Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Умники и умницы"
рабочая программа (1 класс) по теме
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnicy.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТИМОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
г. СОЛНЕЧНОГОРСКА - 7
РОССИЯ 14 1 507 Московская область г. Солнечногорск-7 ул. Подмосковная
Тел./факс 994-36-46 E-mail: timon-school@mail.ru
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДЕНО»
на заседании ШМО решением педсовета
«___» ___________ 201_ г. Директор _______ Серова В.В.
Руководитель ШМО «___» ____________ 201_ г.
_______________________ Приказ № ________
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
________________________
«___» ____________ 201_ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(внеурочная деятельность, научно-познавательное направление)
По факультативному курсу «Умники и умницы»
Класс 1 «Г»
Количество часов 33 ч.
Учитель Ларионова Татьяна Николаевна
2011 – 2012 г
Пояснительная записка
Математику называют царицей наук, потому что нет такой профессии, где бы не применялись знания математики. Но это же ещё точная и «нудная» наука. Как же увлечь детей цифрами, отрезками, задачами, геометрическими фигурами и т.д. А мы их будем оживлять и превращать, как в сказке, и надеюсь всё у нас получится.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается при участии всего класса.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Цели и задачи:
- Научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки пространственных отношений.
- Учить владеть основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, развить необходимые вычислительные навыки.
- Учить применять математические знания и представления для решения учебных задач, развивать опыт применять математические знания в повседневных ситуациях.
- Учить составлять числовое выражение и находить его значение.
- Учить распознавать, называть и изображать геометрические фигуры.
- Развивать логическое мышление, зрительную память, умение ориентироваться в пространстве, умение отстаивать свою точку зрения.
Тематическое планирование занятий в кружке разработано на 4 года (142ч) начальной школы. Занятия сопровождаются выполнением практических заданий по теме, решение занимательных и логических задач, упражнений на смекалку, проведение игр. Занятия сгруппированы по возрасту детей и прохождением учебного материала, с учётом 1час в неделю. Таким образом, создаётся возможность систематически сочетать изучаемый материал по математике с внеклассной работой, углублять знания учащихся.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность, творческие работы
- самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
№ | Дата | Тема | Характеристика деятельности |
Математика – это интересно. | |||
1 | Вводное занятие | ||
2 | Как люди научились считать. | выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | |
3 | Интересные приемы устного счёта. | устный счёт | |
4 | Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи. | Выполнение заданий тренажёра « Занимательная математика» | |
5 | Логические загадки. Задачи в стихотворной форме. | Использовать представленную информацию для получения новых знаний | |
6 | Математические ребусы | Выполнять задания творческого и поискового характера. | |
7 | Учимся отгадывать ребусы. | составление математических ребусов Конкурс на лучший математический ребус | |
8 | Практикум «Подумай и реши». | Тестовые задания | |
9 | Решение нестандартных задач. | Игра « Муха» ( Муха перемещается по командам «вверх» , «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки) | |
Математические горки | |||
10 | Путешествие точки. Построение рисунка(на листе в клетку) по алгоритму. Рисуем по клеточкам узор. | работа с алгоритмом | |
11 | Рисуем по клеточкам ракету. | Выполнять задания творческого и поискового характера | |
12 | Рисуем по клеточкам рыбку | Выполнять задания творческого характера, применять знания и способы действий. | |
13 | Построение собственного рисунка и описание его шагов. | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий. | |
Волшебная линейка. | |||
14 | Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. | Использовать представленную информацию для получения новых знаний. | |
15 | Построение математических цепочек. Сложение и вычитание в пределах 10. | Выполнять задания творческого и поискового характера | |
16 | Праздник числа10. Игры « Задумай число», «Отгадай задуманное число». | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий. | |
17 | Игра «Весёлый счёт». | Разноуровневые игры. Найти ,показать и назвать числа по порядку (от1 до 20).Числа от 1 до 20 расположены в таблице не по порядку, а разбросаны по всей таблице. | |
18 | Конструирование предметов по точкам с использованием числовой последовательности. Проверка работы. | Моделировать разнообразное расположение объектов. | |
Лего - конструкторы. | |||
19 | Знакомство с деталями конструктора, схемам- инструкциями и алгоритма построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу. | Учиться работать со схемами - инструкциями; Понятие слова алгоритм | |
20 | Групповая работа. Построение конструкции по заданному образцу. | Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом. | |
Весёлая геометрия | |||
21 | Из истории геометрии. | Презентация по теме. Отгадывание математических кроссвордов | |
22 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | ||
Математические игры | |||
23 | Построение « математических» пирамид: « Сложение в пределах 10». | Использовать представленную информацию для получения новых знаний. | |
24 | Построение « математических» пирамид: «Вычитание в пределах 10». | Моделировать изучение арифметической зависимости. | |
«Спичечный конструктор» | |||
25 | Построение конструкции по заданному образцу. | Использовать представленную информацию для получения новых знаний. | |
26 | Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. | Моделировать разнообразное расположение объектов. | |
Задачи - смекалки | |||
27 | Задачи с некорректными данными. | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять | |
28 | Задачи, допускающие несколько способов решения. | ||
Числовые головоломки | |||
29 | Решение и составление коссвордов, содержащих числа. | ||
30 | Заполнение числового кроссворда ( судоку). | ||
Танграм: древняя китайская головоломка. | |||
31 | Составление картинки с заданным разбиением на части. | ||
32 | Составление картинки с частично заданным разбиением на части. | ||
33 | Составление картинки без заданного разбиения на части. Проверка выполнения работы. |
Описание материально- технического обеспечения программы
№ п\п | Название объектов и средств материально- технического обеспечения | Количество |
1 | Библиотечный фонд | |
А.П Тонких Логические игры и задачи на уроках математики Ярославль « Академия развития» 1997 О.В.Узорова Олимпиадные работы по математике Э.В. Гордеев«1200 задач и примеров по математике»
| 3 | |
2 | Печатные пособия | |
школьные канцелярские принадлежности, набор цифр, набор геометрических фигур, предметные картинки, демонстрационный счётный материал, фишки и т. д. | 30 | |
3 | Технические средства обучения | 1 |
Интерактивная доска, проектор | ||
4 | Экранно- звуковые пособия | |
Презентации , видиофрагменты | 10 | |
5 | Игры и игрушки |
Таблица распределения тем по классам:
№ п\п | Тема занятий | Всего часов | Аудит | Внеаудит |
1 | Что значит занимательная математика | 1 | 1 | _ |
2 | Математика- это интересно | 9 | 1 | 5 |
3 | Из истории мер длины | 3 | 1 | 2 |
4 | Из истории мер массы | 3 | 1 | 2 |
5 | Происхождение метрической системы мер | 1 | _ | 1 |
6 | Из развития счёта | 7 | 4 | 3 |
7 | Задачи на смекалку | 11 | _ | 11 |
8 | Возникновение письменной нумерации | 1 | 1 | _ |
9 | Римская нумерация | 2 | _ | 2 |
10 | Зарождение календаря и пути его совершенствования | 1 | 1 | _ |
11 | Единицы времени | 3 | 1 | 2 |
12 | Задания на смекалку | 10 | _ | 10 |
13 | Возникновение денег . Игра « Магазин» | 1 | _ | 1 |
14 | Конструирование узоров из геометрических фигур | 9 | _ | 9 |
15 | Конструирование предметов из геометрических фигур | 11 | _ | 11 |
16 | Возникновение математических знаков | 1 | 1 | _ |
17 | Происхождение дробей | 1 | 1 | _ |
18 | Математическая сказка « Гном, дом и учёный мотылёк». | 1 | 1 | _ |
19 | Конструирование фигур из счётных палочек | 3 | - | 3 |
20 | Математические задачи в стихах | 7 | - | 7 |
21 | Задания « Вышивка» | 2 | _ | 2 |
22 | Математические кроссворды | 6 | _ | 6 |
23 | Математическая сказка о нуле | 1 | 1 | _ |
24 | Математическая сказка « Король неуч» | 1 | 1 | _ |
25 | Математические ребусы | 8 | - | 8 |
26 | Математическая викторина « Узнай меня» | 1 | 1 | - |
27 | Рисование предметов по точкам | 12 | _ | 12 |
28 | Задания найди сходства и различия | 10 | _ | 10 |
29 | Конструирование предметов по точкам | 5 | _ | 5 |
30 | Игра « Весёлый счёт» | 2 | _ | 2 |
31 | Таблица сложения и вычитания | 2 | _ | 2 |
32 | Таблица умножения | 2 | _ | 2 |
33 | Прямая линия. Кривая. Ломанная. | 1 | _ | 1 |
Всего часов | 142 | 17 | 125 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вместе с умниками и умницам» 1 – 2 кл
Рабочая программа по внеурочной деятельности«Вместе с умниками и умницам»1 – 2 кл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»
Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. В этом может помочь специальный курс «Юным умникам и умницам»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Юным умникам и умницам". 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Юным умникам и умницам". 3 класс...
Рабочая программа для 1 класса по внеурочной деятельности. Кружок "Юным умникам и умницам".
Материал содержит рабочую программу для 1 класса по курсу О.А.Холодовой "Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика", рабочие тетради в 2-х частях, методическое пособие к рабочим тетрадям...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' 3 класс
Рабочая программа общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой О. А. , содержит развёрнутое тематиче...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу Умники и умницы в 3 классе. ФГОС
По данному курсу УМНИКИ И УМНИЦЫ внеурочной деятельности ( ФГОС) работает вся наша параллель третьих классов (шесть классов) в этом учебном году....
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Основные задачи курса:1)развитие мышления...