Внеурочное занятие: «День птиц»
план-конспект занятия (2, 3 класс)

Макарова Ирина Андреевна

Систематизация знаний младших школьников о птицах с применением зелёных аксиом.

Значение птиц в природе и жизни человека.

Роль охраны птиц и окружающей природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_den_ptits.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Макарова Ирина Андреевна, Лукина Анна Николаевна,

                                  учителя начальных классов,

                                 МБОУ «Новолуговская средняя школа № 57»

                                 Внеурочное занятие: «День птиц»

Предмет: Курс внеурочной деятельности «Я- гражданин»

Класс: 3Б, 2А.

Место проведения: «Зимний сад»

Тип занятия: Обобщение и систематизация изученного

Цели: Экологическая культура, как средство формирования бережного отношения к природе, осознание значимости своей практической помощи

Задачи:

- обобщить и систематизировать знания младших школьников о птицах с применением зелёных аксиом,

- показать огромное значение птиц в природе и жизни человека,

- раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы;

- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам,

- прививать любовь к родной природе,

- формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.

- развивать творческое воображение и фантазию у учащихся,

- развивать логическое мышление и внимание,

- развивать умения и навыки групповой работы и коммуникативных навыков у младших школьников.

Планируемые результаты:

Коммуникативные: включаться в диалог с учителем и сверстниками; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; слушать партнёра по общению, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению;          

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу занятия; выделять из темы занятия известные знания и умения; планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом); планировать свои действия на отдельных этапах занятия; фиксировать в конце занятия удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой, позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Познавательные: устанавливать элементарные причинно-следственные связи; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме занятия в соответствии с возрастными нормами;

Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, беспокойство за экологическое состояние планеты, желание созидательно взаимодействовать с природой

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор; доска; мультимедийная презентация; фильм киностудии «Жираф» - «Птицы», Видеоролик «В этом ролике мам рядом с детьми заменили дикими животными». Песни: «Что манит птицу», «День за днём». Пазлы с изображением птиц, тарелочки и прищепки с изображением птиц, мусорные контейнеры, детский грузовые машины, демонстрационные плакаты «Времена года -Весна»; каточки для рефлексии. 

Ход занятия:

Организационный этап: Слайд 1

Вступительные слова учителя: Здравствуйте уважаемые гости! Мы учителя начальных классов Макарова И.А. и Лукина А.Н. Хотели бы представить Вашему вниманию внеурочное занятие в рамках внеурочной программы: «Я гражданин».

В «Зимний сад» входят дети. На входе детям раздаются фишки разного цвета ( зеленый, синий, красный, желтый, белый).

Дети: --- (Здравствуйте!)

Этап актуализации знаний:

Учитель: Добрый день, дорогие ребята, проходите пожалуйста, рассаживайтесь в группы по цвету ваших фишек. (На парте каждой группы приклеена фишка определенного цвета).

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья -то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу.

Улыбнитесь друг другу, себе.

Окажите такую услугу,

Улыбнитесь, пожалуйста нам.

 Учитель: Вы сели в свои группы, готовы ли вы начать работу?

Дети :---(Да)

Учитель: Тогда давайте мы с вами повторим правила работы в группах.

Дети: --- (Перечисляют правила работы, в группах).

Учитель: давайте проверим, верно ли мы сказали? СЛАЙД 2

Учитель: Сегодня в этот день, мы собрались, чтобы вместе с вами поприветствовать наших друзей. А кто они наши друзья? Вы узнаете, отгадав загадку.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Разгадать загадку мы сможем, собрав пазлы на ваших столах.(ПАЗЛ ПТИЦА)

Вы готовы ответить чей сегодня день?

Дети : (День птиц).

Учитель: Так ли это, мы с вами сейчас узнаем. СЛАЙД 3

Мы сегодня будем чествовать Международный день птиц. А как вы думаете, почему наш праздник посвящен нашим пернатым друзьям?

Дети: (Высказывают своё мнение).

Учитель: Вы сказали несколько мнений, а насколько вы верно высказали свои мысли, мы узнаем в завершении нашего занятия. 

Основной этап:

Учитель: У каждой группы на столе лежит тарелочка, которые раскрашены на 2 части: красная и синяя.  И прищепки. На каждой прищепке есть изображение птицы. Подумайте, какое задание мы для вас приготовили?

Дети: ---

Учитель: Распределите птиц на 2 группы: перелетные и зимующие. Синий цвет на тарелочке обозначает холодное время года. Расположите в этой части зимующих птиц, а красный цвет обозначает тепло, в этой части будут находиться птицы, которые боятся холода и улетают в тёплые края.

Дети: --- (Поясняют свой выбор).

 Готовая тарелочка:  СЛАЙД 4

Учитель: А в какое время года можно услышать голоса птиц? Когда поют птицы?

Дети : ---(Весной)!

Учитель: Весной большинство перелетных птиц, преодолевая все препятствия и длинный путь, возвращаются домой – на родину.

Учитель: А как вы понимаете слово Родина?

Дети: ---

Учитель: А куда посмотреть, чтобы узнать значение слова.

Дети: --- (Толковый словарь)

Учитель: Давайте тогда посмотрим в толковый словарь и проверим правильно ли мы сказали.(Работа по толковому словарю Ожегова). СЛАЙД5

 А как вы думаете, можно сейчас услышать птичье пение?

-Почему? 

Дети : --- (Своим пением они радостно приветствуют начало нового дня, выражают свои чувства и настроение. Но сейчас им очень холодно).

Учитель: Кто из вас знает, как в народе, называют месяц февраль?СЛАЙД 6

Дети: ---(Высказывают своё мнение).

Учитель: Верно, в народе нарекли его «лютый». Так как особенно сильны морозы в ночные часы. Днем они помягче. Февраль — пора лютого голода диких зверей и птиц. Посмотрите, пожалуйста на экран. Кого вы там видите? 

 (На экране изображена картинка с птицами) СЛАЙД 7

Дети: ---

Учитель: Зимой птицам не до песен, голодно им. Многие из них, так и не дождавшись весны, гибнут. Как птицам перезимовать?

Дети:

1 Известно, что у птиц,

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

Но кто же им даёт приют,

Когда снега метут?

2 Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, теплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

3 К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Но если долго снег идёт
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.

Учитель: Ребята! А вы хотите помочь птицам?

Дети:---
Учитель: А чем кормить птиц?

Дети: --- (Можно летом собирать семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников.)

Учитель: А если не собрали? Чем кормить птиц?

- Зимой птицы становятся менее разборчивы к еде и едят почти все. Поэтому можно кормить остатками пищи со стола. Можно предложить птицам остатки каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу. Воробьи любят крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы. Свиристели – рябину, яблоки, калину. Голуби – крупу, хлеб, зерно. Щеглы любят семена репейника, подсолнечника. А вот синичек можно угостить кусочком не соленого сала, которое подвешивают на веревочку. Еще можно повесить кусочки мяса. Любят синички сливочное масло, творог. Однообразный зерновой корм им не по вкусу. Нужна и животная пища.

Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

  • во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки т.д.;
  • подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы будут сами прилетать к этому времени;
  • кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени.

Учитель: На прошлом занятии мы с вами подготовили угощение. Давайте посмотрим, как это было. СЛАЙД 8

Учитель: Молодцы! Вы хорошо потрудились. Вы не устали, давайте немного отдохнем и потанцуем. Повторяем движения за волшебным героем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА («10, что манит птицу»). СЛАЙД 9   

Учитель: Молодцы, присаживайтесь на свои места.

Подумайте и скажите, почему исчезают многие виды птиц?

Дети: ---

Учитель: Кто в этом виновен? СЛАЙД 10

Дети: --- (Человек).

Учитель: Какую деятельность ведёт в природе человек, как бы вы назвали человека, который вредит птицам?

Дети: --- (Враг)

Учитель: Как вы считаете, ребята, а каким образом человек должен относиться к птицам? СЛАЙД 11

Дети: ---

Учитель: - Почему? - А вы? На какую сторону встанете? СЛАЙД 12

На сторону друзей птиц или врагов? Давайте порассуждаем: представим на минуточку, что каждый человек, живущий на Земле, сделает что-то плохое пернатому другу. К чему может привести такое поведение человека? Что будет? - А возможна ли жизнь человека вообще без того, чтобы, например, губить птиц?

Дети: --- (Учитель выслушивает ответы каждой группы)

Учитель: -А вы, совершали плохие поступки по отношению к птицам?

Дети: --- (Нет).

Учитель: А сейчас мы хотим с вами поспорить.

Использование фильма киностудии Жираф «Жвачка»

 (Видеофильм «Жвачка») СЛАЙД 13    

Давайте обсудим, что хотели герои этого фильма показать нам?

Дети: ---

Учитель: Человек наносит вред птицам своими неосознаными, необдуманными поступками. Вредить природе - плохо, но и не брать у неё, чтобы не губить человек не может?! Так как же быть людям?

Дети: --- (Есть границы дозволенного, которые человек не должен переступать. Человек должен жить в гармонии с собой и природой).

Учитель: Вы совершенно правы, природу нужно охранять, беречь и защищать, восстанавливать. Птицам приятно возвращаться туда, где их ждут. Где вкусно пахнет едой, где всегда тепло - не только телу, но и душе. А где дом у птиц?

Дети: --- (В лесу)!

Учитель: Мы отправляемся в лес, для того чтобы развесить наши угощения. При входе в лес мы увидели много оттаявшего мусора. (На плакатах с изображением весны приклеен мусор) .

- Посмотрите на плакаты, скажите, приятно будет возвращаться птицам домой?

Дети: --- (Нет)!

Учитель: А как помочь лесу встретить своих домочадцев и не разочаровать их?

Дети: --- (Нужно привести лес в порядок)!

Учитель: Теперь каждой группе необходимо собрать весь мусор в лесу.

К нам приехали машины с мусорными контейнерами, рассортируйте мусор в зависимости от материала, из которого он изготовлен.

-Замечательно. Теперь эти машины отправятся в путь, а куда они отправятся, мы обсудим это на следующем занятии.  Слайд 14

Ребята, человек – это неотъемлемая часть природы. Именно поэтому к природе нужно относится ровно так, как к себе… Ведь природа — это наша рождающее начало! Нас породила природа. К ней мы должны относиться как к собственной матери.  (Видеоролик « В этом ролике мам рядом с детьми заменили дикими животными»). Слайд 15   

Этап рефлексии:

У Вас на столах лежат лучики и облака. Если Вам понравилась сегодняшнее занятие вам было комфортно, познавательно и интересно-то подарите для вашей картины лучик солнышка, а если не понравилось облачко. Каждый из вас выберет для себя, что ему ближе к душе и приклеит на свою картину.

Итог занятия:

А теперь, друзья, я прошу всех вас образовать большой-большой круг и взяться за руки. Вот так... крепко и нежно. (Пошла музыка): В радостном вихре мы и не заметили,  как наше занятие подходит к концу...

-Но никогда, никогда не заканчивается дружба, никогда, никогда не заканчивается любовь, никогда не заканчиваются добрые чувства, объединяющие людей! И пусть так же, как сейчас сияют ваши глаза и улыбки, давайте всегда дарить друг другу добро, любовь и тепло наших сердец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеурочного занятия «Покормите птиц зимой!» Знакомство с произведением Евгения Ивановича Носова «Тридцать зерен»

·        Познакомить обучающихся с творчеством выдающегося курского писателя Евгения Ивановича Носова;·        Развивать у о...

Конспект мероприятия по внеурочной деятельности "День птиц"

Тема: «День птиц»Цель: познакомить учащихся с историей возникновения Международного дня птиц;Задачи: Расширять кругозор учащихся, поддерживать интерес к получению новых знаний;Развивать по...

Конспект занятия "День птиц"

Конспект внеурочного занятия "День птиц"...

Внеклассное занятие "День птиц"

Литературная викторина о наших пернатых друзьях....

Открытое внеурочное занятие "Жар - птица"

Представляю вашему вниманию внеурочное занятие. Благодаря методу торцевания, дети развивают в себе усидчивость, воображение и творчесткую жилку....

Конспект открытого занятия «День птиц»

Конспект открытого занятия «День птиц»...

Внеурочное занятие "День птиц"

Внеурочное занятие "День птиц"...