Конспект мероприятия по внеурочной деятельности "День птиц"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)
Тема: «День птиц»
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения Международного дня птиц;
Задачи:
Расширять кругозор учащихся, поддерживать интерес к получению новых знаний;
Развивать познавательные способности , творческий потенциал учащихся, способствовать здоровому духу соревнования;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оформление: рисунки детей на тему « Птицы – наши друзья»
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день, уважаемые дети и взрослые!
Ведущая: Сегодня мы пригласили вас на праздник Птиц.
Ведущий: Птицы – это песнь и полет.
Ведущая: Птицы- дети воздуха.
Ведущая: Птицы – дети радуги.
Ведущий: Перо их переливается всеми цветами.
Ведущая: Птицы – вестники радости.
Ведущий: Птицы – это тайна и красота.
Ведущая: Птицы – это друзья нашего детства.
Ведущий: Сегодня мы отмечаем праздник птиц. Его мы проводим весной, когда наши пернатые друзья возвращаются из дальних стран в свои родные края.
Ведущая: С их голосами, с их пением оживает все вокруг, и становится понятно, что весна – красна не за горами.
Учитель:
- Ребята, птицы - украшение земли. Их веселая, звонкая песня, яркая окраска, оживляя природу, вселяют в нас бодрость, и радость. Птицы не давали покоя людям многие века. Они летели – этого человек не мог, как ни учись, как ни старайся. Человек мечтал о крыльях, но оставался бессилен. А птицы, эти удивительные создания, наделенные даром свободного полета, продолжали, как ни в чем не бывало, парить и будоражить человеческое воображение. Их именовали властелинами воздуха, аристократами неба, детьми бури.
- Уже более 112 лет орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы эта добрая традиция была прервана, а в 1996 году возобновлена. Каждый год выбирается птица года. А в этом году – СКОПА.
- А теперь мы с вами узнаем профессии птиц.
1. ЧТО ЗА ПТИЦА – РЫБОЛОВ? (Баклан)
Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 метров и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке.
2. ЧТО ЗА ПТИЦА – ПЛОТНИК? ( Дятел)
Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых.
3.ЧТО ЗА ПТИЦА ЛЕСНАЯ КОШКА? ( Иволга)
Иволга действительно умеет кричать кошкой.
4. ЧТО ЗА ПТИЦА – СТРОИТЕЛЬ? (Ласточка)
Самыми искусными строителями считают иволгу и ласточку.
5. ПТИЦА – АКРОБАТ (Поползень)
Свое имя эта птица получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает особенно. Поползень – единственная птица, которая умеет бегать по стволу и вверх и вниз головой.
6. ПЕРНАТЫЙ СОЛИСТ (Соловей).
Не даром об этой птице говорят: « В лесном оркестре он первая скрипка- самая трепетная, самая звонкая»
7. НОЧНОЙ ХИЩНИК (Сова)
У этой птицы необычная внешность. Сова – единственная птица, у которой оба глаза «на лице». Но голова совы поворачивается на 180 градусов, поэтому сова может смотреть вбок и даже назад. Сова охотится ночью и питается мышами и глотает их целиком.
8. ЛЕГКОМЫСЛЕННАЯ МАМАШКА ( Кукушка)
Кукушки кладут свои яйца в гнезда разных птиц.
- Если вы прочитаете книгу Виталия Бианки « Наши птицы», то узнаете много интересного о наших пернатых других. Узнаете, кто самый лучший певец, самый искусный строитель, лучший пловец и ныряльщик, лучший летун, бегун, Лазун, какие птицы самые дружные, самые большие и сильные, самые маленькие, самые яркие, самые пушистые и самые смешные.
- А мы продолжаем веселое путешествие по птичьему царству. Предлагаем вам ответить на вопросы.
Ученик 1. КУКУШКА. Как вы думаете, за что кукушка получила свое название?
Название этой птицы очень похоже на ее крик. Хотя кукушка и подкладывает яйца в другие гнезда, она очень полезная птица. Кукушка поедает очень вредных животных в большом количестве. ( звучит голос кукушки)
Ученик 2. Имя Зарянка подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зорю.
Ученик 3. Зяблик. Почему называется так эта птица? Потому, что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, «зябкое», как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали зябликом.
Ученик 4. Ребята, смотрите, смотрите, что это такое? Кругом светлым- светло, а на зеленом дереве огонек вспыхнул.
Ученик 4. 1. Да, нет. Это не огонек. Это ГОРИХВОСТКА. А блеснул хвостик птички. Она и названа так за свой интересный хвост. Он у нее красного цвета, все время подранивает. Поэтому, кажется, что хвост вспыхивает огоньком, будто горит.
Ученик 4. 2. Ты не думай, будто спичка загорелась под кустом. Это птичка-невеличка под кустом трясет хвостом.
Ученик 4. 3. Перья огоньком цвета солнце ярко озарит – Сразу кажется, что это горихвостки хвост горит. (звучит голос горихвостки)
Ученик 5. За что люди так обидели птицу, назвали ее глухарем? Слух у глухаря прекрасный. Достаточно хрустнуть сучком, как он насторожится и тут же улетит. И все же, когда ГЛУХАРЬ поет, или, как говорят, токует, он действительно не слышит постороннего шума. « Песня» глухаря - это непередаваемый буквам , повторяющийся набор щелкающих звуков. Во время этого скрежетание глухарь полностью глохнет. ( Звучит голос глухаря)
Ученик 6. Имя птицы может зависеть и от характера. Бывает, услышишь в лесу чудесный птичий голос: будто кто-то на флейте играет. И вдруг с того же дерева, откуда доносилось мелодичное пение, понесутся такие звуки, что хоть уши затыкай – будто кошке на хвост наступили.
Это ИВОЛГА. Она очень яркая и красивая птица. Слово « иволга» переводится как « неясный характер». Из-за этого она может издавать как красивые так и не приятные звуки. Иволгу зовут и «Лесной флейтой», и «Лесной кошкой». ( Звучит голос иволги)
Ученик 7. Название КЛЕСТ произошло от старорусского слова «клестить», что значит сжимать, сдавливать. Клюв у этой птицы загнут крест - на крест, он словно сжат, сдавлен. За крестообразный клюв, птицу и прозвали клестом.
Птенцы у клестов появляются зимой. Это связано с едой. Ведь клесты питаются семенами хвойных деревьев, а зимой семян много. Поэтому малыши- клесты не боятся замерзнуть. Родители их прокормят и обогреют в гнездах, сделанных в густых лапах хвойных деревьев.
Игра: « Цветок, птенец, дерево»
Польза птиц в природе огромна. И они дороги нам, как незаменимые помощники человека в борьбе за урожай, верные союзники в истреблении вредителей сельхозугодий и лесного хозяйства.
Нашим садам, полям, огородам наносят огромный вред грызуны и насекомые.
Мышь. (Выбегает).
Мы, Мыши, съедаем до четверти всего урожая; обгрызаем молодые деревья в лесу, а зимой – кору плодовых деревьев в саду; переносим возбудителей различных заболеваний.
Насекомые. (Выбегает).
Мы, Насекомые, едим всякие растения, портим зерно, уничтожаем овощи в огородах, фрукты в садах.
Ведущий.
Да, ребята без птиц – не было бы урожая.
( После слов выбегает сова и нападает на мышь)
Сова.
Я, Сова, съедаю за ночь 7-8 мышей. Только одна моя семья уничтожает за год 10 тысяч мышей и этим мы спасаем 20 тонн отборного зерна и тысячи деревьев.
( Выбегает синица)
Синица.
Я, Синица, круглый год – зимой и летом отыскиваю на деревьях вредных насекомых, их личинки и яйца и уничтожаю их.
Ведущий.
Ой, ребята, к нам на праздник еще кто – то пожаловал.
( Смотрит за дверь)
Ага, я вам сейчас загадаю, а вы отгадаете кто же там за дверью.
(Ведущий читает загадку)
Шапка красная на нем
Издали горит огнем.
Он устроился на сук,
Барабанит тук да тук.
( Выбегает дятел)
Дятел.
Да, ребята, я всегда сам выдалбливаю в лесу отличное жилище. А после меня в нем живут разные мелкие птички.
Мухоловка- пеструшка.
А я, Мухоловка – пеструшка, не имею такого крепкого клюва, как дятел. И поэтому нуждаюсь в жилище, сделанном вашими руками ребята. Я обязательно поселюсь в вашем домике, и обещаю вам за это каждый день ловить по 300 мух и комаров, чтобы они вас не кусали. Хотя я и маленькая, но аппетит у меня большой.
Снегирь.
Меня все знают, Снегиря! Все зиму я прокормился в вашем крае рябиной и семенами сорных растений, а теперь улетаю к себе на север. Скоро и там будет весна. До будущего снега!
(Снегирь убегает)
Конкурс « Собери пословицу»
( По одному ученику от каждого класса разделиться га две команды)
Каждая птица своим клювом света.
Всякая птица по- своему поет.
Рубрика « Это Интересно»
Ученик из группы « Юные историки»: На Благовещенье – было принято выпускать певчих птиц из клеток на волю. На Руси весну ждали с большим нетерпение и верили, что ускорить приход ее могут птицы. Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в это т праздник отпускать птиц на волю, что бы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтоб вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна. Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
Ученик из группы «Защитники птиц»: В эти дни перелетные птицы по зову миллионов своих птичьих предков летят на север, преодолевая тысячи км. Птицы демонстрируют великое чудо любви к родине, несут благую весть о наступающей весне. Открывают сезон Грачи, следом начинают перелет дикие гуси, утки, журавли, чайки. В Апреле прилетают к нам дрозды, зарянки, зеленушки, зяблики, вьюрки, овсянки. В мае прилетают ласточки. Взрослые и дети в это день благоустраивают место обитания водоплавающих птиц, вывешивают новые кормушки и скворечники.
Ученик из группы « Юные историки»: Старинная русская традиция изготовления скворечников других гнездовой имела глубокий смысл: человек не просто помогает птицам, но через это сам становился ближе к природе, лучше понимал своё единство с ней. Одновременно люди на Руси праздновали приход весны, символически проживая вместе с природой пробуждение от зимней спячки.
( Проверяем Пословицы, дети показывают и зачитывают пословицы)
Ведущий. Еще птицы, друзья, сыграли большую роль в науке. Еще в древности, видя полет птиц, человек мечтал о своем полете воздухе и первые летательные аппараты были подражание полета птиц.
Велика роль птиц и в воспитании прекрасного. Можете ли вы представить весну без песен соловья? Кто из вас не слышал песни жаворонка? ( Слушаем пение птиц)
- Жаворонок одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку. Жаворонка. Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».
- Поэты и композиторы посвятили этой неприметной серенькой птичке свои произведения.
Василий Жуковский «Жаворонок».
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь божий мир здесь вижу я.
И славит бога песнь моя!
- Прилет жаворонка во всех странах связывался с приходом весты. Взрослые выпекали из теста жаворонков и давали сначала корова – в благодарность за молоко да масло; потом овцам - за теплые валенки, варежки да тулупы, а потом детям.
И приговаривали:
Девочка (в руках тарелка с выпеченными жаворонками):
Ой вы, жаворонки, жавороночки,
летите в поле, несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе - овечье,
Третье – человечье.
Ведущая. Мир трудно представить без птиц. И если мы не поможем птицам, то в мире наступит безмолвие. Давайте же будем птиц беречь и защищать! Станем птицам друзьями!
Стихотворение Т. Евдошенко «Берегите птиц».
1.Ученик
О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало.
2.Ученик
Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
3.Ученик
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
4.Ученик
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
5.Ученик
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышишь ты.
Ведущая: Птицы везде- над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц и в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов.
Ведущий: Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от вашего дома, надо знать.
Конкурс «Зимующие и перелетные птицы»
Перелетные: ласточка, скворец, грач, дрозд, овсянка, страус, пингвин.
Зимующие: синичка, ворона, воробей, поползень, сова, куры.
- Проверка конкурса. Дети читают названия птиц, объясняя какие птицы не вошли в группы.
Викторина.
Ведущая: А теперь проведем викторину. Ребята отгадайте
Какие птицы ночуют, закрываясь в снег? ( Тетерева, рябчики)
Какие птицы выводит птенцов зимой? ( Клесты)
Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? ( Стрижи)
Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)
У какой птицы поют самки и самцы? ( У снегиря)
Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? ( Грачи)
У каких птиц самцы красные, а самки зеленые? (У клестов)
Какая птица не вьет гнезда и не высаживает птенцов? (Кукушка)
Почему погибает лес, когда вырубают дуплистые деревья? (В дуплах живут птицы)
Почему яркую божью коровку птицы не клюют? ( Она выделяет едкую жидкость)
У какой птицы самый длинный язык? ( У дятла)
У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуей? (у пингвинов)
Самая маленькая птица? (Королек, колибри)
Где синица вьет гнездо? (В дупле дерева)
Почему гусь выходит сухим из воды? ( Перья птиц смазаны жиром)
Какую птицу в народе называют воровкой? ( Сорока)
Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)
Назовите птицу – символ России. ( Орел)
- Существует множество легенд и мифов о птицах, одну из них мы и просмотрим. Внимание на экран.
Мультфильм « Легенда о птице счастья»
Ведущая: Птицы - это счастье природы.
Ведущий: Давайте же ее мы сохраним!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_ptitsy.docx | 32.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «День птиц»
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения Международного дня птиц;
Задачи:
- Расширять кругозор учащихся, поддерживать интерес к получению новых знаний;
- Развивать познавательные способности , творческий потенциал учащихся, способствовать здоровому духу соревнования;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оформление: рисунки детей на тему « Птицы – наши друзья»
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день, уважаемые дети и взрослые!
Ведущая: Сегодня мы пригласили вас на праздник Птиц.
Ведущий: Птицы – это песнь и полет.
Ведущая: Птицы- дети воздуха.
Ведущая: Птицы – дети радуги.
Ведущий: Перо их переливается всеми цветами.
Ведущая: Птицы – вестники радости.
Ведущий: Птицы – это тайна и красота.
Ведущая: Птицы – это друзья нашего детства.
Ведущий: Сегодня мы отмечаем праздник птиц. Его мы проводим весной, когда наши пернатые друзья возвращаются из дальних стран в свои родные края.
Ведущая: С их голосами, с их пением оживает все вокруг, и становится понятно, что весна – красна не за горами.
Учитель:
- Ребята, птицы - украшение земли. Их веселая, звонкая песня, яркая окраска, оживляя природу, вселяют в нас бодрость, и радость. Птицы не давали покоя людям многие века. Они летели – этого человек не мог, как ни учись, как ни старайся. Человек мечтал о крыльях, но оставался бессилен. А птицы, эти удивительные создания, наделенные даром свободного полета, продолжали, как ни в чем не бывало, парить и будоражить человеческое воображение. Их именовали властелинами воздуха, аристократами неба, детьми бури.
- Уже более 112 лет орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы эта добрая традиция была прервана, а в 1996 году возобновлена. Каждый год выбирается птица года. А в этом году – СКОПА.
- А теперь мы с вами узнаем профессии птиц.
1. ЧТО ЗА ПТИЦА – РЫБОЛОВ? (Баклан)
Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 метров и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке.
2. ЧТО ЗА ПТИЦА – ПЛОТНИК? ( Дятел)
Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых.
3.ЧТО ЗА ПТИЦА ЛЕСНАЯ КОШКА? ( Иволга)
Иволга действительно умеет кричать кошкой.
4. ЧТО ЗА ПТИЦА – СТРОИТЕЛЬ? (Ласточка)
Самыми искусными строителями считают иволгу и ласточку.
5. ПТИЦА – АКРОБАТ (Поползень)
Свое имя эта птица получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает особенно. Поползень – единственная птица, которая умеет бегать по стволу и вверх и вниз головой.
6. ПЕРНАТЫЙ СОЛИСТ (Соловей).
Не даром об этой птице говорят: « В лесном оркестре он первая скрипка- самая трепетная, самая звонкая»
7. НОЧНОЙ ХИЩНИК (Сова)
У этой птицы необычная внешность. Сова – единственная птица, у которой оба глаза «на лице». Но голова совы поворачивается на 180 градусов, поэтому сова может смотреть вбок и даже назад. Сова охотится ночью и питается мышами и глотает их целиком.
8. ЛЕГКОМЫСЛЕННАЯ МАМАШКА ( Кукушка)
Кукушки кладут свои яйца в гнезда разных птиц.
- Если вы прочитаете книгу Виталия Бианки « Наши птицы», то узнаете много интересного о наших пернатых других. Узнаете, кто самый лучший певец, самый искусный строитель, лучший пловец и ныряльщик, лучший летун, бегун, Лазун, какие птицы самые дружные, самые большие и сильные, самые маленькие, самые яркие, самые пушистые и самые смешные.
- А мы продолжаем веселое путешествие по птичьему царству. Предлагаем вам ответить на вопросы.
Ученик 1. КУКУШКА. Как вы думаете, за что кукушка получила свое название?
Название этой птицы очень похоже на ее крик. Хотя кукушка и подкладывает яйца в другие гнезда, она очень полезная птица. Кукушка поедает очень вредных животных в большом количестве. ( звучит голос кукушки)
Ученик 2. Имя Зарянка подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зорю.
Ученик 3. Зяблик. Почему называется так эта птица? Потому, что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, «зябкое», как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали зябликом.
Ученик 4. Ребята, смотрите, смотрите, что это такое? Кругом светлым- светло, а на зеленом дереве огонек вспыхнул.
Ученик 4. 1. Да, нет. Это не огонек. Это ГОРИХВОСТКА. А блеснул хвостик птички. Она и названа так за свой интересный хвост. Он у нее красного цвета, все время подранивает. Поэтому, кажется, что хвост вспыхивает огоньком, будто горит.
Ученик 4. 2. Ты не думай, будто спичка загорелась под кустом. Это птичка-невеличка под кустом трясет хвостом.
Ученик 4. 3. Перья огоньком цвета солнце ярко озарит – Сразу кажется, что это горихвостки хвост горит. (звучит голос горихвостки)
Ученик 5. За что люди так обидели птицу, назвали ее глухарем? Слух у глухаря прекрасный. Достаточно хрустнуть сучком, как он насторожится и тут же улетит. И все же, когда ГЛУХАРЬ поет, или, как говорят, токует, он действительно не слышит постороннего шума. « Песня» глухаря - это непередаваемый буквам , повторяющийся набор щелкающих звуков. Во время этого скрежетание глухарь полностью глохнет. ( Звучит голос глухаря)
Ученик 6. Имя птицы может зависеть и от характера. Бывает, услышишь в лесу чудесный птичий голос: будто кто-то на флейте играет. И вдруг с того же дерева, откуда доносилось мелодичное пение, понесутся такие звуки, что хоть уши затыкай – будто кошке на хвост наступили.
Это ИВОЛГА. Она очень яркая и красивая птица. Слово « иволга» переводится как « неясный характер». Из-за этого она может издавать как красивые так и не приятные звуки. Иволгу зовут и «Лесной флейтой», и «Лесной кошкой». ( Звучит голос иволги)
Ученик 7. Название КЛЕСТ произошло от старорусского слова «клестить», что значит сжимать, сдавливать. Клюв у этой птицы загнут крест - на крест, он словно сжат, сдавлен. За крестообразный клюв, птицу и прозвали клестом.
Птенцы у клестов появляются зимой. Это связано с едой. Ведь клесты питаются семенами хвойных деревьев, а зимой семян много. Поэтому малыши- клесты не боятся замерзнуть. Родители их прокормят и обогреют в гнездах, сделанных в густых лапах хвойных деревьев.
Игра: « Цветок, птенец, дерево»
Польза птиц в природе огромна. И они дороги нам, как незаменимые помощники человека в борьбе за урожай, верные союзники в истреблении вредителей сельхозугодий и лесного хозяйства.
Нашим садам, полям, огородам наносят огромный вред грызуны и насекомые.
Мышь. (Выбегает).
Мы, Мыши, съедаем до четверти всего урожая; обгрызаем молодые деревья в лесу, а зимой – кору плодовых деревьев в саду; переносим возбудителей различных заболеваний.
Насекомые. (Выбегает).
Мы, Насекомые, едим всякие растения, портим зерно, уничтожаем овощи в огородах, фрукты в садах.
Ведущий.
Да, ребята без птиц – не было бы урожая.
( После слов выбегает сова и нападает на мышь)
Сова.
Я, Сова, съедаю за ночь 7-8 мышей. Только одна моя семья уничтожает за год 10 тысяч мышей и этим мы спасаем 20 тонн отборного зерна и тысячи деревьев.
( Выбегает синица)
Синица.
Я, Синица, круглый год – зимой и летом отыскиваю на деревьях вредных насекомых, их личинки и яйца и уничтожаю их.
Ведущий.
Ой, ребята, к нам на праздник еще кто – то пожаловал.
( Смотрит за дверь)
Ага, я вам сейчас загадаю, а вы отгадаете кто же там за дверью.
(Ведущий читает загадку)
Шапка красная на нем
Издали горит огнем.
Он устроился на сук,
Барабанит тук да тук.
( Выбегает дятел)
Дятел.
Да, ребята, я всегда сам выдалбливаю в лесу отличное жилище. А после меня в нем живут разные мелкие птички.
Мухоловка- пеструшка.
А я, Мухоловка – пеструшка, не имею такого крепкого клюва, как дятел. И поэтому нуждаюсь в жилище, сделанном вашими руками ребята. Я обязательно поселюсь в вашем домике, и обещаю вам за это каждый день ловить по 300 мух и комаров, чтобы они вас не кусали. Хотя я и маленькая, но аппетит у меня большой.
Снегирь.
Меня все знают, Снегиря! Все зиму я прокормился в вашем крае рябиной и семенами сорных растений, а теперь улетаю к себе на север. Скоро и там будет весна. До будущего снега!
(Снегирь убегает)
Конкурс « Собери пословицу»
( По одному ученику от каждого класса разделиться га две команды)
- Каждая птица своим клювом света.
- Всякая птица по- своему поет.
Рубрика « Это Интересно»
Ученик из группы « Юные историки»: На Благовещенье – было принято выпускать певчих птиц из клеток на волю. На Руси весну ждали с большим нетерпение и верили, что ускорить приход ее могут птицы. Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в это т праздник отпускать птиц на волю, что бы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтоб вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна. Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
Ученик из группы «Защитники птиц»: В эти дни перелетные птицы по зову миллионов своих птичьих предков летят на север, преодолевая тысячи км. Птицы демонстрируют великое чудо любви к родине, несут благую весть о наступающей весне. Открывают сезон Грачи, следом начинают перелет дикие гуси, утки, журавли, чайки. В Апреле прилетают к нам дрозды, зарянки, зеленушки, зяблики, вьюрки, овсянки. В мае прилетают ласточки. Взрослые и дети в это день благоустраивают место обитания водоплавающих птиц, вывешивают новые кормушки и скворечники.
Ученик из группы « Юные историки»: Старинная русская традиция изготовления скворечников других гнездовой имела глубокий смысл: человек не просто помогает птицам, но через это сам становился ближе к природе, лучше понимал своё единство с ней. Одновременно люди на Руси праздновали приход весны, символически проживая вместе с природой пробуждение от зимней спячки.
( Проверяем Пословицы, дети показывают и зачитывают пословицы)
Ведущий. Еще птицы, друзья, сыграли большую роль в науке. Еще в древности, видя полет птиц, человек мечтал о своем полете воздухе и первые летательные аппараты были подражание полета птиц.
Велика роль птиц и в воспитании прекрасного. Можете ли вы представить весну без песен соловья? Кто из вас не слышал песни жаворонка? ( Слушаем пение птиц)
- Жаворонок одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку. Жаворонка. Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».
- Поэты и композиторы посвятили этой неприметной серенькой птичке свои произведения.
Василий Жуковский «Жаворонок».
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь божий мир здесь вижу я.
И славит бога песнь моя!
- Прилет жаворонка во всех странах связывался с приходом весты. Взрослые выпекали из теста жаворонков и давали сначала корова – в благодарность за молоко да масло; потом овцам - за теплые валенки, варежки да тулупы, а потом детям.
И приговаривали:
Девочка (в руках тарелка с выпеченными жаворонками):
Ой вы, жаворонки, жавороночки,
летите в поле, несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе - овечье,
Третье – человечье.
Ведущая. Мир трудно представить без птиц. И если мы не поможем птицам, то в мире наступит безмолвие. Давайте же будем птиц беречь и защищать! Станем птицам друзьями!
Стихотворение Т. Евдошенко «Берегите птиц».
1.Ученик
О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало.
2.Ученик
Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
3.Ученик
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
4.Ученик
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
5.Ученик
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышишь ты.
Ведущая: Птицы везде- над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц и в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов.
Ведущий: Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от вашего дома, надо знать.
Конкурс «Зимующие и перелетные птицы»
Перелетные: ласточка, скворец, грач, дрозд, овсянка, страус, пингвин.
Зимующие: синичка, ворона, воробей, поползень, сова, куры.
- Проверка конкурса. Дети читают названия птиц, объясняя какие птицы не вошли в группы.
Викторина.
Ведущая: А теперь проведем викторину. Ребята отгадайте
- Какие птицы ночуют, закрываясь в снег? ( Тетерева, рябчики)
- Какие птицы выводит птенцов зимой? ( Клесты)
- Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? ( Стрижи)
- Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)
- У какой птицы поют самки и самцы? ( У снегиря)
- Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? ( Грачи)
- У каких птиц самцы красные, а самки зеленые? (У клестов)
- Какая птица не вьет гнезда и не высаживает птенцов? (Кукушка)
- Почему погибает лес, когда вырубают дуплистые деревья? (В дуплах живут птицы)
- Почему яркую божью коровку птицы не клюют? ( Она выделяет едкую жидкость)
- У какой птицы самый длинный язык? ( У дятла)
- У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуей? (у пингвинов)
- Самая маленькая птица? (Королек, колибри)
- Где синица вьет гнездо? (В дупле дерева)
- Почему гусь выходит сухим из воды? ( Перья птиц смазаны жиром)
- Какую птицу в народе называют воровкой? ( Сорока)
- Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)
- Назовите птицу – символ России. ( Орел)
- Существует множество легенд и мифов о птицах, одну из них мы и просмотрим. Внимание на экран.
Мультфильм « Легенда о птице счастья»
Ведущая: Птицы - это счастье природы.
Ведущий: Давайте же ее мы сохраним!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект мероприятия "Зимующие птицы"
Внеклассное воспитательное мероприятие можно провести во 2 классе, когда проходите тему "Зимующие птицы" по окружающему миру. Оно очень хорошо помогает детям запомнить птиц в игровой форме, а также зн...
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»
Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»
Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...
Викторина «В мире птиц». Внеклассное мероприятие, посвящённое Международному Дню птиц.
закрепить знания детей о птицах, расширить кругозор детей, вызвать интерес к миру природы. -воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.- развивать внимание, память,...
Викторина «В мире птиц». Внеклассное мероприятие, посвящённое Международному Дню птиц. Презентация.
закрепить знания детей о птицах, расширить кругозор детей, вызвать интерес к миру природы. -воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.- развивать внимание, память,...
Конспект мероприятия "День птиц"
"День птиц" - сценарий праздника в 3 классе...
Конспект мероприятия по внеурочной деятельности «Зеленый огонек» на тему: «По страницам книги ПДД»
Конспект мероприятия по внеурочной деятельности «Зеленый огонек» на тему: «По страницам книги ПДД» направлен на профилактику различных видов детского дорожно-транспортног...