Открытое внеурочное занятие по курсу РПС "Юным умникам и умницам" на тему:Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Решение нестандартных задач.
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Занятие разработано для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №25»
ЗАНЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по курсу РПС «Юным умникам и умницам»
в 3 классе
Провела:
учитель начальных классов
Трунькина Т.А.
2016г.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Решение нестандартных задач.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИИ: ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВАЯ.
ОБОРУДОВАНИЕ: рабочая тетрадь, карточки с изображением человека для рефлексии, карточки из приложения для развития зрительной памяти, карточки для групповой работы.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, различные виды памяти и мышления)
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
- Совершенствовать мыслительные операции;
- Развивать аналитические способности, устную речь, умение решать нестандартные задачи;
- Формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску;
- Развивать навыки контроля и самоконтроля; уверенность в своих силах, в возможностях своего интеллекта;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников
ОЖИДАЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Развитие у детей познавательных интересов, снижение тревожности;
ФОРМИРОВАНИЕ УУД: ЛИЧНОСТНЫЕ самооценка работы своей и работы группы;
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться планировать учебную деятельность на уроке, свои действия и координировать действия членов своей группы; умение соотносить образец со своей работой;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
КОММУНИКАТИВНЫЕ: уметь слушать собеседника, вести диалог, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЗАНЯТИИ: работа в группах, малых группах (парами), технология подготовки ребёнка к активной познавательной деятельности, технология развития творческих способностей, здоровьесберегающие технологии.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: тетрадь №2 О.А.Холодовой по программе курса РПС (развитие познавательных способностей) для учащихся 4 класса «Юным умникам и умницам». Москва, Издательство РОСТ 2012 год.
Ход урока:
Цель: Создание благоприятного климата в коллективе, среди сверстников и учителя, определенного положительного, эмоционального фона и развитие интереса к занятию. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||
Перед началом занятия в классе звучит веселая, бодрая мелодия. Долгожданный дан звонок – - Я очень рада видеть вас сегодня. Улыбнитесь друг другу, гостям – и начнем! | Эмоционально готовятся к занятию | Регулятивные УУД Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. | ||
Цель: улучшение показателей различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличение объема памяти, повышение устойчивости внимания, ускорение решения элементарных интеллектуальных задач, убыстрение психомоторных процессов. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||
- А с чего мы начинаем обычно наши занятия? - Для чего мы ее выполняем? Выполнение упражнений вместе с детьми. «Качания головой»: дышите ровно, расслабьте плечи и уро-ните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряже-ние. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на гру-ди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки – 3 раза. | - С «мозговой гимнастики». -Чтобы на занятии нам лучше рабо-талось. Выполнение упражнений вместе с учителем. | Регулятивные: действия под руководством учителя Личностные: овладение приемами здоровьесбережения | ||
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||
- Откройте тетради на странице 18. - Рассмотрите задания сегодняшнего занятия 26. - Какие задачи вы поставите себе на сегодняшнем уроке? - Предложите, порядок работы | Открывают тетради, рассматривают задания. Определяют цель своей деятельности. Я хочу развивать зрительную память Я хочу развивать сообразительность Я хочу развивать быстроту реакции Я могу развивать логику Я хочу развивать умение рассуждать Я хочу развивать умение анализировать
| Познавательные УУД. Самостоятельное формулирование познавательной цели. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. | ||
Цель: включение детей в работу, подготовка их к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия; развитие сообразительности, быстроты реакции. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | Деятельность учащихся | Примечание |
- С чего мы начнем работать? - С какой целью мы проводим разминку? - В тетрадях открываем с. 18. Прочитайте вопросы про себя. Если вы знаете ответ на вопрос, поставьте рядом «плюс», если затрудняетесь ответить – «минус». - Итак, на какие вопросы вы не смогли ответить? А кто нашел ответ на этот вопрос? (Проверка)
- Какую работу вы выполняли? - Как вы считаете, вы справились? Оцените себя при помощи шкалы «знаний». Если вы справились с заданием, у вас всё получилось, то поместите человечка (себя) на ступеньку зеленого цвета. - Если у вас возникли затруднения, вы выполнили только часть задания – поместите человечка (себя) на ступеньку желтого цвета. - Если у вас получилось не так как хотелось – поместите человечка (себя) на ступеньку красного цвета. | - С разминки - Мы тренируем быстроту реакции, развиваем сообразительность. Ответы учащихся
- Мы выполняли разминку Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую цветовую ступеньку: Всё получилось только часть заданий выполнена верно не получилось так, как хотелось | Личностные: учебно-познава-тельный интерес к учебному материалу и способам решения задач Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. | ||
Цель: Развитие зрительной памяти, произвольного внимания, развитие умений и навыков индивидуальной работы. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||
- Что мы сейчас будем делать? - Что нам необходимо делать, для того чтобы успешно развить зрительную память? Задание №1. Игра «Внимание». Сначала в течение 5 секунд (на счёт: один, два, три, четыре, пять - про себя) учитель показывает две карточки из приложения №16. Установка: запомните как можно точнее увиденные, изображения и зарисуйте в первых двух рамках. Аналогично проводится работа с двумя другими карточками. Проверка: учителем еще раз демонстрируются карточки. Задание № 2. Очень внимательно прочитайте три раза ряд слов, записанных на доске. Попытайтесь их запомнить: ТРАВА- СЕНО, ЦВЕТОК- БУКЕТ, КАША- ПШЕНО, СТУЛ- СТОЛ. (Учитель закрывает запись.) Ответьте на вопросы:
Задание №3. У вас на столах лежат листы с изображенной фигурой. Что это? У вас есть пазлы- «осколки» пузырька. Задание: найдите к каждому «осколку» такую же по форме часть на пузырьке. Напишите их номера. Какие три осколка лишние? - Итак, мы с вами тренировали память. А какую именно память тренируют выполненные нами задания? - Для чего необходимо тренировать зрительную память? Если вы справились с заданием, у вас всё получилось, то поместите человечка (себя) на ступеньку зеленого цвета. - Если у вас возникли затруднения, вы выполнили только часть задания – поместите человечка (себя) на ступеньку желтого цвета. - Если у вас получилось не так как хотелось – поместите человечка (себя) на ступеньку красного цвета. | - Развивать зрительную память Ответы детей. (Предположительно: внимательно рассмотреть изображения, данные учителем, запомнить их и нарисовать) Дети «рисуют» каждую фигуру в воздухе, а затем - на бумаге. - Это пузырёк. Работа в парах. Дети собирают пазлы. - Зрительную - Человек воспринимает информацию не только на слух, но и зрительно, поэтому и память надо развивать с разных сторон. Всё получилось только часть заданий выполнена верно не получилось так, как хотелось | Познавательные: составление, понимание и объяс-нение простейшего алгоритма при работе с конкретным заданием; Коммуникативные: активное участие в обсуждениях, возникаю-щих на уроке; ясное формулирование ответов на вопросы других учеников и педагога; Регулятивные: выполнение рабо-ты в соответствии с заданным пла-ном; участие в обсуждении и формулировании алгоритма выпол-нения конкретного задания; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. | ||
Цель: Обучать детей умению наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию; развивать речь. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||
- Что мы сейчас будем делать? - Что нам необходимо делать, для того чтобы успешно развивать логику? - Молодцы! Меня радует, что вы работаете, засучив рукава, правильно отвечаете на вопросы, не падаете духом, а берете себя в руки и принимаетесь за дело. - Что вас удивило в моем высказывании? - Такие необычные выражения мы с вами изучали во 2, 3, 4 классе. - Вспомните, как они называются. - Что такое фразеологизмы? Для чего они нужны в речи? Задание № 5. - Прочитайте задание 5. Из речи людей каких профессий пришли к нам такие фразеологизмы? - Проверим. - Значения каких фразеологизмов вам не понятны? Вспомнить их значения Вам поможет ваша память. - Итак, чтобы речь была выразительной, образной, чтобы мы могли понимать и анализировать художественные тексты, нам нужно быть грамотными, правильно употреблять в речи фразео-логизмы, знать их значение. | - Будем развивать логику. - Необходимо внимательно читать задание и мыслить. - Вы произносили необычные выра-жения: засучив рукава, не падаете ду-хом, берете себя в руки. - Фразеологизмы. - Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые служат для более точного и образного выражения наших мыслей. Дети выполняют самостоятельно. | Познавательные: - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учи-теля. - Перерабатывать полученную ин-формацию: делать выводы в ре-зультате совместной работы всего класса. Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. | ||
Цель: - профилактика нарушений зрения, развитие двигательной активности ребенка. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||
- Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть. Отдых у нас будет активным и даже полезным. 1. Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох. 2. Закроем веки, слегка помассируем их пальчиками. 3. Левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой рукой – до кончика носа. Затем быстро меняем положение рук. | Выполнение упражнений вместе с учителем. | Регулятивные: действия под руководством учителя Личностные: овладение приемами здоровьесбережения | ||
Задание 6. - Прочитайте задание. - Сейчас мы будем подбирать и записывать в пустые клетки мета-граммы. - МЕТАГРАММА- слово, которое получается из данного в резуль-тате замены одной из букв на другую. - Изобрёл эту игру британский писатель, математик, логик, фило-соф Льюис Кэрролл. Он вам знаком. Наиболее известные его произведения - «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Например, мама- лама- лапа- папа (на доске) - Для того, чтобы выполнять следующие задания нам нужно объединиться в группы. - Напомните правила работы в группах. Каждой группе раздаётся карточка с таблицей, в которой вписано самое верхнее слово и самое нижнее слово. Между ними 3 ряда пустых клеток для новых слов. - Обсудите в группах и впишите пропущенные слова. - Какую работу вы выполняли? - Как вы считаете, вы справились? Оцените работу своей группы при помощи шкалы «знаний». Если вы работали дружно, помогали найти верное решение, спра-вились с заданием, поместите человечка (себя) на ступеньку зеленого цвета. - Если у вас возникли затруднения, вы выполнили только часть задания – поместите человечка (себя) на ступеньку желтого цвета. - Если у вас получилось не так как хотелось – поместите человечка (себя) на ступеньку красного цвета. (проверка результатов работы в группе) | Дети рассаживаются в группы. Повтор правил работы в группах:
Дети заменяют букву так, чтобы полу-чились новые слова. Выполняют задание и демонстрируют карточки с ответами. Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую цветовую ступеньку: Всё получилось только часть заданий выполнена верно не получилось так, как хотелось | Личностные УУД: толерантность к чужим ошибкам и другому мнению; отсутствие боязни собственных ошибок и понимание, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. | ||
| ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||
- Что мы сейчас будем делать? - Что нам необходимо делать, для того чтобы успешно выполнить задание 9? 1). 200*3= 600 (руб.) 2). 600: 2= 300 (руб.) Проверка: ответ 300 рублей. Аналогично решают задачу №10. 16руб. 52 коп.= 1652 коп. 1). 1652* 3= 4956 (руб.) 2). 4956: 2= 2478 (руб.) Проверка: ответ 24 рубля 78 копеек. - Оцените себя при помощи шкалы. | - Мы будем решать задачи и учиться рассуждать. - Надо внимательно прочитать зада-ние. Вспомнить, как решали подобные задачи.(ПРОПОРЦИЯ) Ученик решает у доски. Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую цветовую ступеньку: Всё получилось только часть заданий выполнена верно не получилось так, как хотелось | Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Регулятивные: участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. | ||
| ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||
- Из оставшихся заданий выполните те, которые вам больше хочется. | Выполнение заданий детьми. Индивидуальная проверка. | Познавательные: логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. | ||
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||
- Какие задачи мы ставили? - Удалось ли решить поставленные задачи? - Что на занятии у вас хорошо получилось? - Над чем еще надо поработать? - Оцените свою работу на занятии с помощью цвета. Дополните фразы: - Я узнал, что………………………………………………………… - В ходе работы научился…………………………………………… - Активно работал в паре, в группе………………………………… - Вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями. Кто может положиться на свою память? - Закончить наше занятие я хочу стихотворением. Кто ничего не замечает Тот ничего не изучает Кто ничего не изучает Тот вечно хнычет и скучает. - Мы хныкали? - Скучали? - Значит… - Что-то изучали! | Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую цветовую ступеньку:
Всё получилось только часть заданий выполнена верно не получилось так, как хотелось | Личностные УУД понимание и оценивание собственного вклада в решение общих задач; Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие "Юным умникам и умницам" по теме "Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи."
Данное занятие проводится в рамках программы "Работа с одаренными детьми" и способствует развитию познавательных способностей учащихся....

Конспект внеурочного мероприятия по теме «Умники и умницы. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умение решать нестандартные задачи».
Тема: Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умение решать нестандартные задачи».Цели: Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, вооб...

Совершение мыслительных операций.Решение нестандартных задач
Занятие проходило в форме познавательно-деятельностной игры: в игровой форме закрепили вычислительные навыки изученных способов решения нестандартных...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций». 3 класс
«Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций»....

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи....

план-конспект занятия "Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Конспект внеурочного занятия "Развитие внимания. Совершенствование мыслительных операций. Решение нестандартных задач" (3 кл)
Студент: Саетгалина Элина, 35 группаНазвание курса: «Юным умникам и умницам» развитие познавательных способностей, автор О.А.ХолодоваНаправленность внеурочной деятельности: интеллектуально...