Дополнительная образовательная программа по краеведению для младших школьников " С чего начинается Родина "
рабочая программа на тему
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Волгоградской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_s_chego_nachinaetsya_rodina.2014g.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 128
Дзержинского района г. Волгограда
Утверждаю Согласовано
Директор МОУ СОШ № 128 Заместитель директора по ВР
______________ /Е.В. Харина/ ____________ /Л.А. Метелкина/
___ __________ 2014г. ___ __________ 2014г.
ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
«С чего начинается Родина»
Программа рассчитана для обучающихся 1-2 классов
Срок реализации программы: 1 год
Автор:
педагог дополнительного образования
МОУ СОШ № 128
Тюниева Лилия Альбертовна
г. Волгоград
2014-2015 г.
Дополнительная образовательная программа по краеведению для младших школьников " С чего начинается Родина "
Пояснительная записка
В начальной школе в связи с принятием Стандартов нового поколения происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей и познавательной активности.
Дополнительная образовательная программа “ С чего начинается Родина ” составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Волгоградской области.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Волгоградской области, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Особенности программы
Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальных классов школы. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, школьный музей Воинской славы, Мамаев Курган, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности
Программа обучения рассчитана на школьников 1-2 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Курс программы рассчитан на год обучения.
Занятия проходят 1 раз в неделю, за год 34 ч
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии Волгоградской области, России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
работать в читальном зале библиотеки;
готовить и выступать с докладами и сообщениями;
работать в семейных архивах;
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
сравнивать и обобщать факты;
воспитывать бережное отношение к своему городу, к школе.
воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Содержание изучаемого курса
Тема 1: Введение (1ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Тема 2: “Мой край на карте Родины” (2 ч)
1.Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
2. Творческая работа “Загадочный мир названий”.
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 3: “Я и моя семья” (3 ч)
- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
Творческий конкурс - “Старая фотография рассказала…”
- Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 4: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить” (2 ч)
1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 5: “Моя улица” (2 ч)
Урок-экскурсия по улицам города Волгограда. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.
Форма контроля: эссе “Прогулка по улицам моего района”.
Тема 6: “Наша школа” (2 ч)
- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).
-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.
Тема 7: “Моя малая Родина” (2 ч)
1. Экскурсия по городу, по микрорайону.
2. Знакомство с историческим Царицыным, архитектурные объекты старого Царицына, памятники.
Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.
Тема 8: “Природа нашего края” (6 ч)
1. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Волгоградской области. Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны. Территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
2. Памятники природы района.
3.Объекты природы своей области.
4. Климат (2 ч)
Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.
Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление “розы ветров” за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории города, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении).
Практические занятия:
- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
а) в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
б) в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);
в) операция “Чистый двор”.
Тема 9:“Что дает наш край стране” (2 ч)
1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.
2. Экскурсии на предприятия.
3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.
Форма контроля: сочинение-рассуждение “Что дает наш край стране”.
Тема 10: “Наш край богат талантами” (2 ч)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край. Знакомство с книгой «Славные люди земли Волгоградской»
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков
Тема 11: “Наш край в годы Великой Отечественной войны” (3 ч)
Форма урока: видеоурок, беседа.
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Творческая работа “Расскажи о своем герое”. Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.
3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
4. Экскурсия силами детей в места боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.
Тема 12: “Герб района” (2 ч)
1. Лекция по геральдике.
2. Творческая работа по созданию символа (герба) своего района.
Тема 13: “Красная книга родного края” (2 ч)
Совместно с учителями географии, биологии обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.
Творческая работа-создание Красной книги микрорайона.
В течение года будет продолжена работа над проектом «С алфавитом по родному краю от А до Я» в рамках программы дополнительного образования. В алфавитном порядке, в доступной форме, с использованием иллюстраций, загадок, стихов, лабиринтов даются сведения по природе и истории волгоградского края. Каждая буква алфавита раскрывает перед юным волгоградцем чудеса родного края, его красоту, щедрость природы настоящего, неповторимость прошлого. Буквы алфавита являются настоящими путеводителями по родным просторам волгоградской области. В целом азбука - это мини-энциклопедия для маленького волгоградца, начинающего познавать родной край.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
Тема | Количество часов | всего часов | |||
теория | практика | экскурсии | массовые мероприятия | ||
1. Введение | 1 | - | - | - | 1 |
2. Мой край на карте Родины | 1 | 1 | - | - | 2 |
3 .Я и моя семья | 1 | 2 |
| - | 3 |
4. Дом, в котором я живу или хотел бы жить | 1 | 1 |
|
| 2 |
5. Моя улица |
| 1 | 2 | - | 3 |
6. Наша школа |
| 1 | 1 |
| 2 |
7. Моя малая Родина | - | 1 | 1 |
| 2 |
8. Природа нашего края | 3 | 3 |
| - | 6 |
9. Что дает наш край стране |
| 1 | 1 | - | 2 |
10. Наш край богат талантами |
| 1 | 1 |
| 2 |
11. Наш край в годы Великой Отечественной войны | 2 | 1 | 1 | 3 | |
12. Герб района | 1 | 1 |
|
| 2 |
13. Красная книга родного края. | 1 | 1 |
|
| 2 |
Всего часов: | 12 | 15 | 6 | 1 | 34 |
Методическое обеспечение:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.
Программа «Краеведение» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
Список использованной литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.(Стандарты второго поколения).
- Воспитание маленького волжанина. Программа для педагогов и родителей по воспитанию детей М.: Планета, 2011(серия «Наш Волго-Донской край»)
- Скрипкин А.С., Луночкин А.В., Курилла И.И. История Волгоградской земли от древнейших времен до современности. М.: Планета, 2011.(серия "Наш Волго-Донской край").
- Волгоград: хроника истории 1589-1989гг. Волгоград: Ниж.-Волжское кн. Изд.2004г.
- С.А. Аргасцева, Л.В. Гуренко,«Свод историко-архитектурного наследия Царицына-Сталинграда-Волгограда»(1589-2004гг.) Волгоград. Изд. Панорама 2004г.
- «Памятники и памятные места Волгограда» Сост.Чемякин. Волгоград. «Универсал»1998г.
- Великая Отечественная война,1941-1945. События. Люди. Документы.: Краткий ист. Справочник/ Под общ.ред. О.А. Ржешевского 1995г.
- «Летопись Великой Отечественной.1941-1945: Краткая иллюстрированная история для юношества.» В.А.Таборко М.:Мол.Гвардия,1985г.
- «Великая Отечественная война. Цифры и факты». Г.Ф.Кривошеев. М. «Просвещение»1995г.
- «Города-герои Великой Отечественной войны» Атлас. М.1999г.
- «Путеводитель по Волгограду» Н.Т.Морозова Волгоград 2000г.
- «Мамаев курган: Альбом. - Волгоград-2000г.
- «Битва за Сталинград» Волгоград-2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "С чего начинается Родина!. 1 класс
Патриотическое воспитание должно начинаться с осознания окружающего мира того места, где проходит жизнь маленького человека в данный момент. Надо впитать гордость за значимость человека в этом мире. М...
Письменный мини-опрос № 2 Окружающий мир 3 класс, часть II "Моё Отечество" Система "Школа 2100" Тема: "С чего начинается Родина?"
Мини-опрос по теме: "С чего начинается Родина?". Окружающий мир, учебник, частьII "Моё Отечество" Система "Школа 2100" 3 класс Вопросы сформулированы так, чтобы дети могли быстро, с минимальной ...
Вводная презентация "С чего начинается Родина..."
Данная презентация знакомит учащихся с проектом "С чего начинается Родина" и помогает выявить уровень знаний учащихся по теме проекта....
конспект занятия по краеведению в средней группе "С чего начинается Родина?"
Знакомство с историей родного города. Совместное изготовление (рисование, аппликация) детьми и родителями родовых деревьев. Конкурс рисунков «Мой город», «Моя улица»....
Гражданско-правовое воспитание младших школьников. Проект «С чего начинается Родина?»
Начальной школе необходимо принять участие в создании и реализации проектов, способствующих переоценке духовных ценностей, уважению к стране, где родились, живем и трудимся. Реализация таких проектов ...
Классный час по краеведению "С чего начинается Родина"
Классный час"С чего начинается Родина" составлен на исследовательском материале о маленьком поселке на Дальнем Востоке.Материал подбирался из местных газет, районного музея....
- Мне нравится (1)