Внеурочное занятие "День птиц"
план-конспект занятия (4 класс)

Вандышева Светлана Юрьевна

Внеурочное занятие "День птиц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie_na_temu_den_ptits.docx63.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Черепановский педагогический колледж»

Школа: МАОУ «СОШ №1 г. Черепаново»

Класс: 4 «Б»

Студент: Вандышева С.Ю.

Руководитель практики: Краснова А. А.

Учитель: Бурлакова О.Г.

Направление внеурочной деятельности: социальное

Тема: «День птиц»

Цель: расширение знаний о птицах, о их значении в природе, прободения  у детей желания беречь и заботиться о пернатых.

 Образовательная: 
- обобщить и систематизировать знания о птицах,
- познакомить детей с многообразием и жизнедеятельностью птиц,
- показать огромное значение птиц в природе и жизни человека.
Воспитательная
- воспитывать доброе отношение к птицам, природе, традициям народа,
- прививать любовь к родной природе,
- формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем. 
 Развивающая: 
- развивать логическое мышление и внимание,
- развивать умения и навыки совместной работы в группах.
УУД:
Личностные:
 
-Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
-Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления,
- Умение принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.
Метапредметные:
Коммуникативные: 
-Умение слушать собеседника и вести диалог;
- Умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
-Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Регулятивные: 
-Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Познавательные: 
-Освоение основных форм  познавательной и личностной рефлексии.
-Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)
Ресурсы: Раздаточный материал, интернет, ИКТ.

п/п

Этапы занятия

Деятельность учителя (педагога)

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Формы организации образовательной деятельности

метапредметные

личностные

1

Организационный момент

 - Здравствуйте, ребята!

-Давайте, отправимся с вами за чудесами!

-Тема нашего классного часа спрятана в загадке:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это... (птица)

-Сегодня мы свами будем говорить о птицах, а точнее о празднике птиц.

-А какого числа «День птиц»

-Приветствуют учителя.

-Слушают учителя.

-Отвечают(птица).

(1 апреля)

Коммуникативные:

-Готовность слушать собеседника и вести диалог;

Личностные: 
-Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

Словесный, фронтальная.

2

Основной

СПРАВКА

-Начиная с 1923 года школьники нашей страны ежегодно в марте-апреле в дни весенних каникул проводят традиционный День птиц. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение.

Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц. Наблюдения за их жизнью сыграли большую роль в развитии естественных наук.

До сих пор работают ученые над интереснейшей научной проблемой - тайной ежегодных перелетов птиц.

-Говорят что «Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана.»

-А что вы знаете о птицах?

-А вы знаете что, только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от вашего дома надо знать.

-Посмотрите на презентацию, давайте вспомним птиц и послушаем их щебетание.(Презентация)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Цапля

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться.

За соседа не держаться.

(Стихотворение декламируется два раза: первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз - на другой.)

-Перелет птиц.

-Куда это птицы улетают каждую осень?

-В прошлом, когда птичьи перелеты еще не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в XVIII веке один натуралист утверждал, что птицы улетают… на Луну. Добираются туда будто бы за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды.

Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Слабые же и маленькие путешествуют, пристроившись на спинах больших.

Сейчас известно: как ни далек, как ни труден птичий путь, летят они самостоятельно, полагаясь на собственные крылья.

-Ученые выяснили, что маленькие наши пташки:

 - ласточка, стриж, горихвостка, мухоловка и другие - улетают в тропическую Африку.

-Утки, грачи, скворцы летят на юго-запад, например во Францию.

-А некоторые утки, и кулики зимуют в Северной Америке.

-В общем, птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам. Самые дальние перелеты совершает близкая родственница чаек - полярная крачка. Эта птица зимует среди льдов морей, омывающих Антарктиду.

-А знаете ли вы, ребята, как называется наука, изучающая жизнь птиц?

Мы будем отгадывать загадки про птиц, а в выделенной графе получим искомое слово. Будьте внимательны!

-Кроссворд.

1.У нее глаза большие,

Хищный клюв - всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем.

(Сова.)

2. Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полет

Вошли в стихотворения!

Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет. (Жаворонок.)

3.Окраска - сероватая,

Повадка - вороватая.

Крикунья хрипловатая

-Известная персона. Это... (ворона).

4. Спинка зеленоватая,

Животиком желтоватая,

Черненькая шапочка

И полоска галстучка. (Синица.)

5. Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистый,

Кле! Кле! Кле! - поет со свистом. (Клест.)

6. Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет. (Скворец.)

7. Ведь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбешкой набивал.

Закончив лов, забрал улов,

Поднялся ввысь - и был таков. (Пеликан.)

8. Прилетел к нам, наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет, поет, поет. (Соловей.)

9. Сероспинный, красногрудый,

В зимних рощах обитает,

Не боится он простуды,

С первым снегом прилетает. (Снегирь.)

10. Серенькая птичка,

Птичка-невеличка,

Шеей вертишь ты всегда.

Разве в этом есть нужда? (Вертишейка.)

11. Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной.

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

  • Прочитаем хором слово в выделенной строке. (Орнитология.)
  • Орнитология - это наука, изучающая жизнь птиц.

-Игра «Птицы»

-Я буду перечислять ряд слов если что-то будет лишнее вы топайте и хлопаете, если все хорошо тишина.

Итак, слушайте внимательно!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны...

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи...

- Что, неправильно? А мухи - это кто? Правильно, насекомые!

И еще раз

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи.

Галки и стрижи,

Комары, кукушки...

Даже совы - сплюшки,

Лебеди и утки -

И спасибо шутке!

-Игра «Узнай птицу»

- А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку? Соедините стрелками признаки и названия птиц.

Птица-рыболов

Птица-плотник.

Лесная кошка

Птица-строитель

Птица-акробат.

Пернатый солист

Ночной хищник

Легкомысленная мамаша

соловей

ласточка

поползень

баклан

иволга

кукушка

дятел

сова

(По ходу игры учитель делает небольшие сообщения о птицах.)

Птица-рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море, истребляют ее, когда она идет на нерест.

Птица-плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица-строитель (ласточка). Самыми искусными строителями считают иволгу и ласточку. Гнезда ласточек съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.

Птица-акробат (поползень) лазает по деревьям.

Пернатый солист (соловей). Недаром об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка - самая трепетная, самая звонкая». Среди полезных насекомоядных птиц соловьи занимают одно из первых мест, поскольку в большом количестве уничтожают насекомых-вредителей.

Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком.

Легкомысленная мамаша (кукушка). Своего гнезда не вьет, яйца другим подбрасывает.

-Птичьи разговоры.

Разгадайте птичьи разговоры .

Гуси

Крякают

Соловьи

Кричат

Журавли

Гогочут

Утки

Свистят

Вороны

Ухают

Ласточки

Воркуют

Голуби

Каркают

Синицы

Щебечут

Совы

Пищат

(Ответ: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.)

На карточках записаны глаголы; учитель называет птицу и бросает мяч ученику, тот находит глагол и возвращает мяч.

Слушают учителя.

Рассказывают о птицах.

Слушают интересный факт.

Слушают щебетание (звуки) птиц вспоминают разновидности пти

-Слушают учителя.

Варианты ответов детей.

Внимательно слушают преподавателя.

Отгадывают загадки.

-Сова .

-Жаворонок.

-Ворона.

-Синица.

-Клест.

-Скворец.

-Пеликан.

-Соловей.

-Снегирь.

-Вертишейка.

-Дятел.

-Орнитология.

Хлопают или топают.

Соединяют стрелками.

-Решают кроссворд.

Играют в игру. Топают, если неверно.

-Соединяют птиц с их звуками, которые они издают.

Коммуникативные:

-Готовность слушать собеседника и вести диалог;

Познавательные: 
-Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)

Коммуникативные:

-Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

-Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Познавательные: 
-Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)

Коммуникативные:

-Готовность слушать собеседника и вести диалог;

Регулятивные: 
-Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Познавательные: 
-Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)
Регулятивные: 
-Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Коммуникативные:
-Готовность слушать собеседника и вести диалог; Познавательные: 
-Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)

Регулятивные: 
-Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Коммуникативные:

-Готовность слушать собеседника и вести диалог;

Личностные: 
-Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
-Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления,

Личностные: 

- Уметь принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.

Личностные: Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления,

- Уметь принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.

Фронтальная работа, словесная , групповая

Презентация

Бесседа

Бесседа

3

Итоговый

-Что интересного вы узнали о птицах? Что запомнили?

-Рефлексия.

Круговая диаграмма.

Было легко и интересно.

Было трудно, но интересно.

Было трудно не интересно.

Отвечают. Делятся своими мыслями.

Выполняют рефлексию.

Коммуникативные:

-Готовность слушать собеседника и вести диалог; Познавательные: 
-Освоение основных форм  познавательной и личностной рефлексии.

Личностные: 
-Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;  

Беседа.

  1. Птица, символ мира.
  2. C:\Users\User\Pictures\Screenshots\Снимок экрана (1).pngПтица, прилёт которой означает начало весны.
  3. Самая крупная летающая птица планеты.
  4. Самая маленькая птица планеты.
  5. Маленькая перелётная птица, имеющая длинный хвост с глубоким разрезом в форме вилки и длинными острыми крыльями.
  6. Эта птица ни разу шага не сделала.
  7. Небольшая птица семейства вороновых.
  8. В народе говорят, что эта птица носит слухи на хвосте.
  9. Небольшая зимующая перелётная птица с красной грудкой.
  10. Эта птица любит питаться салом.
  11. Певчая перелётная «мёрзнущая» птица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению для 1 класса "Нам птицы просигналили подъём!"

Эта аторская программа составлена для занятий с учащимися 1 класса. Цель программы: формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом. Деятельность программы предполагает включе...

Внеурочное занятие "Знаешь ли ты птиц?"(проектное исследование, курс "Знакомые незнакомцы")

Изучение и исследование вместе с детьми конкретных объектов природы (птиц).Последовательное приобщение учащихся к детской, научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие на...

Конспект занятий внеурочной деятельности «Покормите птиц зимой»

Мы видим птиц каждый день, привыкли к ним, не обращаем на них внимание и не задумываемся над тем, какова их роль в природе. А ведь именно от птиц во многом зависит, будут ли зеленеть наши сады и парки...

Занятие внеурочной деятельности "Зимующие птицы. Снегири" (1 класс)

В ходе данного занятия учащиеся работают в группах над созданием проекта - изготовление снегиря в технике оригами. Первоклассники самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, определяют ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Птица счастья", 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Птица счастья", 1 класс...

технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе по теме "Птицы.Работа с природным материалом"

Внеурочное занятие (технологическая карта) Ф.И.О. учителя___Тушева Светлана Викторовна_________________________________Направление  развития и воспитания младших школьников______ общек...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Птица счастья" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Птица счастья" 2 класс...