Внеурочная деятельность как средство развития личности на примере курса РПС «Юным умникам и умницам»
презентация к уроку по математике (2 класс) на тему

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои способности дарования нужно создать условия для развития познавательных интересов. Данная программа формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеурочная деятельность как средство развития личности на примере курса РПС «юным умникам и умницам » (ИНФОРМАТИКА, ЛОГИКА, МАТЕМАТИКА) Выполнили: Позняк Л.А. Кочешкова Е.А. ГБОУ СОШ № 500 Санкт-Петербург

Слайд 2

- Развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий Цель курса: Принципиальной задачей предлагаемого курса является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.

Слайд 3

Используются задачи разной сложности. Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. В системе заданий реализован принцип «спирали» Решение поисковых задач Особенности организации учебного процесса

Слайд 4

Модель занятия «Мозговая гимнастика» Разминка Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления Весёлая переменка Решение творческо-поисковых и творческих задач Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Слайд 5

Задания на развитие внимания

Слайд 6

Задания, развивающие память

Слайд 7

Задания, на развитие и совершенствование воображения

Слайд 8

Задания, развивающие мышление

Слайд 9

Личностных результатов: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , при поддержке других участников группы и педагога, как поступить . Метапредметных результатов : Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий . Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования

Слайд 10

Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Слайд 11

Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика ). Предметных результатов: О писывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам В ыделять существенные признаки предметов С равнивать между собой предметы, явления О бобщать , делать несложные выводы К лассифицировать явления, предметы О пределять последовательность событий С удить о противоположных явлениях Д авать определения тем или иным понятиям О пределять отношения между предметами типа «род» - «вид » В ыявлять функциональные отношения между понятиями В ыявлять закономерности и проводить аналогии

Слайд 12

Диагностика результатов познавательных способностей № п / п Внимание Вообра- жение Восприятие Память Мышление Задание №1 №2 №3 Есть точка 2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 Фамилия, Имя Кол-во Фигурок за 2 мин. Количество придуманных рисунков Количество Зрит. Слух. Способность сравнивать (дуга) Способн. рассужд. (расплож. предмет.) Способ. к анализу (закон.) Способн. к классиф. (лишнее слово) рисун.. изобра- женных линий количество правильно неправильно правильно неправильно правильно неправильно правильно неправильно рисунков Числит. Правильно Неправильно точно соот. цветом на каранд. В круге 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Слайд 13

Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер, поэтому основное внимание на занятиях обращено на формирование внимания восприятия, мышления, воображения и различные виды памяти. Занятие построено так, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения задания, сложнее становятся выполняемые рисунки. Следует заметить, что занятия содействуют развитию речи, совершенствуют навыки лингвистического анализа, повышают уровень языкового развития, решают проблемы интеллектуального развития детей .

Слайд 14

Спасибо за внимание !!!



Предварительный просмотр:

Слайд 1

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои способности дарования нужно создать условия для развития познавательных интересов. Данная программа формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Она разработана в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей 6 – 10 лет, с учебной нагрузкой 1 час в неделю. Программа построена таким образом, что во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Слайд № 2

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Основные задачи курса: - развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; - развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; - развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; - формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; - формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; - формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Слайд № 3

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). 

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Слайд № 4

Модель занятия

«Мозговая гимнастика» (Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности)

Разминка (Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона.)

Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления.  (данный этап позволяет углубить знания детей, разнообразить методы и приема познавательной деятельности)

Весёлая переменка (Динамическая пауза)

Решение творческо-поисковых и творческих задач (Возможность решать не типовые, поисково-творческие задачи)

Логические задачи на развитее аналитических способностей и способности рассуждать (Ребенок учится производить анализ, сравнение строить дедуктивные умозаключения)

Говорим без слайда:

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов.

Все задания условно можно разбить на несколько групп:

Слайд № 5

Задания на развитие внимания (Сюда относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитее произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределенная.)

Слайд 6 Задания, развивающие память (в рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти в игровой форме.)

картинка

Слайд 7 задание на развитие и совершенствование воображения

Дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий до какого-либо изображения.

Слайд 8 Задания, развивающие мышления

В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями.

Слайд № 9

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса.

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования Личностных результатов: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметных результатов: Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Слайд № 10

Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Слайд № 11

Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметных результатов: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии.

Говорим без слайдов:

Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Слайд №  12

Диагностика результатов познавательных способностей учащихся.

Первая диагностическая работа проводится в начале учебного года. Результаты выполнения заданий заносятся в таблицу. Второе диагностическое обследование проводится в конце учебного года. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, учитель определяет динамику роста познавательных способностей учащихся.  

Слайд № 13

Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер, поэтому основное внимание на занятиях обращено на формирование внимания восприятия, мышления, воображения и различные виды памяти. Занятие построено так, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения задания, сложнее становятся выполняемые рисунки. Следует заметить, что занятия содействуют развитию речи, совершенствуют навыки лингвистического анализа, повышают уровень языкового развития, решают проблемы интеллектуального развития детей.

Слайд № 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность как средство развития личности на примере курса РПС «Юным умникам и умницам»

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои способности дарования нужно создать условия для развития познавате...

Занятие по внеурочной деятельности из курса РПС "Юным умникам и умницам" "В добрый путь!", 3 класс, 2 часть

В этой работе представлено   занятие внеурочной деятельности из курса развития познавательных способностей "Юным умникам и умницам" с преобладанием географического материала. Занят...

Презентации к курсу "РПС" "Юным умникам и умницам" О.Холодовой, 2 класс

Презентации к курсу "РПС" "Юным умникам и умницам" О.Холодовой, 2 класс...

Внеурочная деятельность как средство развития и самореализации личности младшего школьника

Интеллектуальная игра "Экспресс эрудитов".Цель: способствовать формированию нравственных качеств.Задачи:- создать условия для воспитания доброты, милосердия, уважения друг кдругу и окру...

Рабочая программа по курсу ВУД Юные умники и умницы

Рабочая программа ВУД 1 час в неделю...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися с ограни...