Занятие по внеурочной деятельности из курса РПС "Юным умникам и умницам" "В добрый путь!", 3 класс, 2 часть
план-конспект занятия (3 класс)
В этой работе представлено занятие внеурочной деятельности из курса развития познавательных способностей "Юным умникам и умницам" с преобладанием географического материала. Занятие интересное ,познавательное, пропедевтическое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_no18_v_3kl._chast_2.doc | 107 КБ |
prilozhenie_k_uroku.docx | 14.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта внеурочного занятия
Тема: «В добрый путь!»
Курс: развитие познавательных способностей «Юным умникам и умницам»
Класс: 3
Направление внеурочной деятельности: интеллектуальное.
Форма работы: Индивидуально-групповая
Цель занятия: Совершенствование мыслительных операций (различные виды памяти и мышления, внимание, восприятие).
Личностные УУД:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве в парах и группе, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.
Рягулятивные:
- Умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;
- Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные УУД:
- Давать определение понятиям, структурировать знания: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в тетради.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ информации.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
Планируемые результаты:
- Предметные: добывать новые знания; находить необходимую информацию в тетради, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация, план); перерабатывать полученную информацию, осмысливать практическую значимость, полезность приобретае-мых знаний; наблюдать и делать самостоятельные выводы.
- Личностные: самооценка работы своей и работы группы.
Методы обучения: частично-поисковый, личностно- ориентированный, метод развивающего обучения.
Оборудование, материалы: компас, глобус, карта полушарий, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, песня «О путешествии», карточки с условными топографическими знаками, топографические тексты, разрезные карточки с пословицей, «Лесенка успеха», тетрадь №1 для учащихся 3 класса курса РПС «Юным умникам и умницам» автор О.А.Холодова.
Ход занятия:
Этап занятия | Время | Содержание занятия | Планируемые результаты (УУД) | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Орг.момент Цель: Создание благоприятного климата в коллективе, среди сверстников и учителя, определенного положительного, эмоционального фона и развитие интереса к занятию. | 1 | Перед началом занятия в классе звучит веселая, бодрая песенка. -Я очень рада видеть вас сегодня. Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку нашим гостям! С таким замечательным настроением мы начинаем наше заня-тие! Я верю, что у вас всё сегодня получится. А наше занятие будет интересным! Начинаем! | Прослушивает песенку «О путешествиях». Приветствует учителя. Настраивается к занятию. | Регулятивные УУД Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально положитель-ный настрой на урок, созда-ние ситуации успеха, доверия. |
Актуализация знаний. Определение и осознание учащимися целей и задач урока Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности. | 4 | - Ребята, скажите, о чём эта песенка? - Вы любите путешествовать? Кто из вас путешествовал? Куда и с кем вы путешествовали? - Путешествовать можно в одиночку, как современный российский путешественник, священник Фёдор Филиппович Конюхов (мы о нём смотрели ролик на предыдущем занятии), а можно командой. Можно выбрать короткий маршрут, а можно отважиться на длительное кругосветное путешествие. - Может ли человек сразу без подготовки отправиться в путь? - Какими чертами характера должен обладать путешественник? - Скоро лето. Ребята, хотели бы вы отправиться летом в новое путешествие? Я уверена, ваше желание исполнится, но для этого нужна подготовка. - Предположите, какие важные предметы сопровождают любого путешественника? Я загадаю вам загадки, а вы их отгадайте. Посмотрим, ваши предположения окажутся верными или нет. 1. Мне везде найти дорогу 2. Государства и моря — - Всё необходимое для путешествия у нас имеется. - Как вы думаете, чем может помочь в подготовке к путешествию наше занятие «Юным умникам и умницам»? - Раз мы сегодня начинаем подготовку к путешествию, попробуйте сформулировать тему и цель занятия. - Откройте тетради на странице 54. - Рассмотрите задания сегодняшнего занятия 18. - Какие задачи вы поставите себе на сегодняшнем уроке? Как спланируем работу на уроке? | - О путешествиях Ответы детей на вопросы учителя - Нет, путешественник должен хорошо подготовиться. -Он должен быть храбрым, умным, отважным, надёжным, рассудительным, наблюдательным… -Он должен много знать, быть начитан- ным, уметь многое делать из подручных предметов. Ответы учеников. - компас - карта - На занятиях мы развивает внимание, мышление, память… Тема занятия: «В добрый путь!» Цель: -совершенство-вание мыслительных операций. - Развивать память, мы- шление, внимание, умение решать логические и нестандартные задачи | Познавательные УУД. Самостоятельное формулирование познавательной цели. Регулятивные: Постановка учащимися учебные цели и задачи урока; планирование работы, прогнозирование. |
Разминка «Мир живой природы», с.54 Цель: включение детей в работу, подготовка их к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия; развитие сообразительности, быстроты реакции. | 5 | - С чего мы начинаем работать на каждом занятии? - Во время разминки вы должны дать как можно быстрее правильные ответы на вопросы, которые рассчитаны на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти. Будьте внимательны, некоторые из них с подвохом! - Если вы знаете ответ на вопрос, поставьте рядом «+», - затрудняетесь ответить – «?», думал иначе- «- ». - Читаем вопросы и отвечаем на них (с.54).
Подсказка: Появились бубенчики —
(Калибри, обитающая на Кубе. Её длина составляет 57 мм) (Учитель показывает Кубу на глобусе.)
ЭТО ИНТЕРЕСНО! - Сейчас поделится интересной информацией Шалаева Маргарита. - Ну как, у кого вопрос №7 оказался верным? - У кого все ответы правильные? У кого правильных ответов гораздо больше, чем неправильных? | - С разминки Отвечают на вопросы. - Ландыш Ученики показывают на карте известные моря, учитель помогает и корректирует. мини- сообщение подготовленного ученика о Байкале (приложение 1) | Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. |
Тренировка слуховой и зрительной памяти Цель: Развитие слуховой и зрительной памяти, произвольного внимания, развитие умений и навыков индивидуальной работы. Коррегирующая гимнастика для глаз Цель: - профилактика нарушений зрения, развитие двигательной активности ребенка. | 8 2 | - В очень давние времена путешественники не сбивались с курса. Почему? Что помогало им ориентироваться? - Что такое компас? - Какие правила надо соблюдать при работе с компасом? - Сегодня все задания, которые мы будем выполнять, спрятаны в классе. Чтобы их выполнить, надо найти эти задания. ЗАДАНИЕ №1 (находится в северной стороне горизонта) - Путешественник должен научиться разгадывать и расшифро-вывать разные слова. Сейчас мы этим займёмся. Рабочая тетрадь с.54 «Зашифрованные имена» - Внимательно прослушайте ряды слов. Запомните в порядке следования первые буквы каждого слова. Сложив их, вы получите имена девочек и мальчиков. Имена надо записать в тетрадь. 1). ВОЛГА, ОБЬ, ВЯЗЬМА, АЛАТЫРЬ (Вова) - Как назвать одним словом эту группу слов? (Реки) - Какая из этих рек протекает у нас в Мордовии? (Река Алатырь протекает в Ичалковском и Ардатовском районе) 2). КОВЫЛКИНО, АСТРАХАНЬ, ТОЛЬЯТТИ, ЯРОСЛАВЛЬ (Катя) - Как назвать одним словом эту группу слов? (Города) -Какой город из Мордовии? (Ковылкино) 3). ОХОТСКОЕ, ЛАПТЕВЫХ, ЯПОНСКОЕ (Оля) - Как назвать одним словом эту группу слов? (Моря) ЗАДАНИЕ №2 (находится в западной стороне горизонта.) Игра «Тренируем зрительную память». У вас на столах лист с изображением 4-х рамочек. Положите лист перед собой. - Сделайте предположение, какое будет задание? В течение 5 секунд учитель показывает карточку с изображением предмета. Установка: запомните как можно точнее увиденное изображение и зарисуйте в первой рамке. Аналогично проводится работа с другими карточками. Проверка: учитель еще раз демонстрирует карточки. - Обобщите и назовите двумя словами то, что вы сейчас изображали в рамках. - Зачем нужно знать их путешественнику? 1.Моргание (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох. 2. Зажмурить сильно глаза - расслабить (3 раза) 3. Закроем веки, слегка помассируем их пальчиками. 4. «Письмо носом» | - Компас, звёзды, природные признаки. - Прибор для опреде-ления сторон горизон-та. 1.Снять компас с предохранителя. 2. Установить компас на ровную поверхность и соотнести синюю стрелку с буквой «С» на циферблате. Это север. Сзади будет юг, слева - запад, справа - восток. 3. После работы поставить компас на предохранитель. Ученик с помощью компаса определяет северную сторону и находит спрятанное задание. Тренируют слуховую память. Ученик с помощью компаса определяет западную сторону и находит спрятанное задание. Ученик на доске заполняет рамку. - Условные обозначения -Знание условных обозначений пригодят-ся, чтобы читать план местности и ориентироваться. | Познавательные: составление, понимание и объяснение простейшего алгоритма при работе с конкретным заданием; Коммуникативные: активное участие в обсуждениях, возникающих на уроке; ясное формулирование ответов на вопросы других учеников и педагога; Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; участие в обсуждении и формулирова-нии алгоритма выполнения конкретного задания; Личностные УУД: толерантность к чужим ошибкам и другому мнению; отсутствие боязни собствен-ных ошибок и понимание, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи. Регулятивные: действия под руководством учителя Личностные: овладение приемами здоровьесбереже-ния |
Логически- поисковые задания Цель: Обучать детей умению наблюдать, сравнивать, обоб-щать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию; развивать речь. | 15 | ЗАДАНИЕ №3 (находится в южной стороне горизонта.) - Это задание состоит из 2-х частей.
- Как вы её понимаете? (Чем больше ручьёв сливаются в одну реку, тем она многовод-нее, глубже. Люди тоже объединяются, чтобы стать сильнее и крепче при решении любой проблемы или вопроса.)
- Выполнять это задание будем, работая в группах. Вспомним правила работы в группе.
- Прошу занять свои места. - Умение пользоваться планом местности пригодится любому путешественнику или туристу. В плане много различных условных обозначений. Путешественник должен уметь читать тексты, используя условные обозначения. - У каждой группы на столах есть текст и карточка- помощник с условными обозначениями. Вы должны прочитать предло-женный вам текст. - Оцените работу в своей группе. | Ученик с помощью компаса определяет южную сторону и находит спрятанное задание. -Ручьи сольются- реки, Люди соединятся- сила. «Ответственные» оценивают работу своей группы | Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; участие в обсуждении и формулирова-нии алгоритма выполнения конкретного задания; оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Личностные УУД: - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве в парах и группе, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению. |
Нестандартные задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать Цель: Обучать детей умению наблюдать, обобщать, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию; развивать речь. | 5 | ЗАДАНИЕ №4 (находится в северо-восточной стороне горизонта).
(Рабочая тетрадь с.56, упражнение №9) 1). 12- 7 = 5(л)- отлили всего молока в бидон и кувшин. 2). 7 – 4 = 3(л)- входит в кувшин. 3). 5- 3 = 2(л)- отлили молока в кувшин. Ответ: 2 литра молока отлили в кувшин. - Оцени свою работу. | Ученик с помощью компаса определяет северо- восточную сторону и находит спрятанное задание. Решает нестандартную задачу у доски. Проверяет свой ответ. Оценивает собствен-ную деятельность. | Познавательные: -Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя РТ, свой жизнен-ный опыт и информацию, полученную от учителя. - построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. - Перерабатывать получен-ную информацию: делать вы-воды в результате совмест-ной работы всего класса. |
Итог занятия. Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | 5 | 1. Вот и подошла к завершению наша подготовка к путешест-вию. - Какую цель мы ставили в начале урока? - Удалось ли решить поставленные задачи? - Что на занятии у вас хорошо получилось? - Над чем еще надо поработать? 2. Дополните фразы: - Я узнал, что……………………………………………………… - В ходе работы научился………………………………………… - Активно работал в…….………………………………………… - Мне было интересно…………………………………………… - Мне было трудно ……………………………………………….. 3. Оцените свою работу на занятии с помощью «Лесенки успеха»: - Если вы справились с заданием, у вас всё получилось, то поместите человечка (себя) на ступеньку зеленого цвета. - Если у вас возникли затруднения, вы выполнили только часть задания – поместите человечка (себя) на ступеньку желтого цвета. - Если у вас получилось не так как хотелось – поместите человечка (себя) на ступеньку красного цвета. - Вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями, значит, к путешествию подготовились хорошо. - Закончить наше занятие я хочу стихотворением: Кто ничего не замечает Тот ничего не изучает Кто ничего не изучает Тот вечно хнычет и скучает. - Вы хныкали? - Скучали? - Значит…что-то изучали! | - Совершенствовать мыслительные опера-ции. Дополняет фразы. Дети оценивают свою работу на уроке | Познавательные: - умение осознанно и произ-вольно строить речевое выс-казывание; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества со сверстниками, - умение выражать свои мысли. Регулятивные: - оценивание своей работы на занятии, - сравнение полученных результатов с ожидаемыми. |
Приложение 1
Байкал – одно из старинных озер в мире, которое возникло 20 миллионов лет назад. Это самое чистое озеро планеты Земля, поэтому воду из него можно пить без всякой опаски. Она насыщена кислородом, в ней практически отсутствуют микроорганизмы.
Байкал- самый большой водоем в мире с пресной водой, что равняется пятой части запасов питьевой воды в мире. Местные жители используют воду, как источник питья, для приготовления пищи. Питание Байкала водой обеспечивается реками, количество которых составляет 300. Их воды превращают озеро в самое глубокое озеро на Земле (1642 м). Озеро продолжает расти, что связано с движением плит, землетрясениями.
Приложение 2
Видеосюжет о Ф.Конюхове (на предыдущем занятии)
Предварительный просмотр:
Ручьи | Люди | ||
сольются- | соединяются- | ||
реки, | сила. | ||
Ручьи | Люди | ||
сольются- | соединяются- | ||
реки, | сила. | ||
Ручьи | Люди | ||
сольются- | соединяются- | ||
реки, | сила. | ||
Ручьи | Люди | ||
сольются- | соединяются- | ||
реки, | сила. | ||
Ручьи | Люди | ||
сольются- | соединяются- | ||
реки, | сила. | ||
Ручьи | Люди | ||
сольются- | соединяются- | ||
реки, | сила. | ||
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Байкал – одно из старинных озер в мире, которое возникло 20 миллионов лет назад. Это самое чистое озеро планеты Земля, поэтому воду из него можно пить без всякой опаски. Она насыщена кислородом, в ней практически отсутствуют микроорганизмы.
Байкал- самый большой водоем в мире с пресной водой, что равняется пятой части запасов питьевой воды в мире. Местные жители используют воду, как источник питья, для приготовления пищи. Питание Байкала водой обеспечивается реками, количество которых составляет 300. Их воды превращают озеро в самое глубокое озеро на Земле (1642 м). Озеро продолжает расти, что связано с движением плит, землетрясениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Умники и умницы"
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои инте...
Открытое внеурочное занятие по курсу РПС "Юным умникам и умницам" на тему:Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Решение нестандартных задач.
Занятие разработано для 3 класса...
Внеурочная деятельность как средство развития личности на примере курса РПС «Юным умникам и умницам»
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои способности дарования нужно создать условия для развития познавате...
Внеурочная деятельность как средство развития личности на примере курса РПС «Юным умникам и умницам»
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои способности дарования нужно создать условия для развития познавате...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы. Клуб "Умники и умницы"
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способност...
Презентации к курсу "РПС" "Юным умникам и умницам" О.Холодовой, 2 класс
Презентации к курсу "РПС" "Юным умникам и умницам" О.Холодовой, 2 класс...
Рабочая программа по курсу ВУД Юные умники и умницы
Рабочая программа ВУД 1 час в неделю...