Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Умники и умницы"
рабочая программа (1 класс) по теме

Ларионова Татьяна Николаевна

 

          Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. 

  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnicy.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ТИМОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

г. СОЛНЕЧНОГОРСКА - 7

РОССИЯ 14 1 507 Московская область г. Солнечногорск-7 ул. Подмосковная

Тел./факс 994-36-46                                                                E-mail: timon-school@mail.ru

                     «РАССМОТРЕНО»                                                         «УТВЕРЖДЕНО»

          на заседании ШМО                                                                       решением педсовета

           «___» ___________ 201_ г.                                                            Директор _______ Серова В.В.

            Руководитель ШМО                                                                       «___» ____________ 201_ г.

            _______________________                                                           Приказ № ________

                      «СОГЛАСОВАНО»

            Зам. директора по УВР

            ________________________

            «___» ____________ 201_ г.

                   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(внеурочная деятельность, научно-познавательное направление)

По           факультативному  курсу  «Умники и умницы»                                             

Класс          1 «Г»

Количество часов     33 ч.

                                                                                 

                                                                                   Учитель    Ларионова Татьяна Николаевна

2011 – 2012 г

Пояснительная записка

Математику называют царицей наук, потому что нет такой профессии, где бы не применялись знания математики. Но это же  ещё точная и «нудная» наука. Как же увлечь детей цифрами, отрезками, задачами, геометрическими фигурами и т.д. А мы их будем оживлять и превращать, как в сказке, и надеюсь всё у нас получится. 

          Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

   Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

   Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

   Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Кружок создается при  участии  всего  класса.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

                                                     

                                                         

Цели и задачи:

  1. Научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки пространственных отношений.        
  2.  Учить владеть основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, развить необходимые вычислительные навыки.
  3. Учить применять математические знания и представления для решения учебных задач, развивать опыт применять математические знания в повседневных ситуациях.
  4. Учить составлять числовое выражение и находить его значение.
  5. Учить распознавать, называть и изображать геометрические фигуры.
  6. Развивать логическое мышление, зрительную память, умение ориентироваться в пространстве, умение отстаивать свою точку зрения.        

Тематическое планирование занятий в кружке разработано на 4 года (142ч)  начальной школы. Занятия сопровождаются выполнением практических заданий по теме, решение занимательных и логических задач, упражнений на смекалку, проведение игр. Занятия сгруппированы по возрасту детей и прохождением учебного материала, с учётом 1час в неделю. Таким образом, создаётся возможность систематически сочетать изучаемый материал по математике с внеклассной работой, углублять знания учащихся.

 Предполагаемые результаты:

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность, творческие работы
  • самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

Дата

Тема

Характеристика деятельности

Математика – это интересно.

1

Вводное занятие

2

 Как люди научились считать.

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

3

Интересные приемы устного счёта.

устный счёт

4

Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи.

Выполнение заданий тренажёра

 « Занимательная математика»

5

Логические загадки. Задачи в стихотворной форме.

Использовать представленную информацию для получения новых знаний

6

Математические ребусы

Выполнять задания творческого и поискового  характера.

7

Учимся отгадывать ребусы.

составление математических ребусов

Конкурс на лучший математический ребус

8

Практикум «Подумай и реши».

Тестовые задания

9

Решение нестандартных задач.

Игра « Муха» ( Муха перемещается по командам «вверх» , «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки)

Математические горки

10

Путешествие точки. Построение рисунка(на листе в клетку) по алгоритму. Рисуем по клеточкам узор.

работа с алгоритмом

11

Рисуем по клеточкам ракету.

Выполнять задания творческого и поискового  характера

12

Рисуем по клеточкам рыбку

Выполнять задания творческого характера, применять знания  и способы действий.

13

Построение собственного рисунка и описание его шагов.

Выполнять задания творческого и поискового  характера, применять знания  и способы действий.

Волшебная линейка.

14

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

Использовать представленную информацию для получения новых знаний.

15

Построение математических цепочек. Сложение и вычитание в пределах 10.

Выполнять задания творческого и поискового  характера

16

Праздник числа10. Игры « Задумай число», «Отгадай задуманное число».

Выполнять задания творческого и поискового  характера, применять знания  и способы действий.

17

 Игра «Весёлый счёт».

Разноуровневые игры. Найти ,показать и назвать числа по порядку (от1 до 20).Числа от 1 до 20 расположены в таблице не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

18

Конструирование  предметов по точкам с использованием числовой последовательности. Проверка работы.

Моделировать разнообразное расположение объектов.

Лего - конструкторы.

19

Знакомство с деталями конструктора, схемам- инструкциями и алгоритма построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

Учиться работать со схемами - инструкциями;

Понятие слова алгоритм

20

Групповая работа. Построение конструкции по заданному образцу.

Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом.

Весёлая геометрия

21

Из истории геометрии.

Презентация по теме. Отгадывание математических кроссвордов

22

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Математические игры

23

Построение « математических» пирамид: « Сложение в пределах 10».

Использовать представленную информацию для получения новых знаний.

24

Построение « математических» пирамид: «Вычитание в пределах 10».

Моделировать изучение арифметической зависимости.

«Спичечный конструктор»

25

Построение конструкции по заданному образцу.

Использовать представленную информацию для получения новых знаний.

26

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

Моделировать разнообразное расположение объектов.

Задачи - смекалки

27

Задачи с некорректными данными.

Выполнять задания творческого и поискового  характера, применять

28

Задачи, допускающие несколько  способов решения.

Числовые головоломки

29

Решение и составление коссвордов, содержащих числа.

30

Заполнение числового кроссворда

( судоку).

Танграм: древняя китайская головоломка.

31

Составление картинки с заданным разбиением на части.

32

Составление картинки с частично заданным разбиением на части.

33

Составление картинки без  заданного разбиения  на части. Проверка выполнения работы.

Описание материально- технического обеспечения программы

№ п\п

Название объектов и средств материально- технического обеспечения

Количество

1

Библиотечный фонд

А.П Тонких Логические игры и задачи на уроках математики

Ярославль « Академия развития» 1997

О.В.Узорова Олимпиадные работы по математике

Э.В. Гордеев«1200 задач и примеров по математике»

                                                         

3

2

Печатные пособия

школьные канцелярские принадлежности, набор цифр, набор геометрических фигур, предметные картинки, демонстрационный счётный материал, фишки и т. д.

30

3

Технические средства обучения

1

Интерактивная доска, проектор

4

Экранно- звуковые пособия

Презентации , видиофрагменты

10

5

Игры и игрушки

Таблица распределения тем по классам: 

№ п\п

Тема занятий

Всего часов

Аудит

Внеаудит

1

Что значит занимательная математика

1

1

_

2

Математика- это интересно

9

1

5

3

Из истории мер длины

3

1

2

4

Из истории мер массы

3

1

2

5

Происхождение метрической системы мер

1

_

1

6

Из развития счёта

7

4

3

7

Задачи на смекалку

11

_

11

8

Возникновение письменной нумерации

1

1

_

9

Римская нумерация

2

_

2

10

Зарождение календаря и пути его совершенствования

1

1

_

11

Единицы времени

3

1

2

12

Задания на смекалку

10

_

10

13

Возникновение денег .  Игра « Магазин»

1

_

1

14

Конструирование узоров из геометрических фигур

9

_

9

15

Конструирование предметов из геометрических фигур

11

_

11

16

Возникновение математических знаков

1

1

_

17

Происхождение дробей

1

1

_

18

Математическая сказка « Гном, дом и учёный мотылёк».

1

1

_

19

Конструирование фигур из счётных палочек

3

-

3

20

Математические задачи в стихах

7

-

7

21

Задания « Вышивка»

2

_

2

22

Математические кроссворды

6

_

6

23

Математическая сказка о нуле

1

1

_

24

Математическая сказка « Король неуч»

1

1

_

25

Математические ребусы

8

-

8

26

Математическая викторина « Узнай меня»

1

1

-

27

Рисование предметов по точкам

12

_

12

28

Задания найди сходства и различия

10

_

10

29

Конструирование предметов по точкам

5

_

5

30

Игра « Весёлый счёт»

2

_

2

31

Таблица сложения и вычитания

2

_

2

32

Таблица умножения

2

_

2

33

Прямая линия. Кривая. Ломанная.

1

_

1

Всего часов

142

17

125

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вместе с умниками и умницам» 1 – 2 кл

Рабочая программа по внеурочной деятельности«Вместе с умниками и умницам»1 – 2 кл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»

Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. В этом может помочь специальный курс «Юным умникам и умницам»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Юным умникам и умницам". 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Юным умникам и умницам". 3 класс...

Рабочая программа для 1 класса по внеурочной деятельности. Кружок "Юным умникам и умницам".

Материал содержит рабочую программу для 1 класса по курсу О.А.Холодовой "Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика", рабочие тетради в 2-х частях, методическое пособие к рабочим тетрадям...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' 3 класс

Рабочая программа общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой О. А. , содержит развёрнутое тематиче...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу Умники и умницы в 3 классе. ФГОС

По данному курсу УМНИКИ И УМНИЦЫ внеурочной деятельности ( ФГОС) работает вся наша параллель третьих классов (шесть классов) в этом учебном году....

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.         Основные задачи курса:1)развитие мышления...