - сердцем. Действуй на благо ребенка"
Мир «особого» ребёнка –
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка –
Безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он молчалив?
Почему он так испуган?
И совсем не говорит?
Мир «особого» ребёнка…
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка
Допускает лишь своих.
Калиман Наталья Адамовна
Список использованной литературы
- Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР/ Л.Н. Блинова. – М., 2002.
- Дети с задержкой психического развития / под ред. Власовой Т.А. – М.,1984.
- Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе : пособие для учителя, логопеда, психолога, дефектолога – М., 2005.
- Лебедева, П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития / П.Д. Лебедева – СПб., 2004.
- Лебединский, Л.Л. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М.,2003.
- Основы специальной педагогики и психологии / Трофимова Н.М.[и др.]. – СПб., 2005.
- Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Под ред. У.В. Ульенковой. – СПб., 2007.
- Психология детей с задержкой психического развития : хрестоматия / сост. О.В. Защиринская. – СПб., 2004.
- Ульенкова ,У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии/ У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные подходы к организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №349Ходоровской А. И.по вопросу«Современные подходы к организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» Тема выступления...
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕАЛЬНЫЙ ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Обобщение опыта работы инклюзивного образования. Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет ...
Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
.Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"...
Выступление на курсах тьюторов г. Салехард 2016. "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики в образовательных учреждениях"
Перезентация на тему: "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики в образовательных учреждениях"....
Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного и интегрированного образования
Обучение детей с ОВЗ в условиях интегрированного и инклюзивного образования....
«Организация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной организации в условиях инклюзивного и интегрированного образования»
Реализация инновационного проекта МБОУ СШ №31 с УИПХЭП позволит в условиях общеобразовательной школы обеспечить действие принципов ФГОС для детей с ОВЗ:-создание благоприятной социальной ситуации разв...
МАСТЕР-КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СДО ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Цель мастер - класса: повысить интерес учителей к технологии СДО.Актуальность: Одна из последних стратегий специального образования – это инклюзия. Основой инклюзивного образов...