Конспект занятия "День птиц"
план-конспект занятия (2 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект внеурочного занятия
Направление внеурочной деятельности, в рамках которого проводится данное занятие: общеинтеллектуальное.
Тема: День зимующих птиц. «Птицы в городе»
Задачи: - уточнить и расширить знания учащихся о зимующих птицах;
- обогащать словарный запас учащихся;
- воспитывать любовь к природе и чувство заботы о ней;
- воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
Оборудование и дидактические средства, используемые на занятии: компьютер, м/м презентация, колонки, картинки птиц, книги о птицах, музыкальное сопровождение «Звуки птиц», жетоны.
Ход занятия
I. Организационный момент.
-Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
II. Сообщение темы и цели.
-Ребята давайте отгадаем загадку.
Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)
-Расскажите о признаках зимы в природе.
-Правильно. Ребята, а какая погода зимой? (ответы детей)
-Сколько месяцев длится зима? Назовите их.
-Какой месяц начинает зиму? (Декабрь)
-А какой месяц заканчивает? (Февраль)
-Как вы думаете, а кому тяжелее всех зимовать? (Тяжелее всех зимовать птицам)
-Сегодня на занятии я предлагаю вам вспомнить зимующих птиц.
III. Основная часть.
1) Беседа о перелетных птицах
-Каких перелетных птиц вы знаете? (Скворец, соловей, кукушка, грач, ласточка, журавль, зяблик)
-Почему они улетели? (Нет корма)
-А сейчас посмотрите на эту выставку книг. Многие писатели посвящают свои произведения птицам. Это и В. Бианки и М. Пришвин, Н. Сладков и многие другие. В своих книгах они пишут не только о перелетных птицах, но и о зимующих тех, которые круглый год живут у нас.
2) Знакомство с зимующими птицами.
- Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?
1. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
— Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый... (Воробей)
- Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)
Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
Ребёнок читает стихотворение.
Чик-чирик, чик-чирик!
Воробей скачет по дорожке,
Собирает хлебные крошки.
По ночам кочует,
Зёрнышки ворует!
2. Какая птица умеет ворковать? (Голубь)
-Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).
- Как голубь воркует? (Гру-гру)
3. Следующая наша гостья
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой… (Сорока)
- Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD-диске)
Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
4. Прилетела к нам
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Красавица… (Ворона)
- Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске)
Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
5. О какой птице так говорят?
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой! (Дятел)
- Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске)
Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.
Ребёнок читает стихотворение.
Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, ели,
Чтоб росли и не болели.
6. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ... (Снегири)
- Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD-диске)
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Ребёнок читает стихотворение.
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замёрз он на снегу.
7. Что это за птица?
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
- Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD-диске)
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Ребёнок читает стихотворение.
Пусть снег вокруг искрится
И зимний ветер злится –
Поёт не уставая
Синица расписная.
3) Конкурс «Весёлый художник»
- Художник рисовал птиц, но только их контуры, нам нужно назвать птиц, которых рисовал художник. За каждую правильно отгаданную птицу – вы получаете жетон. (Сова, дятел, воробей)
4) Игра «Узнай по описанию и раскрась птицу».
-красная грудка, голубовато-серая спинка, черная голова и крылья (снегирь);
-грудка желтая, а головки и крылья черные (синица);
-маленький, серенький, шустрый, быстрый (воробей);
-эта птичка стучит по дереву, лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков (дятел);
-это птица с небольшой головой, тонким клювом, короткими ногами, но очень цепкими пальцами на них (голубь)
5) Игра «Птицы» (Физминутка)
Если вы в стихотворении услышите птицу, то киваете головой, а если услышите, что появилась не птица, а кто-то другой, то должны топать ногами и хлопать в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы (куницы).
Чибисы, чижи (ужи),
Галки (мухи) и стрижи,
Аисты, кукушки (лягушки),
Лебеди (бабочки) и утки,
И спасибо шутке!
6) Конкурс «Угадай, чей голосок?»
- Послушайте голоса птиц и определите её хозяйку. За каждый правильный ответ – жетон.
а) кукушка;
б) воробей;
в) ворона;
г) сорока;
д) сова;
е) голубь.
7) Игра «Кормушка»
Что за стол среди берёз,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
- Зачем нужны кормушки? (Ответы детей)
- Вам нужно наполнить кормушку для птиц. (Шоколад, рябина, жевательная резинка, хлеб, сало, конфеты, подсолнечник, мясо, тыквенные семечки)
- Правильно!
- Ребята, не забывайте о наших пернатых друзьях. Подкормите их зимой и тогда летом вы будете с удовольствием наблюдать за ними или слушать прекрасные птичьи трели.
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
-Каких птиц мы сегодня изучили?
-Почему птиц называют перелетными?
-А теперь ещё раз назовём птиц, которые зимой будут прилетать на нашу кормушку (Ответы детей).
-Вспомните особенности птиц: воробей, ворона, голубь, сорока, дятел, снегирь, синица.
-Если вы, ребята, пришли в лес на прогулку, старайтесь не шуметь, не кричать, не заглядывайте в гнёзда. Не трогайте яйца и птенцов руками. Вы можете вспугнуть птиц и они бросят свой дом. И никогда в гнезде не появятся птенцы. А ещё мне очень хочется, чтобы вы помогали, оберегали птиц. Ведь если их не будет, то вредные гусеницы, жуки нападут на деревья, съедят кору, листочки, обглодают ветви, почки….
Мы должны помнить:
Что птиц не надо ловить,
Надо птиц всегда любить.
Птичьих гнезд не разорять
Зимою птицам помогать,
Их жалеть, оберегать..
-Молодцы! Вы все сегодня очень хорошо работали.
Подпись учителя _____________ (Горбунова Л.И.)
Подпись методиста ______________ (Романюта В.Н.)
Оценка ____
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.
Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...
Конспект урока по окр миру в 1 классе "Птицы, их существенные признаки. Строение тела птиц"
Конспект урока по окружающему миру о птицах по программе "Гармония"...
К внеклассному занятию ко Дню птиц."Чудо - птицы"
Данная презентация составлена ко Дню птиц. Ее можно применить и на уроках окружающего мира в начальной школе....
«Птицы – наши друзья!» (перелетные птицы)
При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...
«Птицы – наши друзья!» (Зимующие птицы)
При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»
Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»
Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...