Разработка внеурочного занятия «Покормите птиц зимой!» Знакомство с произведением Евгения Ивановича Носова «Тридцать зерен»
учебно-методический материал (3 класс) на тему

 

·        Познакомить обучающихся с творчеством выдающегося курского писателя Евгения Ивановича Носова;

·        Развивать у обучающихся читательский интерес и познавательную деятельность;

·        Воспитывать любовь и сострадание ко всему живому, бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Покормите птиц зимой!»

Знакомство с произведением Евгения Ивановича Носова

                                                       «Тридцать зерен»

Цель деятельности учителя:

  • Познакомить обучающихся с творчеством выдающегося курского писателя Евгения Ивановича Носова;
  • Развивать у обучающихся читательский интерес и познавательную деятельность;
  • Воспитывать любовь и сострадание ко всему живому, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • читать текст вслух целыми словами, объединяя их в словосочетания;
  • находить необходимую информацию в книге;
  • выделять средства художественной выразительности в предлагаемом тексте.

 Личностные :

  • принимать поставленную учебную задачу и стараться ее выполнить;
  • воспитывать уважительное отношение к родине, воспитывать любовь к родной стране, родному краю, малой родине, к окружающей природе;
  • развитие эмпатиии, сопереживания, чувство одобрения или любви к ближнему.

Метапредметные:

Познавательные:

  • поиск необходимой информации из различных источников,
  • объяснять значения слов с опорой на текст или, используя толковые словари;
  • формировать познавательный мотив, уметь осознанно строить свое высказывание;
  • обобщать полученную  информацию и делать выводы.

Коммуникативные: 

  • активно участвовать в работе группы, выбирать элементы текста соответствующие заданной коммуникативной задаче;
  • передавать устно содержание прочитанного;
  • уметь полно и четко давать ответ на поставленный вопрос;
  • владеть монологической и диалогической речью, соответствующей нормам родного языка;

Регулятивные: 

  • прогнозировать тему урока;
  • планировать работу на уроке.

Дидактическое сопровождение:

Портрет Е.И.Носова;

Курская литературная открытка;

Выставка книг курского писателя;

Толковый словарь;

Презентация к уроку;

Блюдца по числу обучающихся с  зернышками;

Кормушки для птиц.

Ноутбук

Проектор

Словарь С.Ожегова

Ход занятия.

I. Организационный момент.

У. Здравствуйте, ребята! Я хочу пожелать вам всем доброго дня!

II. Актуализация знаний.

У. - Ребята, вы знаете, что в нашей школе проходит акция «Покормите птиц зимой». Я знаю, что вы активно принимаете в ней участи и все сделали кормушки для птиц. Сегодня наше занятие я так и назвала «Покормите птиц зимой!».  Мы продолжаем знакомиться с произведениями курских писателей и вновь вместе с нами хрестоматия для чтения «Соловушка», которая и поможет нам разобраться в этом призыве.

У. - Рассмотрите открытки из нашего набора (Курская литературная открытка). Выберите ту открытку, которая, по вашему мнению, больше всего подходит к нашей сегодняшней теме.

(Перед детьми открытки с изображением животных и птиц в разные времена года, они выбирают открытки и объясняют свой выбор)

У. - Я хочу обратить ваше внимание на открытку с изображением синички за окном. Синицам и другим птицам особенно голодно зимой и мы с вами можем им помочь. А как мы можем помочь?

Д. - Развесить кормушки и подкармливать их.

У. – Правильно, но прежде чем развесить кормушки и насыпать зернышек в них, для подкормки птиц, я хочу вас познакомить с замечательным курским писателем современником, которого, к сожалению уже нет с нами, с Евгением Ивановичем Носовым.

У.- Как вы думаете, почему его называют современником?

Д. - Он жил в наше время.

/Работа в группах/

У.- Давайте обратимся к словарю и найдем значение этого слова.

(Зачитывают значение слова из словаря С.Ожегова)

Д. –Современник - человек, который живет в одно время с кем то (словарь С. Ожегова)

III. Работа по теме занятия

У. Да, ребята, Евгений Иванович жил в наше время и написал очень много замечательных рассказов. С одним из них мы сегодня будем знакомиться, но вначале я хочу рассказать вам о жизни и творчестве Евгения Ивановича Носова. Потому что всем нам необходимо знать культурное и историческое наследие нашего курского края

    Е.И.Носов родился 15 января 1925 года в семье кузнеца, в деревне Толмачево под Курском, на высоком берегу Сейма, - в краю, отмеченном летописями, воспетом автором «Слова о полку Игореве», такими великими поэтами и писателями, как  А.А.Фет, И.С.Никитиным, И.А.Буниным, И.С.Тургеневым и многими другими. В тридцатых годах семья переехала в город Курск. В своем полуголодном детстве Евгений Иванович научился рыбачить и охотиться, чтобы продать и тем самым заработать себе на хлеб.

В 1943 году, писатель ушел на фронт, служил в артиллерийских войсках, в 1945 году был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в городе Серпухов.

    Е.И. Носов с детства любил рисовать, но все - таки он стал профессиональным писателем. На весь мир прославил Курскую землю в своих произведениях наш замечательный земляк Евгений Иванович Носов. Он был Мастером во всем: писал, превосходные рассказы и повести, стихи и другие произведения. Очень много произведений Евгений Иванович написал о войне (показ книг на выставке) Это такие как «Красное вино Победы», «Яблочный спас» и многие другие.

У. – Ребята, посмотрите на выставку книг и попробуйте узнать  с каким  произведением Евгения Ивановича мы будем сегодня знакомиться? Не забывайте об открытке с синичкой, которую мы выделили вначале занятия.

Д.- «Тридцать зерен»

У.- Правильно. Я прочитаю вам сегодня рассказ Е.И.Носова «Тридцать зерен».

(Учитель читает рассказ, дети  внимательно слушают)

2.Анализ произведения:

У. Кто является рассказчиком в произведении?

Д.- Рассказчик в произведении сам автор.

У.- Как вы думаете, разговор происходил на самом деле?

Д.- Нет, это диалог двух душ.

У.- Как возникает доверие между человеком и птицей?

Д.- Оно возникает постепенно.

У.- Как синичка воспринимает комнату?

Д.- Она для нее огромный мир, который наполнен светом и теплом.

У. – Как вы думаете, ребята, кто является властелином мира?

Д.- Властелином мира является человек.

У.  – Ребята, а как вы понимаете, кто такой человек?

/Работа в паре/

- Посовещайтесь с соседом по парте и запишите ответ на вопрос, какой поступок нужно совершить, чтобы доказать, что я «человек»?

Д. (зачитывают свои ответы).

Физминутка

3.Продолжение работы

У.- Однажды Евгений Иванович прочитал стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой». Давайте его послушаем.

 (Ученик читает стихотворение)

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

1964 г.

        Евгений Иванович сделал кормушку и повесил ее во дворе. Затем он размножил это стихотворение и расклеил эти листочки по всему району, в котором он жил. После этого Е.И.Носов написал очерк, который так и назвал «Покормите птиц!». Писатель верил, что люди обязательно услышат его призыв, и он не ошибся!

         Писатель ушел из жизни 13 июня 2002 года…. Он был сыном не только Курской земли, но и всей необъятной России. В центре города Курска есть памятник Евгению Носову. На памятнике надпись «Покормите птиц!»

IV.Рефлексия.

У.- Я хочу еще раз прочитать слова Е.И. «Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать конопляных зёрен. (Из рассказа "Тридцать зёрен")

У. – Как вы думаете, получилось ему написать такую книгу?

Д.  - Да, получилось.

У. – На следующем занятии мы продолжим знакомство с творчеством курских писателей и поможет нам в этом хрестоматия «Соловушка».Ребята, что вам захотелось сделать, прослушав рассказ Е.И.Носова?

Д. – Покормить птиц!

У.- Дома вы все сделали кормушки для птичек. Я предлагаю сейчас всем вместе выйти на улицу, повесить кормушки и высыпать на них зернышки, с которых мы начали наш урок.

V.Домашнее задание

      Дома, ребята, найдите, пожалуйста, ответ на вопрос, почему именно тридцать конопляных зерен, герой рассказа Евгения Носова положил синичке?

      А сейчас мы все вместе идем развешивать кормушки, потому что носим гордое слово ЧЕЛОВЕК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий внеурочной деятельности «Покормите птиц зимой»

Мы видим птиц каждый день, привыкли к ним, не обращаем на них внимание и не задумываемся над тем, какова их роль в природе. А ведь именно от птиц во многом зависит, будут ли зеленеть наши сады и парки...

"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.

Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...

Внеклассное занятие "Покормите птиц зимой"

Задачи:1.Образовательные:  обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах. 2. Коррекционно - развивающие: выявить познавательные интересы детей и развивать их творческие способно...

Презентация к внеклассному занятию "Покормите птиц зимой"

Презентация создана с целью развития интереса и желания у детей младшего школьного возраста заботиться о зимующих птицах....

Занятие"Покормите птиц зимой".

Внеклассное занятие в группе продленного дня в начальной школе....

«Покормите птиц зимой!» Знакомство с произведением Евгения Ивановича Носова «Тридцать зерен»

Цель деятельности учителя:Познакомить обучающихся с творчеством выдающегося курского писателя Евгения Ивановича Носова;Развивать у обучающихся читательский интерес и познавательную деятельность;Воспит...

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ!»

В настоящее время экологическое воспитание и образование в школестановится все более приоритетным. Это связано с ухудшениемэкологической ситуации на Земле. Чем раньше ребенок осознает своюответственно...